THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Предлагаемые игры на лыжах можно проводить с учащимися как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время. Это помогает освоить технику лыжных ходов и закрепить пройденный материал.

Индивидуальные игры Быстрый лыжник

Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на линии старта. По команде все одновременно начинают продвигаться к линии финиша, скользя на одной лыже и отталкиваясь другой ногой. Ученик, пришедший первым, считается победителем. Можно выполнять задание как с палками, так и без них.

Слушай сигнал

Передвигаясь по внешней лыжне тренировочного круга, дети по сигналу учителя начинают выполнять различные задания: например, два свистка - передвижение без отталкивания палками, один свисток - отталкиваясь палками. Сигналы даются в различной последовательности. Ученик, допустивший ошибку, переходит на внутреннюю лыжню и продолжает передвижение по ней, соблюдая правила игры.

Лыжный балет

С небольшой горки лыжники спускаются на одной лыже, удерживая другую на весу. Побеждает тот, кто таким образом проедет дальше всех.

Слалом

На пологом склоне расставляют ворота из палок или флажков. Задача: пройти трассу, каждый раз наклоняясь и проезжая в ворота. Побеждает тот, кто сделает это быстрее, не пропустив и не уронив ворот.

Шире шаг!

Игру можно проводить с палками и без них на хорошо накатанной лыжне. Выполнив разгон до линии старта в 4 шага, нужно добраться до линии финиша, стараясь сделать как можно меньше скользящих шагов. Длина контрольного отрезка - 30 м.

Сильнее оттолкнись

На отрезке 50 м лыжник передвигается одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать до линии финиша как можно меньше отталкиваний руками.

На одной лыже

Дистанция - 40 м. Лыжники выстраиваются в одну шеренгу на линии старта с палками в руках и с лыжей на одной ноге. По сигналу они начинают скользить к финишу на одной лыже, отталкиваясь только палками. Свободной ногой наступать на снег нельзя. Побеждает тот, кто первым придет к финишу, не нарушая правил.

Пятнашки на лыжах

Такая игра подойдет тем, кто уже овладел лыжными ходами и поворотами. Играть можно с палками и без них. Задача водящего - догнать игрока и коснуться его рукой. Тот игрок, которого коснулись, становится водящим и объявляет: «Я салка!»

Салить лыжной палкой не разрешается - можно лишь коснуться ею лыжи убегающего игрока.

Командные игры

Быстрая команда

Все участники делятся на несколько команд по 5-6 человек в каждой. Команды, накатав себе лыжню, выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первые номера передвигаются по лыжне до разворотного флажка, огибают его и, возвращаясь, передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.

Встречная эстафета

Играющие делятся на команды с четным количеством участников, а внутри команд, в свою очередь, - на две равные группы и выстраиваются друг напротив друг друга. Расстояние между участниками зависит от уровня их физической подготовленности. По сигналу учителя первые номера преодолевают свой этап до вторых номеров, где передают им эстафету. Те, в свою очередь, возвращаются к линии старта, где передают эстафету третьим, и т.д. Каждый участник преодолевает свой отрезок пути только в одну сторону, передавая эстафету в конце этапа.

Вариант 1. То же, но участники эстафеты преодолевают этапы без лыжных палок.

Вариант 2. То же, но у каждой команды одна пара палок. Первые номера передвигаются с ними, добегая до флажков в середине дистанции, где оставляют их, бегут дальше и передают эстафету вторым номерам, которые без палок добегают до флажков, берут палки и бегут к линии старта, где передают их третьим номерам, и т.д.

Лисий след

Для каждой команды прокладывается извилистый путь - лыжня, размеченная разноцветными флажками, с естественными или искусственными препятствиями: ворота из лыжных палок, поваленные ветки деревьев. Их надо преодолеть, наклонившись или перепрыгнув. Длина и сложность дистанции должна быть одинаковой для всех команд.

Горная эстафета

Игра проводится в форме эстафеты на горке с разнообразным рельефом склона, чтобы можно было использовать разные способы подъема. Первые номера по команде преодолевают дистанцию, используя различные способы подъема, доходят до разворотного флажка, огибают его и спускаются обратно до финишной линии, где передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех закончит прохождение трассы.

Предлагаемые игры следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста участников. Детям до 14 лет не следует предлагать упражнения на силу, так как они быстро утомляются и теряют интерес к занятиям. В зависимости от задач урока игра может быть включена в подготовительную, основную или заключительную его части. Игры для развития быстроты и закрепления техники лыжных ходов лучше проводить в начале основной части, а для развития выносливости - во второй половине занятия.

Игры в обучении передвижению на лыжах.

Цель:
Совершенствование способов передвижения на лыжах и развитие двигательных качеств.
Задачи:
познакомить учащихся с положительным воздействием занятий физическими упражнениями на свежем воздухе в зимнее время года;
стимулировать желания к самостоятельным прогулкам на лыжах;
формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.

На первом уроке по лыжной подготовке создаю двигательное представление об изучаемом способе передвижения. Затем ученики пытаются его выполнить вначале на месте, потом в движении. В конце урока даю игру или игровое задание. На следующих уроках возвращаюсь к игре для закрепления и совершенствования двигательного действия. Помимо преодоления монотонности выполнения упражнения в игре дети активно подключают сознание к решению той или иной задачи. Например, в 3 классе даю игровое задание:

«Кто сделает меньше скользящих шагов на 30 м (без палок)».

У ребят появляется два варианта решения: пройти дистанцию быстрыми, сильными толчками или преодолеть дистанцию, сильно отталкиваясь, но максимально используя скольжения. Дети сами находят ответ: при сильном отталкивании и максимальном использовании скольжения число скользящих шагов меньше.


В подвижных играх как бы незаметно учащиеся приобретают многие умения и навыки, которые облегчают овладение учебным материалом. Кроме того, родственные по структуре движения в игре на этапе ознакомления с двигательным действием предупреждает ошибки в его выполнении. В играх двигательное действие тесно сочетается с развитием двигательных качеств. А сформированные навыки отличаются гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.

Предлагаю коллегам несколько игр для уроков лыжной подготовки .

«Куда укатишься за два шага»

(Для скользящего шага)
Первые номера всех команд должны от стартовой линии сделать два шага, стараясь полностью использовать скольжение на лыже (до остановки). На месте, где остановился лыжник после второго шага, учитель ставит флажок. Второй участник разбегается от стартовой линии до этого флажка и делает свои два шага. Флажок переставляют к скобе крепления остановившегося второго лыжника и т.д. Победительницей считается команда, флажок которой оказался впереди остальных после того, как все участники сделают по два скользящих шага.

«На одной лыжи»

(Для одновременного бесшажного хода).
Игроки делятся на равные команды и выстраиваются в колонну по одному, стоя каждый на одной лыже у стартовой линии. В 30 – 40 м очерчивается линия поворота (отмечается флажками). По сигналу участники команд скользят на одной лыже, отталкиваясь палками, до линии, поворачивают и скользят обратно, передавая эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, первой пришедшая к финишу.

«Прокатись между воротами»

(Для поворота упором)
Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на вершине склона. На выкате со склона устанавливаются два кубика. Расстояние между ними 15-20 сантиметров. Задача учеников – выполнить по очереди поворот упором так, чтобы лыжа, не делающая поворот, прошла между кубиками и не сбила их. Задание можно усложнять или упрощать, меняя угол поворота и число ворот.

«Длинные бусы»

(Для торможения плугом)
Учащиеся выстраиваются на вершине склона в одну шеренгу. Их задача – при спуске сделать как можно больше торможений плугом. После спуска остаются следы, словно бусы, а самые «длинные бусы» будут у того, у кого «бусинки» маленькие. Выигрывает ученик, которому удалось нарисовать самые «длинные бусы» и по длине и по количеству «бусинок».

«У кого прямее линия»

(Для торможения упором)
Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на вершине склона. Задача играющих - выполнить торможение упором. Отмечают игроков, у которых после спуска остается прямая линия от лыжи, не выполняющей торможение. Варианты: кто дальше прокатится при торможении упором; кто быстрее остановиться после торможения упором.

«Дружные пары»

(Для торможения упором)
Игроки выстраиваются парами на вершине склона у хорошо укатанной лыжни. В 5 м ниже от вершины рядом с лыжней по обе стороны ставят флажки. Один игрок встает правой лыжей на левую лыжню, другой располагается рядом. Второй игрок встает левой лыжей на правую лыжню. Игроки берутся за руки. По сигналу пара начинает спуск и, проехав флажок, выполняет торможение упором - один лыжник правой, другой левой ногой, стараясь прокатиться как можно дальше. Выигрывает пара, которая прокатится дальше всех. Вариант: какая пара ближе всех остановится.

«Не задень»

Играющие построены на вершине склона в шеренгу с интервалом 2 м. Каждый, спускаясь по своей лыжне, должен пропустить предмет, лежащий на лыжне, между разведенными лыжами. Лыжи следует развести непосредственно перед лежащим на снегу предметом, затем тотчас свести. Учитель отмечает лучших лыжников.


Стремясь к прочности приобретенных навыков, необходимо повторять игры систематически. Следует придерживаться и определенных требований: правильно подбирать игры по структуре изучаемого двигательного действия, по уровню развития и силам учащихся; четко формулировать содержание игры, ее задачи и правила; определяя результат игры, учитывать не только быстроту, но и качество выполнения задания; постепенно переходить от знакомых игр к незнакомым, от простых к сложным.

Оборудование. Четыре малых мяча, лыжи у каждого игрока.

Описание. Дети выстраиваются в четыре колонны по одной линии. Впереди колонны, на расстоянии 6-8 м одна от другой, проводятся несколько линий. У каждого из стоящих первыми в колоннах в руках мяч. По сигналу учителя дети бросают свои мячи на дальность, отмечая, кто дальше всех его кинет. Бросившие мячи бегут на лыжах за ними и передают их вторым игрокам, а сами встают в конец колонны.

Выигрывает колонна, в которой окажется большее количество мячей, закинутых за самую дальнюю линию.

«На одной лыже»

Оборудование. Лыжа и пара лыжных палок у каждого участника игры.

Описание. В игре принимают участие 4-5 человек. Они идут 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь палками.

Победителем считается тот, кто придет быстрее, не наступив ни разу свободной ногой в снег.

«Гусеница»

Оборудование. Лыжи и лыжная палка у каждого участника игры.

Описание. На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока - по лыжной палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - гусеница.

По команде все гусеницы начинают двигаться к финишу.

Побеждает та команда, чья гусеница придет первой.

«Пустое место»

Оборудование. Лыжи без лыжных палок у каждого участника игры.

Описание. Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бежит на лыжах снаружи круга и, коснувшись рукой одного из играющих, продолжает движение на лыжах, а тот, до кого дотронулись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый старается обежать круг и вернуться поскорее на пустое место. Не успевший занять пустое место становится водящим.

  1. Запрещено бежать через круг.
  2. Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков.

«Займи место»

Оборудование. Лыжи и лыжные палки у каждого участника игры.

Описание. Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Затем они, стоя на лыжах, выстраиваются в колонну по два, но каждая из колонн представляет собой отдельную команду. Играющие начинают медленно двигаться вперед, все время поддерживая равнение в парах.

По сигналу руководителя игроки первой пары быстро поворачивают в разные стороны и бегут на лыжах вдоль своих колонн (снаружи) в хвост колонны. Затем они снова поворачивают и каждый из них старается поскорее занять место за последним игроком своей команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бежит вторая, за ней третья, потом четвертая и т.д. до последней пары.

За каждого игрока, прибежавшего на свое место первым, команда получает одно очко.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Догонялки»

На снежной полянке проложите лыжню в виде овала, круга или в крайнем случае прямоугольника. Длина лыжни – не более 600 метров: тогда все поле игры хорошо видно. В каждом заезде одновременно участвуют четыре лыжника. Однако можно стартовать и шестерым, но прокладывают заранее только одну лыжню. Стартующие располагаются не на одной линии, а в четырех (или более) точках лыжни, на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый играющий старается развить предельную скорость и догнать того, кто идет впереди. При равных силах это непросто. Как только коснешься концом своей лыжной палки лыжи идущего впереди, он должен сойти с лыжни, выбыть из игры.

Игра заканчивается, когда останется на лыжне один самый быстрый лыжник.

«Пятнашки»

Можно играть и с палками, и без палок. Проще, конечно, без палок – меньше возможности столкнуться. Этот вариант рекомендуется самым юным лыжникам, которые настолько увлекаются, что забывают вовремя затормозить, чтобы избежать прямого столкновения. Один игрок становится «пятнашкой» по жребию. Ему надо до­гнать кого-то из своих товарищей. Игрок, которого он коснулся, останавливается, поднимает руку и громко объявляет: «Пятнашка – я!».

Запрещается «давать сдачи». Если же играют с лыжными палками, то не разрешается касаться ими друг друга. Водящему достаточно коснуться своей палкой лыжи игрока.

«Слалом на равнине»

Не только на горке можно устроить слалом. Расставьте на дистанции флажки или лыжные палки. Огибая их то слева, то справа, надо пройти дистанцию туда и обратно. Кто быстрее?

«Воротца»

На дистанции 50–100 метров в двух местах лыжные палки втыкают в снег по две, верхние их концы соединяют. Первые воротца – в 20–30 метрах от старта, еще через 15–20 метров ставят вторую арку из палок.

Двигаясь по лыжне, надо опуститься на одно колено и, продолжая отталкиваться палками, проскользнуть сквозь воротца, стоящие на пути. И до следующих воротец лыжник должен двигаться в полуприседе. Пройдя их, распрямляйся и скорее беги к финишу. Если воротца упали, надо поставить их и лишь потом продолжать бег.

«На одной лыже»

Бывают в жизни случаи, когда надо дойти до финиша на одной лыже... А мы из этого устроим забаву. Дистанция – 20 метров. Лыжа – одна, лыжных палок – две. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя.

«На трех ногах»

Можно устроить забег двух участников, у которых правая нога одного и левая другого связаны ремнем или шарфом. Дистанция – 50–60 метров. Такие гонки доставляют большое удо­вольствие и участникам, и зрителям.

«Выручалочки»

Особенность этой игры в том, что, как только водящий начинает настигать кого-то, любой игрок может выручить товарища, пробежав междуним и преследователем. Тем самым он «вызывает огонь на себя»: теперь преследовать будут его. Но и его могут выручить товарищи.

«Финские гонки»

Существует такой термин в спорте – «финский ход», когда лыжник, используя тяжесть тела, скользит на обеих лыжах одновременно, отталкиваясь палками, не делая дополнительных шагов. В соревнованиях ноги выше коленей можно перевязать ремнями или шарфами для гарантии, что участники не сделают ни одного шага.

«Помоги товарищу»

Во время лыжной прогулки может случиться так, что окажется необходимым помочь товарищу добраться домой. Надо быть готовым к такой ситуации. Итак, двое везут одного. Каждый берет в одну руку обе свои палки (сцепив их кольцами); ими можно отталкиваться. Свободной рукой везущие берутся за палки «потерпевшего». Его дело – лишь скользить. Можно отталкиваться и одной палкой, а вторую сцепить с палкой того, кого везешь.

«Парный спуск»

Игру проводят на некрутых склонах. На одной паре лыж скользят двое: один на лыжах стоит, другой опустился на коленки или присел на корточки впереди или сзади партнера. Если устроить соревнования таких пар, то победившей надо считать ту, которая скатится с горы быстрее, но, конечно, при условии, что «пассажир» не соскочил с лыж.

«Накаты»

Каждый лыжник делает фронтально от линии старта десять скользящих шагов. Цель – оказаться как можно дальше. После десятого, завершающего шага лыжник втыкает в снег свой флажок, который держал в руке. Победитель тот, у кого 10 шагов окажутся самыми длинными.

«Быстрые лыжники»

Игра проводится на укатанной лыжне с отрезками длиной 50–100 м. Все участники делятся на группы по 3–4 человека. Команды преодолевают дистанцию в шеренгах, держась спереди за одну или две скрепленные лыжные палки. Победителями становятся самые быстрые лыжники.

«Сороконожки»

Для игры необходимы веревки по коли­честву команд. Длина веревки должна соответствовать длине разомк­нутой в лыжном строю колонны. Игроки делятся на 2–3 команды. Держась одной рукой за веревку, вы­страиваются в колонну по одному. В голове стано­вится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша обязательно в ногу.

Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша. Команда, все иг­роки которой пересекли финиш первыми, побеждает. Игра повторяется 3–4 раза.

«Тревога»

Все участники игры пе­редвигаются цепочкой друг за другом. Выбранный ка­питан двигается сбоку по соседней лыжне. На груди каждого игрока – номер (может быть напи­сан мелом). По команде капитана общий строй по­кидают те лыжники, номера которых назвали. Они сле­дуют за капитаном, втыкая палки в снег в том месте, где покинули строй. Когда на лыжне останутся одни палки, подается сигнал тревоги (свисток или др.) Все участники бегут к лыжне, чтобы захватить свои палки. Капитан начинает игру без палок.

Если в игре участ­вовали 15 человек, то на лыжне 14 пар палок. Кто не успел захватить палки, становится водящим. Побеж­дает тот, кто ни разу не был водящим (первый не в счет).

ИГРЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ (6–7 ЛЕТ)

«У кого меньше шагов?»

На лыжне отмечается отрезок в 10 м. Надо пройти по прямой лыжне, а на отрезке 10 м выполнить как можно меньшее количество накатистых шагов. За лучший результат участнику начисляется 1 балл. Игра проводится 5–6 раз. Ученик, набравший большее количество баллов, становится победителем.

Дети строятся в шеренгу, затем по сигналу руководителя разбегаются (выполняя 5–6 шагов), с силой отталкиваются на последнем шаге и скользят на лыжах до полной остановки. Игра проводится на проложенной лыжне.

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (8–10 ЛЕТ)

«Буксиры».

Все участники распределяются по парам примерно равных по силам партнеров. Стоящий сзади подает концы лыжных палок впереди стоящему партнеру, другие – держит сам. Длина дистанции – 70 м. На старте выстраивается любое количество пар (до 20). Гонки начинаются по сигналу руководителя. Чтобы быстрее разбежаться на старте, буксируемый делает 10–15 шагов, а дальше скользит по инерции по лыжне идущего впереди. Добежав до финиша (он обозначается флажком), игроки – первые номера в паре – передают свои палки напарникам, меняются местами и уже без сигнала возвращаются к линии старта. Побеждает команда (пара), сумевшая быстрее всех пройти маршрут.

«Гусеница».

Команды стоят в колоннах, в каждой по 8–10 человек. Первый в колонне опирается на одну палку, а вторую подает следующему за ним игроку, и тот держит ее за нижний конец. Второй игрок свою палку протягивает следующему игроку команды. Он уже не опирается на палки, обе руки его заняты. Получается длинная цепь лыжников, соединенных палками. По команде все одновременно начинают движение, стараясь, чтобы не была разорвана цепь. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

ИГРЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

«День и ночь».

Играющие, разделившись на две равные команды, выстраиваются на лыжах (с палками) в две колонны по одному (промежуток между игроками в колоннах равен длине лыж) по обе стороны средней черты площадки на расстоянии 2 м от нее. Одна команда называется «День», другая – «Ночь». В 25 м от средней черты с одной стороны площадки находится «город» команды «День», с другой – команды «Ночь». «Города» ограничиваются линиями, параллельными средней черте. Руководитель в любом порядке называет команды. Названная команда поворачивается к своему «городу» и бежит за его линию. Игроки другой команды, догоняя убегающих, стараются коснуться палкой их лыж. Настигнутые останавливаются. Руководитель подсчитывает коли¬чество остановленных, после чего те присоединяются к своей команде и вновь занимают места у средней черты. После нескольких перебежек игра заканчивается.

Побеждает команда, у которой окажется меньше остановленных игроков.

Игрок, вышедший за одну из сторон площадки, считается остановленным. За линией своего «города» салить убегающих нельзя.

«Эстафета-биатлон».

Биатлон – вид спорта, в котором сочетаются бег на лыжах и стрельба. В нашей эстафете стрельба заменяется метанием снежков в цель. На снежной площадке проводится линия старта. Впереди на расстоянии 10 м от нее устанавливают двое ворот высотой по 75 см. Расстояние между воротами – 2 м. В 10 м от каждых ворот заготавливают два снежных холмика для снежков. В 5 м за холмиками ставят вторую пару ворот высотой 1 м с подвешенным к перекладине квадратным щитом фанеры размером 30х30 см.

Две команды лыжников по 4–5 человек, рассчитавшись по порядку номеров, становятся за линией старта против своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми воротами. Достигнув холмика, они должны слепить снежок и попасть им в мишень (квадрат), затем объехать ворота с мишенью и вернуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник пересечет линию старта, стартует следующий и т.д.

Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат перебежки.

Лыжник, стоя у холмика, мечет снежки до тех пор, пока не попадет 1 раз. Только после этого он может продолжать путь. Очередной лыжник становится на старт сразу же после того, как ушел со старта предыдущий лыжник его команды.

«Собери флажки».

На склоне горы (15–20°) зигзагообразно расставляются пять пар маленьких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки большого размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся на верху горы, четные номера – внизу.

По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собирают по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номерам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, расставляют флажки на прежние места (около больших флажков); третьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые – опять расставляют и т.д., пока все не совершат спуски или подъемы.

Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание. При повторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями.

«Слалом с воротами».

На склоне горы устанавливаются две пары ворот из легких планок или лыжных палок. Расстояние между воротами – 10–15 м. Проводится соревнование между командами лыжников: нужно, спускаясь с горы, проехать под воротами, не задев их. Лыжники одной и другой команды спускаются с горы поочередно, по одному. Следующий лыжник начинает путь тогда, когда предыдущий достиг подножия горы.

Побеждает команда, большее количество игроков которой правильно выполнило задание. Лыжник, сваливший ворота, должен поставить их на место.

Многоборье на лыжах

Каждый лыжник, участвующий в многоборье, должен выполнить следующие пять заданий:

По всему склону горы поставлены вешки на расстоянии в 15-20 шагов одна от другой. Надо съехать с горы, огибая одну вешку справа, другую - слева.

На склоне горы, примерно в 10 шагах от ее подножия, лежит на снегу цветной платок. Спускаясь с горы без палок, лыжник должен поднять платок на полном ходу.

Из снега сделаны два валика длиной примерно по метру, высотой в 25-30 см. Один валик находится недалеко от вершины горы, другой - вблизи ее подножия. Задача лыжника - съехать с горы и пересечь при этом оба валика.

У подножия горы в снег воткнута вешка, а выше нее на 15 шагов -флажок. Съезжая с горы, надо остановиться точно у вешки; тормозить можно, только проехав флажок.

На середине между вершиной горы и ее подножием поставлен флажок. Отсюда лыжник должен спуститься, стоя обеими ногами на одной лыже и балансируя руками, вытянутыми в стороны.

Петля в лесу

Руководитель вместе с двумя-тремя лыжниками, возглавляющими соревнующиеся команды (по 6–8 человек), выбирает в лесу дистанцию длиной 2–3 км со стартом и финишем, находящимися рядом. Заранее надо подготовить ленточки-эстафеты по числу команд. До начала игры размечается дистанция в форме петли или восьмерки. Хорошо, если она знакома участникам. Перед стартом капитаны команд по своему усмотрению расставляют игроков по всей дистанции с таким расчетом, чтобы каждый из них проходил в лесу на лыжах не более 150–400 м. На самых трудных участках (подъем в гору, повороты) ставят более подготовленных лыжников. Эти отрезки могут быть меньше остальных.

Через 15–20 минут после того, как капитаны ушли расставлять своих игроков, судья дает сигнал, и лыжники, которым предстоит пройти первый этап, устремляются вперед. Каждый старается как можно быстрее преодолеть свой участок и передать эстафету-ленточку товарищу, находящемуся на следующем этапе.

Выигрывает команда, которая быстрее перенесет эстафету от старта к финишу. Это зависит от подготовленности ребят и правильной расстановки игроков на дистанции. Эстафета-ленточка повязывается на пояс. Потеря ее в пути равносильна поражению команды. Следует условиться, что сразу же после игры все участники собираются в одном месте. Здесь и подводятся итоги.

На лыжах, санках и коньках

Соревнуются 2–3 команды по 7 человек. Оборудование – лыжи с палками, коньки и санки. В эстафете участвуют лыжники, легкоатлеты, конькобежцы и любители санного спорта. Трасса пролегает по пересеченной местности, на ней размечаются этапы и расставляются игроки от каждой команды. Хорошо, если старт и финиш будут в одном месте.

Первыми вступают в борьбу легкоатлеты. Они бегут с лыжами под мышкой, преодолевая расстояние 50–80 м, а затем передают лыжи игрокам своей команды, ожидающим на втором этапе. Те становятся на лыжи и без палок устремляются к лагерному катку. Это третий этап, где их ждут конькобежцы с лыжными палками в руках. Лыжник, поравнявшись с конькобежцем, касается его рукой, и тот бежит по катку, делая два полных круга. Затем передает палки участнику, сидящему возле катка на санках. Это четвертый этап. Игрок на санках берет палки и, отталкиваясь ими (не слезая с санок), продвигается к пятому этапу. Это расстояние должно быть небольшим (20–30 м). На пятом этапе его ждут два лыжника без палок. Поравнявшись с ними, участник на санях протягивает свои палки, Лыжники берутся каждый за палку и устремляются по последнему этапу, буксируя игрока на санках. Здесь ребят ожидает легкоатлет, который берет палки под мышки и с ними завершает эстафету.

В игре могут участвовать мальчики и девочки. Важно лишь выбрать посильные для них участки пути. В эстафету можно включить также метание снежков в цель или спуск с горы на санках или лыжах, если местность позволяет это сделать.

Индивидуальные игры

Быстрый лыжник

Участники выстраиваются в одну шеренгу на линии старта. По команде все одновременно начинают продвигаться к линии финиша, скользя на одной лыже и отталкиваясь другой ногой. Ученик, пришедший первым, считается победителем. Можно выполнять задание как с палками, так и без них.

Слушай сигнал

Передвигаясь по внешней лыжне тренировочного круга, дети по сигналу учителя начинают выполнять различные задания: например, два свистка – передвижение без отталкивания палками, один свисток – отталкиваясь палками. Сигналы даются в различной последовательности. Ученик, допустивший ошибку, переходит на внутреннюю лыжню и продолжает передвижение по ней, соблюдая правила игры.

Лыжный балет

С небольшой горки лыжники спускаются на одной лыже, удерживая другую на весу. Побеждает тот, кто таким образом проедет дальше всех.

Слалом

На пологом склоне расставляют ворота из палок или флажков. Задача: пройти трассу, каждый раз наклоняясь и проезжая в ворота. Побеждает тот, кто сделает это быстрее, не пропустив и не уронив ворот.

Шире шаг!

Игру можно проводить с палками и без них на хорошо накатанной лыжне. Выполнив разгон до линии старта в 4 шага, нужно добраться до линии финиша, стараясь сделать как можно меньше скользящих шагов. Длина контрольного отрезка – 30 м.

Сильнее оттолкнись

На отрезке 50 м лыжник передвигается одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать до линии финиша как можно меньше отталкиваний руками.

На одной лыже

Дистанция – 40 м. Лыжники выстраиваются в одну шеренгу на линии старта с палками в руках и с лыжей на одной ноге. По сигналу они начинают скользить к финишу на одной лыже, отталкиваясь только палками. Свободной ногой наступать на снег нельзя. Побеждает тот, кто первым придет к финишу, не нарушая правил.

Пятнашки на лыжах

Такая игра подойдет тем, кто уже овладел лыжными ходами и поворотами. Играть можно с палками и без них. Задача водящего – догнать игрока и коснуться его рукой. Тот игрок, которого коснулись, становится водящим и объявляет: «Я салка!»

Салить лыжной палкой не разрешается – можно лишь коснуться ею лыжи убегающего игрока.

Командные игры

Быстрая команда

Все участники делятся на несколько команд по 5–6 человек в каждой. Команды, накатав себе лыжню, выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первые номера передвигаются по лыжне до разворотного флажка, огибают его и, возвращаясь, передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.

Встречная эстафета

Играющие делятся на команды с четным количеством участников, а внутри команд, в свою очередь, – на две равные группы и выстраиваются друг напротив друг друга. Расстояние между участниками зависит от уровня их физической подготовленности. По сигналу учителя первые номера преодолевают свой этап до вторых номеров, где передают им эстафету. Те, в свою очередь, возвращаются к линии старта, где передают эстафету третьим, и т.д. Каждый участник преодолевает свой отрезок пути только в одну сторону, передавая эстафету в конце этапа.

Вариант 1. То же, но участники эстафеты пре­одолевают этапы без лыжных палок.

Вариант 2. То же, но у каждой команды одна пара палок. Первые номера передвигаются с ними, добегая до флажков в середине дистанции, где оставляют их, бегут дальше и передают эстафету вторым номерам, которые без палок добегают до флажков, берут палки и бегут к линии старта, где передают их третьим номерам, и т.д.

Лисий след

Для каждой команды прокладывается извилистый путь – лыжня, размеченная разноцветными флажками, с естественными или искусственными препятствиями: ворота из лыжных палок, поваленные ветки деревьев. Их надо преодолеть, наклонившись или перепрыгнув. Длина и сложность дистанции должна быть одинаковой для всех команд.

Горная эстафета

Игра проводится в форме эстафеты на горке с разнообразным рельефом склона, чтобы можно было использовать разные способы подъема. Первые номера по команде преодолевают дистанцию, используя различные способы подъема, доходят до разворотного флажка, огибают его и спускаются обратно до финишной линии, где передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех закончит прохождение трассы.

Предлагаемые игры следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста участников. Детям до 14 лет не следует предлагать упражнения на силу, так как они быстро утомляются и теряют интерес к занятиям. В зависимости от задач урока игра может быть включена в подготовительную, основную или заключительную его части. Игры для развития быстроты и закрепления техники лыжных ходов лучше проводить в начале основной части, а для развития выносливости – во второй половине занятия.

Подвижные игры на лыжах

    «Охотники и утки на лыжах».

Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.

    «Все по местам».

Эта игра проводится зимой на лыжах ребятами среднего и старшего школьного возраста. В нее можно играть только на большой снежной поляне. Количество участников - от 5 до 40 человек. Все играющие на лыжах с палками размещаются по большому кругу, размер которого зависит от количества участников. Расстояние между лыжниками - 3-4 м. Один участник - водящий. Он становится на лыжах без палок в стороне от круга. Все медленно двигаются один за другим по кругу. Водящий подъезжает к ним и по своему выбору приглашает кого-нибудь: "За мной!" Приглашенный оставляет палки на месте, воткнув их в снег, и следует за водящим. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на котором остались воткнутые палки игроков. Неожиданно он подает команду: "Все по местам!" (или свистком), и лыжники стремятся быстрее возвратиться в круг и взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Тот, кто останется без палок, становится водящим. Правила.1. Лыжники идут за водящим только после приглашения. 2Двигаясь за водящим в колонне, нельзя никого обгонять.

    «Салки»

С помощью этой игры можно хорошо утрамбовать площадку и подготовить ее для дальнейших упражнений.

Игру проводят на небольшой площадке, например, баскетбольной. Определяют водящего, и все учащиеся разбегаются по площадке. Водящий старается осалить убегающих. Салить можно только рукой и только самого игрока, а не его лыжи или папки. Салить можно также тех, кто упал, и тех, у кого соскочили лыжи. Если водящий кого-либо осалит, то становится обычным игроком, а тот, кого осалили, водящим. Он поднимает руку вверх и после этого начинает водить. Ответно салить игрока, бывшего водящим, нельзя (в течение определенного времени).

Если учащихся много, то их можно разделить на две группы (например, мальчики и девочки), которые будут играть на одной площадке, но независимо друг от друга. Сначала игру проводят без палок, а по мере освоения лыжной техники - с палками.

    «Охота на лис»

Игру проводят на ограниченной площадке, размеры которой выбирают в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся. Это могут быть школьный стадион, парк или его часть, участок леса и т.п. Игра вызывает у школьников наибольший интерес, когда она проходит на пересеченной местности.

Выбирают или назначают трех-четырех «лис», которым дают время для того, чтобы убежать,

Затем все остальные («охотники») отправляются на охоту. Лисы могут бегать или где-нибудь прятаться. Лиса, которую осалили, считается пойманной. Все пойманные лисы собираются около учителя. К нему же подходят и все остальные по окончании игры.

    «Занять место».

Содержание. Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается. Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

    «Нападение акулы».

Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

    «Поход»

Это игра на проверку лыжных навыков в начальной школе.

В начале урока учитель сообщает школьникам, что все они идут в поход. Объясняет детям правила поведения в походе: передвигаться в колонне по одному, не обгонять партнеров, соблюдать дистанцию, помогать товарищам, не отставать. При передвижении на лыжах учитель находится впереди, а самый подготовленный ученик - сзади. Скорость передвижения выбирается с учетом подготовленности учащихся. Маршрут передвижения участников похода должен проходить по незнакомым местам, т.е. там, где не проводились соответствующие урочные занятия. Дети передвигаются по рыхлому снегу и по лыжне, преодолевают канавы, спуски и подъемы, огибают деревья и другие препятствия. К концу отведенного времени (урока) все возвращаются домой (к школе).

    «Салки на горке»

Данная игра аналогична игре «Салки», но проводят ее на горке. Основное назначение игры - совершенствование спусков, поворотов, остановок и подъемов. Первоначально в «Салки на горке» играют без палок, а по мере освоения лыжной техники - с палками.

    «Салки с мячом»

Для игры используют площадку размерами примерно 60 х 40м (например, школьное футбольное поле), а также теннисный или резиновый мяч того же размера.

Все участники делятся на две группы. Первая группа игроков (убегающие) располагается вдоль лицевой линии площадки снаружи. Игроки второй группы (салки) оставляют лыжные палки за площадкой и располагаются на площадке. Учитель или любой игрок первой команды бросает мяч на площадку. Данный бросок является для убегающих сигналом к началу передвижения на лыжах. Они быстро перемещаются к противоположной лицевой линии в пределах площадки и пересекают эту линию. Салки подбирают мяч и стараются осалить им как можно больше убегающих игроков во время их передвижения. При этом мяч бросают с того места, где его подобрали. Передвигаться с мячом в руках нельзя. Можно несколько раз выбивать одного и того же игрока. Нельзя преграждать путь убегающим и задерживать их. Убегающие, даже если в них попали из игры не выбывают, а продолжают путь. После того как все убегающие пересекут противоположную лицевую линию, команды меняются местами и повторяют игру. Побеждает команда, имеющая больше попаданий мячом в игроков-соперников.

    «Догонялки»

На просторной поляне прокладывается по кругу лыжня и разбивают ее на равные по длине участки и обозначают флажком или веточкой линию старта. Игроки встают по одному на каждой линии старта. Дается общий старт, игроки развивая предельную скорость, стараются догнать лыжника, идущего впереди и коснуться своими лыжами концов лыж соперника. Как только это происходит, тот, кого догнали – выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока на лыжне не останется один лыжник, который становится победителем.

    «У какой елки меньше ветвей»

Играющие делятся на две команды и становятся в две колонны на линии старта. Для каждой команды назначается судья по подсчету количества коньковых скользящих шагов. По сигналу первые номера в колоннах передвигаются к финишу коньковым ходом без отталкивания руками, стараясь сделать как можно меньше шагов на контрольном отрезке. Затем подается команда для вторых, третьих и т. д. побеждает команда, которая в сумме сделала меньше коньковых скользящих шагов, образно названных елочными ветвями.

    «Лыжная сороконожка»

Команды игроков выстраиваются на линии старта в колонну по одному. У направляющего и замыкающего игроков команды две лыжные палки, остальные лыжники имеют по одной палке, например, в правой руке. Первый в колонне опирается на одну (допустим, левую) палку, а вторую (правую) подает следующему за ним, и тот держит ее за нижний конец, перед кольцом упора, а свою палку протягивает следующему игроку и т. д. получается соединенная палками цепочка лыжников одной команды.

По команде лыжники, не расцепляясь, идут заданным лыжным ходом к финишу. Побеждает команда, замыкающий игрок которой первым пересечет линию финиша.

    «Эстафеты»

1.Играющие делятся на равные команды по количественному составу, у каждой команды две параллельные лыжни для движения туда и обратно.

По команде, впередистоящие игроки стараются быстрее пройти до финишной линии и обратно, чтобы касанием руки передать эстафету следующему участнику своей команды, таким образом, пока вся команда не проделает этот путь.

Побеждает команда, последний игрок, которой первым пересечет линию старта.

2.Игроки должны пройти дистанцию 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь одной лыжной палкой.

Побеждает тот, кто придет к финишу первым, не наступив ни разу свободной ногой на снег.

    «Попади в цель».

Слева и справа от лыжни, сбегающей со склона, устанавливаются цели - снежная «баба», небольшой картонный щит и т. д. Школьники, спускаясь без остановки, должны попасть в них снежками. Выигрывает тот, кто сделает наибольшее число попаданий из 4- 5 попыток. Игру можно проводить и между командами.

Подвижные игры на лыжах

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №1

Подвижная игра на лыжах «Занять место»

Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжни-ков и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направле-нии. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водя-щим, игра продолжается.
Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №2

Подвижная игра на лыжах: «Нападение акулы»

Игра проводится на ограниченной площадке. Из чис-ла наиболее сильных участников выбирается «аку-ла» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и раз-бегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «аку-лёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ло-вить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №3

Подвижная игра на лыжах «Слалом с воротами».
На склоне горы устанавливаются две пары ворот из легких планок или лыжных палок. Расстояние между воротами – 10–15 м. Прово-дится соревнование между командами лыжников: нужно, спускаясь с горы, проехать под воротами, не задев их. Лыжники одной и дру-гой команды спускаются с горы поочередно, по одному. Следующий лыжник начинает путь тогда, когда предыдущий достиг подножия горы.
Побеждает команда, большее количество игроков которой правиль-но выполнило задание. Лыжник, сваливший ворота, должен поста-вить их на место.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №4

Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"

Содержание. Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно толь-ко с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Оса-ленная утка уходит за пределы площадки.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА № 5

Подвижная игра на лыжах «Все по местам»


Эта игра проводится зимой на лыжах ребятами среднего и старшего школьного возраста. В нее можно играть только на большой снежной поляне или на реке, замерзшей и покрытой снегом. Количество участников - от 5 до 40 человек.
Описание:Все играющие на лыжах с палками размещаются по большому кругу, размер которого зависит от количества участников. Расстояние между лыжни-ками - 3-4 м. Один участник - водящий. Он становится на лыжах без палок в стороне от круга. Все медленно двигаются один за другим по кругу. Водящий подъезжает к ним и по своему выбору приглашает кого-нибудь: "За мной!" Приглашенный оставляет палки на месте, воткнув их в снег, и следует за водя-щим. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на ко-тором остались воткнутые палки игроков. Неожиданно он подает команду: "Все по местам!" (или свистком), и лыжники стремятся быстрее возвратиться в круг и взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Тот, кто останется без палок, становится водящим.
Правила:
1. Лыжники идут за водящим только после приглашения.
2. Двигаясь за водящим в колонне, нельзя никого обгонять.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №6

Оборудование. Четыре малых мяча, лыжи у каждого иг-рока.
Описание. Дети выстраиваются в четыре колонны по од-ной линии. Впереди колонны, на расстоянии 6-8 м одна от другой, проводятся несколько линий. У каждого из стоя-щих первыми в колоннах в руках мяч. По сигналу учителя дети бросают свои мячи на дальность, отмечая, кто даль-ше всех его кинет. Бросившие мячи бегут на лыжах за ни-ми и передают их вторым игрокам, а сами встают в конец колонны.
Выигрывает колонна, в которой окажется большее коли-чество мячей, закинутых за самую дальнюю линию.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №7

«На одной лыже»

Оборудование. Лыжа и пара лыжных палок у каждого участника игры.
Описание. В игре принимают участие 4-5 человек. Они идут 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь палками.
Победителем считается тот, кто придет быстрее, не насту-пив ни разу свободной ногой в снег.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №8

Подвижная игра на лыжах «Гусеница»

Оборудование. Лыжи и лыжная палка у каждого участни-ка игры.
Описание. На площадке отмечаются линии старта и фи-ниша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока - по лыжной палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - гусеница.
По команде все гусеницы начинают двигаться к финишу.
Побеждает та команда, чья гусеница придет первой.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №9

Подвижная игра на лыжах «Пустое место»

Оборудование. Лыжи без лыжных палок у каждого участника игры.
Описание. Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бе-жит на лыжах снаружи круга и, коснувшись рукой одного из иг-рающих, продолжает движение на лыжах, а тот, до кого дотрону-лись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый старает-ся обежать круг и вернуться поскорее на пустое место. Не успевший занять пустое место становится водящим.
Правила.
1.Запрещено бежать через круг.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №10

Подвижная игра на лыжах «Займи место»

Оборудование. Лыжи и лыжные палки у каждого участника игры.
Описание. Дети делятся на две равные по количеству игроков ко-манды. Затем они, стоя на лыжах, выстраиваются в колонну по два, но каждая из колонн представляет собой отдельную команду. Иг-рающие начинают медленно двигаться вперед, все время поддержи-вая равнение в парах.
По сигналу руководителя игроки первой пары быстро поворачива-ют в разные стороны и бегут на лыжах вдоль своих колонн (снару-жи) в хвост колонны. Затем они снова поворачивают и каждый из них старается поскорее занять место за последним игроком своей команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бе-жит вторая, за ней третья, потом четвертая и т.д. до последней пары.
За каждого игрока, прибежавшего на свое место первым, команда получает одно очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
2.Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №11

Подвижная игра на лыжах «Догонялки»

На снежной полянке проложите лыжню в виде овала, круга или в крайнем случае прямоугольника. Длина лыжни – не более 600 мет-ров: тогда все поле игры хорошо видно. В каждом заезде одновре-менно участвуют четыре лыжника. Однако можно стартовать и шестерым, но прокладывают заранее только одну лыжню. Стар-тующие располагаются не на одной линии, а в четырех (или более) точках лыжни, на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый играющий старается развить предельную скорость и догнать того, кто идет впереди. При равных силах это непросто. Как только кос-нешься концом своей лыжной палки лыжи идущего впереди, он должен сойти с лыжни, выбыть из игры.
Игра заканчивается, когда останется на лыжне один самый быст-рый лыжник.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №12

Подвижная игра на лыжах «Пятнашки»

Можно играть и с палками, и без палок. Проще, конечно, без палок – меньше возможности столкнуться. Этот вариант реко-мендуется самым юным лыжникам, которые настолько увле-каются, что забывают вовремя затормозить, чтобы избежать прямого столкновения. Один игрок становится «пятнашкой» по жребию. Ему надо до¬гнать кого-то из своих товарищей. Иг-рок, которого он коснулся, останавливается, поднимает руку и громко объявляет: «Пятнашка – я!».
Запрещается «давать сдачи». Если же играют с лыжными пал-ками, то не разрешается касаться ими друг друга. Водящему достаточно коснуться своей палкой лыжи игрока.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №13

Подвижная игра на лыжах «Слалом на равнине»

Не только на горке можно устроить слалом. Расставьте на дистанции флажки или лыжные палки. Огибая их то сле-ва, то справа, надо пройти дистанцию туда и обратно. Кто быстрее?

Бывают в жизни случаи, когда надо дойти до финиша на одной лыже... А мы из этого устроим забаву. Дистанция – 20 метров. Лыжа – одна, лыжных палок – две. Ногой, сво-бодной от лыжи, наступать на снег нельзя.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №14

Подвижная игра на лыжах «Воротца»

На дистанции 50–100 метров в двух местах лыжные палки втыкают в снег по две, верхние их концы соединяют. Пер-вые воротца – в 20–30 метрах от старта, еще через 15–20 метров ставят вторую арку из палок.
Двигаясь по лыжне, надо опуститься на одно колено и, продолжая отталкиваться палками, проскользнуть сквозь воротца, стоящие на пути. И до следующих воротец лыж-ник должен двигаться в полуприседе. Пройдя их, рас-прямляйся и скорее беги к финишу. Если воротца упали, надо поставить их и лишь потом продолжать бег.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №15

Подвижная игра на лыжах «На одной лыже»

Бывают в жизни случаи, когда надо дойти до финиша на одной лы-же... А мы из этого устроим забаву. Дистанция – 20 метров. Лыжа – одна, лыжных палок – две. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя.

Подвижная игра на лыжах «На трех ногах»

Можно устроить забег двух участников, у которых правая нога од-ного и левая другого связаны ремнем или шарфом. Дистанция – 50–60 метров. Такие гонки доставляют большое удо¬вольствие и участ-никам, и зрителям.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №16

Подвижная игра на лыжах «Выручалочки»

Особенность этой игры в том, что, как только водящий начинает настигать кого-то, любой игрок может выручить товарища, пробе-жав междуним и преследователем. Тем самым он «вызывает огонь на себя»: теперь преследовать будут его. Но и его могут выручить товарищи.

Подвижная игра на лыжах «Финские гонки»

Существует такой термин в спорте – «финский ход», когда лыжник, используя тяжесть тела, скользит на обеих лыжах одновременно, от-талкиваясь палками, не делая дополнительных шагов. В соревнова-ниях ноги выше коленей можно перевязать ремнями или шарфами для гарантии, что участники не сделают ни одного шага.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №17

Подвижная игра на лыжах «Помоги товарищу»

Во время лыжной прогулки может случиться так, что окажется необходимым помочь товарищу добраться до-мой. Надо быть готовым к такой ситуации. Итак, двое ве-зут одного. Каждый берет в одну руку обе свои палки (сце-пив их кольцами); ими можно отталкиваться. Свободной рукой везущие берутся за палки «потерпевшего». Его дело – лишь скользить. Можно отталкиваться и одной палкой, а вторую сцепить с палкой того, кого везешь.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №18

Подвижная игра на лыжах «Парный спуск»

Игру проводят на некрутых склонах. На одной паре лыж скользят двое: один на лыжах стоит, другой опустился на коленки или присел на корточки впереди или сзади парт-нера. Если устроить соревнования таких пар, то победив-шей надо считать ту, которая скатится с горы быстрее, но, конечно, при условии, что «пассажир» не соскочил с лыж.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №19

Подвижная игра на лыжах «Накаты»

Каждый лыжник делает фронтально от линии старта десять сколь-зящих шагов. Цель – оказаться как можно дальше. После десятого, завершающего шага лыжник втыкает в снег свой флажок, который держал в руке. Победитель тот, у кого 10 шагов окажутся самыми длинными.

Подвижная игра на лыжах «Быстрые лыжники»

Игра проводится на укатанной лыжне с отрезками длиной 50–100 м. Все участники делятся на группы по 3–4 человека. Команды пре-одолевают дистанцию в шеренгах, держась спереди за одну или две скрепленные лыжные палки. Победителями становятся самые бы-стрые лыжники.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №20

Подвижная игра на лыжах «Сороконожки»

Для игры необходимы веревки по коли¬честву команд. Длина веревки должна соответствовать длине разомк¬нутой в лыжном строю колонны. Игроки делятся на 2–3 команды. Держась одной рукой за веревку, вы¬страиваются в колонну по одному. В голове стано¬вится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша обязательно в ногу.
Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша. Команда, все иг¬роки которой пересекли финиш первыми, побеждает. Игра повторяется 3–4 раза.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №21

Подвижная игра на лыжах «Тревога»

Все участники игры пе¬редвигаются цепочкой друг за другом. Вы-бранный ка¬питан двигается сбоку по соседней лыжне. На груди ка-ждого игрока – номер (может быть напи¬сан мелом). По команде ка-питана общий строй по¬кидают те лыжники, номера которых назва-ли. Они сле¬дуют за капитаном, втыкая палки в снег в том месте, где покинули строй. Когда на лыжне останутся одни палки, подается сигнал тревоги (свисток или др.) Все участники бегут к лыжне, что-бы захватить свои палки. Капитан начинает игру без палок.
Если в игре участ¬вовали 15 человек, то на лыжне 14 пар палок. Кто не успел захватить палки, становится водящим. Побеж¬дает тот, кто ни разу не был водящим (первый не в счет).

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №22

ИГРЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ (6–7 ЛЕТ)

Подвижная игра на лыжах «У кого меньше шагов?»
На лыжне отмечается отрезок в 10 м. Надо пройти по прямой лыж-не, а на отрезке 10 м выполнить как можно меньшее количество на-катистых шагов. За лучший результат участнику начисляется 1 балл. Игра проводится 5–6 раз. Ученик, набравший большее количе-ство баллов, становится победителем.

«Кто дальше проскользит?»
Дети строятся в шеренгу, затем по сигналу руководителя разбегают-ся (выполняя 5–6 шагов), с силой отталкиваются на последнем шаге и скользят на лыжах до полной остановки. Игра проводится на про-ложенной лыжне.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №23

Подвижная игра на лыжах «Буксиры».
Все участники распределяются по парам примерно равных по силам партнеров. Стоящий сзади подает концы лыжных палок впереди стоящему партнеру, другие – держит сам. Длина дистанции – 70 м. На старте выстраивается любое количество пар (до 20). Гонки начи-наются по сигналу руководителя. Чтобы быстрее разбежаться на старте, буксируемый делает 10–15 шагов, а дальше скользит по инерции по лыжне идущего впереди. Добежав до финиша (он обо-значается флажком), игроки – первые номера в паре – передают свои палки напарникам, меняются местами и уже без сигнала воз-вращаются к линии старта. Побеждает команда (пара), сумевшая быстрее всех пройти маршрут.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №24

ИГРА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (8–10 ЛЕТ)

Подвижная игра на лыжах «Гусеница».
Команды стоят в колоннах, в каждой по 8–10 человек. Первый в колонне опирается на одну палку, а вторую по-дает следующему за ним игроку, и тот держит ее за ниж-ний конец. Второй игрок свою палку протягивает сле-дующему игроку команды. Он уже не опирается на палки, обе руки его заняты. Получается длинная цепь лыжников, соединенных палками. По команде все одновременно на-чинают движение, стараясь, чтобы не была разорвана цепь. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №25

ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Подвижная игра на лыжах «День и ночь». Играющие, разделившись на две равные команды, выстраиваются на лыжах (с палками) в две колонны по одному (промежуток между игроками в колоннах равен длине лыж) по обе стороны средней черты площадки на расстоянии 2 м от нее. Одна ко-манда называется «День», другая – «Ночь». В 25 м от средней черты с од-ной стороны площадки находится «город» команды «День», с другой – ко-манды «Ночь». «Города» ограничиваются линиями, параллельными сред-ней черте. Руководитель в любом порядке называет команды. Названная команда поворачивается к своему «городу» и бежит за его линию. Игроки другой команды, догоняя убегающих, стараются коснуться палкой их лыж. Настигнутые останавливаются. Руководитель подсчитывает количе-ство остановленных, после чего те присоединяются к своей команде и вновь занимают места у средней черты. После нескольких перебежек игра заканчивается. Побеждает команда, у которой окажется меньше останов-ленных игроков.
Правила. Игрок, вышедший за одну из сторон площадки, считается оста-новленным. За линией своего «города» салить убегающих нельзя.

ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №26

ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Подвижная игра на лыжах «Эстафета-биатлон».
Биатлон – вид спорта, в котором сочетаются бег на лыжах и стрельба. В нашей эстафе-те стрельба заменяется метанием снежков в цель. На снежной площадке проводится линия старта. Впереди на расстоянии 10 м от нее устанавливают двое ворот высотой по 75 см. Расстояние между воротами – 2 м. В 10 м от каждых ворот заготавливают два снежных холмика для снежков. В 5 м за холмиками ставят вторую пару ворот высотой 1 м с подвешенным к перекладине квадратным щитом фанеры размером 30х30 см.
Две команды лыжников по 4–5 человек, рассчитавшись по порядку номеров, становят-ся за линией старта против своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми воротами. Достигнув холмика, они должны слепить снежок и попасть им в мишень (квадрат), затем объехать ворота с мишенью и вернуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник пересечет линию старта, стартует следующий и т.д.
Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат перебежки.
Правила. Лыжник, стоя у холмика, мечет снежки до тех пор, пока не попадет 1 раз. Только после этого он может продолжать путь. Очередной лыжник становится на старт сразу же после того, как ушел со старта предыдущий лыжник его команды.
ИГРОВАЯ КАРТОЧКА №27
ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ
Подвижная игра на лыжах «Собери флажки».
На склоне горы (15–20°) зигзагообразно расставляются пять пар ма-леньких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки боль-шого размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся на верху горы, чет-ные номера – внизу.
По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собира-ют по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номе-рам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, рас-ставляют флажки на прежние места (около больших флажков); тре-тьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые – опять расставляют и т.д., пока все не совершат спуски или подъемы.
Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание. При по-вторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама