THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Проведенная налоговая проверка (в том числе и выездная) завершается составлением акта налоговой проверки. В нем должны быть отражены все выявленные в ходе проведения проверки налоговые правонарушения. Такой результат налоговой проверки с суммой доначислений по налогам должны быть указаны в акте налоговой проверки, на основании которого руководитель налоговой инспекции примет решение о привлечении компании налогоплательщика и его руководителя к налоговой ответственности. Один экземпляр акта налоговой проверки обязательно должен быть вручен проверенному налогоплательщику, а последний, в свою очередь, вправе подать на такой акт свои письменные возражения. Также немаловажным является то, что отраженные в акте факты совершения налогового нарушения влияют на окончательное решение руководителя налоговой инспекции.

Требования к оформлению акта налоговой проверки поименованы в статье 100 Налогового кодекса РФ. Ранее в нашей статье «Оформление результатов налоговой проверки» (статью можно посмотреть тут ) мы уже рассказывали о том, как составляется акт налоговой проверки и в какой момент налогоплательщиком могут быть поданы на такой акт письменные возражения. Пункт 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ устанавливает двухмесячный срок на составление акта налоговой проверки с момента оформления справки об окончании проведенной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки – это документ информационного характера, который абсолютно не несет никакой правовой природы. Он всего лишь содержит зафиксированные проверяющим налоговым инспектором факты совершенных налогоплательщиком нарушений и в дальнейшем подлежит проверке руководителем налоговой инспекции при рассмотрении материалов налоговой проверки в совокупности со всеми другими собранными при проверке доказательствами.

Право проверяемого налогоплательщика на подачу письменный возражений на акт налоговой проверки закреплено в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым, срок на подачу таких возражений составляет 30 (тридцать) дней, причем сделать это налогоплательщик может как на весь акт в целом, так и на его отдельные положения, с которыми он не согласен.

К письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлен десятидневный срок для вынесения руководителем налоговой инспекции решения по результатам проведенной налоговой проверки, который начинает исчисляться после истечение 1 (одного) месяца, оговоренного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В данной статье мы более подробно расскажем о порядке подачи налогоплательщиком возражений на акт выездной налоговой проверки , а также о сроках рассмотрения поданных на акт налоговой проверки возражений налоговой инспекцией.

Порядок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

При несогласии проверяемого налогоплательщика с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, в том числе с его выводами и предположениями проверяющих налоговых инспекторов, налогоплательщик или его уполномоченный представитель вправе подать в налоговую инспекцию, проводившую проверку, возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ). Возражения на акт налоговой проверки подаются налогоплательщиком в территориальное отделение налоговой инспекции, проводившей соответствующую налоговую проверку. Руководитель юридического лица-налогоплательщика или его уполномоченный представитель вправе подать возражения на акт налоговой проверки лично на бумажном носителе через канцелярию налоговой инспекции, а также путем направления возражений по почте в установленном порядке, однако в последнем случае, должно учитываться время пересылки (см. п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Если одновременно с возражениями на акт налоговой проверки передаются приложения, налогоплательщиком должны быть соблюдены требования, установленные статьей 93 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • документы на бумажных носителях предоставляются в виде их заверенных копий;
  • формы должны быть заверены подписью и печатью руководителя организации (или ИП);
  • листы копий документов должны быть прошиты и пронумерованы;
  • в случае подачи документов в электронном виде они должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Определенно установленных требований к оформлению налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, существуют лишь практически сложившийся порядок. Например, содержание письменных возражений на акт налоговой проверки должно быть примерно следующим:

  • реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
  • дата и место представления возражений;
  • даты начала и окончания проверки;
  • период проведения проверки;
  • наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.
  • конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
  • законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
  • сложившаяся в регионе подачи возражений на акт налоговой проверки арбитражная практика (см. Письмо ФНС России от 11 мая 2007 года № ШС-6-14/389@).

В случае если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении ее материалов (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной . Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Права налогоплательщика при подготовке и подаче возражений на акт налоговой проверки. Подготовка к рассмотрению материалов проверки

Нередки случаи, когда проверяемый налогоплательщик по тем или иным причинам не представил в установленный сроке свои письменные возражения на акт выездной налоговой проверки. В таком случае он может руководствоваться пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ и принимать участие в обсуждении содержащихся в акте налоговой проверки данных при рассмотрении материалов проверки и вносить свои устные замечания/пояснения под протокол. Проверяющая налоговая инспекция обязана уведомить проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Основная задача налогоплательщика грамотно представить свои возражения по существу, например в отношении:

  • Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
  • Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
  • Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
  • Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.

При этом налогоплательщику желательно одновременно с возражениями на акт налоговой проверки подавать документы, подтверждающие его возражения, хоть налогоплательщик формально и не обязан этого делать, но приобщать их все же рекомендуется. Доводы, приведенные налогоплательщиком в форме возражения по проверке, рассматриваются только при их существенности. Налогоплательщику при предъявлении своих аргументов о несогласии с актом налоговой проверки необходимо избегать частых ошибок:

  • Отсутствие в документе данных, позволяющих рассмотреть позицию налогоплательщика (основания для возражений должны быть аргументированными).
  • Отклонение от правил написания делового письма. В обращении неприемлемы эмоциональные выпады и аргументы, не имеющие указаний на законодательные акты или доказательную базу.
  • Нарушение установленных сроков представления. При подаче возражений позже отведенного срока рассмотрение акта производится без принятия в расчет опротестовывающих данных.

Суть в том, что по смыслу пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности приводятся доводы проверяемого лица, которые он использует в свою защиту, а доводы проверяемого лица налоговой инспекцией проверяются на основании доказательств, поэтому лучше подстраховать себя и приобщить к возражениям все имеющиеся у Вас доказательства. Налоговый орган, в свою очередь, не несет обязанности доказывать обстоятельства, на которые ссылается проверяемое лицо как на основание своих возражений. Задача налогового органа в таком случае, обеспечить проверяемому лицу возможность представить имеющиеся у него доказательства, а не собирать их за него самостоятельно.

Срок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

Как уже указывалось ранее, если налогоплательщик не согласен с содержанием или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, то налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения к такому акту (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС РФ от 07.08.2015г. № ЕД-4-2/13890).

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего за днем вручения акта налоговой проверки лично налогоплательщику, либо на седьмой день при получении по почте. Письменные возражения к акту налоговой проверки проверяемым лицом предоставляются в следующие сроки:

  • в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;
  • в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки (для консолидированной группы налогоплательщиков).

Точная дата рассмотрения материалов проведенной налоговой проверки устанавливается в пределах десятидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, в которой уточнено, что десятидневный срок рассмотрения материалов налоговой проверки начинает исчисляться со дня истечения пятнадцатидневного срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки проверяемым лицом. Здесь важно отметить, что окончание пятнадцатидневного срока для подачи возражений, влечет за собой лишь начало исчисления десятидневного срока для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки

За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.

При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:

  • рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
  • срок исчисляется в рабочих днях;
  • при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
  • период может быть увеличен в пределах одного месяца.

Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки. Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.

Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.

В завершение отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2016г. № А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п. Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

Об итогах камеральной проверки организация узнает из акта. При несогласии с содержанием этого документа, фирма вправе подать на него возражения личным посещением ИФНС или заказным письмом.

Обязательные понятия

Для правильного написания возражения на акт камералки нужно изучить действующее законодательство по данному вопросу. Чтобы понять его правильно, сначала нужно ознакомиться с необходимыми терминами. К основным из них относятся следующие:

  • ИФНС, ПФР, ФСС.
  • Камеральная ревизия.
  • Акт итогов контроля.
  • Налоговая отчетность.
  • Возражение.

Правом на совершение камералки обладают ИФНС, фонды: соцстрах и пенсионный. Данные организации вправе затребовать отчетность проверяемого субъекта. Наибольшей властью наделена налоговая инспекция. Данная структура вправе не только затребовать документы, но изъять их, провести инвентаризацию, допрос и иные дополнительные мероприятия.

Камеральная ревизия представляет собой процедуру аудита всех перечислений в пользу государственных структур: проверку деклараций по налогам, правомерность использования льгот и вычетов, выявление недоимки.

По итогам вышеописанной ревизии составляют акт о ее результатах. Данный документ является юридическим. Он выдается в течение 10 дней с даты окончания контрольных мероприятий представителю организации.

Все выявленные недочеты нужно обязательно исполнить. При несогласии фирмы с указанными в документе ошибками, она вправе представить свои письменные возражения.

Нормативная база

Процедура проверки и написание возражения регулируются нормативной базой РФ. К особоважным из них относятся следующие:

Статья налогового кодекса Основной смысл статьи
88 Рассматривает самые актуальные вопросы проведения камералок всех типов.
93 Законность требования документации у проверяемой организации.
93.1 Право ИФНС запрашивать информацию у контрагентов.
90 Право налоговиков на свидетельский опрос.
95 Порядок проведения экспертиз.
87 Допустимость привлечения сторонних экспертов.
91, 92 Осмотр документации и имущества.
100 Срок составления акта об итогах ревизии.
139.2 Список обязательных данных, содержащихся в возражении.
ФЗ 153 от 02.07.13 Содержит поправки к статье 139.2 НК
Письмо Минфина от 11.05.12 № 03-02-07/1-122 Ссылки на статьи, определяющие порядок представления бумаг для проверки.

Обжалование полученного акта

Возражение на акт ревизии не имеет в настоящее время унифицированной формы.Главное, чтобы документ содержал определенную информацию. Подписывает его руководитель или доверенный им человек, например главбух.

Процедуру обжалования можно представить в следующем порядке:

  1. Фирме выдается акт по итогам ревизии.
  2. Руководитель, юристы, бухгалтер фирмы рассматривают его содержание.
  3. При необходимости составляют возражение.
  4. Документ отсылают почтой или доставляют лично.

Фирме необходимо иметь подтверждение о своевременном получении ИФНС возражения. Это может быть отметка канцелярии налоговой о принятии документа либо почтовая квитанция.

Документ на обжалование акта состоит из трех частей:

Возражение может составляться с помощью компьютера и принтера. К нему прилагают копии оправдательных документов, скрепленные печатями и подписанные. Делать это необязательно, однако их наличие может повлиять на положительное решение вопроса.

Пример.

Итогом камеральной проверки ООО «Нефтепром» инспекция отказала в возмещении НДС на сумму 9 млн. рублей. ИФНС выявила факт поступления на счет компании суммы налога в 45 млн. рублей в ревизионном периоде. Эти средства инспектора включили в налогооблагаемую базу. В итоге одни и те же операции оказались обложены налогом повторно.

Организация подготовила возражения с приложением первички, доказывающей, что поставляемые товары отражались в декларациях прошлых периодов, когда и проходила поставка. По данным возражений ИФНС приняла решение о возмещении суммы НДС.

Вводная часть документа

Заполнение возражения на акт ИФНС начинается с вводного раздела. Он должен содержать следующие данные:

  • Информацию о проведенной ревизии;
  • Причины на ее осуществления;
  • Продолжительность с фиксацией дат начала и окончания;
  • Перечисление проверяющих лиц;
  • Номер и дата полученного акта.

Сформулировать суть данного раздела можно так: «ИФНС ­­­­____ района _____ области в период с ____ по ____ осуществила камеральный контроль, по итогам которого составила акт № ____ от ____.

Часть-описание содержит все аргументы организации, на основании которых акт целиком или его части признаются недействительными. Факты приводятся во всех подробностях.Отражают факторы, повлиявшие на принятие фирмой своих решений. По возможности нужно подкреплять суждения ссылками на ФЗ, пояснения Минфина, постановления ИФНС, судебную практику. Оспорить подобную информацию будет очень непросто.

Указать стоит на неточности в арифметических расчетах, если таковые имеются, искажение фактов, некорректное понимание обстоятельств хозяйственной деятельности организации.

Все нарушения нужно описывать последовательно, опираясь на их деление на группы:

  1. Несоблюдение порядка процесса ревизии.
  2. Несоблюдение законодательных требований по налогам.

Если фирма выдвигает претензии только к процедуре проверки, то ИФНС может провести дополнительные контрольные мероприятия для устранения своих упущений.

Раздел резолюция

В резолюции возражения делается обобщение: указывается сумма доначислений, с которой фирма не согласна с разбивкой на периоды.

Формулировка данной части может быть такой: « Учитывая вышеизложенное и представленные поясняющие документы, просим отменить ревизионный акт (либо его пункты)№ ____ от ___ и отменить суммы недоимки в размере ____ и штрафа: ____.»

В резолюции следует попросить налоговиков уведомить фирму о дате, времени и месте рассмотрения возражения. Обязательно указать контактные данные.

Если к возражению приложены копии документов, нужно составить их опись. В ней указать наименования бумаг, реквизиты, число листов. Заверяется печатью и подписью каждая копия.

Написать возражение на акт следует в течение месяца с момента его получения. До окончания этого срока ИФНС не может принять решение по итогам ревизии. Если акт ИФНС отправляет по почте, то месячный интервал подачи возражения увеличивается еще на 6 дней. Днем получения документа признается шестой день с момента отправки.

Если фирма по уважительным причинам не представила возражения в срок и дала пояснения, ИФНС может продлить его.

Если доводы организации не обоснованы, налоговики не будут рассматривать их.

Пример.

Организация обжаловала претензии ИФНС на сумму 7 млн. рублей, предъявленные по итогам камеральной ревизии.

В решении инспекции указано, что налоговая выгода была получена фирмой в результате сотрудничества с недобросовестными контрагентами. В итоге ее признали обоснованной и отменили решение полностью. Суммы налогов, пеней и штрафов, уплаченных организацией по решению, ИФНС возместила на счет фирмы.

Компания подала заявление на возмещение излишне перечисленных налогов. Инспекция выплатила ей требуемую сумму в размере 700 тыс. рублей.

Дальнейшие действия

Руководитель или заместитель ИФНС рассматривает возражение, ревизионный акт и иные имеющиеся материалы и выносит на их основании решение.

ИФНС обязана проинформировать организацию о месте, дате и времени рассмотрения материалов ревизии. Представитель фирмы вправе ознакомиться с бумагами процесса. Каждый плательщик налогов вправе посетить эту процедуру лично или через доверенное лицо. Комиссия состоится и примет решение в любом случае: в присутствии представителя фирмы или без него.

Налогоплательщик может и не писать возражение на акт ревизии, а прийти на комиссию и выдвинуть свои требования в устной форме. Разрешено представить дополнительные бумаги к рассмотрению, которые ИФНС ранее не запрашивала. Ревизоры обязаны принять их и изучить.

В процессе вынесения решения можно дополнить ранее представленные возражения дополнительными фактами в свою защиту. Можно вовсе отказаться от своих возражений. В случае привлечения к ответственности и наличии переплаты по налогам следует обратить на это внимание ревизоров.

Дополнительные требования налоговики должны зафиксировать в протоколе рассмотрения материалов ревизии. Представителю организации выдают один экземпляр этого документа. Это свидетельствует о рассмотрении всех фактов и вынесении решения с их учетом.

Если претензий к ревизорам у фирмы нет, можно явиться на комиссию и ходатайствовать о смягчении наказания. Согласно ст. 114 НК при наличии хотя бы одного смягчающего вину обстоятельства налоговики снизят размер санкций минимум вдвое.

Досудебные действия и сроки их проведения представлены в таблице.

Если урегулировать разногласия с ИФНС не получается в мирном ключе, фирма вправе подать в суд по адресу регистрации . Это допустимо при реализации полного перечня досудебных мероприятий. Данная информация содержится в ст. 101.2 НК и ст. 148 АПК РФ.

Вопросы и ответы по теме камеральной проверки

Вопрос № 1. Возник спор с налоговой по перечислению НДС. В акте по камеральной ревизии ИФНС ссылается на практику других судов. Могут ли они использовать это в качестве нормы права?

При несогласии с текстом акта пишется возражения в том числе и на ссылку на решения других судов. Судебные решения не являются нормой права.

Вопрос № 2. Как поступить, если нет возможности явиться в ИФНС для вручения акта по итогам камералки? Я нахожусь в другом городе и не могу потратить время и деньги на переезд. Что делать, чтобы не привлекли к ответственности по ст. 19.4 КоАП (неисполнение требования сотрудника госнадзора)?

Нужна выдать доверенность представителю, который сможет съездить в налоговую. Если это невозможно, то у отсутствующего лица должны иметься оправдательные бумаги, подтверждающие невозможность визита. Например, командировочное удостоверение, билет на проезд. Обжаловать решение об установленной ответственности за нарушение можно в суде по месту жительства.

Вопрос № 3. Вправе ли сотрудник, находящийся на больничном листе, подписывать акт проверки?

Да, имеет право.

Вопрос № 4. Организация получила акт о результатах камеральной проверки 30 января 2016 года. Какой предельный срок подачи возражений?

Если в месяце, следующем за моментом получения акта дней меньше, чем в предыдущем, крайней датой отправки возражений будет последнее число следующего месяца. В данном случае этот день пришелся на 29 февраля 2016 года.

Вопрос № 5. ИФНС в ходе ревизии выявила недоимку. На это организация написала возражение. Налоговая сообщила о каком-то приостановлении работы инспектора и что деньги спишут со счетов в бесспорном порядке. Что они имеют в виду?

Без решения суда штрафы не могут списываться. Но такое решение может приниматься без участия организации. Недоимка и пени списываются в безакцептном порядке по распоряжению ИФНС по инкассовому поручению. Предварительно ИФНС обязана отправить фирме требование на добровольную уплату средств.

Итак, оформление возражение применяется при наличии разногласий по результатам камеральной проверки. Этот документ часто помогает организации в устранении конфликта с ИФНС и снижении размера налоговых санкций.

После введения новой формы 6 НДФЛ возможности налоговых органов расширились. Они вправе провести камеральную проверку.

Если выявлены разногласия, на организацию может быть наложен штраф. В случае несогласия с действиями налоговой, налогоплательщик вправе составить письменное обращение в налоговую службу. Образец возражения на акт камеральной налоговой проверки по 6-НДФЛ приведен ниже.

Камеральная проверка в 6 НДФЛ

Камеральную проверку налоговые службы проводят на своих рабочих местах без непосредственного выезда в организации. Их действия обусловлены в письме БС-4-11/3852 ФНС.

Отчет 6-НДФЛ проверяется путем сличения контрольных соотношений:

  • Дата выполнения и предоставления формы;
  • показатели в строке 020 должны быть больше либо равны показателю в строке 030;
  • те же критерии и для строк 040 и 500 (больше или равны);
  • расчет НДФЛ с учетом процентной ставки и примененных в данный период времени вычетов.

Затем сличаются платежи:

  • Разница значений по стр. 070 и стр. 090 равна суммам, которые прошли по банковским впискам.
  • дата платежа НДФЛ, который прошел через банк должна быть раньше даты в стр. 120.

Третья группа камеральной проверки 6 НДФЛ сопоставляет декларацию по налогу на прибыль только в отчете за календарный год:

  • Итоги по стр. 020 в отчете 6-НДФЛ должны совпадать с такими же значениями в стр. 020 второго приложения к декларации;
  • стр. 025 в форме должна совпадать с величиной дохода по тому же коду во 2-м приложении к декларации;
  • НДФЛ по стр. 040, который рассчитан по ставке в стр. 010, должен быть равен налогу по такой же ставке в стр. 030 приложения №2 к декларации на прибыль;
  • стр. 080 с информацией о неудержанном НДФЛ, должна быть равна сумме по стр. 034 во 2-м приложении к декларации;
  • данные о сотрудниках, получивших зарплату в календарный период, должны быть равны количеству приложений №2 к декларации по прибыли.

В случае обнаружения расхождений, налоговики выставляют требование о предоставлении пояснительных данных по отчету.

Сроки проведения камеральной проверки по 6 НДФЛ

Сроки проведения проверки определены в статье 88 Налогового Кодекса и составляют 3 месяца со дня поступления отчета в налоговую инспекцию.

Согласно п. 5 ст. 100 Налогового Кодекса, требование должно быть вручено физическому лицу. Время на составление требования в течение 10 дней с даты окончания проверки.
После этого периода все процедуры по проверке заканчиваются. На что составляется заключение о достоверности расчетных значений.

Когда придется писать пояснения к 6 НДФЛ

Бывают случаи, когда организация не согласна с результатами контроля. В таком случае ей необходимо написать возражение. Свои доводы лучше подавать в письменной форме:

  • Так организация доказывает серьезность своих намерений;
  • возражения в устной форме налоговыми службами не принимаются:
  • это будет доказательством в дальнейших судебных спорах.

Документ с возражением следует подавать только в том случае, если организация абсолютно уверена в своей правоте. Следует найти убедительные причины, чтобы контрольные или судебные органы приняли сторону налогоплательщика.

Нужно быть готовыми к дополнительным проверкам, в результате которых могут быть выявлены более серьезные факты нарушений. Поэтому перед подачей возражений следует тщательно проверить все показатели, НДФЛ и документы.

Почему налоговики запросят пояснения по 6 НДФЛ

В случае обнаружения несопоставимых или недостоверных значений налоговики обязательно уведомляют о них организацию, которая заполняла форму 6-НДФЛ и требуют предоставить пояснения о причине возникновения нестыковок:

Ответственность

Не все ошибки в форме 6-НДФЛ приводят налогоплательщика к налоговой ответственности. Для того, чтобы организации было выписано взыскание, необходимо два условия:

  1. Если нарушения связаны с ошибкой, в результате которой произошла недоимка НДФЛ в карточке налоговой. Это может произойти, если во втором разделе формы 6-НДФЛ был завышен налог, но в бюджет перечислена правильная сумма;
  2. ошибка нарушила права сотрудников, например, право на вычет.

Сумма штрафа за такие нарушения – 500 рублей

Более серьезное наказание за нарушение срока представления формы отчетности 6 НДФЛ что чревата суммой 1000 руб. за каждый месяц со дня не предоставления;
За нарушение срока перечисления НДФЛ налоговая может вынести решение о взыскании 20 процентов от суммы неуплаты.

В остальных случаях штраф не применяется.

Возможные ошибки подробно указаны в таблице:

Как написать о несогласии с результатами проверки

Законодательно не установлена определенная форма возражения по акту камеральной проверки. Поэтому налоговый агент вправе представлять возражение, которое написано в письменном виде, к акту в произвольном формате. Обязательно составлять два документа, один из которых будет передан в налоговую, второй остается в организации.
В ответе необходимо перечислить:

  • Наименование налоговой инспекции, которая проводила камеральный контроль;
  • название организации – налогового агента;
  • юридический адрес организации;
  • дату письменного обращения;
  • наименование документа, в котором были выявлены расхождения;
  • срок сдачи отчета;
  • дату начала и окончания проверки.

После чего по порядку перечислить пункты, по которым возникли возражения.

Если в организации есть претензии к ходу проведения проверки, на такие действия такое возражение подавать не следует. Это может привести к негативным последствиям. Возражения следует подавать только в отношении заполнения и расчета формы 6-НДФЛ.
Все данные следует аргументировать со ссылкой на законодательные акты либо на разъяснения Министерства Финансов.

Пояснения в налоговую по 6 НДФЛ: образец 1

В данном случае ответ в налоговую был дан вследствие допущенной ошибки в КБК:

Пояснения в налоговую по 6 НДФЛ образец 2

Данное пояснение расшифровывает сумму НДФЛ в отчете. Форма ошибок не содержит:

Как правильно подать пояснения по 6 НДФЛ

Результаты камерального контроля в организации должны быть рассмотрены в течение 5 рабочих дней с момента получения требования. При необходимости следует выставить пояснения. Типовой формы не предусмотрено. Пояснительная записка должная содержать все данные согласно требованиям по заполнению подобных документов.

Обязательно указать, на какой документ представляется пояснение. В тексте необходимо четко описать ситуацию, при необходимости приложить копии подтверждающих документов и расчет фиксированных взносов. Они должны быть заверены в установленном порядке.

Что делать если в ИФНС отказываются принять возражение

Может возникнут такая ситуация, когда сотрудники налоговых служб отказываются принимать возражения. Это прямое нарушение законодательства. В таком случае следует обратиться в вышестоящие организации ИФНС России или в суд.

Это можно делать только, будучи полностью уверенными, что инспекторы ошиблись при проверке.

Итоги

Акт контрольной проверки может быть составлен только в случае обнаружения расхождений в форме 6-НДФЛ. Если организация считает его неправомерным, можно составить письменное возражение с подробным описанием причин. Нужно помнить, что независимо от конечного результата, налоговики могут выйти на проверку документации и ведения учета в организации.

Первый документ, из которого налогоплательщик может узнать о результатах проведенной налоговой проверки – это акт (выездной/камеральной) налоговой проверки. В случае несогласия с выводами и обстоятельствами, изложенными налоговиками в данном документе, налогоплательщик имеет право представить свои письменные возражения.

Представление возражений на акт налоговой проверки – это право или обязанность налогоплательщика?

Налоговый кодекс РФ не содержит норм , обязывающих налогоплательщика представлять свои письменные возражения на акт налоговой (камеральной/выездной) проверки. Следовательно, Вы можете не представлять свои возражения в налоговый орган. При этом непредставление возражений вовсе не означает Вашего согласия с претензиями налоговиков . Вы сможете представить свои пояснения и возражения в ходе дальнейшего рассмотрения материалов налоговой проверки, а также в процессе обжалования итогового решения по результатам налоговой проверки.

Когда представление возражений на акт налоговой проверки целесообразно?

Если Вы не согласны с выводами и обстоятельствами, изложенными в акте налоговой проверки и намерены отстаивать свою позицию перед руководителем налогового органа (его заместителем) и в суде, то представить свои письменные возражения все же целесообразно.

Письменные возражения на акт налоговой проверки – достаточно эффективный способ обозначить свою позицию в налоговом споре и продемонстрировать налоговикам:

– вашу осведомленность о том, что предъявленные обвинения не основаны на нормах закона и/или не подтверждены/не достаточно подтверждены фактическими обстоятельствами дела;

– готовность отстаивать свою позицию, в том числе и в суде.

Поэтому при рассмотрении материалов налоговой проверки в налоговом органе возражения на акт налоговой проверки могут сыграть положительную роль для налогоплательщика.

Какой порядок и срок подачи возражений на акт налоговой проверки?

Возражения на акт налоговой проверки подаются в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налогоплательщик вправе составить возражения в произвольной форме, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт камеральной проверки.

Срок для подачи возражений – 1 месяц (для актов проверки, полученных до 24.07.13 – 15 рабочих дней) со дня получения экземпляра акта камеральной проверки/выездной налоговой проверки. При этом срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда Вы получили акт камеральной проверки.

Письменные возражения на акт налоговой проверки (в двух экземплярах) необходимо представить в тот налоговый орган, который будет рассматривать материалы проверки. При этом не рекомендуется высылать возражения по почте (хотя такое право у налогоплательщика есть), поскольку налоговики могут попросту не успеть их получить до момента рассмотрения материалов налоговой проверки.

Обратите внимание! В возражениях на акт целесообразно приводить только те обстоятельства и аргументы, которые опровергают претензии налоговых органов по существу. К возражениям следует приложить надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих Ваши аргументы.

Практика показывает, что в возражениях на акт налоговой проверки не следует подробно описывать формальные нарушения порядка проведения камеральной/выездной проверки (например, срока проверки, процедуры допроса и т.п.) или оформления акта проверки. При помощи таких замечаний повлиять на решение налоговиков по существу вряд ли удастся. Однако, указанные Вами в возражениях процедурные нарушения, могут быть успешно устранены должностными лицами налоговой инспекции к моменту рассмотрения дела по существу. В этом случае Вы можете лишиться дополнительного аргумента для оспаривания решения по результатам проверки в вышестоящем налоговом органе или в суде.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама