THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней. Фактор риска — это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания. При этом признак считается фактором риска до тех пор, пока природа его связи остается до конца нераскрытой как вероятностная.

Непосредственные причины заболевания (этиологические факторы) прямо воздействуют на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т. д.

Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000. Факторы риска могут относиться к внешней среде (экологические, экономические и др.), самому человеку (повышенный кровень холестерина в крови, артериальная гипертензия, наследственная предрасположенность и др.) и особенностям поведения (курение, гиподинамия и др.). Сочетание нескольких факторов суммирует их эффект. При этом нередко происходит потенцирование итогового результата, когда общее негативное влияние оказывается больше, чем просто сумма отдельных вкладов. Выделяют главные, так называемые большие, факторы риска, т. е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т. д.

Первичные и вторичные факторы риска заболеваний

Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т. д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.

Перечислим основные первичные факторы риска:

  • нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность и т. д.);
  • повышенный уровень холестерина в крови, артериальная гипертензия;
  • неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);
  • неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);
  • неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднолоступность медицинской помощи).

Понятие медицинской профилактики

С понятием факторов риска тесно связано понятие «профилактика в медицине». Профилактика означает предупреждение, предохранение. Этот термин широко распространен во многих областях науки и техники. В медицине профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний.

Выделяют профилактику первичную и вторичную. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний, вторичная - предупредить прогрессирование имеющегося заболевания. Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др. Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Главными мерами профилактики являются гигиеническое воспитание и , которые занимают одно из ведущих мест в практике специалиста по социальной работе.

Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни. Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер. В период античности в произведениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. В последствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские медики XVIII-XIX вв.

В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекционных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и профилактика стала главной проблемой общественного здравоохранения.

С 1917 г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом состояло главное достоинство системы отечественного здравоохранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.

Средствами медицинской профилактики являются:

  • пропаганда ;
  • организация и проведение профилактических прививок;
  • периодические и целевые медицинские осмотры;
  • диспансеризация;
  • гигиеническое воспитание и т. д.

Акцент должен делаться на первичной профилактике, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

Основным направлением развития профилактической политики отечественного здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных программ по профилактике. Приоритетными из них должны стать программы формирования установки на здоровый образ жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации. Именно с ними должны контактировать специалисты по социальной работе в плане профилактики заболеваний.

Факторы риска - это неблагоприятные обстоятельства и условия, влияющие на состояние здоровья. Сами по себе они не являются причинами заболеваний, однако могут послужить той самой движущей силой , которая запустит патологические процессы в организме.

Что означает «фактор риска» и как его определить?

В некотором смысле фактор риска - это предвестник болезни, который ни в коем случае нельзя отождествлять с ее непосредственными причинами. Этиологические факторы, в отличие от факторов риска, прямо воздействуют на организм и вызывают нарушения. К таковым относят патогенные микроорганизмы, химические реагенты, травмы и т. д.

Для вызова сбоя в работе организма, важно сочетание факторов риска и тех причин болезни, которые стали толчком для его развития. Зачастую выделить одну причину оказывается невозможным, поскольку чаще всего патология возникает из-за воздействия целой цепочки неблагоприятных условий, связанных между собой.

Сколько всего существует факторов для развития болезней?

Назвать основные факторы риска не так просто, как может показаться на первый взгляд . Так, в середине прошлого века ученые составили перечень наиболее неблагоприятных для здоровья человека условий, состоящий из 1000 позиций. С того момента число вероятных факторов риска возросло в три раза.

Для наглядности и удобного пользования списком следует разбить его на несколько категорий, т. е. классифицировать потенциально опасные для здоровья условия и обстоятельства. Стоит сразу обратить внимание, что присутствие нескольких факторов риска одновременно является основанием для суммирования их эффекта.

Влияние окружающей среды как причина развития патологий

К первой группе целесообразно отнести неблагополучную окружающую среду. Неподходящие природно-климатические условия как фактор риска развития заболеваний являются наиболее распространенным признаком, сигнализирующим о потенциальной опасности для здоровья. К данной категории относят различные элементы внешней среды, свидетельствующие об ухудшении экологической ситуации в регионе:

  • загрязненная вода и воздух;
  • насыщение почвы канцерогенами и радиацией;
  • внезапные смены атмосферных явлений;
  • низкая влажность воздушных масс;
  • ультрафиолетовое излучение;
  • магнитные бури.

Последствия неблагоприятных условий внешней среды

Результаты исследовательских разработок подтверждают реальность теории о косвенном воздействии природно-климатических условий на организм человека. Практически нет таких заболеваний, которые не были бы связаны с действием данных факторов риска. Это находит свое объяснение и в том, что некоторые недуги имеют выраженную географическую локализацию. Например, риск развития онкологического заболевания наиболее высок в регионе с превышающим норму радиационным фоном; население, повсеместно употребляющее воду с критичным уровнем фтора, имеет огромные шансы заболеть эндемическим флюорозом .

Вред здоровью своими руками: «человеческие» факторы риска

  • злоупотребление алкоголем;
  • табакокурение;
  • нерациональное и вредное питание;
  • тяжелый физический труд;
  • стрессы и переживания;
  • безграмотное применение лекарственных средств;
  • наркомания;
  • гиподинамия.

Психоэмоциональные расстройства являются весьма распространенными предпосылками для возникновения патологических процессов. Эти «универсальные» факторы чаще всего вызывают заболевания нервной системы, нарушения психики. Не реже встречаются болезни, активизировавшиеся на фоне некачественного питания. Из-за потребления недостаточного количества ценных веществ или поедания вредных продуктов возникают патологии желудочно-кишечного тракта, печени и почек, снижается иммунитет. Подходящим условием для возникновения патологий суставов, позвоночника и связок является гиподинамия, причиной которой, в свою очередь, является малоподвижный образ жизни.

Генетическая наследственность и шансы заболеть

Наследственная предрасположенность - это фактор риска множества заболеваний, имеющих генетическую природу. Данное условие объединяет под собой три типа болезней, связанных между собой в большей или меньшей степени:

  • Врожденные патологии. Большинство из них не поддаются лечению, их причинами являются хромосомные и генные нарушения (синдром Дауна, фенилкетонурия , гемофилия).
  • Наследственные болезни, которые развиваются при воздействии дополнительных факторов. К таковым относят сахарный диабет, подагру, ревматизм, онкологические заболевания, психические расстройства.
  • Недуги, появление которых объясняется наследственной предрасположенностью. В их число входит гипертония, язвенные болезни ЖКТ , астма, атеросклероз, ишемические болезни сердца и другие.

Действительно, заболеваний, причиной возникновения которых является генетическая наследственность, известно порядка трех тысяч, причем они связаны с процессами метаболизма, работой эндокринной системы, изменениями в составе крови, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Некачественное здравоохранение как фактор риска

Несколько слов следует сказать и о четвертой группе факторов возникновения риска для здоровья. Речь о низком уровне здравоохранения в государстве. Косвенными причинами развития нарушений жизнедеятельности организма являются:

  • несвоевременность оказания медицинской помощи;
  • низкое качество предоставляемых услуг в сфере здравоохранения;
  • неэффективность проводимых государством профилактических мероприятий.

Таким образом, обязательным условием для снижения показателей смертности и заболеваемости является квалифицированность оказываемой населению медицинской помощи. Однако не менее важной можно назвать профилактику факторов риска. Как известно, любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Кстати, эти слова принадлежат великому Гиппократу.

Значение профилактики

Термин «профилактика» используется не только в медицинской сфере, но и в тех научных областях, где важно предотвратить наступление каких-либо негативных последствий. Соответственно, в отрасли здравоохранения данное понятие означает предупреждение развития и выявление факторов риска болезней.

Мероприятия по профилактике условно можно разделить на первичные и вторичные. Если в первом случае предупредительные меры будут направлены на исключение возможности возникновения патологии, то целью проведения вторичной профилактики станет торможение прогрессирования уже имеющегося заболевания. Любые действия предупредительного характера являются медицинскими, гигиеническими, социально-экономическими и пр. Профилактику также разделяют на общественную и личную, т. е. мероприятия для предотвращения массовых заражений (обязательная вакцинация) и защиты индивидуума.

Как научить население выходить из группы риска?

Главным условием эффективности мер, направленных на предупреждение возникновения и развития болезней, является гигиеническое воспитание населения, его знания о санитарных нормах. Интересно, что идеи о необходимости ведения профилактической политики зародились практически одновременно с осознанием важности диагностики и лечения. Еще в письменах глубокой древности можно было найти подтверждение тому, что люди имели некоторые представления о гигиене и здоровом образе жизни. Однако раскрыть причины повальных инфекционных заболеваний ученым удалось лишь в позапрошлом веке, что и позволило ощутить острую потребность в развитии сферы здравоохранения.

На сегодняшний день профилактика при наличии факторов риска является одним из ведущих направлений современной социальной медицины . Действующей системой здравоохранения регулярно предпринимаются попытки донести до населения значимость проведения предупредительных мер, к которым относят:

  • пропаганду здорового образа жизни;
  • организацию и бесплатное проведение профилактической вакцинации для детей и взрослых;
  • ежегодные и целевые обследования специалистами;
  • диспансеризацию;
  • соблюдение элементарных правил гигиены.

Как с помощью здорового образа жизни бороться с факторами риска?

В свою очередь программы по первичной профилактике при наличии факторов риска заболеваний должны составляться по принципу установок на здоровый образ жизни. Главные роли в работе предупредительного характера с жителями регионов принадлежат участковым и семейным терапевтам, медсестрам , педагогам, работникам детсадов, средствам массовой информации. При этом следует учитывать, что образ жизни населения является весомым показателем эффективности действующей в государстве системы профилактики. Не секрет, что понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

  • наличие достаточной двигательной активности;
  • осуществление интеллектуальной деятельности;
  • сбалансированное питание;
  • соблюдение гигиенических норм;
  • регулярный отдых и сон;
  • отказ от вредных привычек.

Образ жизни и показатели здоровья населения также находятся в прямой зависимости друг от друга. Ярким примером тому служит факт повышенной частоты заболеваний пневмонией у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Причиной данного явления можно назвать неблагоприятную психоэмоциональную атмосферу в семье, которая , как было указано выше, относится ко второй группе факторов риска.

Негативно на здоровье может отразиться и отсутствие режима дня и приема пищи у ребенка , лишенного полноценного родительского внимания. Так, последствиями «перекусов на ходу» или частого употребления фастфудов (чипсов, хот-догов, бургеров , картофеля фри и т. д.) становятся гастриты и дуодениты.

Фактор риска - это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

Здоровье: определение

Здоровье человека - нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности. Относительно состояния человеческого организма применяется понятие «норма» - соответствие значения определенных параметров в диапазоне, выработанном медициной и наукой.

Любое отклонение является признаком и доказательством ухудшения здоровья, что внешне выражается как измеримое нарушение функций организма и изменение его адаптивных возможностей. Вместе с тем здоровье - это состояние не только физического благополучия, а также социального и духовного равновесия.

Фактор риска: определение, классификация

Здоровье человека - нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции.

По степени влияния на здоровье различаются следующие факторы риска заболеваний:

1. Первичные. Обусловлены:

  • неправильным образом жизни. Это злоупотребление алкоголем, курение, несбалансированное питание, неблагоприятные материально-бытовые условия, плохой моральный климат в семье, постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации, употребление наркотиков, слабый образовательный и культурный уровень;
  • повышенным содержанием холестерина в крови;
  • отягощенной наследственностью и генетическим риском;
  • загрязненной окружающей средой, повышенным и магнитных излучений, резкой сменой атмосферных параметров;
  • неудовлетворительной работой служб здравоохранения, заключающейся в низком качестве оказываемой медицинской помощи, несвоевременности ее предоставления.

2. Вторичные основные факторы риска, сопутствующие таким болезням, как атеросклероз, сахарный диабет, артериальная гипертензия и прочие.

Внешние и внутренние факторы риска

Факторы риска заболеваний различаются:

Внешние (экономические, экологические);

Личностные (внутренние), зависящие от самого человека и особенностей его поведения (наследственная предрасположенность, повышенное содержание в крови холестерина, гиподинамия, курение). Сочетание двух и более факторов в разы усиливает их эффект.

Факторы риска: управляемые и неуправляемые

По эффективности устранения основные факторы риска заболеваний различаются по двум критериям: управляемые и неуправляемые.

К неуправляемым, либо неустранимым, факторам (с которыми приходится считаться, но изменить их нет возможности) относится:

  • возраст. Люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, в большей степени подвержены появлению различных болезней в сравнении с молодым поколением. Именно в период осознанной зрелости происходит практически одновременное обострение всех болезней, которые человек успел «накопить» за годы жизни;
  • пол. Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояние продолжительной ограниченности движений и обездвиженность в сравнении с мужской половиной человечества;
  • наследственность. Каждый человек имеет определенную предрасположенность к заболеваниям в зависимости от унаследованных генов. По наследству передаются гемофилия, муковисцидоз. Наследственная предрасположенность имеется у таких болезней, как атеросклероз, диабет, язвенная болезнь, экзема, гипертония. Их возникновение и протекание происходит под влиянием определенного

Управляемый фактор риска: определение

Управляемый фактор - тот, который при желании человека, его целеустремленности, настойчивости и силе воли может быть устранен:

Курение. Люди, привыкшие регулярно дышать табачным дымом, в два раза чаще умирают от болезней сердца, чем некурящие. Фактор риска - это одна сигарета, способная повысить давление на 15 минут, а при постоянном курении увеличивается тонус сосудов и понижается эффективность лекарственных средств. При выкуривании 5 сигарет в день риск смерти повышается на 40 %, пачки - на 400 %.

Злоупотребление спиртным. Минимальное потребление алкоголя существенно снижает риск заболевания сердечно-сосудистой системы. Вероятность смертельного исхода повышена у людей, злоупотребляющих спиртными напитками.

Чрезмерный вес. Не только повышает риск заболевания, но и крайне негативно влияет на уже присутствующие болезни. Опасность несет так называемое центральное ожирение, когда откладывание жира происходит на животе. Наиболее распространенной причиной избыточного веса является семейный фактор риска. переедать, малоподвижность (недостаточная физическая активность), рацион с повышенным содержанием углеводов и жиров.

Постоянная тяжелая физическая нагрузка. Таковой считается тяжелая работа, выполняемая на протяжении большей части дня и связанная с активным движением, сильной усталостью, поднятием или ношением тяжестей. Профессиональные занятия спортом, связанным с хроническими чрезмерными нагрузками на опорно-двигательный аппарат (бодибилдинг, в несколько раз увеличивают риск возникновения остеопороза из-за постоянных нагрузок суставов.

Недостаточная физическая активность - тоже управляемый фактор риска. Это отрицательное воздействие на тонус тела, понижение выносливости организма, уменьшение сопротивляемости воздействию внешних факторов.

Неправильное питание. Может быть обусловлено:

  • приемом пищи без чувства голода,
  • употреблением в больших количествах соли, сахара, жирных и жареных продуктов,
  • приемом пищи на ходу, в ночное время, перед телевизором либо за чтением газеты,
  • употреблением еды в слишком больших или слишком малых количествах,
  • недостатком в рационе фруктов и овощей,
  • неправильным завтраком либо его отсутствием,
  • сытным поздним ужином,
  • отсутствием примерного режима питания,
  • употреблением недостаточного количества воды,
  • изнурением организма различными диетами и голоданием.

Стресс. В таком состоянии организм функционирует неполноценно, обусловливая тем самым развитие различного рода болезней, а острый стресс способен стать толчком к возникновению сердечного приступа, несущего опасность для жизни.

Присутствие хотя бы одного из упомянутых факторов риска повышает смертность в 3 раза, сочетание нескольких - в 5-7 раз.

Болезни суставов

Наиболее распространенными у человека заболеваниями суставов являются:

Остеоартроз. Риск возникновения болезни увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет остеоартрозом поражены 87 % людей, в то время как до 45 лет - 2 %;

Остеопороз - системное заболевание, сопровождающееся снижением прочности костей, что повышает риск переломов даже при минимальной травме. Чаще всего встречается у женщин старше 60 лет;

Остеохондроз - заболевание позвоночника, при котором возникает дегенеративно-дистрофическое поражение тел позвонков, межпозвонковых дисков, связок и мышц.

Основные факторы риска заболеваний суставов

Помимо общих факторов риска (наследственность, возраст, избыточный вес), несущих опасность всему организму, обусловить заболевания суставов могут:

  • нерациональное питание, провоцирующее дефицит микроэлементов в организме;
  • бактериальная инфекция;
  • травмы;
  • чрезмерная физическая активность или, наоборот, гиподинамия;
  • операции, проведенные на суставах;
  • избыточный вес.

Болезни нервной системы

Самыми распространенными заболеваниями центральной нервной системы являются:

Стресс - постоянный спутник современного образа жизни, особенно это относится к жителям крупных городов. Усугубляется данное состояние неудовлетворительной финансовой ситуацией, социальным упадком, кризисными явлениями, личностными и семейными проблемами. С постоянным стрессом живет около 80 % взрослого населения развитых стран.

Синдром хронической усталости. Привычное явление современного мира, особенно актуальное для трудоспособного населения. Крайней степенью синдрома считается синдром выгорания, выражающийся усталостью, слабостью, вялостью, отсутствием психологического тонуса, сменяющегося ощущением безразличия, безысходности и полного отсутствия желания что-либо делать.

Невроз. Обусловленный жизнью в мегаполисах, конкурентным характером современного общества, стремительностью производства, торговли и потребления, информационной перегрузкой.

Факторы риска болезней нервной системы

Основные факторы риска заболеваний органов нервной системы следующие:

  • затянувшиеся болезни и частые рецидивы приводят к нарушению слаженной работы иммунной системы и истощению жизненных сил, нагружая тем самым деятельность нервной системы;
  • частые депрессии, чувство тревоги, мрачные мысли, вызывающие переутомление и постоянную усталость;
  • отсутствие отпусков и выходных;
  • ведение неправильного образа жизни: стабильное недосыпание, длительное физическое или умственное перенапряжение, недостаток свежего воздуха и солнечного света;
  • вирусы и инфекции. Согласно существующей теории в организм попадают вирусы герпеса, цитомегаловирусы, энтеровирусы, ретровирусы, вызывающие чувство хронической усталости;
  • воздействия, вызывающие ослабление организма, иммунной и нервно-психической сопротивляемости (оперативные вмешательства, наркоз, химиотерапия, неионизирующее облучение (компьютеры);
  • напряженная однообразная работа;
  • психоэмоциональные хронические нагрузки;
  • отсутствие интереса к жизни и жизненных перспектив;
  • гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония, хронические заболевания половых путей;
  • климакс.

Факторы, вызывающие болезни дыхательных органов

Одними из наиболее массовых считаются заболевания органов дыхания, страшной разновидностью которых является рак легких. Хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких - перечень далеко не полный, но очень опасный.

Факторы риска заболеваний органов дыхания:


Факторы риска болезней кроветворной и иммунной систем

Серьезной проблемой настоящего времени является дефицит иммунитета, определяемый во многом нерациональным и несбалансированным питанием, неблагоприятными и вредными привычками. Если работа иммунной системы четко налажена, дорога вирусам и микробам заказана. Сбой в работе иммунной системы обусловливает возникновение заболеваний разных систем, в том числе и кроветворной. Это лейкозы, анемии, заболевания, связанные с нарушением свертывания крови.

Творческая группа «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» (руководитель группы:).

Состав творческой группы:

Должность, предмет, стаж

Квалификация

Куть-Ях № 1

педагог-психолог, стаж работы в ОУ -8 лет

Салымская СОШ №1

педагог-психолог, 13 лет (24 г. педстаж)

Салымская СОШ № 2

педагог-психолог, педстаж-18 лет

Ø К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Ø Низший уровень – это дезадаптивный. К нему относятся люди стремящиеся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям и люди, стремящиеся подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска нарушения психологического здоровья

Существует две группы факторов риска нарушения психологического здоровья:

1. Объективные, или факторы среды;

2. Субъективные факторы, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Внешние факторы

Под объективными следует понимать семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью , социально-экономической ситуацией в стране. Факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков, чем для взрослых людей.

· Наиболее значимо для нормального развития личности младенца общение с матерью. Дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений (мать-студентка) могут привести к различным нарушениям развития ребенка . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия. Тревожная привязанность в младшем школьном возрасте проявляется повышенной зависимостью от оценок взрослых, стремлением делать уроки только с мамой . А недоверие к окружающему миру нередко проявляется у младших школьников как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи , причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью . С помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно.

· Взаимоотношения с отцом значимы для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Таким образом, нарушенные отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка . Несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте приводит к проблеме выражения гнева и проблеме неуверенности . Проблема может иметь различную симптоматику: чрезмерная тучность , страх взросления и депрессивные проявления , резкие необоснованные вспышки агрессивности . Более ярко несформированная самостоятельность может проявиться в проблемах подросткового периода. Подросток будет либо добиваться самостоятельности не всегда адекватными ситуации протестными реакциями, возможно даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться «за маминой спиной», «расплачиваясь» за это теми или иными психосоматическими проявлениями.

· Отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними могут привести к нарушениям половой идентификации или обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий . У некоторых же детей – привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию .

· Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следствием такого типа семейного взаимодействия может явиться нарушение способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей . Ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.

· Явление родительского программирования неоднозначно влияет на психологическое здоровье ребёнка. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры, духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы, что мешает развитию его самостоятельности. В целом же, проявится отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возрастаинициативности . Ребёнок проявляет повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

· Фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья.

· Излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка – фактор риска нарушения психологического здоровья. У ребёнка формируется страх наказания за неопрятность.

Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями.

· Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем. Эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт , в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

· Взаимоотношения детей 6,5-7 лет с родителями начинают опосредоваться школой. Если родители понимают сущность изменений в ребёнке, то его статус в семье повышается, и он включается в новые взаимоотношения. Но чаще конфликтность в семье возрастает, когда предъявляемые родителями требования к ребёнку не соответствуют его возможностям. Последствия могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.

· В школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других (через оценки – баллы или картинки: «тучки», «солнышки» и т. п.). Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Соответственно повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей. Но особенно важно то, что впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Соответственно младший школьник познает себя лишь в этих направлениях и на этих же основаниях строит свою самооценку. Однако вследствие ограниченности критериев ситуации неуспеха могут приводить к значительному снижению самооценки детей. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребёнок может стать апатичным , приобрести депривацию притязания на признание. Проявиться это не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования . При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности . Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь . Формируется чувство неполноценности .

· Подростковый возраст - это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Последствия незавершенного отделения от семьи – неумение взять на себя ответственность за свою жизнь . Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью.

· Школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления, также имеющих своей целью достижение независимости и самостоятельности.

Внутренние факторы

Психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому рассмотрим те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.

v Следующие свойства темперамента по А. Томасу способствуют, формированию низкой стрессоустойчивости: низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения и в том, что взрослым тяжело применять адекватные воспитательные воздействия.

v Реактивность - фактор, влияющий на психологическое здоровье. Под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные дети – это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные – со слабой интенсивностью реакций. Высокореактивным детям чаще всего присуща повышенная тревожность. У них снижен порог возникновения страха, снижена работоспособность. Характерен пассивный уровень саморегуляции, то есть слабая настойчивость, низкая эффективность действий, слабое приспособление своих целей к реальному положению вещей. Обнаружена и другая зависимость: неадекватность уровня притязаний (нереалистически заниженный или завышенный).

Пониженная устойчивость к стрессу связана также с некоторыми личностными факторами.

v Жизнерадостные люди наиболее психологически устойчивы, соответственно менее устойчивы люди с пониженным фоном настроения.

v Экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы более успешно справляются со стрессами.

v Самооценка – это чувство собственного предназначения и собственных возможностей. Люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Соответственно они менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, ибо убеждены, что не справятся с ними. Если же люди оценивают себя достаточно высоко, то маловероятно, что они будут интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, то они проявляют большую инициативность и поэтому более успешно с ним справляются.

v Соотношение между стремлением к риску и к безопасности, к изменениям и к сохранению стабильности, к допущению неопределенности и к контролю событий – является существенным фактором риска сохранения психологического здоровья. Только равновесное состояние позволит человеку развиваться, изменяться, с одной стороны, и предотвращать саморазрушение – с другой.

Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушений психологического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Поговорим об этом в следующий раз.

Несмотря на то, что – распространенное явление, их первопричины до сих пор устанавливают посредством научных исследований и дискуссий. Врачи-психотерапевты убеждены в том, что на склонность к психическим расстройствам влияют генетический факторы (предрасположенность, передавшаяся от отца или матери), а также социальные (здесь подразумевают обстановку человека на протяжении его жизни – воспитание, окружение, семья). Конечно, существуют факторы риска, влияющие на развитие шизофрении и прочих биполярных расстройств психики – о них мы поговорим ниже.

Биологические факторы

Под биологическими факторами, провоцирующими развитие психических расстройств у человека, подразумевают:

  • Генетику (наличие диагнозов расстройства личности у близких родственников по прямой линии). Доказано существование генов, отвечающих за передачу психических расстройств от родителей к ребенку;
  • Заболевания в течение жизни, повлекшие за собой инфекционные и токсические процессы, сильнейшую аллергическую реакцию, сбой в обмене веществ и метаболизме;
  • Вредные факторы, влияющие на вынашивание беременности;
  • в организме человека – в частности, между такими гормонами, как серотонин и дофамин;
  • Воздействие на организм химических веществ, пагубно сказывающихся на работе центральной нервной системы.

Доказано, что если у отца или матери были склонности к , то с долей вероятности в 90% они проявятся на каком-то из жизненных этапов у ребенка.

Психотерапевты предупреждают родителей о том, что прием их детьми наркотических веществ (кетамина и марихуаны) в подростковом возрасте, провоцируют острые психические состояния, близкие к психозу.

Психозы развиваются у детей-аутистов, а также у тех, кто с юных лет был асоциальным человеком. Доказано взаимосвязь нарушений головного мозга и психозов. Непосредственно, сами нарушения в работе коры мозга и его отделов происходят во внутриутробном периоде.

Медицинские факторы

Психические расстройства могут быть спровоцированы следующими факторами:

  • Длительным лечением больного стероидами;
  • Воздействие беременности и родов на организм женщины, в частности, на ее психику. По статистике, 50% женщин всего мира после рождения ребенка переживают психозы различной степени проявления;
  • Недосып, гормональное лечение женщины в период беременности, в совокупности ведущее к психоэмоциональным расстройствам личности;
  • Употребление наркотических веществ;
  • Курение марихуаны.

Психологические факторы

Под психологическими факторами, влияющими на расстройство личности человека, необходимо понимать:

  • Состояние повышенной тревожности;
  • Затяжные ;
  • Биополярное расстройство личности;
  • Нарушения социального поведения человека, спровоцированные его реакцией на окружающих его людей.

Очень часто люди от нервного расстройства переходят к психическому после того, как в их жизни появляется бессонница, с присущими ей ночными кошмарами и страхами. Такие люди в обычной жизни ведут себя очень странно – они асоциальны, подозрительны относятся даже к близким им людям. У них пароидальное отношение ко всему происходящему в их жизни. Им кажется, что все негативные события, происходящее в жизни в глобальном плане – непосредственно касаются их.

Кстати, исследования психологов утверждают, что у женщин, страдающих от послеродовой депрессии, в детском возрасте были подвержены физическому насилию и крайне жестокому обращению. Родители таких девушек употребляли алкоголь, злоупотребляли наркотиками, курили, вели нездоровый образ жизни.

Научные опыта и многочисленные исследования показали, психозы возникают у людей, прошедших через тяжелые жизненные событие. Те, кто живет в плохих социальных условиях, подвержен влиянию негативной компании или же является представителем этнических и расовых меньшинств, чаще всего сталкивается с диагнозом «психоз».

Нормальность и ненормальность

Понятие нормальности и ненормальности определил психиатр и философ Нил Бертон. Он вывел 3 основные характеристики, по которым можно определить – нормальный человек или же нет. Врач дал определение расстройству личности по международной классификации.

Итак, первый признак – у человека нарушено сознание и признание собственного я;

Второй признак – больному сложно общаться с окружающими ему людьми;

Третий признак – состояние человека нельзя оценить, как патологическое, то есть, он не находится под влиянием химических веществ или же психотропных препаратов.

Общее состояние человека можно оценить, как: параноидное, асоцильное, нарциссическое, зависимое, шизоидное. Причем, подобные психические расстройства практически не встречаются в изолированной форме – они накладываются друг на друга, вызывая пограничные состояния. Проявление психического расстройства приходится на процессы личного кризиса человека.

Расстройство параниодального типа

Если у человека параноидальное расстройство, то для него будет характерно ярко выраженное недовольство и недоверие к окружающим его людям. У больных нет близкого окружения, друзей и спутника жизни. Такого человека очень легко обидеть, учитывая то, что они крайне необщительны.

Расстройство шизоидного типа

Люди шизоидного типа полностью погружены собой, но при этом им не интересен социум, а также любовные отношения в целом. Такие люди практически не выражают эмоций, их можно назвать бесчувственными. Они болезненны, но при этом хорошо адаптируются в обществе и могут быть успешны как в карьере, так и в личной жизни (если их спутником будет человек, принимающий их странности).

Расстройство шизотипического типа

Такие люди крайне странны: они выглядят очень странно, ведут себя нетипично, у них нетипичное восприятие окружающего мира. Шизотипичные люди верят в магию, секты. Они отличаются подозрительносью и недоверчивостью. Практически все свое окружение для них якобы представляют опасность.

Нил Бертон выделяет также антисоциальное, пограничное, истерическое, нарциссическое, избегающее, зависимое, компульсивно-обсессивное расстройства.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама