THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Влияние цвета на человека известно с древних времен. История свидетельствует, что цветотерапия активно использовалась еще во времена правления прекрасной царицы Нефертити. В странах Востока метод часто применялся для борьбы с соматическими заболеваниями и душевными расстройствами, а сегодня даже официальная медицина подтверждает целебную силу некоторых цветов и их положительное воздействие на психику. Важную роль в быту имеет правильное .

Эксперты в области цветотерапии уверены, что с ее помощью люди могут регулировать гормональный фон, бороться с болезнями и победить их, в том числе онкологические. Они сумели доказать, что различные оттенки вызывают определенные биохимические реакции в тканях, а это свойство делает возможным использовать их на благо здоровья. Рассмотрим воздействие различных цветов на человека.
Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru: Народная Мудрость, Медицина и Опыт

Цвет и человек

Синий и голубой

Считается, что синий цвет способствует расслаблению организма, очищению сознания от лишних эмоций, помогает при бессоннице и снижает артериальное давление. Его рекомендуют женщинам в период климакса, при нарушениях менструального цикла.

Комната, в которой преобладают насыщенные синие тона, сводит к минимуму конфликты между людьми. А если вам трудно сконцентрироваться, то лучшего варианта просто не придумаешь.

Однако злоупотребление темными мрачными тонами может привести к беспокойству и приступам депрессии.

Аналогичный релаксирующий эффект дает голубой – снимает напряжение, повышает иммунитет, облегчает состояние при солнечных ожогах. Обладает снотворным действием, снижает аппетит, предотвращает развитие глаукомы, катаракты и старческого слабоумия.

Белый

Это цвет успешных, уверенных в себе людей, которые хотят и умеют нравиться окружающим. Несет положительный заряд, дарит силу, энергию и удачу. Поднимает настроение, создает ощущение свежести, помогает очиститься от шлаков и стимулирует деятельность центральной нервной системы.

Избыток белого может вызывать раздражение и неприятные ассоциации с больницей.

Желтые тона улучшают зрение и возбуждают аппетит, но иногда могут вызывать у маленьких детей излишнюю плаксивость, поскольку негативно влияют на умение сдерживать свои эмоции.

Зеленый

Умиротворение, гармония, прекрасное настроение и эмоции, похожие на те, что мы получаем во время пребывания на природе. Вот такие приятные ассоциации возникают у многих в связи с этим цветом. Он обладает слабым противомикробным эффектом, стабилизирует ритм сердцебиения, нормализует артериальное давление, лечит головную боль и нарушения зрения.

Длительное созерцание теплых оттенков зеленого расслабляет и благотворно влияет на психику.

Зеленый символизирует богатство и процветание, сулит финансовое благополучие. Однако это не самый лучший вариант для оформления спальни, поскольку он активизирует умственную деятельность и настраивает на рабочий лад.

Красный и оранжевый

Излучающий тепло и вызывающий возбуждение, красный улучшает обмен веществ, усиливает либидо, и уровень гемоглобина в крови. Используется для лечения ветрянки, кори и скарлатины, а также кожных гнойных заболеваний. Не рекомендуется легковозбудимым людям, раздражающимся по мелочам. Красный придает уверенность в себе и позволяет найти правильное решение в сложных ситуациях.

Все оттенки оранжевой гаммы, в свою очередь, обладают похожим эффектом – это источники жизненного тонуса, оказывающие лечебное воздействие на мочеполовую, эндокринную и пищеварительную систему.

Оранжевый освобождает от внутренних конфликтов, способствует избавлению от комплексов и раскрепощению.

Это безопасный универсальный цвет, который практически не имеет противопоказаний.

Черный

Считается тяжелым и гнетущим, может способствовать страху и чувству одиночества. Одновременно забирает силы и отдает. Черный ассоциируется с печалью и трауром.

Однако не все так плохо, ведь он настраивает человека на снижение вероятности допущения ошибок, глубокое размышление и постижение сфер, недоступных другим, поэтому именно его предпочитают деловые личности.

Черный подавляет аппетит, маскирует недостатки фигуры, за что его предпочитают женщины с лишним весом.

Коричневый

Цвет земли, символизирующий стабильность и надежность. Если вы явитесь на собеседование к работодателю в коричневом костюме, вам будет легче установить с ним контакт.

Коричневый, используемый в интерьере, дает ощущение комфорта, защиты, создает доброжелательную атмосферу в доме.

Некоторые чересчур мрачные тона могут вызвать скуку и даже депрессию.

Фиолетовый

Обладает успокаивающим эффектом, поэтому успешно применяется при лечении нервных заболеваний. Помогает справиться со страхами и приступами меланхолии.

Фиолетовый цвет обостряет интуицию, благотворно влияет на духовное развитие человека, его творческие способности.

Розовый

Ассоциируется с романтикой, женственностью, чувственностью и нежностью. Радует глаза, избавляет от головных болей, выводит из состояния депрессии, положительно влияет на уровень кальция в крови. Дает ощущение покоя и безмятежности, снижает агрессивность у неуравновешенных конфликтных людей.

Пожалуй, его можно назвать идеальным оттенком для супружеской спальни.

Вот так, манипулируя возможностями цветовой гаммы, можно регулировать свое эмоциональное состояние, корректировать здоровье и привлекать в жизнь нужную на данном этапе энергию.

На здоровье человека оказывает влияние не только цвет, а и .

ВНИМАНИЕ:

Рецепты народной медицины чаще всего применяются в комплексе с обычным лечением или как дополнение к традиционному лечению. Любой рецепт хорош после консультации со специалистом.

Не занимайтесь самолечением!

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую)
(картой, с сотового тел, яндекс деньгами - выберите нужное)

Наше настроение и психологическое состояние зависит от множества различных факторов. Как утверждают специалисты, на нас может влиять потребляемая пища, запахи, звуки и даже окружающие цвета. И на самом деле, окраска интерьера способна изменять настроение, аппетит, работоспособность и пр. Кроме того цвет может использоваться не только при оформлении помещения, но и направленно – для достижения нужного терапевтического или психологического результата, в виде цветовых пятен, картинок и пр. Давайте попробуем разобраться, какое же влияние оказывают цвета на организм и психологию человека.

Современная медицина не так давно обратила внимание на возможности цветотерапии. Основная суть данной методики заключается в применении цвета для воздействия на человеческую психику, эмоции и физическое состояние. При этом в основе цветотерапии лежит длина волны каждого отдельного цвета. Разные волны оказывают различное воздействие на наш организм.

Красный цвет

Красный, а также алый являются очень насыщенными цветами. Они дают возможность сдвинуться с мертвой точки, повышают тонус, дают заряд активности и бодрости, а также стимулируют прилив сил. В том случае, если вы не способны принять правильное решение, красный поможет вам в этом.

Кроме того такой цвет положительно сказывается на деятельности организма – стимулирует процессы кровообращения, оптимизирует обменные процессы и деятельность сердца и сосудов, а также активизирует иммунитет. Считается, что красный станет отличным выбором для людей с гипотонией и проблемами кровообращения.

Оранжевый

Данный цвет считается активным и деловым, символизируя карьерный рост и успех в бизнесе. Оранжевый характеризуется особенной теплотой, а также энергией, как бы лучится оптимизмом. Применение такого цвета помогает работе мозга, стимулируя его активную деятельность, а также творчество. Еще данный вариант окраски улучшает концентрацию внимания. Его стоит использовать при ведении переговоров, для более легкого установления диалога.

Считается, что оранжевый положительно сказывается на деятельности эндокринной, дыхательной, а также пищеварительной системы. Он также помогает оптимизировать выработку всех гормонов, способствует улучшению работы репродуктивных органов.

Желтый

Данный цвет считается тонизирующим и физиологически оптимальным. Подобная раскраска меньше всего утомляет, помогает зрению и нервной деятельности, а также активизирует двигательные центры. Желтый помогает достичь радостного настроения, применяется в терапии сахарного диабета, а также при проблемах с пищеварением. Его можно использовать для коррекции косоглазия либо косорукости. Специалисты пришли к выводу, что желтый помогает стимуляции интеллектуальных способностей, восполнению минерального дефицита, а также понижению кислотности в организме.

Зеленый

Данный цвет, как утверждают специалисты, способен снижать показатели артериального давления, расширять капилляры, успокаивать и облегчать мигрень. Кроме того он обладает свойством повышать мышечную работоспособность. Данный вариант окраски влияет одновременно освежающе и успокаивающее, он обладает антисептическими качествами. Использование зеленого цвета рекомендуется при терапии недугов нервной, а также сердечнососудистой системы. Еще он способствует устранению астмы и бессонницы.

Голубой

Данный цвет считается успокаивающим. Он отлично понижает мышечное напряжение и снижает кровяное давление. Такая окраска несколько замедляет пульс и ритм дыхания, уменьшает температуру тела и как бы освежает. Воздействие зеленого помогает настроиться на терпение, снизить аппетит и успокоить головные боли. Кроме того такой цвет обладает антисептическими качествами, неплохо устраняет бессонницу и нервные расстройства.

Синий

Этот вариант цвета оказывает успокаивающее действие, которое способно переходить в угнетающее. Его воздействие способствует замедлению и даже торможению деятельности физиологических систем нашего тела. Специалисты утверждают, что такая окраска характеризуется антисептическими, а также бактерицидными свойствами. Синий стимулирует рост, устраняет повышенную отечность и ожоги. Кроме того он помогает справиться с облысением, ревматизмом и головными болями. Такой цвет еще способен лечить воспаления глаз, его советуют применять в коррекции эмоциональных и нервных пациентов. Однако продолжительное воздействие синим способно спровоцировать развитие депрессии.

Фиолетовый

Данный цвет соединяет в себе воздействия красного и синего. Он несколько угнетает деятельность нервной системы. Кроме того считается, что данный вариант окраски способен стимулировать творчество. Воздействие фиолетовым цветом помогает активизировать функционирование щитовидной железы и селезенки, также он достаточно сильно увеличивает мышечный тонус.

Использование цветов в медицине

Практическое применение лечебных свойств цвета осуществляется в офтальмологии. Так в этой сфере медицины используется особенный аппарат, который способен влиять на глаза различными сочетаниями цветовых гамм. Такое воздействие приводит к полному излечению некоторых глазных заболеваний. Также, как показывает практика, подобное лечение улучшает общее состояние пациента, устраняет головные боли, повышает аппетит и оптимизирует качество ночного отдыха.

Влияние желтого цвета на человека и его психику довольно сильное. Несмотря на то, что желтый цвет – приятный оттенок, вызывающий ассоциацию с солнечным светом, он оказывает сильное влияние на нервную систему человека и на умственную деятельность. В целом это жизнеутверждающий цвет, символизирует радость и позитив, зрелость и плодородие, он призван стимулировать. В постаурическом видении он является полной противоположностью синего.

Как влияет желтый цвет на человека можно описать в двух словах: нервных людей он успокаивает (не зря же в психбольницах он любимый цвет для оформления пространства), апатичных и депрессивных личностей – тонизирует, стимулирует их творческое начало и их умственные способности.

Если знать досконально, как влияет желтый цвет на психику человека взрослого или ребенка, можно с успехом использовать его для коррекции эмоционального состояния, здоровья, умственных способностей и настроения. На взрослых и детей желтые оттенки цветовой гаммы имеют различное влияние. Это связано со степенью зрелости психики и ее нарушениями.

Ребенок сам по себе является незрелой личностью, у него все процессы находятся на стадии формирования. Взрослые люди, представляют собой зрелую психоэмоциональную систему, но она у них может быть нарушена различными стрессами, жизненными ситуациями. Поэтому нельзя однозначно сказать, какое влияние окажет желтый цвет на того или иного человека. Здесь требуется индивидуальный подход и помощь специалиста.

Как влияет желтый цвет на психику

Солнечный оттенок желтого является сильным толчком к чему-то нового, он возбуждает желание что-то делать. Люди, окруженные этим светом, не могут усидеть на месте, ими движет стремление общаться, творить. Чтобы избежать интенсивного влияния желтого цвета на психику человека, не оформляют спальню, школы и детские учреждения в этой цветовой гамме.

А вот для ремонта ученической комнаты, кабинета или кухни – желтый и все его оттенки – просто находка. Категорически нельзя использовать этот оттенок в спальне, если у вас бессонница, но если вы наоборот, тяжело просыпаетесь и ощущаете постоянную сонливость – добавьте в интерьере элементы яркого желтого, влияние желтого цвета на психику в этом случае будет ограниченным, он добавит эмоциональной активности и желания двигаться.

В детской комнате использовать много желтых элементов оформления тоже не рекомендуется. Этот цвет должен присутствовать в интерьере, но ограниченно.

Желтый цвет влияние на психику ребенка и взрослого

Дети и сами по себе слишком импульсивны и активны. Желтые обои, стены, элементы интерьера будут еще больше возбуждать их. То же самое касается спальни взрослых и детей – в этой комнате люди отдыхают и лишняя эмоциональная активность им ни к чему.

Психологи отмечают, что маленькие дети очень негативно реагируют на избыток желтого, они начинают плакать. Но, не только малые детки выдают подобную реакцию, если взрослого человека с неуравновешенной психикой поместить в желтую комнату – он теряет сдержанность и контроль над собой, начинает жить своими эмоциями.

Воздействие желтого цвета на здоровье

Хотите использовать положительное влияние желтого цвета? Помните, что желтый, как и оранжевый, является прекрасным возбудителем аппетита, он поможет восстановить процессы пищеварения, наладить работу поджелудочной железы, желудка, кишечника.

Но в отличие от оранжевого, его действие связано с усилением всасывания полезных веществ, особенно на усвоение организмом кальция, а значит, ему подвластно косвенно влиять на укрепление костного скелета организма человека. Если желтого мало, то это может привести к нарушениям работы опорно-двигательного аппарата.

Специалисты выявили еще одно благотворное влияние желтых оттенков цветовой гаммы: улучшение здоровья кожи, восстановление упругости, мягкости кожных покровов.

Если вы хотите получить позитивное влияние желтого цвета на психику, то используйте его для вывода человека из депрессии, снятия апатии и пессимистических настроений.

Итак, каково воздействие желтого цвета на человека? Его используют при меланхолии, апатии, стимулирования умственной деятельности, творчества, он способствует усвоению полезных веществ, улучшает память, благоприятен для кожи. Для тех, кто занимается духовными практиками, напоминаем, что желтый – это цвет 3 чакры солнечного сплетения, он отвечает за осознание физического тела. Если, у вас есть проблемы с перепадами настроения, отсутствием творческого запала, плохой памятью, то попробуйте практиковать медитацию на утреннее солнце.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама