THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тема 5

ВНИМАНИЕ

Виды внимания

Свойства внимания

Психические состояния непатологической дезорганизации сознания

Общая характеристика внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида .

Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции:

  1. моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
  2. вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности

Рис. 1. Функции внимания

Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:

  1. точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
  2. прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
  3. направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой − психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.

Виды внимания

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности
(рис. 2).

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное

Виды внимания

Рис. 10.2. Классификация внимания

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия .

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов внимания

Вид

внимания

Условия
возникновения

Основные
характеристики

Механизмы

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или зна- значимого, вызываю-щего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникно-вения и переключе-ния

Ориентировочный рефлекс или доми-нанта, характери-зующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка (принятие) задачи

Направленность в со-ответствии с задачей. Требует волевых уси-лий, утомляет

Ведущая роль вто-рой сигнальной системы

Послепроизвольное

Вхождение в деятель-ность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целе-направленность, сни-мается напряжение

Доминанта, харак-теризующая воз-никший в процес-се данной деятель-ности интерес

Свойства внимания

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность (рис. 3).

Объем

Определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов

Переключение

Распределение

Устойчивость

Избирательность

Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому

Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий)

Определяется длительностью концентрации внимания на объекте

Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели

Концентрация

Выражается в степени сосредоточенности на объекте

Свойства внимания

Рис. 3. Свойства внимания

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.

Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы . Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутрен-
няя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность.

Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисципли-нированность, выдержка, настойчивость и самообладание.

Для сосредоточения внимания необходимо:

  1. концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;
  2. не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
  3. отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Психические состояния
непатологической дезорганизации сознания

Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность. В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.

Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянностью обычно называют два разных явления:

  1. во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность , поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;
  2. во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры головного мозга и переживается человеком как тягостное состояние. Возникает апатия в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую деятельность. Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2–3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

Слабость распределения внимания – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.

Дисциплина внимания

В данном контексте внимание - одно из фундаментальных понятий магии, и относится не только к тому, что подразумевается под этим словом в обычной жизни.

Способность управлять работой своего внимания, владение им - ключик ко всем магическим практикам, а также и к колдовским техникам.

Как правило, нормальное человеческое существо способно управлять своим вниманием в весьма небольших пределах, и в куда большей степени управляемо какими угодно внешними и внутренними процессами, завладевающими его персональным вниманием. То есть можно со всей определенностью утверждать, что не САМ человек владеет своим вниманием, а внимание владеет человеком... следовательно тот, кто в состоянии манипулировать чужим вниманием - приобретает над ним власть.

Это свойство нещадно эксплуатируется как в процессе простого социального программирования, так и собственно формирования человеческого существа в том виде, как оно выглядит с позиции оккультной антропологии.

Вечно что-либо завладевает вниманием, привлекает (или отвлекает) внимание, обращает на себя внимание - это нечто, происходящее независимо от воли, независимо от индивидуального намерения существа (подчиняясь чужому намерению) - оно фактически и оказывается хозяином положения. Однако чтобы иметь более устойчивую опору для восприятия, требуется самому иметь возможность направлять свое внимание по своему усмотрению, не вестись «обстоятельствами», которые норовят втянуть людей в навязываемую им деятельность. Способность владеть своим вниманием делает выполнимым тот же сталкинг, и это единственный путь к достижению сноВидения (осознанного сновидения).

Для достижения власти над собственным вниманием существует немалое количество различных практик, как то всевозможные медитации, сосредоточения, «концентрации внимания», хотя не всегда в таких практиках провозглашается главная задача подобной деятельности... Порой даже провозглашаются совершенно иные цели, например «достижение чего-либо Важного». Иногда это просто хитрая уловка такая, чтобы клиент мог двигаться к истинной цели без привязки к результату, ориентируясь на какую-либо более привлекательную на данный момент цель. Так что частенько озадачивают учеников какими-либо практиками на владение вниманием, мотивируя их чем-то совершенно другим.

Однако теперь, поскольку карты уже раскрыты, можно предложить несколько приемов, не называя их ни Медитацией, ни чем-либо еще - пусть это будет называться практиками по Дисциплине Внимания.

Концентрация внимания

Это наиболее известная группа приемов, не требующая особых пояснений. Сводятся они к тому, что ставится, и главное - выполняется задача полностью сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном. Причем сосредоточение должно быть действительно полным, так чтобы происходящее вокруг оставалось за пределами внимания, чтобы ничего извне не могло отвлечь. Правда, обычно в таких случаях советуют искусственно оградить себя от внешних воздействий «чтобы ничего не отвлекало»... можно поначалу поступать и так, но где тут владение вниманием, если что-то способно «отвлечь»? Вот это, пожалуй основное отличие от широко известных техник на эту тему.

Еще пояснение. В принципе можно проделывать весьма четкую концентрацию, вовсе не добиваясь поставленной цели, например зачитаться Интересной Книгой так, что «перестает существовать все окружающее». В этом случае наблюдается как раз то самое явление захвата вашего внимания этой книгой (фильмом, музыкой, чем угодно), а не осознанная концентрация на выбранном объекте.

Рассредоточение внимания

Рассредоточение внимания обычно поминается в негативном смысле, мол «человек рассеяный с улицы Бассейной»... оно и понятно - обычное человеческое существо не обладает необходимым запасом персональной силы, чтобы эффективно удерживать в «поле своего внимания» достаточно широкие «пространства», множество объектов. Но это не только возможно, но и дает определенные преимущества по жизни, например на сеансах фокусников видишь не то, что он показывает, манипулируя вниманием зрителей, а то, что происходит на самом деле...

Начинать тренировку рассредоточенного внимания можно с достаточно небольших «площадей», и для начала можно ограничиться например только визуальной информацией.

Вообще, управление вниманием подразумевает все «входные каналы» - аудио, видео, тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения и... ВНИМАНИЕ! Чувства и эмоции! Это тоже «входные каналы», только людьми они эксплуатируются не по своему назначению.

Однако визуальный канал по количеству проходящего через него «потока» у людей находится на первом месте, потому проще начинать именно с него.

Итак, займемся неделанием смотрения телевизора... В этом случае распределим свое внимание на ВСЮ поверхность экрана, а не на те детали, куда внимание стремится сфокусироваться. А оно стремится увлечься туда, куда задумал режиссер, компонуя тот или иной кадр. Вот тут начинается работа - требуется не только фиксировать моменты, вызвавшие сосредоточение внимания на элементах картинки, но улавливать причины, вызвавшие срыв рассредоточения. В процессе такого рода неделания, помимо прочего обнаруживается масса интересного, например часто попадающиеся в фильмах «ляпы» вроде телевизионных антенн на избах «дореволюционных» крестьян, или следы колес на песке перед одиноко мчащимся на верблюде визирем древних времен. Такие находки и будут результатом того, что внимание было удержано от «ведения», и было достаточно рассредоточенным чтобы заметить неполадки на краях кадра, вне его «главной области». Собственно эти несоответствия и привлекли на себя внимание, но это было возможно лишь благодаря тому, что внимание было рассредоточено.

Еще весьма может быть полезно рассматривание «Магических трехмерных изображений» - там тоже требуется умение распределить внимание по всей площади рисунка.

Распределение внимания

Освоив относительно небольшие участки, покрываемые рассредоточенным вниманием, следует переходить ко всему полю зрения. Дело в том, что обычно направление внимания совпадает с центральным полем зрения, от чего следует постепенно уходить... Периферическое зрение несет ничуть не меньше информации, но большей частью она проходит мимо внимания. Следовательно требуется научиться направлять внимание на периферические участки того, что «показываеют глазки» аналогично тому, как полем внимания был накрыт весь экран телевизора, а не только «действующая» его часть. Для этого, разгуливая, например по улице, следует несколько расфокусировать взгляд, направив его вперед в бесконечность, и ходить, избегая того, чтоб «кидать прямой взгляд» на отдельные элементы пейзажа. Тоже можно проделывать дома, сидя за обеденным столом, ведь все предметы на столе попадают в поле зрения, так что в общем-то нет необходимости направлять прямой взгляд на вилку, прежде чем ее взять рукой. Этот позыв прежде всего связан с тем, что выработалась привычка совмещать направление внимания с направлением взгляда, в действительности же, можно направлять внимание на любой участок поля зрения, не направляя туда взгляд.

Аналогично можно отсматривать публику в общественном транспорте - не направляя взгляда ни на что конкретно - видеть всех сразу... и тут начинается второй этап распределения внимания! Требуется выбрать два или более объекта в поле зрения и распределить внимание между ними таким образом, чтобы не переводя взгляда с места на место продолжать воспринимать их перемещения. На этом этапе обнаружатся интересные наблюдения - оказывается, что если что-то происходит в одном углу картины, а что-то похожее в другом, то эти события происходят одновременно. Например один почесал репу, а другой одновременно поковырял пальцем в носу. Подобные явления распределенным вниманием довольно забавно наблюдать в концертном зале, на спортивных трибунах и в прочих местах массового скопления людей.

Тренировки распределения внимания уже включают в себя способность направлять его в желаемую сторону, а также уводить его с направления, в котором оно тем или иным образом спонтанно захватывается. Эту способность можно совершенствовать, используя приемы распределенного внимания, например смотря телевизор с включенным звуком, слушать тут же включенное радио. То есть получается уже более расширеный вариант только что описаной техники, уже с привлечением к делу остальных органов чувстств. По большому счету требуется умение одновременного мониторинга нескольких точек вовне и в себе, по нескольким каналам восприятия одновременно.

Мониторинг внимания

Смысл данного мероприятия состоит в том, чтобы в повседневной жизни уметь отслеживать моменты, когда что-либо тянет ваше внимание на себя, и не просто отслеживать, а умудряться «делать паузу» между моментом прихода отвлекающего «сигнала» и моментом, теперь уже осознаваемого направления или не направления своего внимания в сторону источника этого сигнала. Например БАБАХ! - что-то грохнуло... если внимание успело направиться в сторону этого «бабах» прежде чем этот «призыв» был осознан, то происходит какая-либо «инстинктивная реакция» - вздрогнул, подпрыгнул, побежал, упал-спрятался. Если мониторинг сработал, то реакция будет не инстинктивной, а уже более осмысленной потому что за короткое мгновение «паузы» сигнал уже успевает быть распознанным, и вместо наскочившей паники включится нечто более конструктивное.

Грубо говоря, в современной жизни постоянно встречается набор специфических раздражителей, захватывающих внимание прежде, чем успевает сработать соображалка. К ним относятся такие вещи, как сигналы точного времени, телефонные гудки, звонки, звуки сработавшей сигнализации. В принципе они и призваны завладеть вниманием, но если сам владеешь своим вниманием - подобные сигналы не должны брутально захватывать на себя все, имеющееся в распоряжении внимание. Короче - следует научиться «не подскакивать» от этих звуков, и не дергаться к телефону, если знакомый звук телефонного звонка раздался не со стороны домашнего телефона, а, например из телевизора или радиоприемника. Все эти явления вполне пригодны для оттачивания своего владения собственным вниманием.

Внимание и воображение.

Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100 000 раз. Представь себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель сможет разобраться в таком хаосе впечатлений. Поэтому ему нужен своеобразный «компас», который бы указывал направление наблюдения. Роль такого «компаса» выполняет внимание.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное - «фоном». Важность внимания в жизни человека трудно переоценить, его называют также регулятором деятельности.

Виды внимания. Внимание бывает непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное - само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Например, внимание невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок. Нам не нужно себя заставлять сосредоточиваться па этих событиях, здесь мы невольно останавливаем свой взгляд.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут. Например, чтение учебного материала. Если себя не заставить, то можно получить завтра плохую оценку. Именно здесь нас выручает наша способность к произвольному вниманию.
Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Например, книга сначала показалась скучной, а затем человек зачитался. Или в начале урока вы меня слушали только из вежливости, а потом вдруг заинтересовались и перестали себя заставлять быть сосредоточенными на том материале, который я излагаю.

Структура и характеристики внимания.
О б ъ е м - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Несомненно, ты слышал о феноменальных способностях Юлия Цезаря. Он мог одновременно выполнять несколько дел одинаково качественно, т. е. имел большой объем внимания.
Мы, конечно, не претендуем на лавры Юлия Цезаря, но иногда и мы можем охватывать вниманием несколько объектов сразу.
Р а с п р е д е л е н и е - это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Хорошее распределение внимания необходимо, например, для учителя: нужно одновременно слушать отвечающего ученика или записывать на доске новый материал и в то же время не выпускать из виду последнюю парту, где кто-то шушукается, и правый ряд, где некто корчит рожи и смешит класс (пока учитель отвернулся).
П е р е к л ю ч е н и е - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. При развитой способности к переключению внимания человек может легко переходить от одного вида деятельности к другому.
Вспомни ситуации, когда на уроке прозвучала шутка, все отвлеклись и сосредоточились на комичности происходящего. Но потом все равно необходимо возвращаться к работе. Так вот здесь и проявляется ваша способность к переключению: кто-то моментально приступает к работе, а кто-то еще пол-урока смеется.
П е р с е в е р а ц и я - явление, связанное с затруднением переключения внимания. Явление персеверации часто возникает при утомлении человека.

У с т о й ч и в о с т ь в н и м а н и я характеризует длительность сосредоточения внимания на объекте. Если ты способен долго быть сосредоточенным на каком-то одном виде деятельности и при этом качество выполняемой тобой работы не снижается, значит, можно говорить о высоком уровне развития устойчивости вашего внимания. А бывает и наоборот: мы что-то начинаем делать аккуратно и красиво, спустя какое-то время у нас все идет «вкривь и вкось».
Возможны к о л е б а н и я внимания. Если держать возле уха часы, не двигая их, тикающий звук будет то исчезать, то появляться вследствие колебания внимания.
К о н ц е н т р а ц и я внимания - степень сосредоточенности на объекте. Особенно ценно данное качество в ситуациях с повышенной эмоциональной нагрузкой. Очень часто на контрольных работах долгожданная записка с решением приходит к тебе буквально за минуту до звонка, к этому моменту у тебя уже и руки дрожат, и голова соображает плохо. Помочь тебе может только способность к максимальной концентрации внимания. Если тебе удастся собраться и не думать о поджимающем времени, о том, что тебя кто-то толкает в бок, чтобы ты быстрее писал (ему тоже нужно), то только в этом случае ты сможешь переписать, не допустив ошибок. В этом и заключается сила концентрации внимания.
Факторы, влияющие на произвольное внимание.
К причинам, оказывающим влияние на способность к произвольному вниманию и его характеристики, относятся:
- установка
-мотивация;
-эмоциональное состояние;
-личностные особенности (например, склонность волноваться и тревожиться);
-интенсивность стимула;
-значимость стимула или ситуации;
-особенности ситуации.

Р а з в и т и е в н и м а н и я.
Внимание можно развивать. Тренировка внимания очень важна для успешной учебы, да и любой целенаправленной деятельности.

Надеемся, ты сможешь выполнить свое наблюдение над своим «объектом». Попробуй оценить его внимание.

Воображение, фантазия - это создание в голове человека образов, никогда ранее в целом не воспринимавшихся. Это образы конструируются нами из тех элементов, которые когда-то были восприняты органами чувств. Мы их извлекаем из памяти и составляем образы воображаемых объектов. Образы воображения могут быть зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми и, конечно, сложными (комплексными). Примеры: представь кусочек лимона во рту, запах нашатырного спирта, цвета радуги и т.д.

Воображение помогает нам при чтении, слушании литературных произведений, при решении различных задач, выполнении практических работ. Образы воображения помогают пред ставить цель, предшествуют получению реального результата. Примерами деятельности воображения являются также мечты, фантазии, грёзы, сны.

Воображение - основа творчества. Без воображения не может быть создано ничего нового: ни произведений искусства, литературы, ни технических устройств, архитектурных сооружений. К.Э. Циолковский писал: «Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, а потом уже исполнение венчает мысль». Развить воображение помогают упражнения.

Противоположностью концентрации внимания является рассеянность, то есть состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при котором внимание концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация внимания необходима для наиболее успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.

  • объем (большой или малый круг внимания). Смотри Круги внимания

Объем внимания - количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Объем внимания зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то количество воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отдельные элементы можно связать друг с другом, то количество различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12-14 букв. Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями. Распределение внимания возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй.

  • Устойчивость (прыгает или стабильно)

Существенным качеством внимания является его устойчивость - длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия и сами действия могут при этом меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Условие устойчивости внимания - разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Состояние, противоположное устойчивости внимания, - отвлекаемость. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. Когда мы стремимся на чем-то сосредоточиться, желательно, чтобы отвлекающих раздражителей не было. Такое, однако, далеко не всегда возможно, поэтому следует культивировать в себе способность работать и в трудных условиях, преодолевая отвлечение.

  • Переключаемость. Способность легко при необходимость переключиться с одного дела на другое.

От отвлекаемости внимания надо отличать переключение внимания как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности внимания по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь внимание). Частое переключение внимания нежелательно, так как требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение внимания является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.

  • Способность к параллельным процессам (умение делать несколько дел одновременно, распределяя внимание параллельно).
  • Направленность внимания

Внимание – представляет собой выделение одних объектов отражения с одновременным отвлечением от всего остального. Из огромного количества одновременно действующих на человека предметов и явлений окружающего мира он ясно отражает только немногое, все остальное или не замечается, или замечается смутно, неопределенно. Это происходит потому, что психическая деятельность избирательна – думая или вспоминая, человек сосредотачивается на чем-то конкретном, абстрагируясь от всего, что не связано с предметом воспоминаний или мыслей.

В военной истории известны случаи, когда недостаточное внимание было причиной проигранного сражения. Любой вахтенный офицер может рассказать немало случаев, когда невнимательность личного состава вахты ставила корабль на грань серьезного происшествия, а то и становилась причиной аварий и аварийных происшествий.

Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных. Внимание находит внешнее выражение в мимике и движениях, которые, однако, не всегда соответствуют его действительному состоянию (действительное и кажущееся внимание и невнимательность). Оптимальная возбудимость данного участка коры обуславливает лучшее отражение действующего в данный момент раздражителя. Поэтому внимание играет огромную роль в познавательной деятельности. Очень часто непонимание учебного материала, ошибочные действия на тренировках в значительной мере вызываются невнимательностью обучаемого.

Внимание может быть непроизвольным (пассивным), произвольным и послепроизвольным (активным) (табл. 1). Непроизвольное внимание привлекается предметом или явлением без предварительного сознательного намерения человека, т. е. это ориентировочный рефлекс, вызванный первичным появлением отсутствовавшего до данного момента раздражителя. Появление на горизонте проблескового огня, резкое изменение курса одной из целей и т. п. неизбежно привлекут внимание.

Важное значение здесь играет сила раздражителя (как абсолютная, так и относительная) и контраст между раздражителями. На фоне громкого, но равномерного шума в машинном отделении даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если не выделяется на общем фоне. В то же время сигнал аварийной тревоги, резко отличающийся по тону и ритму от окружающих шумов, вызовет к действию ориентировочный рефлекс, создающий условия для адекватной реакции.

Таблица 1

В большой мере внимание привлекают также резкие или многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, новизна предметов и явлений. Необходимо отметить, что безусловный ориентировочный рефлекс на новое быстро угасает. Для длительного внимания необходима цепочка условных ориентировочных реакций, возникающих только в том случае, если новое явление или предмет связан с чем-то известным, т. е. помимо нового имеет что-то, с чем уже возникли временные связи.

Объектом непроизвольного внимания становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, соответствует интересам, к чему есть определенное отношение, в особенности эмоциональное. Значительную роль также имеет настроение человека и его состояние (утомление или бодрость).

Важным условием проявления непроизвольного внимания является наличие интереса и соответствующего эмоционального фона. В процессе обучения личного состава это зависит прежде всего от подачи изучаемого материала. Заинтересованность и положительные эмоции наиболее вероятны, когда занятия по специальности проводятся в основном с использованием той техники, которую они обслуживают, а внимание обучаемых направлено на решение практической задачи: не просто посмотреть на изучаемый предмет, а обнаружить что-то конкретное, ответить на какой-то вопрос, определить принцип его работы и т. п. Это активизирует мысль, развивает внимание и учит вычленять из массы информации главное, существенное.

Не менее важно для привлечения непроизвольного внимания качество объяснения учебного материала. Внимание привлекается тогда, когда в знакомом материале присутствуют элементы нового, т. е. необходима связь неизвестных сведений с уже известными, изученными. Неинтересный, «случайный» материал должен быть связан с тем, что интересует обучаемого. В процессе изложения нужно будить мысль, стимулировать самостоятельность и желание узнать, что будет дальше.

Главным образом внимание возникает при живом и динамичном изложении. При этом изучаемый вопрос необходимо освещать с различных сторон, а конкретный предмет рассматривать в различных связях и отношениях. Внимание более устойчиво, когда материал занятия отличается конкретностью, связан с жизнью, повседневной деятельностью и когда его значение понятно. В значительной степени внимание снижается, если из-за сложности изучаемый вопрос недоступен пониманию обучаемого, тогда он «теряет нить» объяснения и перестает его понимать. Если материал слишком прост, то внимание рассеивается, легко отвлекается чем-то посторонним, т. е. внимание лучше удерживается в тех случаях, когда от обучаемого требуется доступная, но одновременно нуждающаяся в определенных усилиях работа мысли.

Также большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность обучаемого и его общий культурный уровень. Необходимо, чтобы в процессе занятия он спрашивал, отвечал, проводил какую-либо работу и т. п. В этом случае расширяются его познавательные интересы, он обогащается новыми знаниями и навыками, что, в свою очередь, тоже приводит к удержанию внимания.

Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, определяется сознательно выполняемой деятельностью. В этом случае цель внимания определяется решаемой задачей – при ее постановке актуализируются связи, образованные в прошлом между словесной формулировкой задачи и действиями, соответствующими определенной направленности внимания.

Одной из предпосылок лучшего фокусирования внимания на выполняемой деятельности является создание привычных условий работы, в которых ослабляется действие посторонних внешних раздражителей. Большую роль играет значение поставленной задачи, желание ее выполнить и интерес к ней. Но кроме этого также необходимы некоторые специальные действия, способствующие активности внимания:

Напоминание самому себе о необходимости внимательности;

Постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия;

Осознание полученных результатов и того, что делается сейчас;

Сочетание интеллектуальной деятельности с практическим действием.

Таким образом, для удержания внимания на чем-нибудь желательно, что бы предмет внимания был объектом практических действий, служащих опорой интеллектуальной деятельности. Поэтому очень важной является организация деятельности таким образом, чтобы обеспечить наилучшее для данных условий отражение объектов действий в соответствии с поставленной задачей. Другими словами, необходимо создать такие условия, чтобы внимание специалиста отвечало требованиям решаемых задач. Эти условия должны активизировать волю человека, так как произвольное внимание требует значительных волевых усилий. При этом необходимо иметь в виду, что даже усилием воли нельзя отменить закономерности психической деятельности. Хотим мы этого или нет, но длительное внимание утомляет (например, утомляется акустик на подводной лодке, одновременно вслушивающийся в шумы цели и следящий за ее отметкой на индикаторе кругового обзора).

Необходимая предпосылка развития произвольного внимания – сознательное отношение к учебе.

Произвольное внимание – это, прежде всего, организованное внимание. Поскольку процесс обучения – это сознательная, целенаправленная, определенным способом организованная деятельность, то именно она является важнейшим средством формирования произвольного внимания. Большое внимание для его привлечения играет интерес к работе: и непосредственный, вызванный самой работой, и косвенный – к результатам деятельности в целом. Важную роль играет требовательность преподавателя, которая должна носить последовательный и систематический характер.

В процессе обучения необходимо соблюдать правильное соотношение между обоими видами внимания. При ориентации только на непроизвольное внимание у обучаемого не воспитывается умение преодолевать трудности; на произвольное – занятия лишаются необходимой привлекательности и могут вызвать к себе отрицательное отношение.

Привлечение и поддержание внимания на занятии сильно зависит от организации обучения. Очень важна активная работа обучаемых в процессе занятия, систематические вопросы по усвоенному материалу, разнообразие видов работы, задание и соблюдение темпа работы.

В немалой степени воспитание внимания зависит от правильной организации самостоятельной работы обучаемых. Важную роль при этом играет правильный отбор материала для заданий на самостоятельную работу и своевременная проверка ее выполнения. В начале обучения необходимо научить личный состав правильным приемам учебной деятельности.

Последовательное и настойчивое соблюдение рассмотренных условий способствует активизации внимания на занятиях, что, в конечном счете, развивает у обучаемых внимательность как важное качество личности.

Внимание, обусловленное не волевым усилием, а интересом, увлечением работой, желанием скорее и лучше ее завершить, называется послепроизвольным или вторично непроизвольным. Основными качествами внимания являются его концентрация (сосредоточенность), интенсивность (или напряженность), распределение, устойчивость, отвлекаемость и переключение.

Сосредоточенность (концентрация) внимания – выделение ограниченного круга объектов, на которые они направлены. Чем уже этот круг, тем сосредоточеннее внимание. Количество объектов, на которых сосредоточено внимание при их одновременном восприятии, называется объемом внимания. Он зависит от особенностей воспринимаемых предметов, задачи и характера деятельности и опыта человека. Время работы неопытного оператора пульта управления ракетным оружием значительно выше, чем у опытного – новичок воспринимает каждый орган индикации отдельно и затрачивает много лишнего времени на считывание и осмысление информации, тогда как профессионал воспринимает прибор как единый объект, реагируя только на отклонение поступаемых величин за пределы нормы.

Интенсивность (напряженность) внимания – степень его сосредоточения (направленности) на определенный объект и отвлечения от всего остального. При прочих равных условиях более интенсивное внимание обеспечивает более отчетливое восприятие.

Распределение внимания – его состояние при одновременном выполнении нескольких действий. Степень распределения характеризуется количеством различных психических процессов, одновременно протекающих на основе сознательного восприятия. Иллюстрацией может служить восприятие вахтенным офицером информации об элементах движения торпеды противника при одновременном управлении подводной лодкой по курсу, скорости и глубине в процессе уклонения. В этом случае только одно из действий сопровождается достаточно полным и ясным отражением, остальные осуществляются при ограниченном отражении необходимого.

Физиологически явление распределения возможно благодаря наличию в коре головного мозга одновременно с господствующим участком возбуждения участков с частичным торможением, которые могут вследствие этого управлять одновременно выполняемыми действиями. Эта возможность тем выше, чем более привычны и автоматизированы действия. Поэтому столь важна для специалиста отработка алгоритмов действий в различных ситуациях. Существенно влияет на одновременное выполнение действий также их отношение друг к другу. Если они не связаны между собой, совместное выполнение затруднительно. И наоборот, если действия в силу своего содержания или повторения в предыдущем опыте уже образовали некоторую систему действий, их одновременное выполнение удается лучше.

Устойчивость внимания – длительное удержание его на чем-то, подчиненном решению одной задачи (временная характеристика). Объекты действий и сами действия чаще могут меняться, но обязательно должно оставаться неизменным общее направление деятельности. Когда у вахтенного боевого информационного поста формируется устойчивое внимание при вычислении элементов движения цели, объект его действия (карандаш, линейка и т. п.) и сами действия (передвижение линейки по планшету, отметка пеленгов, вычисления и т. п.) все время меняются. Но общее направление деятельности, диктуемое поставленной задачей (определить данные для расхождения в заданных условиях), остается все время неизменным.

Устойчивость внимания быстро снижается при выполнении однообразной, монотонной работы. Большое влияние на ее сохранение имеет выполнение практических действий с предметами деятельности и мыслительная деятельность, направленная на решение задачи лучшего отражения объекта внимания. Одним из важнейших условий устойчивого внимания является последовательное выявление внутри деятельности новых задач и активные попытки их решения.

Отвлекаемость – состояние, противоположное устойчивости внимания. Ее физиологическая основа – внешнее торможение (или внутреннее), вызванное посторонними раздражителями или монотонностью, однообразием действия одних и тех же раздражителей. Отвлекающий характер посторонних раздражителей зависит от их характера и отношения к объекту внимания. Однородные раздражители, сходные с теми, на которых сосредоточено внимание, оказывают более отвлекающее воздействие, чем разнородные. Важное значение также имеет характер выполняемой деятельности – восприятие меньше подвержено внешнему воздействию, чем мыслительная деятельность, не опирающаяся на восприятие окружающего.

Колебание внимания (флюктуация) – периодическое ослабление или отвлечение внимания, сменяющееся его усилением или возвращением к прежнему объекту. Они происходят при любой, даже очень сосредоточенной работе, что объясняется постоянной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. В условиях длительной и разнообразной работы их влияние невелико. Но если от человека требуется быстрая реакция на какой-то раздражитель, то они могут принести существенный вред. Необходимо учитывать, что слабые побочные раздражители не уменьшают, а усиливают возбуждение в очаге повышенной возбудимости, тогда как при полном отсутствии внешних раздражителей удержание внимания на одном уровне бывает затруднительным.

Переключаемость (переключение) внимания – переход к другой деятельности, обусловленной новой задачей. Она может быть произвольной (преднамеренной) и непроизвольной (непреднамеренной). В первом случае переключение вызывается окончанием предыдущей работы или возникновением более важной (интересной) задачи. В отличие от отвлечения внимания выполняемая деятельность не прерывается под действием внешних раздражителей, а происходит планомерная смена одной деятельности другой. Быстрота и успешность этого процесса зависят от интенсивности внимания и от характера новых объектов внимания. Чем интенсивнее было внимание ранее и чем меньше новые объекты отвечают условиям привлечения внимания, тем больше затрудняется его переключение.

Рассеянность – противоположность внимания. В этом состоянии человек не способен ни на чем основательно и долго удерживать внимание, его деятельность неорганизованна, быстро наступает полное утомление. Физиологически она обусловлена отсутствием сильного и стойкого очага возбуждения коры головного мозга. Но рассеянностью называется также состояние большой интенсивности и длительного удержания внимания на чем-то одном, в силу чего человек ничего другого не замечает. В данном случае внимание максимально подчинено решению какой-то важной задачи при полном отвлечении от всего остального. Третий тип невнимательности характерен слабой интенсивностью концентрированного внимания и еще более слабой его переключаемостью.

Первый тип рассеянности может частично проявляться у любого человека – на инструктаже вахты матрос может невнимательно слушать вахтенного офицера и в то же время очень внимательно рассматривать ползущую муху. Пример второго типа – пристальное наблюдение акустика за надводной целью, в процессе которого он полностью абстрагировался от всех внешних воздействий. С третьим типом приходится сталкиваться в случаях крайнего переутомления.

В условиях быстро меняющейся обстановки современного морского боя нагрузка на внимание чрезвычайно высока. Поэтому командиру необходимо систематически вести активную и целенаправленную работу по формированию внимания у своих подчиненных в различных условиях службы. Необходимо помнить, что внимание более продуктивно при понятном значении воспринимаемого и лучшей организации деятельности. Поэтому очень важно правильно и четко поставить главную и промежуточные задачи деятельности.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама