THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Лекция № 31


Лекция:

Сегодня мы рассмотрим седьмую главу Евангелия от Матфея. Эта глава начинается прекрасными словами:

“Не судите, да не судимы будете…" Посмотри на себя! Очень легко указывать на кого-то пальцем! И возрождение Церкви нужно начинать только с себя. И возрождение человечества начинается только с индивидуума: “Спасись ты, и тысячи вокруг тебя спасутся". Освятись ты, и возле тебя будет освящаться твоя семья, твои соседи, твои коллеги по работе. Обязательно, потому что ты будешь источником “живой воды". И каждый находящийся рядом будет иметь возможность причаститься, хотя бы ради любопытства: а может и мне попробовать, чего это он так хвалит эту “воду"? А глотнув раз, второй, приходит к пониманию, что в этом что-то есть. А потом приходит понимание, что все это не просто так, а именно в этом истина, что это и есть Жизнь! Это действительно реально, серьезно, и это то, ради чего стоит жить.

“Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить …" Почему Господь говорит в одном месте: “Не суди… ", а в другом: “Дайте суд сироте и вдове…"? А еще сказано: “Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?.." (1 Кор. 6.3). Так судить или не судить? Господь, явившись по воскресению своему ученикам, сказал: “Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". (Иоан. 20.22-23). Это - суд! И речь здесь идет о том, что мы не должны судить своим судом, человеческим, но судить судом Божьим . А этот, Божий суд, на самом деле не в теории, не в букве, а в духе. “Буква убивает, а дух животворит" (2Кор. 3.6). Мы не имеем права судить своим судом, и вообще не имеем права кого-то судить. И это правильно, абсолютно верно! Так учат и отцы Церкви: Если кто-то кого-то судит в твоем присутствии, то скажи с любовью: я сам человек грешный и подлежу осуждению, и мне ли судить?! Мы все грешны, если мы будем заглядывать в себя без предубеждения, то увидим, что мы грешны. И чем выше мы будем подниматься, тем больше мы будем видеть свое несовершенство, а следовательно, тем меньше в нас будет желание судить кого-то. А потому: “Не судите…" А с другой стороны, как же “Не судите…", - когда мы имеем ум и должны рассуждать? Это процесс, и мы должны обязательно совершенствоваться в суждении своем и в своем понимании! Но в нашем суждении не должно быть агрессии и собственного осуждения. Как часто мы, приходя к пониманию буквы Писания, сразу начинаем судить, указывая пальцем. Нет, не имеем на это права. И единственное, что можем, это сказать: “Так сказал Господь Бог!" Ни в коем случае не судить своим судом! “Так сказал Господь Бог!". Я так понял то, что сказал Господь Бог. Помните, буква часто убивает. И пока в нас не откроется источник Духа Святого, то лучше вообще помолчать. Ибо только тогда, когда воскресает наша вера, когда Христос приходит в наше сердце и мы ощущаем дыхание Его: "Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". (Иоан. 20.22-23) Только в этом случае мы имеем право на суд, тогда можем судить ангелов, тогда мы должны дать суд сироте и вдове.

А какой ты дашь суд сироте и вдове, если у тебя нет этого духа Христа, если у тебя нет веры живой, если ты не рожден свыше и не имеешь любви? Только суд зла, нелюбовности!.. Тем более, что сирота и вдова библейским языком, если рассматривать по духу, - это жизнь, которая не имеет отца или не имеет мужа. Вдова - это жизнь, которая потеряла мужа, а муж - это вера. Т.е., человек потерял веру, и какое у нас право его судить? - “Все! - Это пропащий человек…", и ссылаться при этом на слово Божие. Но это не будет суждение Господне, и потому не суди. Сирота - это тот, кто потерял отца. Отец - это вера, понимание, Господь. “Отче наш", - обращаемся к Отцу нашему Небесному. “Не суди", или “Дай суд"... Не суди своим судом, но дай суд Божий сироте и вдове. А какой это суд? Прими путника, накорми голодного, одень нищего, не только в буквальном, но и в духовном плане. С любовью помоги решить проблему, помоги вернуться к Отцу, помоги найти Мужа. Только с любовью, не осуждая, не указывая, и только тогда, когда вера твоя воскресла, когда Христос пришел в твое сердце, - ты можешь судить, потому что Дух Святой говорит в тебе. А Дух Святой - это Дух любви, а любовь не судит! Любовь светит и осуждает только светом своим. “Суд же такой, что свет в мир пришел…" И когда приходит любовь, тогда же приходит и суд этим светом любви. И тогда человек не указывает пальцем, осуждая, а действует с нежностью. Он действует так, как действовал Серафим Саровский. К нему приходили люди со своими бедами, проблемами; приходили люди, низко павшие в духовной жизни, но которые с высоко поднятой головой из-за гордости считали себя чем-то большим. И этот старец начинал беседу, при чем совершенно не об этом человеке. Он говорил о каких-то посторонних вещах, а в результате человек выходил, понимая, что он говорил именно о нем. И происходило очищение (катарсис), и все становилось на свои места. Вот слово мудрости! Есть слово знания, а есть слово мудрости. И пока в нас только слово знания - будьте осторожны с суждением своим, а лучше отходите в сторону говоря: я сам человек грешный, куда уж мне судить брата моего? Я сам осуждению подлежу. А вот когда приходит уже слово мудрости, тогда судите. Только тогда - это уже суд света, и нам нужно понять, что тогда на самом деле суда нет, точнее осуждения, порицания не может быть, потому что Дух Святой работает в нас.

“Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Здесь, кроме этого “не судите", есть и другой мотив - Закон сохранения энергии духовной. Мы знаем, что в Священном Писании написано: что посеешь, то и пожнешь; какой мерой меряешь, такой мерой и тебе будет отмерено. Энергия не исчезает, как позитивная, так и негативная. Все возвращается на круги своя. И если ты кому-то сделал зло, то существует закон, по которому это зло к тебе же и вернется. И более того, вернется ураганом, вернется во сто крат. Рано или поздно. Это не значит, что в ту же секунду - может вернуться через день, через неделю, через год, но вернется стопроцентно. Потому что существует закон Божий, и закон сохранения энергии. Это закон реальный не только на уровне физики, но и на уровне духовном. И когда ты сеешь добро, то оно обязательно к тебе вернется. Это – закон. И мы должны знать эти законы, должны быть мудрыми в Слове и владеть им. Каждый раз, когда ты не ответил на зло злом, каждый раз, когда ты просто сдержался, то ты посеял добро, и оно тебе обязательно вернется. “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". В этом и есть смысл спасения человечества. Зло уменьшится, благодаря нашей сознательности, нашей вере, благодати, которая будет созревать в наших сердцах, и добра будет сеяться больше - это объективный закон. Ибо так сказал Господь, и не потому, что мы такие хорошие, а потому, что Господь хороший, и Он все предусмотрел для нас. Вопрос только в том, когда это произойдет через избранных (избранные - это те, которые приходят к столу премудрости Господней, и едят, т.е., кто живет, как написано в Писании). Помните: не судите, будьте как дети, - говорит Господь. Примите это на веру, как дети, не прибегая к "законам сохранения". Просто примите, и знайте, что каждый раз, когда я осудил кого-то в мыслях (речь не идет даже о том, чтобы вслух судить), все мне вернется осуждением. Потому что и я несовершенен, и я муж грешный, который подлежит осуждению, ибо один Господь без греха. А чем меньше я сужу, тем меньше будут судить меня. И тогда будет идти очищение меня и тебя, нас, очищение общества – так обязательно будет. Потому что это программа Господня. Она действует независимо от диавольского коварства, хотя можно ее отстрочить на год, два, но все равно она осуществится, ибо это объективная реальность.

“И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" . Здесь открытый текст. Аллегории, сравнения. Опять глаз - мировоззрение. У меня есть мировоззрение, и у тебя есть мировоззрение. Мировоззрение на мировоззрение, око за око... Мне не нравится как ты видишь мир - с этого все и начинается на самом деле. Начинается с того, что наши взгляды расходятся. У нас различные взгляды: у меня и моей жены, у меня и моего начальника, у меня и моего соседа. У нас различные взгляды, вот в чем беда! Сначала расходятся наши взгляды, а потом и наши интересы. Но такое ли чистое твое око? Или такое уж чистое твое видение? Или такое уж чистое твое мировоззрение? Чище ли оно чем у ближнего твоего? Это постоянный вопрос. Имею ли я право судить? Должен ли я отстаивать свои взгляды? Дай-ка я загляну в свое око, может там что-то есть. Только загляну в свое око на основании слова Божьего. И увижу, что там бревно. А я думал, что я такой чистый, думал, что я живой пред Богом, а пришла Заповедь и я умер… Помните, как сказал апостол Павел: “Я жил некогда без Закона; но пришла Заповедь, то грех ожил, а я умер" (Рим. 7.9-10). Я думал, что имею чистое мировоззрение и ясное видение, и я такой праведный. А когда пришла Заповедь, то выяснилось, что я не имею любви настоящей, а мне казалось, что я имею любовь.

Я иногда слушаю радио “Свобода" ночью, особенно программу “Поверх барьеров", о театральной жизни. И вот в передачи об одном театре и о его постановке был представлен очень интересный момент: Плачет мама-муравей за своею дочерью-муравьем, ибо идет война и где-то сапогом раздавили ее дочь. И она говорит: какая ты была послушная моя доченька, как ты мне смотрела в глаза, как ты просила у меня сахар. И вот теперь сахар есть, а ты не можешь его есть. И я начал плакать ночью, я понял: я не имею любви. Потому что любовь - это тогда, когда я именно так отношусь к живым. Любовь - это когда я со слезами на глазах отношусь к своему живому ребенку. Когда-то для меня стоял вопрос: бить или не бить детей? Я тогда стоял на позиции подзаконного священнослужителя, ибо сказано: “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына…" (Притч.13.24). И только впоследствии я понял, что не о том идет речь, не о буквальных розгах, ведь Христос не буквальной плетью выгонял торговцев из храма. Я понял это, когда у моего друга, внезапно умерла дочка в 11 лет. Представьте - не ожидаешь, и вдруг ребенка не стало в течение часа, "Скорая помощь" не успела приехать... Я хоронил эту девочку, и видел как родители рвались лечь в могилу вместе с ней. Когда я представил (девочка была ровесницей моего сына) своего ребенка на этом месте, то понял, что до конца жизни не прощу себе те побои, которые нанес своему ребенку. Просто не прощу и все, никогда … Теперь я понимаю, что "угол" в воспитании - это крайняя мера. Так приходит понимание, настоящей любви...

Мы не имеем любви, мы черствые. Если я еще могу взять ремень и гонять своего сына по комнате, - то я не имею любви. Я могу красноречиво декларировать и держать при этом Библию в руках, но я буду все равно неправедный. Потому что не пришел Христос и не сказал: прими Духа! Вот теперь - кому грехи отпустишь, тому отпустятся, а кому оставишь - останутся. Только тогда, когда ты будешь плакать, ощущая обиду твоего сына, дочери, жены, или мужа, твоей мамы, близких тебе людей, ставить себя на их место, когда ты будешь любить просто человека за то, что он живет, - и пока он еще живой, - вот тогда наступает момент истины. Наступает момент, когда я уже могу, а на самом-то деле, и не могу судить. Это приходит тогда, когда твое око действительно становится чистым, а пока там бревно, и не одно, - нужно работать и работать над собой. Прекратить осуждать, прекратить заглядывать в глаза брата своего и искать там какие-то сучки, а чистить и чистить себя до такого состояния, когда ощущение нежности, любви, умиления, слез сострадания к своему ближнему у тебя будет нормальным, повседневным, естественным состоянием. Вот тогда можешь судить, но тогда уже судить не сможешь.

"И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?" И здесь очень правильно сказано. О чем идет речь? Действительно, ты сучок увидел, но как ты сможешь его вынуть? Для того, чтобы вынуть этот сучок, нужно иметь право, нужно уметь это сделать и нужно, чтобы тебе позволили это сделать. Ибо не каждый допустит кого-либо к своему глазу, а будет стремиться допустить человека чистого. Потому что это сокровенно, - это зеница, это то, что оберегается. Так же с осквернением. Вот я вижу оскверненного человека, у него какая-то проблема - это и есть сучок в глазу. Но для того, чтобы он меня допустил к себе, чтобы я помог ему разобраться, что это действительно сучок, что это неправильное видение, что это ошибка – я сам должен быть чистым. Я еще должен уметь подойти, и должен как Серафим Саровский говорить о вещах как бы посторонних, чтобы человек, только выйдя от меня, понял - у меня вынули соринку из глаза. А не поучительным тоном, не с надменным видом говорить: иди-ка сюда, я сейчас тебе буду вынимать твою соринку…

“Или как скажешь к брату твоему: «давай выну я сучок из глаза твоего…" Он просто тебя не допустит и скажет: посмотри в свой глаз! Вот и все. И правильно скажет. А с другой стороны, я хочу вынуть соринку у того, у кого она действительно есть. А раз она есть, то это не значит, что меня примут смиренно, ибо, как мы сами не любим признавать свою неправоту так и многие из нас, хотя знают, что не правы! Но все равно делаем “хорошую мину при плохой игре"... Мы это любим. Это сидит в нас - закон плоти. Так вот, как ты извлечешь соринку у человека, четко видя ее у него, если и у тебя она также есть? Сначала нужно очень тщательно очистить свой глаз, и только тогда сможешь очистить глаз брата своего. Только тогда ты станешь как врач-хирург, как апостол Лука. Ты станешь тем, кто сможет дотронуться до язвы на теле человека и не нанести ему боли.

“Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас…" Здесь нет ни грамма буквы. Ибо кому придет на ум снять с шеи своей ожерелье, разорвать его, а жемчуг высыпать в корыто свиньям? Понятно, что не об этом идет речь. Здесь духовные моменты. Кое-кто толкует, что если это свинья, то ей не нужно даже слово Божие читать. Свинья - это тот, кто имеет копыта, но жвачку не жует, т.е. не разжевал истины. Вот, человек имеет веру, а любви и смирения не имеет - это свинья библейским языком. Наверно нужно кратко остановиться на понятиях: свиньи, овцы и собаки... Речь идет здесь о духовных вещах. Овца - это чистое создание, которое имеет раздвоенные копыта и жует жвачку. Овца символизирует собой смирение. В Книге Левит, 11-я глава, идет градация на чистых и нечистых тварей: чистая тварь - это та, которая имеет раздвоенные копыта и жует жвачку. А нечистая - это та, у которой один из двух этих признаков отсутствует. Овца - чистое животное, ибо имеет раздвоенные копыта и жует жвачку. Свинья - не чистое, ибо копыта раздвоенные имеет, но жвачки не жует. Заяц - не чистый, ибо жвачку жует, а копыт не имеет. Вот как все просто. Но мы должны понимать, что речь идет не о буквальных тварях. “Ибо Господня земля и что наполняет ее", - говорит апостол Павел в послании (см. 1 Кор. 10.25-26), - “Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести…" (там же). Не о том идет речь! Как будто Господь беспокоится о том, чтобы мы не съели рыбы без чешуи!.. Речь идет о духовной рыбе! О той рыбе, которая не имеет защиты от мира. Потому что мы все эти “рыбы" и “плаваем" в мире, мы в этом мире живем. Но мы должны быть в мире, как не от мира, мы должны иметь чешую, броню, и не должны соединяться с миром, с житейским морем, взволнованным бурей искушений. Эти искушения мы не должны принимать в себя, мы должны быть защищены от них. Вот что такое рыба с чешуей, которую можно “есть". Что значит есть? Это общаться духовно, принимать. А если у тебя нет чешуи, т.е. ты светский, и всеми четырьмя “лапами" стоишь на земном - это и есть “не ешь собаку, ибо нечистая она". Вот о чем здесь идет речь! Хотя в принципе, можно привлечь Небесный огонь на землю, при желании, по любому вопросу, и попробовать по букве толковать сугубо духовные вещи… “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что из уст, оскверняет человека" (Мф.15.11). Вот чего не есть: не ешь зайца, пугливости не ешь, не допускай в себя идеологию испуга. Не ешь ежа - колючего, не принимай в себя агрессивность, ибо она нечиста для Господа.

Так вот, с овцой мы разобрались. Овца - чистое создание, ибо имеет раздвоенные копыта. Здесь подразумевается, что овца различает между духовностью и бездуховностью; имеет веру не сугубо материальную (не четырьмя лапами стоит на земном, а на “копытах разделенных"), но имеет сферу духа, живет духовной жизнью. Копыта раздвоены - имеет веру, различает, где светское, а где духовное. Но этого мало, ибо "и бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2.19). И бесы изображаются с копытами, хвостом (это все не случайно) - это символика. В народных сказках эта символика неспроста проявляется, не такие уж неумные эти народные сказки. Потому что мы видим рога - это сила, которая бодается против всего святого. Хвост - это лжепророк. А копыта - это “и бесы верят, и трепещут…" Вот вам признак. Еще и рыло свиное! Правильно, потому что не разжевало истину, потому что не разжевало правду. А в чем истина? Возлюби! Смирись и возлюби! А раз ты этого не разжевал, если ты любви не имеешь, если ты смирения не имеешь, а смирение - это начало любви, то все - ты нечистый! Даже если ты имеешь копыта как колонны. Должны быть копыта - должна быть вера, но должно быть и жевание, ибо нужно разжевывать истину. А истина в одном слове - Возлюби!

Овца - чистое создание, смиренное. Свинья – нечистая: имеет веру, но глотает все подряд. Она не различает между чистым и нечистым, святым и не святым. И, наконец, “пес"... Пес - это тот, кто не имеет копыт, т.е. веры и всеми четырьмя лапами стоит на земле (сугубо материальный и светский). Пес полностью материальный, еще и “мочится на стену". Я всегда вспоминаю об этом, потому что спрашивают: Давид вылавливал собак по городам языческим и уничтожал их? Неужели он шкуродером был? Ради Бога! Разве Давид истреблял собак?! И по букве все воспринимают, даже не задаются вопросом - почему? На самом деле речь идет о тех “псах" светских, которые стоят всеми четырьмя лапами на земле и мочатся на стену. Стена - на библейском языке это Закон Божий. Этой каменной стеной оградил Господь Иерусалим. А пес презирает Закон Божий. Так вот, это все нужно уничтожить в себе в первую очередь. В себе тех собак повылавливать, а тогда увидишь как придавить щенка у ближнего своего. Овца - свинья - пес.

“Не давайте святыни псам…" , - читаем мы, - “…и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…" Здесь есть различие, ибо “свиньям" нужно давать слово Божие, “свинье" нужно разжевывать истину и учить ее жевать, чтобы превратилась в овцу. “…и не бросайте жемчуга вашего…" Будьте внимательны, читая Священное Писание! Как правило экзегеты находят параллельные места, а там сказано, что в Новый Иерусалим было двенадцать входов и они были сделаны из жемчужин. Значит это вход в Царство Божие, - вот этого не давать, ибо это святое... Нет, давай, тяни “свинью" в тот вход к Царству Божиему! Но не открывай своей души, “…не бросайте жемчуга вашего …" Потому, что они истину не разжевали и любви еще не имеют. Но веру они имеют, и ты можешь говорить с ними о вере, даст Бог, посеянное зерно когда-нибудь прорастет в этом сердце, в этом разуме. Помните, вышел сеятель сеять и если спросить: Сеятель, Ты что не видишь, куда Ты сеешь? Что Ты сеешь при дороге? Ну кому придет в голову мысль сеять при дороге, а Он - сеет! А Кто это сеет? Господь. Значит дает и “свиньям", ибо есть надежда, что даже одно зерно при дороге прорастет. Он сеет среди терна, на камень. Сеятель сеет… Так же и здесь - сей, если эта свинья может воспринять. А если это пес? А пес презирает, т.е. ты ему даешь святое, а он тебя побивает, он по воле Божией насмехается над словом Божьим, и ты тем самым вводишь его в грех осуждения, в грех хулы на Духа Святого. Не делай этого! Ибо искушение должно прийти, но горе тому, из-за кого оно приходит. “Лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". (Мф.18.6) Жернов мельничный - это не разжевал, не размолол Слова, не понял, кто такая свинья. И привязывает к шее, ибо не туда направлял свой взор. Ты соблазнил этого человека – он пес, и ему давать святого нельзя. Подожди, когда у него будут прорезываться копыта. Ибо Господь заведет его в такое тесное место, что эти копыта вынуждены будут прорезаться. Подожди, когда у него перед глазами окажется гроб и он поймет, что у гроба карманов нет, и с собой на тот свет ничего не заберешь. Господь приведет обязательно этого пса. Его будут хватать, но ему уже не захочется лаять, а захочется, как овца, заблеять.

В онкологическом диспансере “крутых" нет. Все что бы не произошло в нашей жизни, это один из лучших вариантов на сегодняшний день, учитывая нашу волю. Так вот, пока он еще пес, то ему святого не давай, потому что он мочится на стену. Отойди, но это не значит, что нельзя прийти через час, чтобы посмотреть, не прорезались ли у него “копыта". Подобно Христу. Он идет исцелять Лазаря, который уже воняет со всех четырех сторон. И говорит Фома-Близнец Иисусу: «Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Иоан. 11.8). А Ты возвращаешься к тем “псам" (они превратились в псов, они потеряли веру, они сугубо материальные), а ты опять туда идешь? А Иисус говорит: «Не двенадцать ли часов во дне?» (там же). Т.е., в каждый из этих двенадцати нужно прийти и проверить - не появились ли работники в винограднике? Помните притчу о винограднике? Хозяин приходит и в первый, и в третий, и в шестой час, и каждый раз все новые и новые работники появляются. Это приходят из тех “псов", которые насмехались над словом Божьим, над верой как таковой. А здесь приходит момент, одиннадцатый час, уже час осталось работать, и еще несколько человек готовы за динарий поработать. Послужить своей жизнью. Откуда они взялись? Они одиннадцать часов были “псами", “мочились на стену", а в двенадцатом часу Господь и их приводит. Не давай святого псам, но через час приди и посмотри - не хотят ли уже говорить о вечном, не поражает ли их звездное небо, и моральный закон внутри их?

Вот свинье давайте, но свинье не открывайте свою душу - Свинья любви еще не имеет и не разжевала этого, а человек, который не имеет любви, он соблазнится, если ты откроешь ему свои интимные вещи, свою душу. То есть, на примере своей жизни будете рассказывать, как вы были осквернены, и как Господь выводит... А он, тот, кто не разжевал, завтра побежит по всем вашим знакомым и будет говорить: вы знаете, кто он такой? Ого! Он вчера сам рассказал! Да он был и такой, и сякой… Боже, как я мог с таким человеком общаться! “…не бросайте жемчуга вашего…" - не открывайтесь, закройтесь, ибо он посмеется над вами, затопчет ваш жемчуг в грязь. Он будет “держать" вас на поводке, ибо он знает вашу тайну. Не надо! Свои жемчуга держите при себе, и будьте всегда очень осторожны в раскрытии своих жемчугов, ибо это - искушение, а мы все несовершенны. Очень красиво говорят об этом отцы Церкви. Они говорят: имей одного друга, которому можешь доверить, но и на него не очень надейся, потому что все мы несовершенны. А лучше имей другом Господа нашего Иисуса Христа, как имел Его Авраам - вот здесь-то не ошибешься! Вот воистину правдивое мнение, воистину мудрость. Поэтому, “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас…". Аминь.

Библейская школа протоиерея Олега Ведмеденко не имеет постоянной финансовой поддержки от церковных или светских структур – наши программы благословляют своими молитвами и средствами те верные, чьи сердца открыл для этого Господь.

Имеющие возможность поддержать дело возрождения духовного учения Христова собственным пожертвованием, могут сделать это с помощью почтового перевода в адрес Библейской школы (Протоиерею Олегу Ведмеденко, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021 ) с пометкой: «пожертвование», «десятина», или «на построение храма», или же перечислив средства на счет Независимой православной религиозной общины Христового Воскресения, настоятелем которой является протоиерей Олег (тел. в Луцке /0332/ 74-04-04; 8-096-23-01-777): расч. сч. № 26003017473 в КБ «Захидинкомбанк» ТсОО г. Луцка, Украина. МФО 303484. Идент. код 34827281.

МЫ МОЛИМСЯ ЗА ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ДЕЛА БОГОПОЗНАНИЯ И ИХ СЕМЬИ ПОСТОЯННО.

“Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Книга пророка Малахии, 3 глава, 10 стих).

Ст. 1-4 Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно

Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? Да; и Павел то же самое говорит, или – лучше – Христос через Павла: А ты что осуждаешь брата твоего? Или: И ты, что унижаешь брата твоего? Кто ты, осуждающий чужого раба? (Рим. 14:10, ? И опять: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь (1 Кор. 4:5) . Каким же образом тот же апостол в другом месте говорит: Обличай, запрещай, увещевай (2 Тим. 4:2) ? И еще: (1 Тим. 5:20) ? Равным образом, и Христос говорит Петру: Пойди и обличи его между тобою и им одним. Если же не послушает, возьми с собою другого, если же и при этом не уступает, скажи церкви (Мф. 18:15–17) . И для чего Он поставил столь многих обличителей, и не только обличителей, но и карателей, так что кто не послушается никого из этих последних, того велел почитать за язычника и мытаря? С какою также целью вверил им и ключи? Если, ведь, они не будут судить, то не будут иметь никакой важности и, следовательно, всуе получили власть вязать и решить. С другой стороны, если бы это было так, то все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах и в семьях. Если господин не будет судить своего слугу, а госпожа служанку, отец сына, и друг своего друга, то зло будет распространяться все более и более. И что я говорю: друг друга? Даже если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить вражду, но все придет в совершенный беспорядок. Что же значит указанное изречение? Рассмотрим теперь внимательнее, чтобы врачевство спасения и законы мира не почел кто-нибудь законами ниспровержения и смятения. Для имеющих здравый ум Спаситель хорошо изъяснил уже силу данного закона в следующих дальнейших словах: “И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь ”? Если же для многих, не так сообразительных, изречение Христово кажется все еще недовольно ясным, то я снова постараюсь изъяснить его. Именно – здесь, как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи. За это Господь порицал их и под конец (Своего служения), говоря: связуете “бремена тяжелые и … а сами не хотят и перстом двинуть их” . И еще: “Даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру” (Мф. 23:4, . Итак, можно думать, что Христос указывал и на них, желая предварительно упрекнуть их в том, в чем они, впоследствии времени, порицали учеников. Хотя последние ни в чем подобном не согрешили, но иудеям казалось грехом, например, что они не соблюдали субботы, ели неумытыми руками, возлежали с мытарями, о чем Спаситель и в другом месте говорит: “Оцеживающие комара, а верблюда поглощающие” (Мф. 23:24) . Впрочем, Христос полагает здесь и общий закон о неосуждении. И Павел в послании к коринфянам запретил не вообще судить, но судить только высших, в виду неизвестности дела; равным образом, не вообще запрещает исправлять согрешающих. Он упрекал и тогда не всех без различия, а укорял, во-первых, учеников, которые так поступали в рассуждении своих учителей, и во-вторых, тех людей, которые, сами будучи виновны в бесчисленных согрешениях, клеветали на неповинных. То же самое дает разуметь и Христос в данном месте, и не просто дает разуметь, но еще внушает великий страх, и угрожает неизбежным наказанием: “Ибо каким судом судите , – говорит Он, – [таким] будете судимы ”. Ты осуждаешь, говорит Он, не ближнего, но себя самого, и себя самого подвергаешь страшному суду и строгому истязанию. Подобно тому, следовательно, как в отпущении грехов начало зависит от нас самих, так и в этом суде мы же полагаем известную меру нашего осуждения. Итак, должно не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но советовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять, – потому что не ближнего, но себя самого предашь ты жесточайшему наказанию, когда не пощадишь его, произнося твой приговор о его прегрешениях.

Видишь ли, как эти две заповеди и легки, и доставляют великие блага покорным, и наоборот, причиняют великое зло непослушным? Тот, кто оставляет ближнему своему его прегрешения, освобождает от обвинения не столько его, сколько себя самого, и притом без всякого труда; и тот, кто с пощадою и снисходительно разбирает преступления в других, таковым судом своим полагает большой залог прощения для себя самого. Что же, – скажешь ты, – если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал: не останавливай согрешающего, но: не суди, т. е., не будь жестоким судиею; притом же это сказано не о важных и явно запрещенных грехах, как уже мною было и прежде замечено, но о таких, которые и не почитаются грехами. Потому Он и сказал: “Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего ”? Многие и ныне так поступают: видя монаха, имеющего излишнюю одежду, обыкновенно представляют ему закон Господень, хотя сами постоянно только и занимаются хищениями и лихоимством; или видя, что он употребляет нескудную пищу, делаются жестокими обвинителями, хотя сами каждый день пьянствуют и упиваются, не зная того, что чрез это, при своих грехах, готовят для себя больший огонь, и лишают себя всякого оправдания. И в твоих, ведь, поступках должно потребовать строгого отчета, раз ты сам первый положил такой закон, строго осудив поступки ближнего. Итак, не считай для себя тягостью, когда и сам ты будешь подвергнут такому истязанию.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Ст. 1-2 Не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам; и в нюже меру мерите, возмерится вам

Господь говорит, что одно и тоже, и в равной мере, терпят и кто судит, и кто меряет; впрочем, говорит это не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая сами себя, и не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1 Тим. 1:7) . Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не дóлжно судить и того, кто сделал смертный грех, потому что Господь сказал: не судите, да не судими будете. Но если это действительно так, как утверждают они; то, без сомнения, подвергся бы осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братий (Быт. 9:25) . И Моисей, осудив собиравшого дрова в субботу, повелел побить его камнями вне стана (Числ. 15:33-36) . И преемник его Иисус, осудив Ахана за татьбу, истребил со всем домом (Нав. 7:18-25) . И Финеес, осудив Замврия за блудодеяние, пронзил сулицею (Числ. 25:7-8) . И Самуил царя амаликитян Агага предал смерти пред Господем (1 Цар. 15:33) . И Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке (3 Цар. 18:40) . И Елисей, осудив Гиезия за принятие денег, наказал проказою (4 Цар. 5:27) . И Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву (Дан. 13, 62) . И Петр, прияв ключи небесного царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми (Деян. 5:1-10) . И Павел осудил ковача Александра, сказав: да воздаст ему Господь по делом его (2 Тим. 4:14) , а Именея и Филета предал сатане, да накажутся не хулити (1 Тим. 1:20) , коринфские же Церкви обвинял в том, что не судят, сказав: тако ли несть в вас мудр ни един, иже может рассудити между братий своих? Не весте ли, яко аггелов судити имамы (1 Кор. 6:5, ? Итак, если все праведные судили, и не были сами судимы, паче же - избраны на духовное служение; то почему же не дóлжно судить, как говорят еретики? Господь сказал: , не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя. Так например: убийцу по Закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же как кони женонеистовые ржали на чужих жен; татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеждали комаров, велбудов же пожирали. А что таковы были фарисеи и книжники, это явствует из следующих за сим слов, сказанных Господом.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Свт. Лука Крымский

Ст. 1-5 Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

И что же: запрещает ли Господь Иисус Христос говорить, что прелюбодеец грешит, запрещает ли говорить, что убийца, вор, грабитель достойны осуждения? Нет, не запрещает Господь всего этого. Господь Иисус Христос запрещает другое. Он запрещает то же, что запрещает и святой апостол Павел: А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов (Рим. 14:10) . Видите, и святой апостол Павел решительно запрещает суд над братом своим, но он же в посланиях к Тимофею говорит: Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением (2 Тим. 4:2) и Согрешающих обличай перед всеми (1 Тим. 5:20) .

Вся 23-я глава Евангелия от Матфея - грозная речь обличения: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры (Мф. 23:15) . Господь Иисус Христос в довольно резких словах осуждал книжников и фарисеев. Господь осудил их, назвал лицемерами. Есть ли здесь противоречие, как кажется некоторым? Что же это значит, как примирить это? Разве может быть противоречие в Господе Иисусе Христе и в Его святом, блаженном апостоле? Противоречия нет, нужно вникнуть, что запрещает Господь. Увидим, найдем объяснение в словах Самого Господа Иисуса Христа. Он сказал после этих слов: Что ты смотришь на сучек в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не чувствуешь? Это значит, что Господь Иисус, Христос запрещает нам быть строгими судьями над братьями нашими, запрещает поступать, как обыкновенно поступаем мы: своего тяжкого греха не замечаем, а сучек, маленькую соринку в глазу брата своего - небольшое прегрешение - зорко видим и наблюдаем. Будучи сами полны греха, судим брата своего, совершившего небольшое прегрешение перед Богом. Видим монаха не довольно скудно питающегося - судим его, что он не постится.

А кто же эти осуждающие? Каждый день пьянствуют они, объедаются, а монаха, который не питается одним хлебом и водой, строго осуждают. Бревна в своем глазу не чувствуют, а сучек в глазу брата своего видят. Осуждают его, будучи сами достойны более строгого и тяжкого осуждения Божьего. Мы всегда чрезвычайно зорки в отношении грехов ближних наших, не замечая бревна в глазу своем.

Так было и в древности, во времена Господа Иисуса Христа. Книжники, ученые иудеи того времени резко осуждали Его и апостолов за то, что не хранят они субботы, едят неумытыми руками, общаются с грешниками, а за собой не замечали тех тяжких грехов, в которых так грозно обличил их Господь.

Что же, неужели нужно молчать, когда утопает в грехах брат наш, неужели мы должны равнодушно, молча наблюдать, как грешат люди? Нет, вовсе нет. Ибо вы только что слышали слова Павловы, в которых велит он обличать и запрещать. Это говорит он любимому ученику своему - Тимофею-епископу. Значит, обличать и запрещать должно, но дело в том, что велика разница между осуждением и обличением.

Мы нехорошо относимся к грехам ближних своих: видим, что согрешают и со злорадством становимся судьями их. Вот что запрещает Господь Иисус Христос, ибо можно поступить совсем иначе. Не должны мы молчать, но обличать должны кротко, тихо, не с осуждением, а с любовью, с желанием исправить, без злорадства и злобы.

Так поступают те, у которых нет бревна в глазу их. Так поступают люди чистые сердцем. Кротко и тихо убеждают они грешников отстать от своих прегрешений. Это и есть обличение, это не осуждение - это желание спасти их душу, это желание исправить их. Это исполнение заповеди Господней. Господь велит: когда согрешит против тебя брат твой, - не трезвонь о грехе его, не обличай перед всеми, начни с обличения его наедине. Пойди с ним в отдельную комнату, поговори с братом своим и обличи его. Если послушает он тебя, приобрел ты брата своего: не только спасешь, исправишь ты его, но и приобретешь его сердце. Если не послушает он тебя, возьми с собой двоих-троих свидетелей. Не послушает их - скажи церкви, а если и церкви не послушает - да будет тебе как язычник и мытарь. Отвергни его, как язычника и мытаря, совсем отвергни.

Видите, можно судить о грехах ближних своих различно: строгою мерою мерить, осуждать со злобою и раздражением, можно с любовью и кротостью обличать. Вот почему Господь Иисус Христос продолжил речь Свою: Каким судом судите, таким будете судимы . Кто, где будет судить? Он Сам на Страшном Суде. Если поступать будем, как Господь указывает, то и Господь на Суде Своем этой же мерой будет мерить нам - мерою милосердия, любви и прощения; если мы с кротостью и тихостью обличаем согрешающих - то и Господь с кротостью и прощением отнесется к грехам нашим.

А если мерою недоброй и злорадной мерим мы грехи братьев наших, трезвоним о грехах их, - то получим тяжкое и строгое воздаяние от Господа Иисуса Христа, когда будет Он нас судить. Первая и важнейшая обязанность наша - видеть и замечать бревно в собственном глазу, видеть и судить собственные грехи; а в отношении соринки в глазу брата своего должны мы быть долготерпеливы, - тогда долготерпелив будет к нам Господь Иисус Христос в день Страшного Суда.

Спешите идти за Христом. На слова: «Не судите, да не судимы будете».

Прп. Аммон

Если кто осудит грешника, то и сам будет осужден, хотя бы он творил знамения и чудеса. Ибо Христос сказал: . Поэтому христианину не следует никого осуждать, ибо и Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22) , так что судящий до Христа есть антихрист. И многие, являющиеся сегодня разбойниками и блудниками, завтра окажутся святыми и праведными.

Послания.

Прп. Максим Исповедник

Не должно ли ужаснуться, вострепетать и придти в исступление умом, что, когда Бог Отец, не судя никому, Сам, весь суд даде Сынови (Ин. 5:22) ; – Сын же вопиет: не судите, да не судими будете , (Лк. 6:37) ; подобно и Апостол: прежде времени ничтоже судите, дондеже приидет Господь (1 Кор. 4:5) ; и еще: имже судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2:1) ; когда, говорю, это так есть; люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга? Небо ужасается сему, и земля трепещет; а они не стыдятся бесчувственные!

Главы о любви.

Прав. Иоанн Кронштадский

Не судите, да не судими будете

Общий закон, как вести себя по отношению ко всем людям.

Дневник. Том I. 1856.

Господи, даруй нам не судить живых, – тем менее умерших. Ты – один праведный Судия, как Творец и Законодатель, – живых и усопших. А нам даруй строго осуждать себя самих и просить усопшим прощения и оставления грехов вольных и невольных.

Живой колос.

Блж. Августин

Ст. 1-2 Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить

Это относится к тому; что говорит [апостол] в другом месте: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4:5) . Следовательно, некоторые дела - двоякие, о которых мы не знаем, с каким намерением они совершаются, поскольку они могут стать и плохими, и хорошими, которые опрометчиво судить и, в особенности, осуждать. Однако и для их суда придет время, когда Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения . Так же и в другом месте тот же апостол говорит: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии (1 Тим. 5:24) . Явными он называет те, о которых ясно, с каким намерением они совершаются. Они ведут к осуждению , то есть, если последовало их осуждение, оно не случайно. Однако преследуются и те [грехи], которые втайне, поскольку и они не останутся сокрыты в свое время. Так следует рассуждать и о добрых делах. Ведь он продолжает так: Равным образом и добрые дела явны; а если они не таковы, скрыться не могут (1 Тим. 5:25) . Поэтому мы судим о явных делах; о скрытых же давайте предоставим судить Богу, поскольку они скрыться не могут , плохие ли они или хорошие, когда наступит время стать им явными.

О нагорной проповеди Господа.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-2 Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить

Если Он запрещает судить, то на каком основании (qua consequentia) апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших [запрещений] Он показал, что именно Он запретил, говоря: «Ибо как вы будете судить, так будут судить и о вас ». Итак, судить Он не запретил, но научил.

Блж. Феофилакт Болгарский

Не судите, да не судимы будете

Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет гораздо меньшие грехи, за которые может судить только один Бог.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Не судите, да не судими будете

Златоуст в толковании на послание к Евреям говорит, что не судите, да не судими будете сказано о жизни, но не о вере. Подобным же образом, и в выражении: вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите (Мф. 23:3), слово блюсти относится к делам, а не к вере. Под судом разумей здесь осуждение. Так толкует Лука. Говоря: не осуждайте, да не осуждени будете . Но если кто-нибудь не будет осуждать согрешающего, напр., начальник – подчиненного, отец – сына, или господин – раба, то, несомненно, порок будет усиливаться и произойдет беспорядок. Но здесь говорится не о таком осуждении, которое вытекает из любви к добру и имеет целью исправление зла, потому что дальше повелевается таким образом обличать и связывать: иди , говорит, и обличи его (Мф. 18:15); и опять: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (Мф. 18:18). Эта речь относится не к начальникам, а к подчиненным, убеждая их не смотреть на чужие дела и не осуждать других вместо того, чтобы смотреть на свои собственные и осуждать самих себя. И апостол Павел говорит: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были (1 Кор. 11:31). Относятся эти слова и к тем, которые, погрешая в большем, осуждают погрешающих в меньшем, потому что несколько далее говорит: что же видеши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши (Мф. 7:3). Сучец , – это весьма короткий кусочек дерева.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Не судите, да не судимы будете

Не судите . Запрещается не простое суждение или благонамеренная и добросовестная оценка действий других людей, которая во всяком случае необходима в жизни, и особенно общественной, но осуждение обра­за действий ближнего, и притом осуждение не закон­ным судом, который необходим во всяком обществе, а осуждение личное, в частных сношениях и отношени­ях, частные, личные, так сказать, пересуды, когда осуждение происходит по большей части из каких- либо самолюбивых и нечистых побуждений, из тще­славия, гордости и т. п. Суждения о качестве того или другого поступка ближних, даже вызванное таковым суждением действие, дозволительно, если оно основы­вается на истинном понимании дела и на благочести­вой ревности о славе Божией. Сам Христос и Апосто­лы и все истинные их последователи всегда судили и осуждали действия, противные вере и благочестию, и принимали против всего, по их суждению, злого изве­стные меры. Не о таком суждении говорит Господь, но об осуждении неправедном, самолюбивом, эгоистиче­ском, выражаемом притом без необходимости, по лич­ным корыстным побуждениям, и особенно людьми, которые сами порочнее, чем те, которых они судят строго (ср.: Златоуст и Феофил). Вероятно, Господь имел в виду фарисеев, которые, гордясь своей мнимой праведностью и чистотою во внешнем поведении, строго судили о действиях других людей, не зная ни их обстоятельств, ни их побуждений (например: Лк. 18:10-14), а себя не старались исправлять. «Господь сказал сие не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книж­ников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя» (Афанасий Великий).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Не судите, да не судимы будете

В 7-й главе речь продолжается в том же духе: “не судите « (Мф. 7:1); «не давайте святыни псам” (Мф. 7:6) . Если говорить, что между Мф. 7:1 и Мф. 6:34 нет связи, то она неясна была и раньше, например, в Мф. 6:19 , потому что и там не было никакой соединительной частицы. Просматривая все вышеприведенные отрицательные выражения, какую связь мы можем открыть между ними? Очевидно, что связи никакой нет или местами она очень незначительна. И однако мы видим, что вся эта речь совершенно естественна и соответствует народной ораторской речи, в которой мысли текут строго логически и связно. Связь эта отличается крайней простотой и настолько безыскусственна, что в некоторых случаях как будто даже вовсе исчезает. Все это может доставлять затруднения ученым; но, напротив, сильно облегчает понимание речи для простых людей, которые обыкновенно следят не за тем, как одно предложение логически вытекает из другого, а больше за отдельными мыслями самими по себе. К сказанному нужно прибавить, что отыскание надлежащей связи между 6-й и 7-й главами и в изречениях этой последней затрудняется еще и тем, что 7 глава имеет сходство с частью нагорной проповеди, изложенной у Луки (Лк. 6:37-49) , тогда как вся шестая глава Матфея у Луки пропущена. Говорят, что в изложении Луки больше связи, чем у Матфея. Но с первого раза этого, однако, не видно.

Что касается смысла самого выражения: “не судите, да не судимы будете ,” то для объяснения его может служить прежде всего то обстоятельство, что Апостол Павел решительно восстает против обычая коринфских христиан “судиться у нечестивых,” увещевает их судиться “у святых», отрицая здесь, очевидно, тогдашний гражданский суд (1 Кор. 6:1 и след.). Полезно заметить, что в древнейшей христианской литературе изречение Христа приводится в послании к филиппийцам Поликарпа, епископа Смирнского (Мф. 11:3) , и Климента Римского (1 Кор. гл. 13) . Так как реальный смысл изречения Христа, несмотря на его видимую простоту, представляется одним из самых труднейших для толкования, то далеко не мешает обратить внимание и на то, как понято было изречение в самой глубокой древности, непосредственными и ближайшими учениками апостолов. Поликарп приглашает лиц, к которым пишет, оставлять пустое празднословие (άπολιπόντες την κενήν ματαιολογίαν, Мф. 11:1). Воскресивший Христа из мертвых, говорит Поликарп, и нас воскресит, если будем исполнять волю его, возлюбим то, что Он возлюбил, и будем уклоняться от всякой неправды, корыстолюбия, сребролюбия, злословия (или клеветы – χαταλαλίας, Мф. 11:2). Эти свои тезисы Поликарп доказывает текстами, заимствованными из нагорной проповеди, по изложению Матфея и Луки (Мф. 7:1; 5:3, 10; Лк. 6:20, . Текст не судите, да не судимы будете приведен буквально по Мф. 7:1. Для нас теперь важно не это, а то, что текст ясно приводится Поликарпом в доказательство греховности злословия, клеветы и ложного свидетельства. Поликарп не применяет его к судебным установлениям и их деятельности, а только – к различным грехам и недостаткам в человеческом обществе.

По Клименту “неосуждение” других есть результат смирения. Далее следует такое увещание: “милуйте, чтобы быть помилованными, прощайте, чтобы прощено было вам, как вы делаете, так будет сделано и вам; как даете, так воздается и вам; как судите, так и будете судимы (ης κρίνετε ούτως κριθή σεσθε); какою мерою мерите, такою отмерено будет и вам”. И здесь опять нет речи ни об официальных судьях, ни о судебных установлениях. Общий тон рассуждений позднейших церковных писателей, насколько нам известно, таков же. Они не говорят о гражданском суде. Рассуждая о частном суде, они указывают, что человек не должен быть суровым судьей (πικρός δικαστής), и что самый суд должен заключаться во внушении, совете, желании исправления. Но частный суд не отрицается. “И так что же? спрашивает Иоанн Златоуст, если (кто-нибудь) соблудит, то неужели мне не говорить, что худо блудодеяние, и неужели не следует исправлять распутника? Исправляй, но не как враг, и не как враг, требующий возмездия, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал, не останавливай грешника, но: не суди, т. е. не будь жестоким судьей».(1 Кор. 5) , а Петр Ананию и Сапфиру (Деян. гл. 5) , говорит, что Христос не запретил, а научил, как судить. Таким образом, видно, что церковные писатели, уклоняясь от рассуждений о гражданском суде, признают, однако, необходимость частного или даже церковного суда, делая уступки практической необходимости осуждать грех, как таковой.

В позднейшее время некоторые толкователи заповедь Спасителя понимают гораздо строже. Категорическая и сказанная без всяких ограничений заповедь многими, преимущественно сектантами, понималась буквально в смысле отрицания всякого суда, выступления против властей и свержения их (анабаптисты). С другой стороны, подобные же толкования в новое время часто делались поводом к усвоению “слабой сентиментальности” и “субъективной несдержанности” по отношению к преступникам, служили оправданием широкой терпимости, которая относилась безразлично ко лжи и греху, к правде и справедливости. А в тех случаях, когда суд за преступления не ослаблялся, пытались основывать на заповеди Христа по крайней мере терпимость к ложным учениям или заблуждающимся в мнениях или учениях людям. Немудрено, поэтому, если и новейшие экзегеты сосредоточивали все свое внимание на объяснении этого трудного изречения и старались это выяснить. Мнения, высказанные ими, до того разнообразны, что их трудно и перечислить. Утверждали, напр., что Христос говорит не «de ministeriis vel officiis, divinitus ordinatis, sed de judiciis, quae fiunt extra seu praeter vocationes et gubernationes divinas (не о служениях, божественно установленных, а о судах, которые происходят вне или помимо призваний или управлений божественных).” Возражая против отрицания светских судов, указывали на то, что заповедь Христа нельзя понимать категорически в виду того, что с одной стороны, противоположения: не судите - не будете судимы, которое будто бы можно изменить так: судите, но так, чтобы вам можно было получить оправдательный приговор, когда сами предстанете на суд, а с другой – что Христос в 5 стихе не запрещает совсем суда над ближним, но требует, чтобы судья предварительно вынул сначала бревно из глаза своего. Таким образом в стихах 2-5 подразумевается ограничение категорической заповеди, данной в 1 стихе. Христос запрещает не вообще всякий суд, а только “некомпетентный”, который совершается не по призванию, не по должности и без любви. Далее, высказывалось мнение, что в 7:1 разумеется только фарисейский суд, что Христос по-прежнему осуждает здесь только лицемеров. Но, говорили, человек обладает рассудком и эта способность есть критическая. Если бы мы были лишены способности суждения, то находились бы в зависимости не только от всякого ветра учения, но также и от всякого прилива страсти. Поэтому Спаситель, говоря не судите , не разумеет здесь ни обыкновенного суда, ни обыкновенной критики. Его речь есть “эпиграмматическая” и направлена против книжников, фарисеев и других, которые любили судить о других и осуждать их (Мф. 9:11-13; 11:7; Лк. 7:39; 15:2; 18:9-14; Ин. 7:49) . Однако против такого мнения можно сказать, что Христос обращается к ученикам, а не к книжникам и фарисеям. Если бы Он имел в виду только последних, то вероятно сказал бы: не судите, как книжники и фарисеи. Выражение ничем вообще не ограничено. Слова κρίνειν, κατακρίνειν, καταδικάζειν могут означать вообще всякий суд, будет ли он официальный или частный.

Может быть, один из новейших экзегетов, Цан, имел в виду это последнее, когда, толкуя рассматриваемое выражение, сказал, что Христос в нем действительно имеет ввиду всякий, какой бы то ни было суд. Но запрещение судить, по Цану, относится только к ученикам, которые не должны принимать на себя обязанности судей, предоставляя эго дело другим. Это мнение не может считаться состоятельным. Неужели Христос не предвидел, что судьями в Его Царстве могут быть и Его ученики? Мы, по-видимому, никогда не поймем этого, с одной стороны ясного и чрезвычайно простого выражения, а с другой и чрезвычайно трудного, если не предположим, что оно, подобно и другим выражениям Христа в нагорной проповеди, не есть отвлеченное или теоретически философское. Нужно иметь опять ввиду, что Христос говорил простецам, а не официальным судьям, которых, может быть, и не было среди окружавшего Его простого народа. Как могли понять Его изречение простецы? Несомненно в том смысле, что Христос здесь совсем ничего не говорил о гражданских судьях или судебных установлениях. Поэтому на Его учение можно смотреть, как на свет, освещающий человеческую деятельность в области всякого суда и критики. Но это только свет. Все дальнейшее Спаситель предоставляет уже самим людям, которые должны заниматься разработкой разных юридических вопросов, когда к этому вынуждает их господство в них самих и в других ветхого человека .

Выражение “да не судимы будете” толкуют в том смысле, что здесь разумеется исключительно суд Божий. “Не судите”, чтобы не быть судимыми на последнем суде. Другие говорят, что здесь имеется ввиду исключительно людской суд, т. е. если мы судим людей, то в свою очередь и от них будем судимы. В виде аналогии к этому месту указывают на притчу Мф. 24:48-49 , где говорится о злом рабе и указывается, во-первых, на мирское попечение и заботы (“если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой”) ; во-вторых, на юридический фанатизм, осуждение и кары ближних (“и начнет бить товарищей своих”) и, в-третьих, на поругание святыни (“и есть и пить с пьяницами”) . Впрочем и в этом последнем толковании экзегеты не во многом согласны между собою; одни понимают здесь непосредственно суд человеческий, другие собственно суд Божий, который пользуется судом человеческим, как орудием для своих целей. В божественном устройстве мира господствует в известном смысле закон возмездия (jus talionis). Как мы сами поступаем с людьми, так и с нами будет поступлено; часто это бывает и здесь на земле, но, конечно, так неизбежно будет на последнем суде (Мк. 4:24; Иак. 2:13) . Правильнее, по-видимому, видеть в рассматриваемых словах вообще суд, как Божий, так и человеческий, производимый людьми, обыкновенно действующими, хотя и бессознательно, но по велениям Бога. Человек жнет, что посеет.

Троицкие листки

Не судите, да не судимы будете

Кто похищает власть царскую, тот самозванец; кто присваивает власть, Богу принадлежащую, тот богопротивник и антихрист. «Одному Богу, - говорит преподобный Дорофей, - принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложения, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает». Един Он есть праведный Судия живых и мертвых, а люди могут судить друг друга только тогда, когда Бог дает им на это право и власть. Эту власть имеют все начальники, Богом поставленные; они могут наказывать злых людей, на то и дан им меч. А прочим всем Господь вообще заповедует: Не судите . Суд - дело Божие. Не судите, - глаголет Господь - да не судимы будете . Кто покроет грехи ближнего, не осудит его, того и Бог помилует на суде Своем праведном, как хранителя Его святой заповеди, потому что «Всенеложный не забывает Своей заповеди». Есть такое сказание: умирал один инок, по мнению всех, безпечный к своему спасению, и умирал с улыбкой спокойствия на устах. «Отчего ты в грозный час суда Божия так безпечален? - спросили его братия. - Мы знаем твою жизнь и не понимаем, почему ты так спокоен; укрепись же силой Христа Бога нашего и скажи нам, да прославим Его милосердие». Тогда умирающий сказал им: «Так, отцы и братия, я жил нерадиво, и ныне все дела мои прочтены Ангелами на суде Божием. С сокрушением признался я в них и ожидал всей строгости суда Господня. Но вдруг Ангелы сказали мне: «При всем небрежении ты был незлобив и никого не осуждал». И с этим словом раздрали рукописание грехов моих. Вот почему я так радуюсь». И, сказав это, инок предал дух свой Богу. Так исполнилось над ним слово Христово: не судите, да не судимы будете .

Троицкие листки. №801-1050.

Сказал Господь: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

«Не судите, да не судимы будете, – говорит Господь, – ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Не судите. Мы должны судить себя, свои поступки, но не ближнего своего. Мы не должны сидеть на седалище судей, слово которых – закон для всех. Мы не должны свысока смотреть на кого-либо. Мы не должны судить поспешно. Мы не должны судить пристрастно. Мы не должны судить безлюбовно, немилосердно, тем более, мстительно, с пожеланием зла. Мы не знаем всех обстоятельств, особенностей личности и жизненного пути человека, о котором судим. Мы не должны судить сердечные намерения и помышления других, потому что есть один только Сердцеведец Господь. Мы не должны судить о вечной их участи, потому что этот суд нам не принадлежит. Кто ты, чтобы судить раба чужого? Своему Господу он стоит, и своему Господу падает. Основание для воспрещения такого суда – в том, что мы тоже будем судимы.

Если мы берем на себя судить других, мы должны ожидать, что и мы будем тем же судом судимы. И не только человеческим, но Божиим. Бог простит тех, кто прощает, и не будет судить тех, кто не судит. И милостивые помилованы будут. Непреложен небесный закон: «какою мерою судите, такою и вам будут мерить». Может быть, уже в этом мире – так что можно будет увидеть свой грех во внезапно постигшем нас наказании. Что станет с нами, если Бог будет столь же точен и беспощаден в суде над нами, как мы бываем порой над другими? Все приговоры, вынесенные нами другим, падут на наши головы.

Однако из того, что мы не должны судить других, вовсе не следует, что мы не должны обличать других. Это наша христианский долг, и, исполняя его, мы, как говорит апостол Иаков, можем спасти чью-то душу от смерти. Тем не менее, не каждому дано обличать. Те, кто виновен в тех же самых грехах, в которых они обвиняют других, или даже худших, будут посрамлены. И, конечно же, не будет никакой пользы от их обличений.

Иные готовы затеять ссору из-за мелочей, в то время как сами позволяют себе серьезное отступничество от веры. Они зорко высматривают сучок в чужом глазу, а бревна в своем глазе не замечают. Степени грехов различны. Одни грехи могут быть как сучок, другие – как бревно. Одни – как комар, другие – как верблюд. Это не значит, что может быть грех, о котором позволительно сказать, что он слишком мал. Потому что всякий грех совершается против великого Бога. Наши собственные грехи должны восприниматься нами большими, чем те же самые грехи других, потому что они изнутри поражают нас. Гордость и отсутствие любви и сострадания к другим – самое большое бревно в нашем глазу, от которого происходит слепота лицемерия. «Лицемер! – говорит Христос. – Где же твоя ненависть ко греху, если собственный грех ты лелеешь?» «Как скажешь ты брату твоему – как ты скажешь ему не стыдясь: дай, я помогу тебе, в то время как сам погружаешься в бездну погибели?»

Что же нам делать, если мы призваны вместе со всею Церковью обличать мир о грехе, о правде и о суде? Неужели мы должны замолчать от сознания собственной греховности? Господь предлагает нам единственное спасительное решение. «Вынь прежде, – говорит Он, – бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Наши собственные грехи не могут быть оправданием нашего молчания перед лицом торжествующего беззакония. Это молчание явилось бы только усугублением нашей греховности. Но мы должны перемениться сами, прежде всего, если на самом деле хотим помочь лежащему во зле миру. Проповедники истины и покаяния должны, в конце концов, по дару Христа, быть из чистого золота.

И Господь говорит, что не все могут воспринять эту проповедь Церкви: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Среди рода лукавого и прелюбодейного есть такие, кто столь долго ходил на совет нечестивых, что теперь уже восседают на седалище губителей. Они исполнены ненависти ко Христу, и снова готовы, как это было уже неоднократно в истории, растерзать тех, кто Христовы.

Однако мы должны проявлять осмотрительность в обличении всех не принимающих истину, как свиней и псов. Многие навсегда отвернулись от Церкви по этой причине, в то время как если бы была проявлена рассудительность, они могли бы быть спасены. Господь заботится о безопасности народа Божия и обещает сохранить Свою Церковь среди всех испытаний.

Только бы мы хранили верность Господу, и были в непрестанном единении с Ним в нашей молитве. Три Его призыва: «просите, ищите, стучите» звучат как один: «молитесь, молитесь и снова молитесь». Просите, как нищий просит милостыни, и вам дано будет узнать благодать. Просите, как заблудившийся путник просит показать дорогу, и вы увидите, что Христос – это путь. Ищите, как ищут самое драгоценное сокровище, которое потеряли. Стучите – в двери дома Божия: «Господи, Господи, отвези нам!» Потому что Сам Господь стоит у дверей нашего дома и стучит. Мы должны не только просить, но и искать. Не только искать, но стучать – непрестанно, неотступно, взывая, умоляя, сражаясь, как Иаков, с Богом. Человеку, когда ему без конца надоедают с просьбами, свойственно раздражаться, а Бог – чем с большими нуждами и просьбами мы обращаемся к Нему, тем большей любовью Он исполняется к нам.

Есть подкупающие простотой слова о том, как избежать строгого и неминуемого Суда Божьего. Знают их многие, в том числе и те, для кого чтение и слушание Евангелия не является главным занятием жизни. Вот эти слова: «Не судите, да не судимы будете» . Или - то же: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» . Смысл второго слова равен смыслу первого, поскольку если ты отказался от строгости в отношении чужих грехов, то смеешь надеяться на милость к себе со стороны Бога.

Простота Евангелия не отменяет его глубины и сложности. Во-первых, мы не имеем права путать добро и зло, уравнивать их и, по причине боязни впасть в осуждение, отказаться от нравственных оценок. Без понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо», жизнь человеческая вряд ли вообще возможна. Чтобы, по слову псалма, уклониться от зла и сотворить благо (Пс. 33, 15), нужна и нравственная чуткость, и опыт, и способность к здравым суждениям. «Не суди» вовсе не должно означать «перестань думать» или «перестань отличать добро от зла».

Человек, Который в высшей степени был чуток и непогрешим в вопросах греха и праведности, был человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). В Его учении не было ласкательства, лицемерия, человекоугодничества. Даже враги говорили о Нём: Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-то, ибо не смотришь ни на какое лице (Мф. 22, 16). Христос, таким образом, более кого бы то ни было имел право строго относиться к грешникам. Однако именно из Его уст раздавалось: и Я не осуждаю тебя (Ин. 8, 11), - и удивительная молитва о распинателях была произнесена Им на голгофском Кресте.

Научиться не осуждать можно только у Иисуса Христа. Если мы научимся этому, то на деле исполним Павлово повеление: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5). В этих чувствованиях неминуемо должны соединиться сострадательная любовь к грешащему человеку и мысленное неотождествление грешника с грехом. Человек - не изобретатель греха, а жертва. Грех обесчестил, обезобразил человека, но не истребил Божественного образа. Так смотрит на человека Христос. Если хотим не судить, придётся этому взгляду научиться. Если ум не имеет навыка осуждающе реагировать на происходящее вокруг, значит, мысль о Боге от ума неотлучна.

* * *

Исполнение заповеди «не суди» не означает прекращения мыслительной деятельности. Наоборот, это - пик мыслительной работы и умного труда. Поможет и память о своих грехах, глубокий вздох о которых всегда уместен. Поможет понимание того, что Знаток сердец человеческих и Царь мира - Господь - один только может произнести безошибочный приговор человеку. Он один знает, кто мог исправиться и не исправился, а кто не сделался лучше, потому что не мог. Он знает и коварство диавола, и слабость человека, и прилипчивую тяжесть обстоятельств, и ещё много того, от чего зависит правильный суд и что сокрыто от глаз человеческих.

Редко говорится о том, что косвенным осуждением может явиться похвала. Вы можете восторженно хвалить знакомого доктора, священника, школьного учителя, а между строчек этой похвалы будет угадываться порицание в адрес других священников, докторов, учителей. Это может звучать: дескать, вот этот - да, великий человек, а тот - так, мелочь. Это может и не звучать, но подразумеваться, и выходит, что заповедь о неосуждении усложняется и что даже в похвалах мы должны быть сдержанны и внимательны.

Неоценимым подспорьем для уменьшения грехов является сознательное бегство от сплетен. Стоит перестать вникать в дела, которые лично тебя не касаются, стоит пресечь праздное любопытство - как костёр осуждения лишится большей части дров и начнёт погасать.

* * *

У нас составился словесный портрет человека, которому по смерти Христос ничего осуждающего не скажет, но, указав на райские врата, произнесёт: «Заходи». Это человек, напрочь лишённый праздного любопытства. Для слушания чужих тайн у него не было ушей, и для разговоров о чужих грехах его язык был не приспособлен. Свои грехи он помнил. Слова Давида «грех мой всегда предо мною» для него не были просто словами. Когда на весы его мыслей ложились грехи людей, на вторую чашу тут же опускалась память о милости Бога и Крови Нового Завета. Он поучался в законе Господнем день и ночь, хотя ничто снаружи не выдавало в нём подвижника и людям он казался лентяем или «ни рыбой, ни мясом». Да он и был никчёмным человеком, который не одевал нагих, не спал на полу, не преуспел в посте, не научился молиться огненно и чудотворно. Все его силы ушли на внутреннюю борьбу со своим неразумным сердцем, которое всю жизнь порывалось украсть у Бога царское достоинство, чтобы развешивать на всех свои ярлыки. Этого он сердцу не позволил. Насколько тяжело ему далась эта внутренняя работа - нам, любителям осуждения, сказать трудно. Но Христос, обещавший не судить того, кто не судил, просто и без Суда скажет этому человеку: «Заходи», - и укажет на жемчужные ворота в золотой стене.

– Геронда, я с лёгкостью сужу и осуждаю.

– Твоя способность суждения – это дар, данный тебе Богом, но пользуется им тангалашка, который заставляет тебя осуждать и грешить. Поэтому, пока твоя способность суждения не очистится и не освятится, пока не придёт Божественное просвещение, не доверяй собственному мнению. Если у человека не очистилась способность суждения, а он суётся в чужие дела и судит других, то постоянно впадает в осуждение.

А как может освятиться способность суждения?

– Нужно её очистить. У тебя может быть благое произволение и желание, но ты уверена, что всегда судишь правильно. Однако твой суд человеческий, мирской. Постарайся освободиться от человеческого, стяжать бескорыстие, с тем чтобы пришло Божественное просвещение и твой суд превратился в духовный, Божественный. Тогда твой суд будет отвечать Божественному, а не человеческому правосудию, будет в согласии с любовью и милосердием Божиим, а не с человеческой логикой. Только Бог судит праведно, потому что только Он знает сердца людей. Мы, не ведая праведного суда Божия, судим “по наружности”, внешне, и потому осуждаем и несправедливо обвиняем других. Наш человеческий суд – это величайшая несправедливость. Помнишь, что сказал Христос: “Не судите на лица, но праведный суд судите”.

Нужна большая осторожность, мы никогда не можем знать истинного положения вещей. Много лет назад в монастыре на Афоне жил благочестивый диакон, который в один прекрасный день оставил монастырь и вернулся в мир, на родину. Тогда отцы говорили о нём разное. Но что произошло? Кто-то написал ему, что его сестры до сих пор не устроены в жизни, и он, боясь как бы они не сбились с правильного пути, поехал им на помощь. Нашел работу на одном из заводов и жил ещё аскетичнее, чем в монастыре. Как только он устроил сестер, оставил работу и снова пошёл в монастырь. Игумен, увидев, что он всё знает: устав, послушания и т. д. – спросил, где он этому научился. Тогда он открыл своё сердце и всё ему рассказал. Игумен сообщил епископу, и тот сразу рукоположил его во священника. Потом он уехал в один дальний монастырь, где строго подвизался, достиг святости и помог духовно многим людям. А те, кто не знают, чем дело закончилось, возможно, до сих пор его осуждают.

Мы должны быть очень осторожны с осуждением! Какую несправедливость мы причиняем ближнему, когда его осуждаем! Хотя в действительности мы причиняем несправедливость себе, а не другим, потому что Бог от нас отвращается. Ничто так не ненавистно Богу, как осуждение, потому что Бог праведен, а осуждение исполнено несправедливости.

Как мы доходим до осуждения

Геронда, почему я часто впадаю в осуждение?

– Потому что смотришь на других. Любопытствуешь и хочешь знать, что делает одна сестра, что другая. Собираешь материал, чтобы тангалашке было чем заниматься и ввергать тебя в осуждение.

Раньше я не замечала недостатки других, а теперь замечаю и осуждаю…

– Теперь ты видишь недостатки других, потому что не видишь свои собственные.

– Геронда, откуда происходят помыслы осуждения?

– От самомнения, то есть от гордости и от склонности к самооправданию.

Геронда, осуждение бывает из-за недостатка люб ви?

– И из-за недостатка любви бывает, и из-за презрения. Когда у тебя нет любви, то нет и снисходительности к чужим ошибкам, ты мысленно унижаешь и оскорбляешь других. Потом приходит тангалашка, подталкивает их к новой ошибке, ты видишь её, осуждаешь их опять, а потом начинаешь относиться с презрением.

Геронда, иногда меня огорчает сестра, с которой я работаю, и я её осуждаю.

Откуда ты знаешь, со сколькими тангалашками в это время борется сестра? Может, на неё нападало пятьдесят демонов, пытаясь победить, чтобы ты потом сказала: «А, вот ты какая». И когда увидят, что ты её oбидела, то придёт уже пятьсот демонов, чтобы унизить ее перед тобой, дабы ты осудила её ещё больше. Например, ты можешь сказать: “Сестра, не клади туда эту вещь, её место здесь”. На следующий день тангалашка может сделать так, что она забудет, что ты ей говорила, и положит вещь на старое место. Сделает ещё что-нибудь не так, и ты станешь мысленно говорить: “Разве вчера я ей не сказала, а сегодня она делает то же самое. Ещё и других дел натворила!” Тут ты её осуждаешь и не можешь удержаться, чтобы не сказать: “Сестра, разве я тебе не говорила не класть это туда? Это беспорядок. Ты меня искушаешь своим поведением!” Вот и всё: диавол сделал своё дело! Сделал так, что ты её осудила и испортила с ней отношения. А она, не зная, что ты была виновником её невнимательности, будет чувствовать угрызения совести за то, что привела тебя в смущение, и впадёт в печаль. Видите, с каким лукавством работает тангалашка, а мы его слушаем.

Поэтому постарайтесь никого не осуждать, осуждайте только тангалашек, которые из Ангелов сделались демонами, и вместо того, чтобы покаяться, становятся всё более лукавыми и злыми и изо всех сил стараются довести до погибели создания Божии. Лукавый побуждает людей делать странные действия и создавать беспорядок и сам же внушает другим людям помыслы осуждения, побеждая таким образом и тех и других. Но те, кто создаёт беспорядок, чувствуют потом свою вину и каются, а другие, которые осуждают, оправдывают себя, надмеваются и падают так же, как пал лукавый, – от гордости.

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Страсти и добродетели



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама