THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

· Форма труда - умственный и физический труд

· Условия и характер труда:

Рабочая поза и движения - стоя, несколько согнув тазобедренный сустав, наклонив тело вперед; фиксированная, вынужденная поза, характеризуется длительным статическим напряжением мышц спины и ног, движения рук точные, не всегда больше по силе и амплитуде при постоянном напряжении зрения и внимания. Во время операций отмечается значительное эмоцио­нальное и статическое напряжение, длительное напряжение внимания. К концу рабочего дня развивается утомление, раздра­жительность и головная боль, что говорит о выраженном влиянии профессиональной деятельности на функциональное состояние центральной нервной системы.

· Вредные факторы среды: использование во время операции рентгеновских лучей, введение наркоза, наркотических веществ, их наличие в воздухе опера­ционной непосредственно влияют и на организм врача-хирурга. Внешняя среда в операционных неблагоприятна и отличается повышенной температурой (до 28‑29°С) и относительной влажностью воздуха 75‑80 % при весьма низкой его подвижности.

Задачи ППФП врача-хирурга:

ü развитие прикладных основных физичес­ких качеств: выносливости, силы и статической выносливос­ти мышц спины и ног, ловкости, быстроты;

ü развитие прикладных специальных качеств: устойчивости к гипокинезии и прямостоянию, быстрого зрительно­го различения и подвижности нервных процессов;

ü развитие прикладных психических качеств: внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств (само­обладания, уверенности в своих силах).

Профессиограмма провизора (врача-фармацевта).

· Условия и характер труда:

монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений),

преобладание умственной деятельности (переработка поступающей информации, большое число всевоз­можных вычислений).

Во время работы отмечается эмоциональное напряжение и напряжение внимания.

· Рабочая поза - вынужденная с наклоном туловища вперед, характерными рабочими движениями являются сгибания и разгибания верхних конечностей, небольшие по мышечным усилиям статического напряжения и динамических движений.

· Продолжительность рабочего дня 6‑7 часов при повышенной ответственности за изготовление лекарств и высокой плотности рабочего времени.

· Вредные факторы среды: контакт с химическими реагентами.



Задачи ППФП провизора:

ü развитие прикладных основных физических качеств - общей выносливости, силы (укрепление мышц туловища) и статической выносливости мышц спины, ловкости (координации движений рук);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии, гиподинамии и прямостоянию, быстротой зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, оперативного мышления).

Профессиограмма врача-лаборанта.

Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Форма труда - умственный труд.

· Условия и характер труда: монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений). Рабочая поза - в основном сидя, возможно со статическое напряжение мышц верхнего плечевого пояса, спины.

· Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Вредные факторы среды: производственные пары, газы, пыль (аэрозоли), в связи с чем встречаются заболевания бронхо-легочной системы, кожные и аллергические заболевания.

Задачи ППФП врача-лаборанта:

ü развитие прикладных основных физических качеств (общей выносливости, силы и статической выносливости мышц спины);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии и гиподинамии, прямостоянию, быстроты зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств, а именно инициативности, выдержки и настойчивости).

Место работы
. государственные больницы и поликлиники;
. частные клиники;
. пункты «Скорой помощи»;
. травмпункты;
. оздоровительные учреждения (санатории и т.д.);
. медицинские кабинеты;
. стоматологические клиники;
. родильные дома;
. морги и заведения, специализирующиеся на прозекторской деятельности (патологоанатомии);
. образовательные учреждения, а также иные другие учреждения, в которых, согласно Законодательству РФ, в штате должен работать врач;
Режим труда и рабочий ритм зависит от места работы: это может быть и по графику и прием только в дневное время
Основные требования к физическому состоянию организма врача;
эмоционально-волевая устойчивость, внимательность, аккуратность, высокая ответственность, наблюдательность, большой объем долговременной памяти, аналитический ум
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
Терпение, выдержка, чувство ответственности, эмпатия , коммуникабельность . Важно для врача также умение быстро, но точно изложить результат ы исследования и лечения больного в его истории болезни.и т.д.
Медицинские противопоказания:
· хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
· нервно-психические заболевания;
· некорректируемые нарушения зрения и слуха;
· слабый вестибулярный аппарат;
· нарушения речи.
Отсутствуют
В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Возможные пути построения карьеры для врачей:
1) Специализация и освоение смежных областей.
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
2) Научная карьера.
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
3) Управленческое карьерное развитие.
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
4) Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений. Возможные пути построения карьеры для врачей.

Специализация и освоение смежных областей Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист. Научная карьера Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук. Управленческое карьерное развитие Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер. Организация собственного дела Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Профессиограммой мы будем называть подробное систематическое и комплексное описание профессии, включающее различные характеристики трудовой деятельности, в том числе, ее цели, средства, процесс, условия и результаты. Профессиограмма не сводится только к психологическому описанию, как это часто представляется некоторыми авторами. Таким образом, профессиограмма не может быть заменена набором из нескольких десятков способностей, проранжированных по степени важности. В крайнем случае, в качестве составной части профессиограммы можно представить так называемую психограмму, то есть профиль психологических качеств идеального работника, в наибольшей мере соответствующего требованиям профессии.

В качестве примеров конкретных профессиограмм, разработанных отечественными специалистами, представлены различные описания профессии медицинской сестры.

Пример 1. Описание профессии медсестры в энциклопедическом справочнике «2000 профессий, специальностей и должностей»

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Медицинская сестра – это квалифицированный помощник врача на всех участках его работы. По своему характеру работа медицинской сестры исполнительская, а по значению она не менее важна, чем работа врача. Медицинская сестра обеспечивает всесторонний уход за больным, выполняет различные диагностические и лечебные процедуры. Она значительно больше, чем врач, находится с больным, первой может придти на помощь в случае ухудшения его самочувствия.

а) Медицинская сестра операционная

При любой операции оперирующему врачу помогают не только ассистенты, но и операционная сестра. Она следит за стерильностью оборудования, инструментов, перевязочного и шовного материала. Она также обязана следить за исполнением правил стерильности всеми людьми, находящимися в операционной.

Операционная медсестра занимается подготовкой операционного блока. Зная характер предстоящей операции, она готовит все для нее необходимое: инструменты, аппаратуру, кровь, стерильное белье и другие необходимые предметы. Перед операцией она помогает врачам в процессах стерилизации. Во время операции сестра подает хирургу нужный инструмент.

Операционная сестра должна знать анатомию человека, понимать латинскую терминологию, быть выносливой и терпеливой, хорошо разбираться в сложной операционной аппаратуре.

б) Медицинская сестра палатная

Палатная медсестра работает в больнице. Она ухаживает за больными, следит за их состоянием, помогает санитаркам и родственникам кормить их, раздает лекарства, измеряет температуру, делает уколы и выполняет различные процедуры.

Палатная медсестра оформляет документы лечащегося больного, вносит в его историю болезни данные лабораторных исследований. Она делает обход вместе с врачом и регистрирует все его назначения. После ночного дежурства она докладывает о состоянии больных и их температуре.

в) Медицинская сестра участковая

В нашей стране существует широкая сеть поликлиник – лечебно-профилактических учреждений, оказывающих всестороннюю медицинскую помощь населению по месту жительства. Главной помощницей врача поликлиники является медицинская сестра, выполняющая его назначения. От ее работы зависит не только успех лечения заболевания, но и настроение, душевное состояние больного, которое также имеет немаловажное значение для лечения заболевания и сроков окончательного выздоровления.

Медсестра организует прием больных и помогает врачу во время приема. До приема она подготавливает кабинет, следит за своевременной доставкой амбулаторных карт из регистратуры, за получением результатов лабораторных анализов. В необходимых случаях измеряет больным температуру, устанавливает порядок приема. Сестра также выполняет назначенные врачом процедуры на дому у больных (различные инъекции, банки, перевязки).

Медсестре важно иметь (помимо специальных знаний и практических навыков) такие профессионально важные качества, как чуткость, внимательность, умение наладить контакт с больным. Очень часто плохое физическое состояние больного сказывается и на его психическом состоянии. Больной становится раздражительным, резким, нетерпеливым, или мнительным, угнетенным, подозрительным. Здесь очень велика роль заботливого отношения, участия со стороны медсестры, умеющей выслушать, посочувствовать, дать полезный совет.

Профессию можно получить в медицинском училище.

Родственные профессии: фельдшер.

Пример 2. Характеристики профессии медсестры на сайте «Профориентация. Образование. Занятость» (http://ACareer.ru)

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Должна знать: Анатомию и физиологию человека, общие сведения о патологических процессах, происходящих в организме человека, причины и основные симптомы различных заболеваний, методы диспансерного обслуживания населения.

Профессионально важные качества:

    внимательность;

    аккуратность;

    сострадание;

    хорошая память;

    коммуникативные способности.

Квалификационные требования: Медицинские училища

Медицинские противопоказания:

    серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха;

    психические расстройства;

    инфекционные заболевания;

    аллергия на лекарственные препараты.

Пример 3. Профессиограмма медсестры из информационно-поисковой системы «Профессиография», разработанной в 1994 году сотрудниками Российского учебного центра Федеральной службы занятости России канд. психол. наук И.А.Волошиной, канд. пед. наук И.Н.Назимовым, канд. экон. наук Е.В.Галаевой, Ф.П.Панкратовой, Я.В.Шляпиной.

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

1. Общая характеристика профессии

Работает в поликлиниках, медсанчастях, диспансерах, больницах, детских учреждениях, санаториях и профилакториях, фельдшерских пунктах на предприятиях. Выполняет назначения врача по лечению и уходу за больными. Профессия имеет ряд специальностей. Участковая медсестра помогает вести врачу прием больных в поликлинике, выписывает рецепты, измеряет кровяное давление, температуру; посещает больных на дому. Палатная медсестра выхаживает больных: раздает лекарства, ставит горчичники и банки, берет анализы, заносит данные исследований в историю болезни и т.д. Операционная сестра участвует в проведении операции: точно и быстро во время операции подает нужный инструмент, вкладывая его непосредственно в руки хирурга. Патронажная сестра осуществляет уход и лечение на дому детей грудного возраста. Функции медсестер специализированных медицинских учреждений (кабинетов) определяются специальностью врача. Например, медсестра, работающая с врачом-офтальмологом, определяет остроту зрения, закапывает глазные капли, измеряет глазное давление и т.д.; медсестра, работающая в хирургическом отделении, обрабатывает раны, накладывает повязки, вводит противостолбнячную сыворотку. Работает в помещении, в контакте с людьми разного возраста; посменно, в том числе в ночное время и праздничные дни. Имеется повышенная опасность инфекционных заболеваний (работа с группой риска, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки). Соприкасается с лекарственными и дезинфицирующими средствами. Профессия, как правило, рекомендуется женщинам, за исключением работы в стационаре, где используется труд мужчин в качестве медбрата

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность, быстрая реакция, точная сенсомоторная координация, высокие концентрация и переключение внимания, высокая эмоциональная устойчивость, общительность, чуткость.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми функциональными нарушениями в сердечно-сосудистой системе, заболеваниями опорно-двигательного аппарата с нарушением двигательных функций, инфекционными и аллергическими заболеваниями; имеющим нарушение речи, слуха, некорректируемое понижение остроты зрения, отклонения в психике.

4. Требования к профессиональной подготовке

Хорошие знания в области биологии и химии. Должна знать правила ухода за больными и тяжелобольными, назначение и правила использования медицинского оборудования и препаратов, уметь их применять, оказывать помощь врачам в проведении процедур и соблюдать санитарно-гигиенический режим.

5. Пути получения профессии

Факультеты сестринского дела в медицинских академиях, вузах (срок обучения 4 года с присвоением квалификации «менеджер сестринского дела»), медицинские училища, лицеи, специализированные курсы

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно оказание платных услуг частным лицам по уходу и лечению на дому, создание хозрасчетной сестринской службы в составе коммерческих лечебных организаций.

7. Родственные профессии (специальности)

Акушерка, зубной техник, преподаватель по предмету «сестринское дело» в медицинских вузах и училищах, фармацевт, фельдшер.

Пример 4. Профессиограмма медсестры из сборника профессиограмм, составленных под руководством Е.С.Романовой специалистами факультета психологии Московского городского педагогического университета .

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

1. Классификационная карточка профессии:

Доминирующий способ мышления – приложение-процедура.

Область базовых знаний № 1 и их уровень – естественные науки (биология, физика, химия), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень – медицина, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область – здравоохранение, медицина.

Межличностное взаимодействие – частое, по типу «вместе».

Доминирующий интерес – социальный.

Дополнительный интерес – исследовательский.

Условия – в помещении, мобильный.

2. Доминирующие виды деятельности:

    уход за больными;

    наблюдение за состоянием больного;

    выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;

    оформление и выписка больных;

    контроль за питанием и санитарным состоянием больных;

    оказание помощи врачу на приеме;

    контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;

    контроль, учет и хранение медикаментов;

    оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;

    оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;

    оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;

    осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;

    проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

    осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;

    оформление медицинской документации.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Спосо6ности:

    развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);

    высокий уровень развития аналитического мышления;

    тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;

    способность быстро реагировать на ситуацию;

    способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия работы и т.д.);

    способность к самоконтролю;

    способность переносить большие физические нагрузки;

    ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.

Личностные качества, интересы и склонности:

    терпеливость и выдержанность;

    доброжелательность и приветливость;

    ответственность;

    аккуратность;

    тактичность;

    чуткость;

    внимательность;

    добросовестность.

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    брезгливость;

    безответственность;

    невнимательность;

    эгоистичность;

    жестокость;

    эмоциональная неуравновешенность;

    нетерпимость;

    рассеянность.

5. Области применения профессиональных знаний:

    медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря и поликлиники, родильные дома и диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации и медсанчасти, здравпункты, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты);

    социальные организации (детские дома, приюты, колонии, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка);

    работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители);

    образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища);

    работа в МЧС, службах спасения;

    работа на предприятиях;

    научно-исследовательские институты;

    военные организации.

6. История профессии.

Впервые женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован еще при Петре I. По его указу женщины служили сиделками. Зарождение сестринского дела в России начинается с начала XIX века, когда появляется служба «сердобольных вдов». Женщины приглашались в больницы для того, чтобы осуществлять элементарный уход за больными, а также осуществлять некоторые медицинские манипуляции. «Сердобольные вдовы» явились своего рода предшественниками медицинских сестер. И на сегодняшний день медицинская сестра – это «ноги безногого», «глаза ослепшего», опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, «кто слишком слаб и погружен в себя, чтобы говорить».

7. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский):

  • диетолог;

    психолог;

    следователь;

    страховой агент

    ветеринар.

8. Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию медсестры можно получить в средних специальных учебных заведениях.

Профессиональная деятельность в виде врачебной работы имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе работали лекари, которые лечили с помощью целебных трав. Многие из них ставили диагноз исключительно по пульсу больного и в некоторых случаях жизни пациентов удавалось спасти.

Начиная с XVII века качественная сторона подготовки врачей стала постепенно улучшаться, происходило совершенствование форм организации здравоохранения. Сегодня медицина находит множество новых причин и механизмов развития болезней, вооружая медицинских работников все более совершенными методами лечения, включая и предупреждение определенных болезней.

Особенности профессии

Тип профессии - человек-человек.

Класс профессии - эвристический.

Профессиональная область - медицина, здравоохранение.

Необходимое образование - высшее профессиональное образование.

Условия труда. Врач во время работы находится как в помещении, так и вне его, возможны долговременные командировки. Он проводит анализ информации, принятие решений в особых условиях, которые характеризуются высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь пациентов.

Для компетенции врача присущи следующие виды деятельности:

  • поиск причин заболевания;
  • своевременная плановая, скорая, первая экстренная медицинская помощь;
  • диагностирование и лечение пациентов как в стационаре, так и амбулаторно;
  • реабилитационные и профилактические мероприятия;
  • участие в разработке и внедрении новейших препаратов и лекарств, методов диагностики и лечения различных заболеваний;
  • санитарно-просветительская работа с населением;
  • пропаганда, направленная на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оказание помощи в желании людей вести здоровый образ жизни.

Способности, обеспечивающие успешность работы по специальности врач: обнаружение даже незначительных проявлений симптомов болезни; умение своевременно оказать должную медицинскую помощь, дать рекомендации по применению лекарственных средств; ловкость рук при проведении лечебных процедур; быстрая реакция; психоэмоциональная стабильность и способность испытывать большую физическую нагрузку; умение грамотно и доступно формулировать свои мысли.

Склонности, интересы, личностные качества: выдержка и терпение; доброжелательность и приветливость; высокая степень ответственности; аккуратность; чувство такта; оптимизм; внимание к людям; бескорыстие.

Качества, создающие проблемы при осуществлении профессиональной деятельности: отсутствие ответственности и внимания к людям; эгоизм; несдержанность эмоций; жестокость; брезгливость; отсутствие терпения; рассеянность.

Профессиональные знания врача могут быть использованы в различных областях: научно-исследовательский институт; медицинская организация (поликлиника, санаторий, больница, оздоровительный лагерь, роддом, диспансер, реабилитационный центр и др.); учреждения образования (школа, детский сад, институт, колледж, техникум); социальная организация (детский дом, дом ребенка, престарелых и инвалидов и др.); правоохранительные органы (суд, детский приемник-распределитель, колония, прокуратура); МЧС, служба спасения; военное учреждение.

Преимущества, ограничения и способы получения профессии врача

Резюме в виде преимуществ профессии: разнообразные варианты специализации, самостоятельное принятие решений, социальная значимость сферы работы врача.

Ограничения профессии: высокая степень ответственности за жизнь и здоровье людей; постоянное расширение познания, развитие своих навыков и умений, освоение новых средств труда, приемов и методов работы.

Другие профессии для человека с исследовательским и социальным типом личности: диетолог; логопед; психотерапевт; медсестра; следователь; стоматолог; социальный работник и др.

Профессиограмма врача необходима для специалистов, которые могут получить образование в следующих учебных заведениях:

  1. РГМУ - Российский государственный медицинский университет.
  2. ММА - Московская медицинская академия имени Сеченова И. М.
  3. МГМСУ - Московский государственный медико-стоматологический университет.
  4. ГКА - Государственная классическая академия имени Маймонида.
  5. РУДН - Российский университет дружбы народов.
  6. МГУ - Факультет фундаментальной медицины имени Ломоносова М. В..

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама