THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Данный материал будет посвящен служебной части речи - частице. Будут рассмотрены разряды, приведены примеры, показаны отличия от омонимичных слов.

Знакомимся: частица!

Разберем с вами, что же такое частица. Вы только что могли заметить: в предыдущем предложении ею является слово «же». Итак, частица является служебной частью речи, вносящей в предложения новые смысловые эмоционально окрашенные оттенки, и служит для образования новых форм слова. Приводим сразу пример.

Он пришел. Простое, можно сказать, безликое предложение. Добавим в это предложение различные частицы.

Он лишь пришел.

Он только пришел.

Разве он пришел?

Он едва лишь пришел.

Обратите внимание, насколько изменился смысл и появился эмоциональный окрас в предложениях, стоило всего лишь добавить маленькие элементы. Кстати, «всего лишь» - тоже частица.

Стоит заметить, что русский язык настолько богат такими компонентами речи, что даже нет определенных требований к их заучиванию. Необходимо научиться находить, видеть в тексте, а также уметь отличать их от других слов в предложениях. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Основные разряды частиц

Из всего многообразия данных элементов можно выделить четыре разряда.

  1. Формообразующие частицы (давайте, пускай, пусть) предназначены для образования формы слова, могут образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.
  2. Отрицательные (нет, далеко не, вовсе не, отнюдь не).
  3. Частицы, которые могут характеризовать признак (это может быть состояние или действие), протекающий во времени, по результативности или по полноте осуществления, или наоборот - бесплодности, неполноте.
  4. Модальные частицы, которые могут быть вопросительными разве), указательными (вот, вон), уточняющими (именно, как раз, точь-в-точь), выделительными и ограничительными (только, лишь), восклицательными (что за, как), усилительными (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё), смягчающими требования, выказывающими сомнения (вряд ли, едва ли) и, наконец, побудительными (пусть, давайте, пускай).

Примеры

Рассмотрим модальную частицу в качестве примера в предложениях:

  • Разве мы не поедем сегодня на рыбалку?
  • Вот он, настоящий чемпион!
  • Как раз это был тот самый момент, который нельзя было упустить.
  • Что за музыка!
  • Всё-таки пришлось делать работу заново.
  • Пусть всегда светит солнце!

Модальные частицы служат для передачи дополнительного значения смысла в тексте или в речи говорящего, усиливают эмоциональную сторону и акцентируют внимание.

Модальные формообразующие частицы

С помощью формообразующих элементов появляется возможность создать новые формы слов. К данной категории модальных формообразующих частиц можно отнести: пусть, бы, да, давай (-те), менее, самый, пускай, более.

Приведем для наглядности примеры.

Слово «бы» можно употребить для образования условного наклонения глагола. Я сделал бы больше, если бы встал раньше.

Повелительную форму наклонения образуют модальные частицы пусть, пускай, давай, да. Приведем такие примеры:

  • Пусть придет весна.
  • Скажи ему, пускай поторопится.
  • «Да будет свет!» - сказал электрик.
  • Давай отправимся в путешествие в другую страну.

Для образования сравнительной степени наречий и прилагательных служат формообразующие элементы более, менее. Например:

  • Более быстрый подъём на этаж лифтом.
  • Менее успешное предприятие.

Формообразующий элемент сам (обращаем внимание на число и род) может служить для образования у прилагательного превосходной формы, например: самый яркий.

Все эти перечисленные формообразующие элементы находятся в составе глагольной формы. При разборе предложения на члены рекомендуют подчеркивать их как один член предложения, даже если они не находятся рядом. Необходимо привести примеры предложения с модальными частицами.

  • Я бы не опоздал, если бы не задержался на работе.
  • Пускай они придут завтра.
  • Сегодня обстоятельства слаживаются менее удачно.
  • Сейчас я загадаю более сложную загадку.
  • В своей жизни она решила самую трудную задачу.

Стоит отметить, что такие формообразующие элементы можно разделить на условное и повелительное наклонение. К условному наклонению относят модальные частицы бы, б.

К повелительномуотносят такие частицы, как: пусть, пускай, да, давайте, давай.

Отличие от омонимичных слов. Примеры

Давай вспомним, что же такое омонимы. Итак, омонимами называют слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по смыслу.

Важно не путать, уметь видеть и различать омонимичные слова. Примеры:

  • Давай ему по полтаблетки лекарства каждые полчаса. В данном контексте слово давай является не формообразующим элементом, а формой глагола давать.
  • А сейчас пускай лодочку вниз по течению. Здесь также слово пускай не может быть частицей, оно является формой глагола пускать.
  • Неужели это ты? - Я самый. В этом варианте слово самый является местоимением и с прилагательным никакой связи не имеет.
  • Она говорила очень тихо, как бы извиняясь. В этом предложении слово как бы составляет неделимую конструкцию, которую можно заменить синонимами словно или будто.

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.

Инструкция

Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что - это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).

Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частица м. Но и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы - либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.

Употребите глагол "дружить" в повелительном и в условном . Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы "бы", "б" образуют условное наклонение "дружил бы". А вот такие частицы, как "пусть", "пускай", "да", "давай", "давайте", помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме : "пусть дружат".

Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы "не" и "ни" помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы "лишь", "только" - уточнить что-то и т.д. А в предложении "Вон там, за горами, показалось солнце" частица "вон" указывает на действие.

Научитесь отличать частицу "ни" от повторяющегося союза "ни-ни". Например, в предложении "Я не могу ни плакать, ни смеяться" слова "ни-ни" являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении "Где бы он ни был, всюду находил друзей" слово "ни" является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.

Научитесь отличать частицу "то", которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении "Упражнение-то успел ?" частица "то" помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии "где-то" или в местоимении "кто-то" "то" является суффиксом, при помощи которого от и образуются новые слова. Запомните, что частица "то" через дефис с .

Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частица ми "не", "бы", "б", они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.

Частицу порой можно спутать с другими служебными . Хотя она не является полноправным членом предложения, она способна внести путаницу, из-за чего можно, к примеру, поставить лишнюю запятую. Время от времени стоит повторять школьную программу и освежать в памяти базовые вещи, чтобы не допускать простых ошибок.

Частица относится к служебным частям речи и служит для выражения различных смысловых оттенков слов и , а также для образования форм слов. Они не являются членами и не изменяются. Все существующие частицы можно разделить на два разряда: смысловые и формообразующие.

Хотя частицы не являются членами предложения, в школе принято подчёркивать частицу не вместе с тем словом, к которому она относится; как правило таким словом выступает глагол.

Смысловые частицы, как следует из названия, необходимы для выражения смысловых оттенков, тонкостей, нюансов. В зависимости от значения, они классифицируются по следующим группам:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: разве, неужели, ли (ль) ;
3) указательные: вот, вон;
4) уточняющие: именно, прямо, как раз, точно, точь в точь;
5) ограничительные / выделительные: только, лишь, почти, единственно, то;
6) восклицательные: что за, как, ну (и) ;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё таки, ну;
8) смягчительные: -ка, -то, -с;
9) со значением : едва (ли), вряд (ли).

Формообразующие – это частицы, необходимые для образования или условного наклонения: бы, пусть, пускай, давай, да. Такие частицы всегда являются компонентами глагольной формы, а следовательно входят в состав того же члена предложения, что и .
Некоторые исследователи выделяют дополнительную группу частиц, не попадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий: мол, якобы, дескать.

Классификации

Частицы также по происхождению на первообразные и непервообразные. В первую группу входят, в основном, просторечные и малоупотребительные частицы бишь, вишь, нехай, дескать, небось ишь, те, чай, ну-с, ин, де, а также же да, -ка, ни, таки. Все остальные частицы относятся ко второй группе.

Обратите внимание, что многие частицы по своим свойствам приближены к наречиям, союзам, междометиям и вводным словам.

Существует разделение и : на простые, составные, расчленяемые и не расчленяемые частицы. К первым относятся все частицы, состоящие из одного , ко вторым – образованные из двух и более слов, к третьим – все частицы, которые могут быть разделены другими словами (как бы не, лишь бы не, пусть бы, скорее бы, только бы, хоть бы, чуть (было) не, чуть (ли) не и др.), к четвертым – те, что разделены быть никак не могут. Также существует немногочисленная группа так называемых фразеологизированных частиц: что ни (на) есть, точь-в-точь, то ли дело, не иначе (как), нет чтобы, того и (гляди / жди).

Видео по теме

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицуне вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например:Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти(частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки неи ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующей схеме:

1. Частица.

2. Грамматические признаки:

Неизменяемая,

Разряд по значению.

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения.

(Ф. М. Достоевский)

не - частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.

лишь - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

только - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицубы следующим образом:

бы - частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама