THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1 февраля 2009 года состоялась интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 1 февраля 2009 года состоялась интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Вся полнота Русской Православной Церкви с радостью возносит молитвы о вновь избранном патриархе. Восемнадцать лет крест патриаршего служения нес патриарх Алексий II. За это время Церковь возродилась, расцвела, укрепилась. Но, несмотря на нынешнее внешнее благополучие церковной жизни, перед патриархом Кириллом стоят новые задачи. Не случайно шестнадцатый предстоятель как о наиболее важном направлении своей первосвятительской деятельности говорит о внимании к подрастающему поколению: «Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям - как бы трудно это ни было для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество - все это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры». Крест первосвятительского служения никогда не бывает легким. Осознавая это, Его Святейшество в день интронизации - торжественного возведения на престол - обратился ко всем собравшимся в храме Христа Спасителя: «Нет и не может быть в жизни патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам. Посему, сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на горнее патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред престолом Божиим моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским». В этот день в храме Христа Спасителя собрался сонм архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, монашествующие, тысячи мирян. На интронизацию Патриарха Московского и всея Руси прибыли Блаженнейший патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также делегации всех поместных православных церквей. Участвовал в работе Поместного собора и Преосвященный Вениамин, епископ Люберецкий , наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. В соборном храме присутствовало высшее руководство страны, представители инославных общин. Два старейших митрополита - постоянные члены Священного синода - Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, взяв патриарха под руки, возвели на Горнее место. Они обратились к западу, и митрополит Владимир возгласил: «Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих православных церквах, посажает на Престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена и Тихона, отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси…» Затем со словами «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» старейшие митрополиты трижды посаждали нареченного Патриарха на Патриарший трон. Патриарха Кирилла облачили в патриаршие богослужебные одежды, возложили на него две панагии и крест, на главу - митру. Блаженнейший митрополит Владимир вручил Святейшему Патриарху Кириллу патриарший жезл - посох святителя Петра, митрополита Московского. На время интронизации этот древний посох был принесен в храм Христа Спасителя из Оружейной палаты - места его постоянного хранения. «Посох есть знак странствия, - напомнил Блаженнейший Владимир. - Он помогает в пути посланнику, грядущему для исполнения своей миссии. Предстоятель Церкви призван являть образ апостольства, образ подражания Христу, Которого «Бог послал в мир... чтобы мы получили жизнь через Него». Вручение Вам сего посоха есть выражение готовности всей Церкви идти за Вами, трудиться под Вашим началом, дабы слава имени Божия распространялась по всем концам земли».

Вре-мя пе-ред тор-же-ствен-ным воз-ве-де-ни-ем на Пат-ри-ар-ший пре-стол мит-ро-по-лит Ти-хон про-во-дил в Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ре, го-то-вясь к при-ня-тию вы-со-ко-го сана. Со-бор-ная ко-мис-сия спеш-но вы-ра-ба-ты-ва-ла дав-но за-бы-тый на Ру-си по-ря-док по-ста-нов-ле-ния Пат-ри-ар-хов. До-бы-ли из бо-га-той Пат-ри-ар-шей риз-ни-цы об-ла-че-ния рус-ских Пат-ри-ар-хов, жезл мит-ро-по-ли-та Пет-ра, мит-ру, ман-тию и бе-лый ку-коль Пат-ри-ар-ха Ни-ко-на.

Ве-ли-кое цер-ков-ное тор-же-ство про-ис-хо-ди-ло в Успен-ском со-бо-ре 21 но-яб-ря 1917 го-да. Мощ-но гу-дел Иван Ве-ли-кий, кру-гом шу-ме-ли тол-пы на-ро-да, на-пол-няв-шие не толь-ко Кремль, но и Крас-ную пло-щадь, ку-да бы-ли со-бра-ны крест-ные хо-ды изо всех мос-ков-ских церк-вей. За Ли-тур-ги-ей два пер-вен-ству-ю-щие мит-ро-по-ли-та при пе-нии «Ак-сиос» три-жды воз-ве-ли Бо-жия из-бран-ни-ка на Пат-ри-ар-ший трон, об-ла-чи-ли его в по-до-ба-ю-щие его са-ну свя-щен-ные одеж-ды.

В дневнике митрополита Арсения (Стадницкого), одного из претендентов на Патриарший престол, одна из самых больших записей относится к 21-му ноября (4 декабря по новому стилю), дню интронизации Патриарха. Он пишет:

«Исторический день в Русской Церкви: в Кремле, в большом Успенском соборе состоялось возведение Патриарха Тихона на Патриарший престол. Но нерадостно совершилось это великое торжество в истории Русской Церкви. Израненный Кремль встретил своего Патриарха не в красоте и велелепии, а в разрушенном и расстрелянном виде. Это торжество скорее было похоже на великий печальный обряд, нежели на радостное венчание отца великой церкви. Новая революционная власть сделала все от нее зависящее, чтобы испортить этот великий праздник». Но, несмотря на это, «особенно трогательно и величественно было, когда вся Церковь возглашала аксиос. После этого я, стоя у престола, в царских дверях, произнес велегласно мирную ектению, в которой, между прочим, молились “о спасении и заступлении святейшего отца нашего Тихона, ныне посаждаемого Патриарха”. В это время сакелларии с диаконами принесли на блюде сак и омофор патриарший, две панагии и патриаршую шапку, и митрополиты при помощи диаконов облачали его. Сак — патриарха Питирима, омофор патриарха Адриана, панагии патриархов Иова и Ермогена и шапка патриарха Никона. Так совершилось великое событие в Русской Церкви! И мы были свидетелями и участниками его. Лик нового Патриарха в оригинальном для нас непривычном головном уборе сразу принял иконографический тип. Чудную картину представлял Патриарх, в своем патриаршем облачении, восседающий в углублении Горнего места во время чтения Апостола, а затем стоявшим во время чтения Евангелия, с председящими и предстоящими преосвященными и сослужащими…»

Ко-гда мит-ро-по-лит Вла-ди-мир вру-чил ему с при-вет-ствен-ным сло-вом жезл свя-ти-те-ля Пет-ра, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го, Свя-тей-ший Пат-ри-арх от-ве-тил ис-пол-нен-ной глу-би-ны про-зре-ния ре-чью:

«Устро-е-ни-ем Про-мыш-ле-ния Бо-жия мое вхож-де-ние в сей со-бор-ный Пат-ри-ар-ший храм Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри сов-па-да-ет с все-чест-ным празд-ни-ком Вве-де-ния во храм Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Со-тво-ри За-ха-рия вещь стран-ну и всем уди-ви-тель-ну, егда вве-де в са-мую внут-рен-нюю ски-нию, во Свя-тая Свя-тых, сие же со-тво-ри по та-ин-ствен-но-му Бо-жи-е-му на-уче-нию. Див-но для всех и мое Бо-жи-им устро-е-ни-ем ны-неш-нее вступ-ле-ние на Пат-ри-ар-шее ме-сто по-сле то-го, как свы-ше 200 лет сто-я-ло пу-сто. Мно-гие му-жи, силь-ные сло-вом и де-лом, сви-де-тель-ство-ван-ные в ве-ре, му-жи, ко-то-рых весь мир не был до-сто-ин, не по-лу-чи-ли, од-на-ко, осуществления сво-их ча-я-ний о вос-ста-нов-ле-нии Пат-ри-ар-ше-ства на Ру-си, не во-шли в по-кой Гос-по-день, в обе-то-ван-ную зем-лю, ку-да на-прав-ле-ны бы-ли их свя-тые по-мыш-ле-ния, ибо Бог пред-зрел нечто луч-шее о нас. Но да не впа-дем от се-го, бра-тие, в гор-ды-ню.

Один мыс-ли-тель, при-вет-ствуя мое недо-сто-ин-ство, пи-сал: “Мо-жет быть, да-ро-ва-ние нам Пат-ри-ар-ше-ства, ко-то-ро-го не мог-ли уви-деть лю-ди, бо-лее нас силь-ные и до-стой-ные, слу-жит ука-за-ни-ем про-яв-ле-ния Бо-жи-ей ми-ло-сти имен-но к на-шей немо-щи, к бед-но-сти ду-хов-ной”. А по от-но-ше-нию ко мне са-мо-му да-ро-ва-ни-ем Пат-ри-ар-ше-ства да-ет-ся мне чув-ство-вать, как мно-го от ме-ня тре-бу-ет-ся и как мно-го для се-го мне не до-ста-ет. И от со-зна-ния се-го свя-щен-ным тре-пе-том объем-лет-ся ныне ду-ша моя. По-доб-но Да-ви-ду, я и мал бе в бра-тии мо-ей, а бра-тия мои пре-крас-ны и ве-ли-ки, но Гос-подь бла-го-во-лил из-брать ме-ня. Кто же я, Госпо-ди, Гос-по-ди, что Ты так воз-звал и от-ли-чил ме-ня? Ты зна-ешь ра-ба Тво-е-го, и что мо-жет ска-зать Те-бе? И ныне бла-го-сло-ви ра-ба Тво-е-го. Раб Твой сре-ди наро-да Тво-е-го, столь мно-го-чис-лен-но-го - да-руй же серд-це ра-зум-ное, дабы муд-ро ру-ко-во-дить на-ро-дом по пу-ти спа-се-ния. Со-грей серд-це мое лю-бо-вью к ча-дам Церк-ви Бо-жи-ей и рас-ширь его, да не тес-но бу-дет им вме-щать-ся во мне. Ведь ар-хи-пас-тыр-ское слу-же-ние есть по пре-иму-ще-ству слу-же-ние люб-ви. Го-ро-хищ-ное об-рет ов-ча, ар-хи-пас-тырь подъ-ем-лет е на ра-ме-на своя.

Прав-да, пат-ри-ар-ше-ство вос-ста-нав-ли-ва-ет-ся на Ру-си в гроз-ные дни, сре-ди ог-ня и ору-дий-ной смертоносной паль-бы. Ве-ро-ят-но, и са-мо оно при-нуж-де-но бу-дет не раз при-бе-гать к ме-рам за-пре-ще-ния для вра-зум-ле-ния непо-кор-ных и для вос-ста-нов-ле-ния поряд-ка цер-ков-но-го. Но как в древ-но-сти про-ро-ку Илии явил-ся Гос-подь не в бу-ре, не в тру-се, не в огне, а в про-хла-де, в ве-я-нии ти-хо-го ве-тер-ка, так и ныне на на-ши ма-ло-душ-ные уко-ры: “Гос-по-ди, сы-ны Рос-сий-ские оста-ви-ли за-вет Твой, раз-ру-ши-ли Твои жерт-вен-ни-ки, стре-ля-ли по хра-мо-вым и кремлев-ским свя-ты-ням, из-би-ва-ли свя-щен-ни-ков Тво-их”, - слы-шит-ся ти-хое ве-я-ние сло-вес Тво-их: “Еще семь ты-сящ му-жей не пре-кло-ни-ли ко-ле-на пред совре-мен-ным ва-а-лом и не из-ме-ни-ли Бо-гу истин-но-му”. И Гос-подь как бы го-во-рит мне так: “Иди и разы-щи тех, ра-ди ко-их еще по-ка сто-ит и дер-жит-ся Рус-ская зем-ля. Но не остав-ляй и за-блуд-ших овец, об-ре-чен-ных на по-ги-бель, на за-кла-ние, овец, по-ис-ти-не жал-ких. Па-си их, и для се-го возь-ми сей жезл бла-го-во-ле-ния, с ним по-те-ряв-шу-ю-ся - оты-щи, угнан-ную - возвра-ти, по-ра-жен-ную - пе-ре-вя-жи, боль-ную - укре-пи, раз-жи-рев-шую и буй-ную - ис-тре-би, па-си их по прав-де”. В сем да по-мо-жет мне Сам Пас-ты-ре-на-чаль-ник, мо-лит-ва-ми Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы и свя-ти-те-лей Мос-ков-ских. Бог да бла-го-сло-вит всех нас бла-го-да-тию Сво-ею. Аминь».

Митрополит Арсений продолжает свое повествование:

«Речь его всегда простая, без всяких претензий на ораторские приемы. Но все-таки она произвела известное впечатление, приемля во внимание историчность момента и нервный подъем богомольцев. После этого Патриарх, в сопровождении двух митрополитов, проследовал на Патриаршее место…Народу было далеко не столько, сколько могло бы и должно было бы быть. „Товарищи” не пустили. И это в России, на Святой Руси! Боже мой, Боже мой! Какой позор!»

По-сле Ли-тур-гии Пат-ри-арх по древ-не-му обы-чаю с крест-ным хо-дом обо-шел во-круг Крем-ля, окроп-ляя его свя-той во-дой.

Ру-ка Бо-жия в де-ле воз-глав-ле-ния Рус-ской Церк-ви имен-но Свя-тей-шим Ти-хо-ном в ка-че-стве Пат-ри-ар-ха не мог-ла быть не усмот-ре-на то-гда же. Ар-хи-епи-скоп Харьковский Ан-то-ний от ли-ца всех епи-ско-пов ска-зал но-во-из-бран-но-му:

«Ва-ше из-бра-ние нуж-но на-звать по пре-иму-ще-ству де-лом Бо-же-ствен-но-го Про-мыс-ла по той при-чине, что оно бы-ло бес-со-зна-тель-но пред-ска-за-но дру-зья-ми юности, то-ва-ри-щам ва-ши-ми по ака-де-мии. По-доб-но то-му, как пол-то-рас-та лет то-му на-зад маль-чи-ки, учив-ши-е-ся в Нов-го-род-ской бур-се, дру-же-ски шу-тя над благо-че-сти-ем сво-е-го то-ва-ри-ща Ти-мо-фея Со-ко-ло-ва, ка-ди-ли пред ним сво-и-ми лап-тя-ми, а за-тем их вну-ки со-вер-ши-ли уже на-сто-я-щее каж-де-ние пред нетлен-ны-ми мо-ща-ми его, то есть, Ва-ше-го небес-но-го по-кро-ви-те-ля - Ти-хо-на За-дон-ско-го, - так и Ва-ши собствен-ные то-ва-ри-щи по ака-де-мии про-зва-ли Вас «пат-ри-ар-хом», когда Вы бы-ли еще ми-ря-ни-ном и ко-гда ни они, ни Вы са-ми не мог-ли и по-мыш-лять о действитель-ном осу-ществ-ле-нии та-ко-го на-име-но-ва-ния, дан-но-го Вам друзьями мо-ло-до-сти за ваш сте-пен-ный, невоз-му-ти-мо со-лид-ный нрав и бла-го-че-сти-вое настро-е-ние».

Ин-те-рес-на встре-ча бу-ду-ще-го Пат-ри-ар-ха с Иоан-ном Крон-штадт-ским в 1908 г. в Пе-тер-бур-ге. Ста-рый уже и боль-ной о. Иоанн, во-пре-ки эти-ке-ту, пер-вый за-кон-чил бе-се-ду сле-ду-ю-щи-ми сло-ва-ми: «Те-перь, Вла-ды-ко, са-дись на мое ме-сто, а я пой-ду от-дох-ну». Эти сло-ва мно-ги-ми ис-тол-ко-вы-ва-лись так, что о. Иоанн как бы назначил ар-хи-епи-ско-па Ти-хо-на сво-им пре-ем-ни-ком в ка-че-стве ре-ли-ги-оз-но-го во-ждя рус-ско-го на-ро-да и пред-рек ему Пат-ри-ар-ше-ство.

Вступ-ле-ние Свя-тей-ше-го Ти-хо-на на Пат-ри-ар-ший пре-стол свер-ши-лось в са-мый раз-гар ре-во-лю-ции. Го-су-дар-ство не про-сто от-де-ли-лось от Церк-ви - оно вос-ста-ло про-тив Бо-га и Его Церк-ви. Ко-гда во вре-мя при-ез-да Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на в 1918 г. в Пет-ро-град со-труд-ник од-ной из пет-ро-град-ских га-зет спро-сил, что до-но-сит-ся ему со всех кон-цов Рос-сии, свя-тей-ший по-сле неко-то-ро-го раз-ду-мья от-ве-тил: «Вопли». Что бы-ло де-лать в та-кой си-ту-а-ции Пат-ри-ар-ху? Тре-бо-ва-лось най-ти един-ствен-но вер-ное ре-ше-ние, от-ве-ча-ю-щее непо-вто-ри-мой, со-вер-шен-но но-вой внеш-ней об-ста-нов-ке. В чем же бы-ла един-ствен-ная за-да-ча Церк-ви? Остать-ся Цер-ко-вью: претерпе-вая уда-ры, уни-же-ния, пре-сле-до-ва-ния, не от-ве-чая на них ни-чем иным, как толь-ко твер-дым сто-я-ни-ем в ис-тине. Го-су-дар-ство без-бож-но? Пусть! Цер-ковь в сво-ей прин-ци-пи-аль-ной от-де-лен-но-сти от него оста-ет-ся Пра-во-слав-ной. Так на-чи-на-ет-ся борь-ба, су-ще-ство ко-то-рой не укла-ды-ва-ет-ся ни в ка-кие при-выч-ные по-ня-тия, борь-ба, ко-то-рая вы-ра-жа-ет-ся толь-ко в стой-ко-сти несе-ния кре-ста. Пат-ри-арх все го-тов был про-стить в от-но-ше-нии се-бя - лишь бы нетро-ну-той бы-ла Цер-ковь, лишь бы бы-ла обес-пе-че-на ее внут-рен-няя неза-ви-си-мость. На-до бы-ло острие раз-вер-нув-шей-ся борь-бы при-ту-пить, на-до бы-ло най-ти об-щий язык с вла-стя-ми, чтобы сохранить цер-ков-ный ко-рабль от по-топ-ле-ния. Здесь тре-бо-ва-лось мно-го муд-ро-сти и тер-пе-ния. Как непе-ре-да-ва-е-мо и непо-вто-ри-мо то чув-ство, ко-то-рое ис-пы-ты-ва-ла Рос-сия в от-но-ше-нии сво-е-го Пат-ри-ар-ха. В нем, как в фо-ку-се, со-сре-до-то-чи-лось са-мо бы-тие Церк-ви. Став Пред-сто-я-те-лем Церк-ви, Пат-ри-арх Ти-хон не из-ме-нил-ся - остал-ся та-ким же до-ступ-ным, лас-ко-вым че-ло-ве-ком для про-стых лю-дей. Близ-кие к нему ли-ца со-ве-то-ва-ли по воз-мож-но-сти укло-нять-ся от уто-ми-тель-ных слу-же-ний, но Свя-тей-ший слу-жил ча-сто. Толь-ко в пер-вый год сво-е-го Пер-во-свя-ти-тель-ства им со-вер-ше-но 196 служб - сле-до-ва-тель-но, Пат-ри-арх со-вер-шал слу-же-ние через день, а ино-гда и каж-дый день. Вез-де его узна-ва-ли, вез-де по-лю-би-ли и по-том сто-я-ли за него го-рой, ко-гда при-шла нуж-да его за-щи-щать.

Свя-тей-ший Пат-ри-арх Ти-хон для пра-во-слав-ных лю-дей - не толь-ко но-си-тель выс-шей цер-ков-ной вла-сти. Он до-ро-г им и как че-ло-век, до-стиг-ший вы-со-кой сте-пе-ни со-вер-шен-ства, как бы бла-го-дат-ный но-си-тель Ду-ха Бо-жия, да-ю-ще-го сло-во муд-ро-сти и рас-суж-де-ния.

Сво-ей жиз-нью он явил ред-кий нрав-ствен-ный об-лик хри-сти-а-ни-на-мо-на-ха, от-ли-ча-ясь глу-бо-кой ре-ли-ги-оз-ной на-стро-ен-но-стью, ду-хом це-ло-муд-рия, сми-рен-номудрия, тер-пе-ния и люб-ви. Свя-тей-ший Ти-хон - во-ис-ти-ну бла-го-дат-ная лич-ность, жив-шая для Бо-га и Бо-гом про-свет-лен-ная.

МОСКВА, 1 фев — РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в четверг, в девятую годовщину своей интронизации (вступления на первосвятительский престол), совершит литургию в храме Христа Спасителя.

День интронизации предстоятеля по традиции ежегодно отмечается Русской православной церковью как большой праздник. Патриарх Кирилл в это утро по традиции совершает праздничное богослужение в главном кафедральном храме России, в котором участвуют многочисленные иерархи и священнослужители.

После литургии проходит церемония поздравления первосвятителя, во время которой обычно говорится и об итогах развития церковной жизни с момента его вступления на престол, и о будущем.

"Интронизация, или настолование, — это торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение предстоятеля церкви на его кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного иерарха в одежды согласно сану и "посаждением" его двумя старейшими иерархами на патриарший трон в алтаре кафедрального собора", — пояснили РИА Новости в патриаршей пресс-службе.

Мероприятия за год

По информации патриаршей пресс-службы, в 2017 году предстоятель Русской православной церкви, которому 20 ноября исполнился 71 год, совершил 200 богослужений, освятил 20 храмов и совершил 23 поездки по епархиям на территории России, а также три зарубежных визита (в Киргизию, Узбекистан и Румынию).

В 2017 году под председательством патриарха состоялись Архиерейский собор, семь заседаний Священного синода и восемь заседаний Высшего церковного совета. Первоиерарх также возглавил два заседания президиума Межрелигиозного совета России.

Среди ключевых событий 2017 года, прошедших с участием предстоятеля Русской церкви, в патриархии отметили освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре, торжества по случаю 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского в Тверской митрополии, конференции "Столетие начала эпохи гонений на Русскую православную церковь" и "Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия", литургии в Успенском соборе московского Кремля в годовщину открытия Поместного собора 1917-1918 годов и в храме Христа Спасителя по случаю 100-летия восстановления патриаршества.

Не надо цветов

Накануне интронизации патриарх Кирилл призвал столичное духовенство не дарить ему цветы по случаю девятилетия интронизации и потратить сэкономленные деньги на машину скорой помощи для больницы святителя Алексия.

"Святейший патриарх Кирилл благословил, чтобы средства, направляемые на покупку цветов к дню его интронизации московским духовенством, были потрачены на приобретение автомобиля скорой помощи в больницу святителя Алексия. Машина скорой помощи вместо цветов", — сказал РИА Новости патриарший пресс-секретарь священник Александр Волков.

Это уже не первый случай, когда патриарх отказывается от подарков на праздники и памятные даты. Так, в 2017 году по случаю своего 71-летия предстоятель тоже предложил духовенству потратить деньги на содержание больницы святителя Алексия. С подобными обращениями он выступал также в день своих именин и на Рождество.

"Являть пример людям"

Обращаясь к священнослужителям и простым верующим с проповедью по случаю годовщины своей интронизации, предстоятель Русской церкви традиционно заостряет внимание на особенностях священнического служения, которое сопряжено с большой ответственностью перед Богом и людьми.

По словам патриарха, священнослужители должны являть собой подлинный пример другим людям и не стремиться к показному благочестию, потому что "если примера нет, то нет и доверия ни к словам, ни к действиям, особенно иерархов и патриарха". Чтобы являть пример, "нужно много трудиться, не покладая рук", говорил он.

"Нужно всем нам помнить, исповедовать всей силой своей души, что никакого примера не получится, если мы будем искусственно создавать некий образ благочестия, праведности, справедливости и доброты. Сердце человека обмануть невозможно. Можно обмануть одного, другого, третьего — церковь обмануть невозможно", — сказал предстоятель в одной из своих проповедей.

Биография Патриарха

Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника.

В старших классах он совмещал учебу в средней школе с работой техника-картографа в Ленинградской комплексной геологической экспедиции. В 1969 году был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. С отличием закончил Ленинградскую духовную академию.

В 1989 году архиепископ Кирилл был назначен председателем отдела внешних церковных связей и постоянным членом Синода по должности. В сан митрополита он был возведен в 1991 году.

На экстренном заседании Священного синода Русской церкви 6 декабря 2008 года в связи с кончиной 5 декабря патриарха Алексия II митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл избран местоблюстителем патриаршего престола.

Поместный собор 27 января 2009 года избрал митрополита Кирилла 16-м патриархом Московским и всея Руси.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит

Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.

По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»

В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.

Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.

Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.

9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».

В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.

За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.

Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем»

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.

1 февраля 2018 года, в девятую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно благодарю за ваши молитвы, за то, что в день девятой годовщины моего Патриаршего служения вы вместе со мной молитесь в Храме Христа Спасителя, где и была совершена моя интронизация. Этот день для меня исполнен многих смыслов, и всякий раз, когда приближается годовщина, невольно задаешься вопросом, что же для меня означают минувшие годы. Никогда не могу сказать, что они означали для меня, но понимаю, что для Церкви, для народа, для страны эти годы были временем очень значительных перемен и, взирая на происходящее в Церкви, я вижу, что по милости Божией эти перемены — к лучшему. Наверное, не время и не место перечислять всё, что произошло, — каждый архиерей, каждый священник это знает. Но наша задача заключается в том, чтобы то, что произошло за эти годы, стало органической частью нашей повседневной жизни, вошло в плоть и кровь нашей Церкви, нашего верующего народа, потому что еще много задач предстоит нам всем вместе решать.

Моя интронизация состоялась в день памяти святого Марка Эфесского, защитника Православия. Я очень почитаю святителя Марка, который в тяжелейший момент истории Церкви и и истории Европы сумел едва ли не в одиночку противостоять очень опасному явлению, которое позже вошло в историю как Ферраро-Флорентийская уния. Святитель Марк был в меньшинстве, но он выступил против огромной ошибки, которую делали другие отцы, не сознававшие, какие последствия могут за этой ошибкой последовать. Он отстоял верность Православию и сохранил течение истории в том виде, в каком мы его знаем, по крайней мере, до XXI века.

Когда мы сегодня говорим о необходимости сохранять Православие, мы меньше всего думаем о догматах, на которые никто не покушается. Это не значит, что догматы потеряли силу — они живут в церковном строе, в благочестии, в проповеди, сохраняя на протяжении веков великое послание христианства, и остаются драгоценными для нас. Но не вокруг догматов сегодня развиваются сложные процессы.

Многие считают, что Православие — это устаревшая вера, никак не связанная с модернизацией или теми процессами, которые происходят в западном мире и перед которыми многие, в том числе россияне, порой абсолютно некритично преклоняют свою главу. Сегодня хранить православную веру, как ее хранил Марк Эфесский, означает не терять способность прилагать Божественные критерии к тому, что происходит в наше время. Почему многие западные христиане так подвержены влиянию внешних сил? Стоит парламенту принять закон о допустимости однополых союзов, как протестантские общины немедленно принимают это как часть своей внутренней жизни и начинают благословлять такие «браки». Почему так происходит? Потому что в этих общинах нет того, что есть в Православной Церкви. Священное Предание, которое содержит в себе всю полноту нашей веры, является одновременно великим критерием, позволяющим отличить истину от лжи, святость от греха. Сегодня хранение веры в духе святого Марка Эфесского означает способность для всех нас — для Патриарха, для епископата, для духовенства, для верующего народа — налагать критерий нашей веры на все, что приходит к нам извне. А что только ни приходит! Каждый день новости, связанные с развитием научно-технического прогресса, — с тем, чтобы человеку было легче что-то делать, чтобы ему нужно было меньше думать, чтобы нажатием кнопки перед ним открывался весь мир, чтобы он чувствовал свое всемогущество. Но пред лицом всех этих новаций, многие из которых несут в себе опасность не только для сохранения веры, но и для будущего рода человеческого, у Церкви должна оставаться способность давать мудрые и спасительные комментарии, в духе веры православной. Это и будет хранение православной веры, а лучше сказать, актуализация нашего Священного Предания по отношению к проблемам, задачам или, как теперь говорят, вызовам современности.

Правда, на этом пути возможны соблазны и ошибки. Иногда мне приходится знакомиться с высказываниями отдельных священников, которые претендуют на популярность, на влияние, но менее всего озабочены тем, чтобы их слово отражало Предание Церкви, его веру. Поэтому каждый священник, кто намерен комментировать некие события, особенно касающиеся жизни огромного количества людей, должен быть уверен в том, что его слова — это и есть слова Церкви. Но для этого не надо ничего говорить сгоряча, особенно в рамках теледебатов или иных публичных выступлений, когда нет и минуты подумать, когда задача заключается только в том, чтобы высказаться хлеще, чем противник. Мы знаем, чем заканчиваются такие теледебаты — уважаемые люди иногда начинают физически драться. В контексте таких дискуссий лучше промолчать, чем сказать то, что падет тенью на Церковь Божию.

Но вместе с тем мы не должны уклоняться от того, от чего не уклонился Марк Эфесский. Мы должны свидетельствовать об истине Православия, действительно актуализируя эту истину перед лицом вызовов современного мира. Я благодарю Бога за дух соборности, который сегодня присутствует в нашей Церкви, за прошедший Архиерейский Собор, на котором практически весь епископат нашей Церкви свободно обсуждал стоящие перед нами проблемы. Конечно, высказывались противоречивые суждения, но, по милости Божией, все было согласовано в мире, в любви, в единомыслии, без применения административных ресурсов. Внутреннее единство Церкви явило себя в решениях последнего Архиерейского Собора. И как важно, чтобы сегодня, отталкиваясь от этих решений, наш епископат и наше духовенство несли людям свидетельство о современной Русской Православной Церкви, о Церкви, открытой к людям, открытой к страданиям, открытой к несправедливости, готовой идти туда, где нужна помощь! Таков сегодня образ нашей Церкви. Когда мы с вами облачены в храме в соответствующие одежды, многие наши критики, показывая пальцем, говорят: только посмотрите, вся Церковь в золоте! Но это золото связывает нас с Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, с величайшей византийской традицией. Это внешний связующий фактор, но по сути мы все люди сегодняшнего дня. И если это так, то все наше мироощущение, все наше целеполагание там, где и должна быть сегодня Церковь. Церковь должна быть там, где сегодня идет братоубийственный конфликт, где погибают наши прихожане, наши братья и сестры. Она должна помогать тем, кто попадает в плен, и я радуюсь, что и Блаженнейшему Онуфрию, Предстоятелю Украинской Церкви, и мне, недостойному, удается проходить часть своего пути, для того чтобы обмен пленными продолжался. Мы должны быть там, где несправедливость, где еще очень много нищеты, где люди живут плохо. Именно на то, чтобы помогать тем, кто сегодня страдает, направлена социальная работа Церкви, и я не перестану говорить, что социальная работа в переводе на наш традиционный язык — это просто добрые дела, но хорошо организованные, приносящие максимальную отдачу от тех вложений, которые мы способны делать.

Дай Бог, чтобы миссия Церкви — миссия миротворчества, миссия поддержки слабых и больных, миссия поддержки наших детей и молодежи, миссия поддержки наших семей, — развивалась не потому, что Патриарх так говорит, а потому что само время и Божественный промысл указывают нам этот путь.

Мои дорогие архипастыри, пастыри, миряне, я благодарю всех тех, кто сегодня с пониманием относится к служению Русской Православной Церкви, кто поддерживает ее. Особые слова благодарности — нашим мирянам, добровольцам, молодежи, а также духовенству, которое организует все эти процессы и лично принимает в них участие.

Конечно, особая роль по управлению Православной Церковью лежит на архипастырях. Прошу вас, мои дорогие братья, — даже тех, для кого это непросто в силу возраста, — осознать, что мы вошли в совершенно новый этап нашего исторического бытия, и на этом этапе должна по-новому осуществляться миссия святителя Марка Эфесского, защитившего Святое Православие. И да поможет нам во всем этом Господь!

Сердечно благодарю вас за ваши поздравления и за ваши молитвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама