THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Картотека дидактических игр на развитие фонематических процессов.

Узнавание неречевых звуков.

Цель: развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.
Задачи: научиться узнавать звучание игрушек, музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, звуков окружающей действительности.
«Что звучало?»
Взрослый за ширмой играет на музыкальном инструменте. Ребенок угадывает его и называет.
«Чей голос?»
Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и определяет кому принадлежат голоса.
«Найди пару»
Для игры нужны одинаковые коробочки с различным наполнением: крупы, зерна, макароны, мелкие металлические и пластмассовые предметы. Ребенок ищет одинаково звучащие коробочки не открывая их; по звучанию.
«Волшебная палочка»
Взрослый стучит «волшебной палочкой» по разным предметам: деревянным, стеклянным, пластмассовым, металлическим. Ребенок запоминает звучание, а затем угадывает без зрительной опоры по чему стучала палочка.
«Волшебный сундучок»
Определить на слух что спрятано в сундучке.
«Узнай по звуку»
Ребенок отворачивается, взрослый роняет какие – нибудь предметы. Нужно узнать, что упало.Цель: учить различать на слух направление звука, долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм на разнообразном речевом материале.
Задачи: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение изменять голос по высоте, силе, длительности.
«Песенка дождя»
Взрослый за ширмой играет на металлофоне «песенку дождя». Ребенок определяет, какой дождь пел песенку – начинающийся или проливной и выбирает подходящую схему. В качестве усложнения можно предложить ребенку самому сыграть «песенку дождя» по схемам.
«Ветер»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, сильный или слабый ветер дует и показывает соответствующую картинку.
«Повтори ритм»
Взрослый за ширмой хлопает какой – нибудь ритм, ребенок повторяет его. Усложненный вариант – ребенок прохлапывает ритм, записанный символами. Например: !! !!! !! , где! – хлопок, пробел – пауза.
«Три медведя»
Взрослый за ширмой произносит любую фразу из сказки «Три медведя» низким или высоким голосом Ребенок должен угадать, голос какого персонажа он слышал.
«Звучащее солнышко»
Для игры потребуется листок бумаги и желтый карандаш. В середине листочка нужно нарисовать круг – солнце. Педагог за ширмой произносит какой – нибудь звук или играет на музыкальном инструменте. Если звучание было длительным, ребенок рисует длинный солнечный лучик, если коротким – короткий.
«Гудок парохода»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, какой пароходик гудит большой или маленький.
«Медведь»
Ребенок - водящий встает спиной к остальным. Дети говорят фразу: «Медведь, Медведь, мы к тебе пришли, меда принесли». Затем по очереди произносят: «Мишка, я здесь!» Водящий должен угадать говорящего не поворачиваясь.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: формировать умение различать слова, сходные по звучанию.
«Гонки»
Взрослый предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от логопеда, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Произносятся слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, который был самым внимательным.
«Найди себе пару»
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка - миска. Как усложнение задания - подобрать рифму самостоятельно.
«Чем отличаются слова?»
Ребенок определяет чем отличаются слова. Например, кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.
«Лишнее слово»
Ребенок определяет лишнее слово в ряду и объясняет свой выбор. Например: канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.
«Найди букву»
Дети ищут «заблудившуюся» букву и заменяют ее нужной. Игра проводится с опорой на картинки.
Лужи- лыжи
Корова-корона

Папка- палка
Белка- булка
Кит- кот
Корка-кошка

Дифференциация слогов.

Цель: формирование умения дифференцировать слоги.
Задачи: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
«Глухие телефоны»
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т.д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.
«Какой отличается?»
Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Дифференциация фонем.

Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов.
«Кто лучше слушает?»
Два ребенка встают спиной друг к другу. Взрослый произносит ряд звуков. Первый поднимает руку, если услышит звук, например, [ж], второй – [ш].
«Звуковая мозаика»
На листе бумаги нарисована сетка. Если ребенок слышит звук [а] (как «малыш плачет»), закрашивает клеточку красным цветом, если нет заданного звука - желтым (любым другим). Можно использовать фишки указанного цвета.
«Поймай звук»
Взрослый называет слова, ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком.
«Клубки»
Помогите бабушке собрать клубки. В отдельную корзину складывайте клубки с рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Логопедическая ромашка»
Ребенок должен составить ромашку из лепестков, выбирая только лепестки с картинками, в названии которых есть заданный звук.
«Наряди елочку»
Для украшения новогодней елки Ребенок должен выбрать определить есть ли заданный звук в названии картинки, нарисованной на елочном шарике.
«День рождения звука»
На День рождения придут друзья звука - те слова, в которых есть этот звук. Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.
«Лабиринт»
Проведи героя по лабиринту так, чтобы по дороге ему встречались только предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Рассади по вагонам»
Взрослый говорит, что в вагоне слева поедут животные, в назва¬нии которых есть звук «Ж» (»песенка жука»), а в вагоне справа поедут животные, в названии ко¬торых есть звук «Ш» («песенка ветра»). Ребенок определяет наличие в словах заданных звуков и рассаживает животных по местам.
«Звуковое лото»
Оборудование: игровые поля по количеству человек, карточки с картинками. Играют четыре человека. Каждый должен собрать только слова с определенным звуком. Например: [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все свое игровое поле.
«Собери бусы»
Лора и Лиля рассыпали бусы. Если на бусинке нарисована картинка в названии которой мягкий [ЛЬ], ребенок отдает бусинку Лиле, если твердый [Л] – Лоре.
«Собери букву»
Для игры нужно изготовить картонные буквы и разрезать их на несколько частей. На каждую частичку приклеить картинку, название которой начинается на звук, который эта буква обозначает. Ребенок должен определить первый звук в слове, собрать из частей букву.
«Помоги Маше и Мишке»
Маша и Мишка хотят украсить дом к празднику флажками. Помоги им выбрать только флажки с теми рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Собери чемодан»
Взрослый говорит: "Мы отправляемся в путешествие. Возьмем с собой только те предметы, названия которых начинаются на определенную букву ". Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Задачи: формирование умения определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, составлять слова из отдельных звуков, дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, выполнять фонематический анализ слов; определять последовательность и количество звуков в слове; местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
«Кто больше?»
Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
«Цепочка слов» (аналог игры «города»)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
«Собери слово»
Взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.
«Отгадай имя»
Для игры нужно подобрать картинки или игрушки таким образом, чтобы первые буквы их названий составили имя. Инструкция: «Вот кукла. Чтобы догадаться, как ее зовут, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя». Например: машина (М), автобус (А), Шрек (Ш), Арбуз (А)- МАША. Можно усложнять условия - составлять слово, например, по вторым или по последним звукам слов.
«Слова рассыпались»
Игра предназначена для детей, знакомых с буквами. Из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.
«Четвертый лишний»
Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.
«Начало, середина, конец»
Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
«Какой звук (слог) съел Буквоед?»
Буквоед съел первый звук (слог) в словах. Нужно догадаться, какого звука (слога) не хватает и назвать исходное слово.
«Найди все предметы, начинающиеся на звук …»
Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).
«Рассели по домикам»
Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
«Общий звук»
Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з].
«Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
«Незнайкины загадки»
Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал.
«Морской бой»
В каждой клеточке игрового поля записывается по одному слогу. Взрослый называет координаты, ребенок записывает слоги, а затем читает получившиеся слова.
«Заправка»
Для игры нужна игрушечная машинка и три кубика. Кубики будут выполнять роль колонок на заправке. Взрослый называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, ребенок ставит машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
Во втором варианте взрослый, размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней), а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).
«Заколдованное слово»
Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.
«Привяжи шары»
Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого.
«Жук»
Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
«Шифровальщики»
Ребенок становится шифровальщиком, он должен зашифровать слова – заменить все звуки в них на символы, т.е. произвести фонематический анализ.
«Собери мячики»
Для игры нужны карточки, на одной стороне которых нарисованы мячи, а на другой разные предметы. Ребенку нужно разложить мячики по коробочкам. Если название картинки начинается на гласный звук, ее нужно положить в красную коробочку, если на твердый согласный звук – в синюю, если на мягкий согласный – в зеленую. Во втором варианте вместо мячиков можно использовать круги трех цветов. Ребенок достает из коробочки по одному «мячику» и придумывает слова. Если мяч красный - нужно придумать слово на гласный звук, синий – на твердый согласный, зеленый – на мягкий согласный.
«Мозаика»
Цель: дифференциация гласных-согласных, твердых - мягких звуков.
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок выстраивает мозаику, выкладывая квадрат нужного цвета (если звук гласный – красного, если звук твердый согласный – синего, если звук мягкий согласный – зеленого). Второй вариант: ребенок получает готовую мозаику. Нужно разгадать, какие звуки «построили» эту мозаику.

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Сам себе логопед
Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»

Голикова Елена Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №49» , г.Братск Иркутской области
Описание материала : Упражнения будут полезны всем неравнодушным родителям детей, которые хотят подготовить своих детей к школе. Также материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и специалистам.
Цель: Обогащение знаний родителей по подготовке детей к обучению в школе

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Фонематическое восприятие -
это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

"Где нужный звук?

Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах
Оборудование. Предметные картинки
Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук

"Клубочки - моточки"


Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

"Лови звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

"Лови слово"

Цель . Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

"Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

"Кто-кто в теремочке живет?"


Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

"Два прихлопа- три притопа"

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование . Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ход игры . Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

"Попугайчики"


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

"Озорные бубенцы"

Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование .Бубен
Ход игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.


Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.

"Найди звук"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

"Слог сбежал"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".

"Цветные фишки"

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

"Подушечка и кирпич"



Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры . Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».

"Какое слово получилось "

Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

"Цепи-цепи-кованы"

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

"Сколько звуков "

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Пуговицы или пробки
Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему».

Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить детей письму, счёту, чтению. При наличии произвольного внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, проведение констатирующего этапа исследования привело нас к идее создать сборник для педагогов и родителей по использованию дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо играть с дидактическим материалом, разбирать и собирать его вместе с детьми. Игровые действия этого возраста просты. Ребёнка не интересует результата игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами.

Дети старшего возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. С детьми этого возраста можно проводить дидактические игры не только индивидуально, но и со всей группой. У детей игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата.

Дидактические игры для формирования фонематических процессов.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями, если:

1. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для них характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости - мягкости, по месту и способу образования.

2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

3. На формирование фонематического восприятия у воспитанников вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

-различение неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

"Кто быстрее? "

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо».

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

- дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? ».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

Выделение гласных из ряда звуков.

Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

Выделение согласных из ряда других звуков.

Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Звук получается гласный

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

Игра «Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра с мячом.

Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

3 этап

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

Определение количества слогов в словах разной сложности

Выделение первого и последнего звука в слове

Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из

предложения.

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-

согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

Определение места, количества, последовательности звуков в слове

Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Построение моделей

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и –ква-, а вместе «тыква».

Со- и –ва- итак, «сова».

Ударный слог, ударный слог

- Он назван так недаром…

Эй, невидимка - молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Игра «Слоговой поезд».

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Пирамида».

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.

Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.

Игра «Найди слову схему»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов.

Подобрать слову схему.

Игра «Цепочка слов».

в словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Найди место для своей картинки».

Цель: учить дифференцировать звуки в словах. (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с) .

2 домика для каждого звука. (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)

Игра «Будь внимателен».

Цель: различение звуков [д]-[т] в словах паронимах.

Точка-дочка, толк-долг, катушка-кадушка, вода-вата, тоска-доска, плоты-плоды.

Игра «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Игра «Чемодан и портфель».

Цель: различение звуков [ш].– [ж]

Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж]. а в портфель со звуком [ш].

Игра «Подарки»

Цель: различение звуков [л] – [л*]; [р] – [р*]

Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], Лена со звуком [л*]. Помоги выбрать подарки.

Тигр - предметы со звуком [р], а тигрёнок со звуком [р*].

Игра «Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] – [р]

[р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель.

[р*] огурец, редиска, репа, редька.

Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького.

Цель: различение звуков [з].– [з*]

Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.

Игра «Кому, какая картинка»

Цель: различение звуков [г] – [к]

Голубю- картинки со звуком[г];

Коту Леопольду - картинки со звуком[к].

Фонетическое лото «Звонкий – глухой».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости- глухости.

На карточку с жёлтым прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.

Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости.

На карточку с синим прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.

Игра «Звукоедик»

Цель: определение места звука в слове.

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: … иван, … тул, … льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Игра «Светофор».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук.

Игра «Домики».

Цель: Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова) .

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Игра «Каждому звуку - свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Сколько комнат в квартире? »

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего - предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

Игра «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Не у всех детей к трем годам формируется хороший уровень речевого развития: одни дети, в этом возрасте, уже чисто и правильно произносят слова, другие – говорят ещё недостаточно чётко, неправильно произносят отдельные звуки, и таких детей очень много. Чаще всего встречаются такие ошибки, как пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры слова (сокращение слов «пьяходил» вместо «крокодил»), неправильное ударение в словах и пр. Но уже в 3-4 года дети начинают замечать неправильную речь своих друзей, пытаются их исправить, хотя сами ещё неправильно произносят слова. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Практика показывает, что критика детей по поводу неправильного произношения может вызвать у них и агрессивную реакцию. Дети с кулаками набрасываются на своих обидчиков. Поэтому я провожу работу с воспитанниками не только по формированию правильного звукопроизношения, но и уделяю внимание формированию дружеских взаимоотношений между детьми, объясняя, что замечания надо делать по-доброму, корректно. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В целенаправленной коррекционно-педагогической работе я успешно применяю как традиционные, так и свои, авторские игры. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шт орами.
Ко т плывёт по океану,
Ки т из блюдца ест сметану.
Божья короб ка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м , а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Кос а прыгнула через забор.
Кол ова даёт вкусное молоко.
Р ошадь жуёт сочную траву.
Коч ка ловит мышку.
Собах а сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака ?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш , где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова) ?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук , сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Цель:

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х , если в слове нет заданного звука – О . Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Х О Х
Х Х Х
О Х О

Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

Игры по формированию фонематического слуха были представлены на семинаре-практикуме и получили положительную оценку учителей-логопедов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама