THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы возвещаем великую и радостную весть – наступает Великий пост. Наверное для христианина это действительно благая весть. Сегодня апостол Павел говорил нам замечательные слова о том, что ночь прошла, а день приблизился. Эти слова очень уместны для сегодняшнего восприятия переживаемого нами дня. Действительно, ночь греха позади и приблизился день радости, день правды Божией, потому что нет второго такого времени, нежели время Великого поста, когда человек поистине способен обновиться, стать совершенно иным существом, он как бы вновь рождается. Думаю то, о чём идет сейчас речь, это не преувеличение, не некое такое отвлеченное метафорическое рассуждение, это реальность той радости, которой мы способны каждый причаститься, прикоснуться к ней и соделать эту радость своею собственной радостью.

Сегодня Церковь премудрым образом воспоминает Адамово изгнание, катастрофу, которая произошла в истории рода человеческого. Бог создал человека для вечной радости, Господь даровал ему возможность быть наследником рая и, причащаясь Божественному уму, быть самому существом разумнейшим. Неслучайно в первых строках Священного Писания мы видим, что после того, как Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, Он приводил к нему всю прочую тварь, Богом созданную, с тем, чтобы Адам, как существо совершеннейшее, разумнейшее, нарек имена этим живым существам. Т. е. он имел такой ум, который пронзал самую суть, самую сущность творения Божия и готов был и способен был одним лишь именем выразить эту сущность приводимого к нему живого существа.

Человек, наслаждаясь радостью вечной жизни, приобщаясь Божественной красоте, он был сам красив неизреченно, приобщаясь вечности своего Создателя, он сам был существом вечным, приобщаясь радости этого живого непосредственного общения со своим Создателем, он сам был существом приснорадующимся. И вот происходит трагедия, происходит катастрофа, происходит грехопадение. Это очень неслучайно, что именно об этом Церковь говорит нам накануне Великого поста, накануне того времени, которое собственно говоря так премудро нам даровано, чтобы мы с вами восстали из того падшего образа, в каковой низринулся Адам. Мы часто вспоминаем в этой связи слова преподобного Исаака Сирина, который очень ярко сказал: Адам пал и разбился. Какое точное выражение. Действительно, как стекло бросают оземь, и оно разбивается на какие-то мельчайшие крупицы, осколки, так же и Адам, существо некогда цельное, разбился, раскололся на множество стекляшек, которые сами по себе ничего из себя уже не представляют.

Так вот нам с вами должно, дорогие братья и сестры, это святое время посвятить тому, чтобы возродиться от того грехолюбия, от той приверженности греху и страстям, которые обладают каждым из нас, без исключения, чтобы восставить, обновить в себе Адамом разрушенный образ и подобие Божие. Думаю, что в каждом из нас живет тот самый ветхий человек, который внутри нас сопротивляется, который говорит: вот опять пост, как я буду его держать, опять эти ограничения, как это все скучно, как это всё нежеланно и тому подобное. Но вместе с тем, тот новый человек, который должен обновиться и возродиться в каждом из нас, он прекрасно понимает, что нет второго такого времени в нашей жизни, чтобы действительно получить настоящую радость, не суррогат, не иллюзию радости, а настоящую и подлинную радость, которую только лишь Бог может дать человеку.

Мы сегодня об этом вспоминаем и вновь и вновь говорим о том страшном событии, которое произошло в раю сладости, и чего лишился первозданный Адам. Змей, мы видим с вами этот диалог, который обольстив существо еще менее разумное, чем сам Адам - Еву, он прельщает ее, он ее соблазняет, и заметьте, с чего он начинает свое обращение к ней. Змей, не как животное, потому что оно тоже было Богом создано, а тот самый падший Люцифер, тот самый ангел, который был выше всех прочих ангелов в ликостояниях Божиих, но возгордившийся и отпавший через свою зависть, через свою гордость от Бога, он войдя в это существо, именуемое змием, начинает свой вопрос обращением к ней, сея сомнение в правдивости слов Божиих. Подлинно ли, вопрошает он Еву, что вам не позволено вкушать ни от одного древа из находящихся в этом раю. Какая ложь, разве это мыслимо себе представить, чтобы Бог не позволил ни от единого древа вкушать людям, Им созданным. А та по своей безмозглости, так это назовем, пусть это грубо, но, наверное, это соответствует действительности, она, вступив с ним в разговор, говорит: нет, неправда, только лишь от одного древа, древа познания добра и зла, потому что Бог нам сказал, если вкусите от плодов этого древа, то вы умрете.

Откуда-то возникла какая-то абсолютная фантазия, какой-то народный фольклор, спроси сейчас любого из вас, какой плод вкусила Ева и дала вкусить Адаму, ну, наверное, все скажут одно и то же. В Библии ни разу не говорится о том, что это было яблоко, что это имело какое-то вообще отношение к этому дереву. Есть разные святоотеческие мнения на этот счет, но речь даже вовсе не об этом, а о том, почему Бог запретил вкушать плодов древа познания добра и зла. Об этом тоже много можно рассуждать, но Господь желал, чтобы критерием понимания добра и зла был не сам человек, а Сам Господь. То, что Господь говорит и внушает человеку, это должен человек воспринимать как добро, подлинное и истинное, или зло, разрушающее и убивающее человека, но никак не человеческая точка зрения, порочная, искаженная, ограниченная, ущербная. Ева вступает в диалог с падшим духом, и она падает. Конечно же, она падает, потому что, если человек вступает в диалог с темными силами, в беседу с ними, даже просто в спор, казалось бы, он не признает ничего, что бы не говорил этот нашептывающий враг рода человеческого, но для диавола уже полдела сделано, мы уже вступили в беседу, мы уже вступили в диалог, мы вступили в разговор, а там уже дело техники, как ему этого человека побороть и склонить на свою сторону.

Ева три, по меньшей мере, ошибки совершила. Во-первых, Бог ведь создал ее, как мы читаем на страницах Священного Писания, помощницей Адаму. Жена – это помощница мужа.

Знаете, один человек однажды сказал, я услышал такую дикую фразу: моя жена однажды разгневалась и, ругаясь, сказала, мне «ты мне даже не помощник!» Какой бред. Жена, женщина, должна быть помощницей мужу своему, а никак не он должен быть ей помощник. Всё перевернуто с ног на голову, всё совершенно искажено, женщина мыслит себя главой семьи, это антихристианское понимание. Иногда могут возразить, да сейчас такие мужики пошли, что они вообще ничего делать не могут, поэтому женщина она и есть настоящая хозяйка в семье. Но пускай даже будет так, по некоей практике житейской, но в христианском понимании это абсурд, это диавольская логика, доведенная до абсурда, когда муж является помощником своей жены. Вот отсюда и берутся какие-то совершенно нелепые заблуждения даже в супружеских отношениях. Так вот Ева – это не самостоятельная субстанция, это помощница своего мужа, но она почему-то посчитала, что имеет право решить этот судьбоносный вопрос, вкусить от запрещенного древа сама, не посоветовавшись со своим мужем, а ведь Бог заповедал: не ешьте, ибо смертью умрете.

Здесь происходит то, о чём говорит апостол Иоанн Богослов в одном из своих Соборных Посланий, о том, что действительно на этом принципе строится любое грехопадение: это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Древо прекрасно на вид, увидела Ева, т. е. похоть очей, она прельстилась. Представляете, чем стоило бы прельщаться? Вот представьте себе, в раю, я конечно очень примитивно и грубо говорю, скажем, десять тысяч деревьев, плодоносящих прекрасными плодами, от одного только лишь не вкушай, которое ничем по плодам своим не отличается от других деревьев, ешь, что называется, пей, веселись. Нет, есть запретный плод, который прельщает, который обольщает.

Я, может быть, с одной мысли на другую перескакиваю, но, наверное, это как-то всё очень взаимосвязано. Сейчас наступает пост, при этом человек – христианин может воздерживаться от пищи, даже ходить на некоторые церковные службы, предположим, ходить на покаянный канон Андрея Критского, завтра вечером уже, если Бог даст, доживем до этого счастливейшего момента, мы вкусим этой радости, а потом придет домой, включит телевизор, начнет смотреть какое-нибудь ток шоу. В чём пост заключается, скажите на милость? Это пост? Это вожделение, это похоть очей, это похоть плоти, это гордость житейская: а мне хочется, а я привык, я без новостей не могу засыпать на ночь, и пока я не посмотрю новости, я не могу, так сказать, ощущать себя полноценным человеком. Пост идет, а мы с вами абсолютно не думаем, о чём нужно помышлять. Я понимаю, что это всё может кому-то покажется скучным, постоянно повторяемым, но мне думается, это очень уместно. Вот это есть похоть очей, понимаете, когда мы начинаем пленяться вещами, совершенно не заслуживающими даже внимания, но они в нашей жизни доминируют, они занимают главное место. Человек может причащаться Святых Христовых Таин, но при этом он может в этом зловещем ящике целыми днями сидеть, кто-то недельку продержится, скрипя сердцем, а потом включает и всё подряд смотрит. В чём пост, скажите, пожалуйста, когда любой образ, навязанный нам, он настолько устойчив, скольких сил, сколько усилий требуется для того, чтобы в своем воображении стереть какой-то поразивший нас образ, а этот образ может быть и блудным, и каким-нибудь срамным и скверным, но мы постоянно себя этим подпитываем. Одна женщина мне говорит, пожилая женщина, я вам серьезно говорю: благословите мне сериал смотреть, я не могу жить без того, чтобы не узнать, что будет в следующей серии. Это смешно, нелепо, абсурдно, глупо, но это, тем не менее, правда. Человек настолько зависим от того, что ему преподают, эту грязь, эту зловонную жижу в него вливают, а он с радостью ее принимает, и он не может жить без этого. И при этом ходит в Церковь, говорит, что он постится и старается каждое воскресение причащаться Святых Христовых Таин, как это можно совместить? Апостол Павел говорит: что общего у тьмы со светом, у Христа и велиара, у падших духов со Христом, что может быть общего? Оказывается, мы можем это вполне в себе примирять, внутри своей жизни. Но если мы говорит о том, что мы с вами христиане и о том, что мы действительно хотим спасти свою душу, но ведь хоть чуточку мы можем потрудиться.

Я сказал о самом таком банальном предмете, телевизоре, но без которого мы обойтись не можем. Ну, а кто-то скажет, а я вообще телевизор не смотрю, и подумают или скажут какой он молодец и герой. Да, сейчас очень многие не смотрят телевизор, потому что всё подменил интернет собою, и человек может в любую клоаку погружаться, но при этом он считает, что он тоже христианин. Апостол говорит: дружба с миром, это вражда против Бога. Если мы начинаем дружить с миром, то мы тем самым враждуем против Бога.

Вторая ошибка Евы, о первой мы сказали более или менее, что она, будучи помощницей, все-таки взяла право решить за себя и за своего мужа преступить заповедь Божию или этого не делать. Она преступила ее, мужу предложила и сказала, посмотри какой замечательный, прекрасный плод, вкуси, потому что змий сказал, что это неправда, что мы умрем. Т.е. он уже обвиняет Бога во лжи. Неслучайно в переводе с греческого «диаволос» означает клеветник, диавол клевещет, и он на Бога здесь же клевещет, говорит: Бог неправду вам сказал. Мыслимое ли дело, чтобы Бог неправду сказал. Потому что знает Бог, если вы вкусите от этих плодов, вы сами станет яко бози, как боги станете. Всё, сомнения позади, они уже забыты эти сомнения, потому что мы сами станем как боги. Так сказал диавол, и Ева поверила и вкусила, и мужу пошла своему, снесла, вкуси, дескать, Он врет всё, этот Бог, мы сами, как Он станем. И Адам вкушает. И что происходит? Действительно, то что Бог сказал, что умрете, если вкусите, это же и сбылось, потому что они в это же мгновение увидели, что некогда, будучи во славе, в красоте, в сиянии Божественного присутствия, они стали нагими, беззащитными, ничтожными, они тут же увидели срам своей наготы, они спрятались, потому что тот, который еще недавно называл единым именем и пронзал суть живого существа, которое Бог к нему приводил, здесь ничтожно, трусливо прячется от своего Создателя, как будто он не знает, что Бог Сердцеведец и ведает всё. Они прячутся и таятся.

Так вот вторая ошибка Евы в том, что она послушала клеветника, она вступила с ним в разговор и это действительно катастрофа, когда человек вступает в диалог со своими помыслами. Каждый из нас обуреваем помыслами, самыми разными, и мы должны знать, что далеко не каждому помыслу, который приходит в наше воображение и сознание, мы должны верить, потому что очень многие из этих помыслов нам навязываются. Для диавола очень важно, чтобы мы отождествили навязываемые им помыслы со своими собственными размышлениями и мыслями. Нам кажется, что это мое мнение, я так думаю, а мы на самом деле так не думаем, но диавол нам внушил эту мысль, так она нас пленила, поразила, внимание на этом остановила, и мы начинаем так мыслить и так думать. А он клеветник, он лжец, но мы начинаем этому верить. Вот в этом заключается вторая тотальная ошибка первой женщины, которая согрешила.

А вот и третья ошибка. Знаете, есть такое состояние, когда человек очень любит для красного словца, для какого-то пущего эффекта приврать, что-нибудь такое дополнить. Ну, кому из нас это не известно? Вот болтаем в пустом разговоре про кого-нибудь и еще чего-нибудь такого ляпнем, чего и не было, но это очень эффектно прозвучит, как-то это будет очень в тему, уместно, и мы становимся тоже клеветниками. Как говорят, ради красного словца, не пожалеешь и отца. Это тот же самый случай. Диавол с ней вступил в разговор, а она говорит, нет, Бог нам не разрешил и прикасаться к этому дереву. Разве Бог запрещал не прикасаться? Об этом даже и слова не было, но она уже как бы приврала, что даже и прикасаться нельзя. Человек своей какой-то повышенной строгостью подчеркивает свою значимость.

Я скажу сейчас для многих здесь присутствующих очень обидную вещь, заранее прошу прощения. Вот сегодня Прощеное воскресение, позади была сплошная неделя, а сколько сегодня у нас было причастников? Почти что весь храм. Знаете, я уже тридцать с лишним лет служу в Церкви, в сане, но я не помню, чтобы в Прощеное воскресение люди причащались, а почему, потому что Церковь всё премудро устраивает, есть время для отдыха, – отдохни, сейчас время набраться сил: сплошная неделя, поста нет ни в среду, ни в пятницу. Да, мяса мы конечно уже не едим, самый строй наших мыслей уже настраивает нас на пост, но все-таки седмица сплошная. Я не хочу сейчас вступать в какой-то диалог, это не уместно будет, я просто рассуждаю, пусть кто готовился, кто причащался, мысленно мне отвечают. Вы же готовились к причастию? Да. В чём заключается подготовка, в чтении правила, да пускай хоть все его прочитали, а еще? – в посте. Вы постились на этой седмице? А Церковь нам говорит, что поститься не надо, Церковь-мать говорит, нет, не надо поститься сейчас, будет первая неделя поста, будет время труда, время очень серьезное, строгое воздержанное, потрудись тогда, а сейчас не надо, сейчас немножко отдохни. Нет, мы берем на себя пост, мы более повышенные требования к себе как бы предъявляем, нет, я попощусь, конечно же. Заговенье сегодня, а что же вы причащаетесь? Да, это спасительно, я абсолютно на это не посягаю. Но вы знаете, никогда в традиции Церкви Христовой не было, чтобы в заговенье христиане причащались, я помню еще время, когда в эти дни были пять, шесть, десять человек максимум причастников при полном храме. Так же накануне заговенья на Рождественский пост, полный храм причастников, а пост-то вам зачем? Чтобы мы подготовились к этому Таинству.

Я даже сегодня с батюшками делился, мы об этом говорили, все смущены. Я не говорю, что это причастие будет в осуждение, дай Господи всем во здравие души и тела, во спасение вечное, но, с позволения сказать, существует некая культура церковная, некое церковное понимание того, что происходит в церковной жизни. Церковь как бы сама по себе, а мы как бы сами по себе - складывается такое впечатление: я решил для себя, я так сделаю. Вчера сколько было исповедников, я почти всем говорил, почему вы завтра готовитесь причащаться, это же не в традиции нашей, заговенье же, Церковь нам позволила отдохнуть немножечко, набраться сил, нет, мы берем на себя какие-то повышенные требования. Что за этим кроется? В этом кроется утонченная гордыня: все уж как хотят, пускай даже и Церковь так говорит, но я поступлю по-своему, потому что я считаю, что я должен сегодня причаститься. Опять доминирующее местоимение «я». Простите, что я сегодня огорчил сегодня большую часть здесь присутствующих, тех, кто сподобились сегодня радости причаститься Святых Христовых Таин. Но просто в другой какой-то день об этом не скажешь, потому что это будет уже не актуально, это будет уже как-то прожито.

Или что еще меня смущает, я уже перехожу плавно к наступающей неделе великопостной, среда первой седмицы Великого поста, совершается первая Литургия Преждеосвященных Даров, находятся те, кто причащаются. А что ты причащаешься-то, ты что немощный, калека, больной, тебя что, на смертном одре принесли, или ты уже на последнем издыхании. Нам пост ведь дан, чтобы потрудиться неделю хотя бы. Почему мы так высокоторжественно объявляем, что в пятницу будет общая исповедь, которой предшествует труд целой недели, это протяженные службы утром, вечером Великий покаянный канон. Нет, а я хочу причаститься уже сейчас, т. е. опять «я», а не так, как нас Церковь учит. Все-таки для церковного мышления доминирующим местоимением, является не местоимение «я», а «мы». Как меня мать моя учит, так я и должен поступать, потрудиться, а потом уже дерзнуть к великой радости. Еще раз прошу прощения за то, что позволил себе сделать некое отступление.

Так вот, дорогие братья и сестры, давайте постараемся потрудиться в это святое благоприятное время, которое Господь нам даровал. Каждый год мы говорим об одном и том же, будет ли у нас еще такая возможность в будущем году, доживем ли мы до этого, даст ли нам Бог радости пережить еще один пост? Вот в этом году Господь нам даровал, мы стоим на пороге этой великой радости. Дай Господи, чтобы всё то, что Церковью прещедро нам с вами дарствуется в эти святые благословенные великопостные седмицы, чтобы мы применили к исцелению своего израненного грехом сердца, чтобы мы исцелились, и чтобы Христос Господь уврачевал наши язвы душевные и телесные, тем что даровал нам Себя в снедь Причастием Святых Таин Своих и прочими таинствами, коими будет преизбыточествовать Церковь Христова в эти святые дни. Это и таинство соборования, елеоосвящения, и, конечно же, самое главное таинство, о котором мы будем говорить неустанно, беспрестанно, это таинство покаяния, без которого немыслимо и невозможно приблизиться к Богу.

Прошу прощения за некую сумбурность предлагаемого вам сегодня рассуждения, надеюсь вы с пониманием отнесетесь к тем обличениям, которые я позволил сегодня во всеуслышание огласить, прежде всего потому, чтобы мы научились поступать не только так, как нам хочется и как нам представляется правильным, а исходя из того многовекового двухтысячелетнего опыта жизни Церкви Христовой, которая назидает нас и ведет нас по разумному, правильному, спасительному, царственному пути, возводящему нас к Царствию Небесному и вечной жизни. Аминь.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять, время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру…

Книга Екклесиаста, гл. 3

Быстро летит время. Совсем, кажется, недавно были Рождество Христово и Святки — радостные, праздничные дни. Однако, вот уже и праздник Крещения Господня с трескучими морозами прошел, а за ним незаметно подошел февраль с вьюгами и снегопадами.
В конце февраля появляются первые признаки скорой весны. Заметно прибавляется день, а проглянет солнышко, и небо становится по-весеннему бирюзовым.
На пороге весны начинается Великий Пост — время перемен. В природе — это весеннее половодье, яркие солнечные дни, прилет первых птиц. В жизни людей Великий Пост — время духовного обновления, время покаяния.

На первый взгляд в жизни церкви с приближением Великого Поста мало что изменяется. Но это обманчивое впечатление.
В храме становится меньше яркого света, а прихожане стараются избегать ярких праздничных нарядов. С приближением Великого Поста начинает изменяться ход Богослужений. Особенно заметно изменяются песнопения во время церковных служб.
В своих проповедях во время праздничных воскресных Богослужений отец Андрей постепенно приготовляет прихожан к Великому Посту.
Перед Великим Постом таких подготовительных воскресных праздников три.

Подготовка к Великому Посту начинается с первого подготовительного воскресного праздника — Недели о мытаре и фарисее (12 февраля).
Евангельская притча о мытаре и фарисее хорошо известна всем воцерковленным людям. Смиренную молитву мытаря —
«Боже, милостив буди ко мне, грешному» — повторяет каждый прихожанин, входя в храм и осеняя себя крестным знамением.
В этот праздник прихожане впервые в этом году слышат покаянную молитву:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
Утреннеет бо дух мой ко храму Святому Твоему.

В следующее воскресенье (19 февраля) празднуется Неделя о блудном сыне. В этот праздник особенно подчеркивается возможность для каждого человека возвращения к Богу, Который всегда готов встретить его как блудного сына.
В этот праздник впервые звучит песнопение «На реках Вавилонских» — горестное повествование о судьбе людей, лишившихся помощи Божией.

В следующее воскресенье (26 февраля) — Неделя о Страшном Суде.
Накануне в церкви — день особенного поминовения усопших — родительская суббота. В этот день в церкви поминаются все «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере» . Как символ веры в Воскресение из мертвых в этот день готовят кутью.
В воскресенье во время литургии читается Евангелие о Страшном суде.
В этот день для верующих — заговенье на мясо.

После Недели о Страшном Суде начинается масленица, которую как только не называют — и объедухой, и честной, и веселой, и широкой.
У нас это время масленичных развлечений и увеселений перед началом продолжительного и строгого Великого Поста. В эти дни люди пекут блины, встречают гостей, беззаботно веселятся. Для всех дней масленицы придуманы свои названия:
понедельник — встреча;
вторник — заигрыши;
среда -лакомка;
четверг — широкий;
пятница — тещины вечёрки;
суббота — золовкины посиделки;
воскресенье — прощение или прощёный день.

Вот и наступило 5 марта — прощёное воскресенье. С раннего утра в храм на литургию собралось множество прихожан, среди которых много детей.

Масленица имеет языческие корни. В церкви масленица не празднуется. Более того, на вечерней службе накануне прощеного воскресенья в церкви читаются скорбные коленопреклоненные молитвы. Накануне прощёного воскресенья многие прихожане исповедуются перед причащением на литургии.

В прощёное воскресенье в храме святого Александра Невского в Вербилках продолжительная служба. Сначала служится литургия, затем вечерня, после которой совершается чин прощения, а после этого служится еще водосвятный молебен и панихида.
В этот день священник служит литургию в обычном золотистом облачении.

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христово священник выносит Святую Чашу из алтаря. Хор поет:
Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Вслед за священником все причастники повторяют слова молитвы:
Верую, Господи, и исповедаю, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есьм аз…
Начинается причащение

Среди причастников — и взрослые, и дети.

Сразу после завершения литургии начинается вечерня.

Во время вечерни совершается каждение храма

Священник читает в алтаре молитвы.

Кульминацией прощёного воскресенья стал чин прощения, который служится после завершения вечерни.
Перед началом чина прощения священник переоблачается в алтаре в черные великопостные облачения

Во время чина прощения впервые священник с земными поклонами читает молитву святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!

Молитву святого Ефрема Сирина с земными поклонами вслед за священником повторяют и все прихожане. Эта молитва особенно важна для верующих в период поста. В ней очень кратко и в то же время со всей полнотой выражены духовные нужды верующих.
Молитва Ефрема Сирина, начиная с чина прощения, становится одной из основных молитв на весь период Великого Поста

В своей проповеди отец Андрей основное внимание уделил духовным задачам начинающегося Великого Поста.
Подавая пример прихожанам, отец Андрей, опустившись на колени, просил прощения у прихожан за прегрешения вольные и невольные.
В свою очередь прихожане во время отпуста, прикладываясь ко кресту, просили прощения у своего духовного отца.
После окончания службы в храме прихожане просили прощения друг у друга.

Началу Великого поста предшествует Прощеное воскресенье . Так называется оно не случайно: в этот день принято просить друг у друга прощения за совершенные обиды.

Как возникла такая традиция?

Этот обычай появился еще в древности. Подвижники того времени удалялись на период поста из монастырей для уединенной молитвы. Они точно не знали, доживут ли до Светлого Христова Воскресения и увидят ли братию. Поэтому прощались и примирялись со всеми — а вдруг это последняя возможность? Лишь после этого уходили в пустыню или затвор.

Важность примирения

На протяжении всей христианской истории всегда особое внимание уделялось прощению.

Например, в «Отче наш» есть строки И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Если человек держит на кого-то обиду, то как он может читать «Молитву Господню»? Не лицемерит ли, когда просит Бога отпустить ему грехи, а сам не может примириться с родственником, другом, коллегой?

Чтобы наладить отношения с тем, на кого мы обижаемся, не нужно ждать Прощеного воскресенья.

Священники не допускают к Святому Причастию человека, держащего затаенное зло. И это — не проявление жестокосердия со стороны священнослужителя, а исполнения заповеди Самого Спасителя. Ведь Христос говорит в Нагорной проповеди:

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

В Последовании ко Святому Причащению есть слова с похожим смыслом:

Божественную пьюще кровь для Причащения, прежде примирись с оскорбившими тебя, и потом с дерзновением вкушай таинственную пищу

Получается, что для каждого верующего свое «Прощеное воскресенье» наступает не только раз в году, но и постоянно во время подготовки к Евхаристии.

Пример Христа

Бог любит каждого и отпускает ему грехи. Но и человек, как образ Божий, должен также не держать ни на кого зла. Конечно, бывают случаи, когда избавиться от обиды очень сложно.

Иногда человек даже жаждет мести. Как родителям простить убийцу их ребенка? Как пережить смерть близкого человека, наступившую в результате врачебной ошибки?

В таких случаях можно разве что вспоминать пример Христа. Иисус ничем не согрешил, но Его приговорили к казни и распяли. И даже на кресте он молился за обидчиков: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.

Сам Христос первым показывает нам пример, как надо поступать.

Некоторые святые дают ценный совет: не ложись спать, пока не примиришься со всеми обидчиками. Если ты попросил прощения у другого, а он отверг его, помолись о человеке. Ведь он несчастен.

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье

О негативном влиянии обид говорят не только священники, но и психологи. Человек съедает себя изнутри, теряет спокойствие и мир душевный. Также держание зла на других может стать причиной возникновения онкозаболеваний.

Но для верующего даже не это самое худшее следствие затаенных обид. Что может быть хуже неизлечимых болезней? — спросите вы. Ответ кроется в евангельском отрывке, читаемом на Литургии в Прощеное воскресенье:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Действительно, а что может быть хуже, чем быть непрощеным Самим Богом?

Вот поэтому перед началом Великого поста и великого покаяния надо отпустить все обиды, обрести мир душевный. Так будет намного легче настроиться на молитвенный лад.

Надо встретиться с теми, кому вы причинили зло. Если не получается повидаться, то можно позвонить. Главное — делать все это не формально, а с сердечным сокрушением.

В храмах также принято после вечерни Прощеного воскресенья совершать чин прощения. Сначала священник становится на колени и просит прощения у прихожан. Верующие также отвечают земным поклоном и словами «Бог простит, и мы прощаем». Потом прихожане по одному подходят к настоятелю, делают земной поклон и просят у него прощения. Затем все верующие по очереди подходят к присутствующим в храме и просят простить их грешных. На что получают ответ: Бог простит, и я прощаю .

Особенное значение этот чин имеет в общинах или сплоченных приходах, где все друг друга знают и общаются помимо храма. Если же вы видите человека впервые, никогда с ним не пересекались раньше, то вряд ли могли его обидеть. Тогда стоит ли просить прощения?

Также и среди знакомых прихожан будут те, что не сделали вам ничего плохого. Протоиерей Димитрий Струев в таких случаях советует отвечать: «Мне не за что тебя прощать», чтобы всуе не упоминать имя Господне.

В Прощеное воскресенье важно примириться не только с теми, кого мы сами обидели, но и кто нам причинил зло. Надо «заткнуть» свою гордость и проявить смирение. Если безгрешный Христос простил даже Своих убийц, искупил каждого Своею Кровью, то как мы можем держать обиду на ближнего? Ведь от нас требуется только искреннее желание и смелость произнести всего два слова: «Прости меня» .

Проповедь в Прощеное воскресенье и фрагмент чина прощения смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Количество записей: 275

Спасибо Вам огромное за ответ! Если будет возможно, посоветуйте мне, пожалуйста, с чего мне начать. Может, сходить на исповедь, или попробовать подержать пост?..

Здравствуйте, Юлия. Начать надо, конечно же, с начала. Не надо ставить непосильных задач. Но то, что Вы можете, то делайте. Не дать себе съесть лишнего. Удержаться от слов, без которых можно обойтись. Вместо прессы или художественной книги прочесть главу из Аввы Дорофея, или Игнатия Брянчанинова. Вместо телевизора прочитать детям немного из Евангелия, или Деяний Апостольских. Стремиться всегда сопоставлять себя с заповедями Христовыми. Удерживаться от осуждения, уныния, праздности. Каяться немедленно, как только совесть укажет проявившийся в Вас грех. Сейчас начинается Великий Пост. Воспользуйтесь этим временем. Пробовать не нужно. Надо просто определить для себя границы поста. Решите, от чего Вы можете отказаться без ущерба для здоровья. Можете удержаться от мяса, и это хорошо, можете ограничить себя в сладостях и вкусностях, и это хорошо. Возьмите на себя столько, сколько сможете понести. Если покажется легко, увеличьте нагрузку, но не наоборот. Не хватайтесь сразу за те уставы, которые печатают в календарях. Приучайте себя к молитве. Тоже постепенно, но настойчиво. Молитва труд, сама собой не делается. И надо знать ее основные законы. Лучше всего для нас объясняет их уже упомянутый святитель Игнатий. В конце первой седмицы поста обычно во всех храмах бывает исповедь. Подготовьтесь к ней, это сильная терапия для души. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Мама умерла 16 февраля, сожжение было 19 февраля, тогда же заказала сорокоуст, когда можно заказать следующий, если предыдущий заканчивается на Великий пост?

Елена

Елена, конечно, мы не приветствуем кремацию. По православной традиции мы должны хоронить умерших, а не сжигать. "Из земли взят и в землю возвратишься". За усопших необходимо всегда молиться, в течение всей своей жизни, так как они за себя молиться не могут, а надеются на молитву церкви, если они крещеные, и нашу домашнюю молитву. Обычно после сорокоуста мы не заказываем повторный сорокоуст о усопших. Сорокоуст нужен только в первые сорок дней после смерти. После сорокоуста мы заказываем поминовение на год, на два, или бывает вечное поминовение в церкви, но лучше после сорокоуста заказывать на год, а по истечении года еще раз на год, и так до бесконечности, можно до конца жизни. В некоторых храмах и монастырях пишут особые записки о здравии и о упокоении только на Великий пост - это такая хорошая традиция, когда поминают усопших усиленно, и о живых молятся усиленно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер, батюшка! Может, задам смешной вопрос, но я как-то растерялась. Собираемся освятить дом, но все как-то не получается. И правда, странно. Пойдешь на воскресную службу, возвращаешься в теплом настроении домой, а там как-то жестко и неуютно. Сейчас, вроде собрались, но тут вспомнили, что на следующей неделе - Великий пост. Помню, что в это время не венчают, а вот освятить жилище в это время можно?

Галина

Галина, мы должны всегда, перед тем как вселиться в новую квартиру или дом, обязательно освящать его. Освящать свое жилище можно в любое время, и в Великий пост, и не следует с этим затягивать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Если можете, подскажите ответ на такой вопрос: как поститься среди невоцерковленных ближних? Семья достаточно большая, к огромному сожалению, никто пока глубоко не верует, есть атеисты, в храм никто не ходит и, соответственно, не постится. Как соблюдать посты, и главное, Великий пост, в таких обстоятельствах? Читая о подвижниках, не раз встречал, что они в дни поста, оказавшись, бывало, с непостящимися за столом или в гостях, позволяли себе есть скоромное, лишь бы не ввести остальных в смущение. Как быть, исходя из такого? Общего застолья в семье нет, но один человек точно узнает, как я питаюсь, да и другие могут заметить. Поститься или не поститься? Ведь можно вызвать осуждение и ропот, мысли всякие у близких людей. Спаси Бог!

Алексей

Алексей, надо бояться, чтобы Бог нас не осудил за то, что мы стесняемся своей веры, своих воззрений. Люди устроены так, что они ко всему привыкают. Готовьте себе отдельно и не смущайтесь, и особо не скрывайте своих убеждений. Если узнают, что Вы поститесь, так и не скрывайте, говорите: да, я пощусь, я верующий, я православный. Да, будут возмущения, осуждения, но это пройдет, и к Вам привыкнут, что Вы такой вот православный, и не будут особо потом на Вас обращать внимания. Что же касается святых, которые ели скоромную пищу, то у них была другая ситуация, и они могли есть скоромную пищу, не нанося вред своей душе. Для вас же сейчас начать соблюдать пост необходимо. Считайте это испытанием, посылаемым Вам от Бога - сможете ли Вы противостоять соблазнам мира сего?

иеромонах Викторин (Асеев)

Любовь

Любовь, Вы сами соблюдайте пост, а за других Вы не в ответе. Если Ваши домашние будут Вас просить для них готовить скоромную пищу, то готовьте, для Вас это не будет считаться грехом, они же не постятся. Будет хуже, если Вы не будете им готовить, и от этого будет в семье разлад и скандал.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, святой отец! У меня вопрос, скоро великий пост, я военный, офицер, служу в горах Дагестана, 20 марта день рождение. Я сейчас в Кисловодске и разговаривал с батюшкой, он сказал, что на день рождения можешь отметить, только я не понял, чего можно то? Кушать, выпить или только друзей позвать? И еще, у меня с женой проблемы с зачатием ребенка, мы пытаемся каждый месяц, но не получается. Я женат второй раз, есть дочь от первого брака, а сейчас жена очень расстраивается по этому поводу. Я хотел узнать, можно ли нам в пост пытаться зачать ребенка? Заранее спасибо!

Сергей

Сергей, отметить можно так, как обычно Вы отмечали - позвав друзей, устроив трапезу. Раз Вы беседовали с батюшкой, думаю, что Вы христианин, и не забудете о том, что Великим постом празднуя, мы помним об умеренности (в смысле, покушать и выпить). Супружеское общение постом зависит от того, как вы с женой договорились поститься. Если обычно Вы постом не вступаете в это общение, то делать исключение для зачатия ребенка не надо; а если так строго супружеский пост не соблюдаете, то предайтесь воле Божией, прося даровать вам дитя. Помоги Господь вашему семейству.

иерей Сергий Осипов

Добрый день, мы хотим зарегистрировать брак, но по незнанию дату выбрали на апрель! В Великий Пост. Можно ли это будет сделать без веселья и празднования? Мы живем друг от друга на большом расстоянии, тяжело просто очень, ей еще учиться 4 месяца. Подскажите, как быть? Прошу Вас!

Денис

Здравствуйте, Денис! Если не получается подождать конца учебы, то расписаться можно без торжеств. А празднование приурочьте ко дню венчания.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Как быть с постом, если родные далеки от церкви, готовят обычно. Мне, как начинающему, самому постоянно не приготовить, на работе общая кухня, тоже о посте нет речи. Работаю сутки.

Олег

Олег, если обстоятельства таковы, то поститесь по мере сил, а еще можете просто ограничить себя в количестве пищи или отказаться от завтрака, ужина (как душа подскажет). Это тоже будет пост.

игумен Никон (Головко)

Добрый день. Я первый раз собираюсь соблюдать пост. Но слышала, что нельзя соблюдать пост, если не будешь придерживаться правил. Мой муж атеист. Воздержание от сексуальной жизни я, скорее всего, не смогу себе обеспечить. Подскажите, пожалуйста, как поступить в данном случае?

Ради сохранения мира в семье придется Вам пожертвовать своим душевным спокойствием. Ваше тело принадлежит не только Вам, но и мужу. Раз уж Вы согласились жить с неверующим мужем, то должны принять и тот факт, что не сможете получить во всей полноте пользу от поста. Хотя вполне можете договориться о ряде разумных ограничений на это время. Главное же для Вас, это воздержание от всего излишнего, как в еде, так во всех внешних впечатлениях. Старайтесь никого не осуждать, не обсуждать, не болтать попусту, не сидеть без дела, а каждую свободную минуту использовать для чтения Евангелия, Святых Отцов и молитвы. Постарайтесь хотя бы пару раз за пост исповедоваться и причаститься. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! В первые два дня Великого поста, насколько мне известно, абсолютно нельзя вкушать пищу. Я боюсь, что не смогу выдержать эти дни. Подскажите, как мне быть? Спаси Вас Господи!

Полина

Полина, то, что Вы говорите, верно, но такой строгий устав предусмотрен больше для монахов, которые живут в монастыре. Вам необязательно соблюдать такой строгий устав. Для Вас будет достаточно, если Вы будете в эти дни есть меньше обычного: скажем, один-два раза в день, и, конечно, все постное и без растительного масла (значит, ничего не жарить). Обычно в эти дни едят отварную пищу. Но есть устав, где сказано, что нельзя есть пищу приготовленную на огне. Но, в любом случае, покушать Вы можете. Думаю, если будете соблюдать так, то и это будет для Вас очень хорошо.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер. Батюшка, подскажите, пожалуйста: наша тетя умерла 13.02.13. 40 дней приходятся на 24 марта. Можно ли их делать?

Лариса

Лариса, 24 марта - это Великий пост. Молиться за усопших можно всегда. 40 дней отмечать - это значит, в первую очередь, – молиться за душу усопшей. Необходимо в этот день подать заказную записку о упокоении на Литургию и самой молиться в этот день на Литургии, также необходимо отслужить после службы панихиду в храме. Можно в этот день и помин сделать, но трапеза должна быть строго постной. Нельзя есть мясных, молочных и рыбных продуктов, яиц. Можно сделать блины, но тоже постные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Бабушка умерла 4 марта. А 40 дней приходятся на 12 апреля. Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите, пожалуйста. Благодарна Вам заранее.

Оксана

Здравствуйте, Оксана! 12 апреля приходится на пятницу, а особенности великопостной службы не позволяют поминать на ней усопших. Поэтому Вы сможете помянуть бабушку на следующий день, в субботу, когда церковью как раз установлено поминовение усопших на литургии. Думаю, собраться для поминок вам тоже будет удобнее в субботу.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! У меня вот какой вопрос. Мы планируем ребенка уже несколько месяцев, и все никак не получается. Грядет великий пост, и мы с мужем решили в этом году держать его, но получается, что у меня дни, благоприятные для зачатия, выпадают на первые дни поста. Я надеялась, что этот цикл начнется раньше, и мы бы успели уделить вопросу зачатия время до поста, но произошла задержка, и цикл сбился, и теперь выпадает прямо на первые дни поста. Как быть? Воздержаться, или же все же ради зачатия можно не воздерживаться от супружеской близости? Просто я еще пью специальные сильные таблетки, чтобы увеличить шанс зачатия, прописанные врачом. Я бы спросила лично у священника, но в данный момент нахожусь в длительной командировке, и когда попаду домой и схожу в свою церковь, не знаю... Заранее благодарю.

Наталия

Наталия, лучше отложить до конца поста. А это время использовать для научению молитве и смирению. Не выпрашивайте ребенка во что бы то ни стало, молитесь примерно так: "Господи, Тебе открыто, как мы хотим иметь чадо, и Ты один знаешь, что нам полезно, да будет воля Твоя". После Пасхи все получится по милости Божией.

иерей Александр Белослюдов

Доброго дня. Подскажите, пожалуйста. Я хочу начать поститься. Как получить благословение, в какой день это нужно сделать, как нужно подготовиться, я ничего не знаю об этом. Заранее благодарна.

Алевтина

Алевтина, мы уже все получили благословение на пост от Святых Апостолов. Нам необходимо соблюдать все посты, которые есть в церкви в течении всего года. Этот пост - строгий или Великий, во время этого поста нельзя есть мясные, молочные и рыбные продукты. Православные христиане причащаются в первую неделю поста, а перед этим нужно исповедаться и, конечно, поститься. 17 марта, в Прощеное воскресение, придите в церковь, и после службы батюшка будет всех благословлять на Великий пост. В церковной лавке найдите небольшую брошюру "В помощь кающимся", там написано, как готовиться к исповеди и Причастию и как поститься.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки. В преддверии Великого Поста все - ТВ, интернет, - будут говорить, что у православных начинается пост. Начнутся вопросы от нецерковный людей: ты постишься? Как ты постишься? А не хочется ли тебе мясного? Вопрос заключается вот в чем - не будет ли считаться обманом, если я буду отвечать: нет, не пощусь, силы не хватает на пост. На такие праздные вопросы просто не хочется и отвечать.

Андрей

Андрей, а чего Вам стесняться, собственно говоря? Почему Вы хотите скрывать, что Вы поститесь? Не нужно этого скрывать, но и всем говорить об этом не нужно. Если Вас спросят, Вы отвечайте, как есть – да, пощусь. Спросят, как – отвечайте, как. Глядя на Вас, может, и другие захотят последовать Вашему примеру. Обманывать намеренно плохо, греховно. Сейчас не то время и не тот случай, чтобы мы скрывали свою веру. Вы отвечайте на эти вопросы, они могут принести пользу другим, а если заведомо знаете, что над Вами будут подшучивать, тогда можно и не отвечать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 23 марта будет мужу 40 дней, он некрещеный, я дома читаю молитву, получила от батюшки благословение, а скажите мне, пожалуйста, на кладбище я могу поехать на 40-й день, ведь как раз будет пост? Так как это будет суббота, а мои дети в садике и в школе не учатся, когда они могут раздать конфеты (после или до 40 дня)? Спасибо большое, извините, если немного некорректно составила свое письмо.

Вероника

Вероника, как Вы уже знаете что в церкви не молятся за не крещенных людей. Не крещенные - не члены церкви. Молиться же дома за них Вам ни кто не запрещает, и конечно, Вы можете поехать на кладбище всегда, когда захотите. Не принято ездить на кладбище в воскресные дни, в дни больших церковных праздников и на Пасху. Самый подходящий день - это суббота. Все родительские поминовения совершаются в субботу. Делать подаяние за усопших можно всегда, но больше всего это надо делать до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я постилась в Великий пост 2 года назад, но мной не были соблюдены все правила подготовки к посту, в результате на исповеди перед Пасхой батюшка сделал мне замечание, сказав, что бессмысленно было мне поститься, если мной не были соблюдены все правила подготовки к Великому посту... Подскажите, пожалуйста, как правильно подготовить себя к Великому Посту, когда именно нужно исповедаться и причаститься перед постом (и нужно ли это делать), когда просить благословение у батюшки и какие еще процедуры нужно соблюсти? Очень хочется все сделать правильно, как положено, чтобы пост не обернулся формальной диетой. Спасибо!

Разговор о приходской практике причащения продолжает игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г.Валуйки.

– Отец Агафангел, как часто следует, на ваш взгляд, причащаться?

– Думаю, мы совершаем большую ошибку, когда говорим о частоте или редкости причащения. Это навязанный термин. Нужно говорить не о том, что следует причащаться чаще или реже, а о том, что это необходимо делать регулярно, по мере возможности.

Существуют канонические правила, предписывающие нам бывать на службе ежевоскресно. Также мы знаем о каноне, по которому трижды пропустивший воскресную литургию отлучается от Церкви.

Если человек имеет возможность причащаться каждое воскресение и причащается – это не часто, не редко, а так, как нужно.

Понятно, что в реальной приходской жизни всё происходит по-разному. В случаях, когда есть возможность формирования прихода буквально с нуля, где не было традиций, появившихся еще в Синодальный период или позднее – в советский, у людей не возникает сомнений, что если ты пришел на воскресную литургию, то причащаешься.

В приходах, существующих много лет, нередко нужно объяснять, почему желательно причащаться каждую неделю и что для этого совсем не обязательна недельная постовая подготовка. Потому что люди немного пугались: «Батюшка, если причащаться каждое воскресенье, это ж, получается, вся жизнь – только пост».

О посте перед причастием священника, который ничем не отличается от мирянина, никаких специальных указаний нет. Священник постится положенные дни – в среду и пятницу, а причащается в воскресение, а бывает и чаще, но какой-то особенной благодати, отличной от мирян, у него для этого нет.

В нашем тиксинском приходе люди стараются приступать к таинству на каждой службе, в Николаевском соборе, в Валуйках, где я сейчас служу – постоянные прихожане причащаются два-три раза в месяц.

– Существует прекрасный опыт, который отражен и в документе «Об участии верных в Евхаристии» : Последование ко Святому Причащению, состоящее из канона, молитв, а также есть благочестивая традиция добавлять, по возможности, и другие каноны и акафисты.

Поэтому, если человек читает вечерние и утренние молитвы, то добавить к ним один канон и десять молитв – не сложно. Если есть силы и желание помолиться больше, тогда можно добавить и иные традиционные каноны.

Другое дело – исповедальная дисциплина. Потому что для кого-то легче еженедельно вымучивать из себя несущественные дисциплинарные ошибки, чтобы подойти к причастию более «подготовленным», чем однажды глубоко разобраться в себе.

Мы знаем, что есть грехи, которые действительно отторгают нас от Бога, отделяют от Чаши Христовой, и их нужно исповедовать перед причастием. Но речь не о мелочах, которые тоже, конечно, не хороши и требуют исправления, однако они не являются препятствием причащаться для взрослого человека.

Причастие – не оценка «пять» за поведение, а исцеляющее лекарство, которое даёт Господь. Таинственное соучастие в жертве и воскресении Христовом. Поэтому понятно, что к причастию приступают люди, обременённые своей несовершенностью. Но для чего выцеживать комара?

Есть такая поговорка: «За еду не будешь в аду». Но от 90% исповедующихся слышишь: «Съел конфету не в тот день, грешен, нуждаюсь в исповеди» – притом, что человек может быть в многолетней нераскаянной немирности с ближними или еще в каком духовном обстоянии.

Что касается постовой подготовки – если человек причащается ежевоскресно, то соблюдения положенного поста в среду и в пятницу и какого-то разумного ограничения в пище в субботу – вполне достаточно.

– А в случаях, когда люди причащаются почти каждый день – на Страстной седмице, на Светлой? Им нужна такая же молитвенная подготовка?

– Да, конечно, «Последование» – обязательно. Священник, который причащается в такие дни каждый день и который ничем не отличается, как уже было сказано, от прихожан, читает Правило ежедневно.

Что касается постовой подготовки перед причащением на Светлой: разговеться – это не значит объесться и обпиться. Хочешь съесть три котлетки – съешь две. Вот и подготовка. А если человек съел накануне казан плова, выпил бочонок вина – такое разговенье во вред.

– Существует разница подготовки к причастию в средней полосе России и, скажем, в Якутии?

– Наши прихожане на севере Якутии всё равно пытаются поститься, в том числе накануне причастия, овощами и фруктами, как принято в центральных и южных регионах России. Хотя цены на все это – запредельные, и намного дешевле было бы питаться местной рыбой.

Но сформировавшийся стереотип сломить сложно. Об этом ещё писал, если я не ошибаюсь, Ломоносов, сетуя на отцов палестинских и греческих, что они навязали свой постовой устав нам, северянам.

А вот молитвенная подготовка точно не зависит от региона: основное – Последование ко Святому Причащению – молитвы и канон, а дальше – по силам и желанию.

– Если к вам приходит человек, собирающийся причаститься впервые…

– Такое бывает редко. Обычно впервые приходят те, кто собирается креститься, проходят специальную подготовку: участвуют в беседах, читают рекомендованные книги, посещают богослужения, общаются с прихожанами… Так что когда они подходят к причастию, то специально говорить с ними об этом не нужно.

В тех редких случаях, когда человек приходит буквально «с улицы», говорит, что он крещен и вот бы хотел причаститься, но не знает, как, мы проводим небольшую катехизаторскую беседу, рассказываем, как приготовиться, объясняем смысл таинства. Такому человеку, скорее всего, я предложу молитвы не на церковнославянском, а на русском языке.

– Если человек, по разным причинам, причащается нерегулярно, значит, ему требуется усиленная подготовка. Пост – неделю, по возможности, походить на богослужения. За неделю можно успеть и Последование прочесть и дополнительные каноны, причём не сразу всё – это тяжело, а распределить по дням недели.

– По апостолу Павлу: воздержание назначается супругами по взаимному согласию. Я на себя не беру такой дерзости – лезть в чужую постель и регулировать отношения мужа и жены. Но какие-то общие евангельские рамки я как священник, конечно, обязан обозначить. А решение, как быть, они должны принимать сами.

– Допускаете ли вы кого-то из прихожан к причастию без исповеди?

– Да, без исповеди перед каждым причастием я допускаю тех прихожан, которых давно знаю, знаю их духовную жизнь. Предварительно спрашиваю: «Нет ли за прошедшую неделю греха, который не допускал бы вас к Чаше?»

Если человека знаю плохо, обязательно попрошу его подойти к исповеди.

– Кого вы можете не допустить к причастию?

– Я никогда не запрещаю подходить к причастию. Вот посоветовать – могу: «Вы знаете, вам сегодня лучше воздержаться от причастия, мне кажется, вы не вполне готовы».

Если я вижу человека впервые, он пришел к исповеди, собираясь причаститься (такое чаще бывает в Валуйках, в Тикси – маленький приход, все знают друг друга), и я вижу, что он просто не ориентируется, для чего и как, то понимаю, что причаститься в этом состоянии для него будет душевредно.

Я предлагаю такому человеку обязательно встретиться после службы, когда я смогу все объяснить. Поясняю: «А сейчас я вижу, вам причаститься будет не полезно». В большинстве случаев люди остаются, слушают и приходят вновь через какое-то время.

– Бывали ли случаи в вашей приходской практике, когда люди все-таки не понимали, для чего причащаться?

– Расскажу об одной своей миссионерской неудаче в Тикси. Некрещеные муж и жена долго ходили в храм на огласительные беседы, готовились ко крещению. Мы обычно сначала проводим первую часть бесед, потом – чин оглашения и после него уже говорим о таинствах. Супруги ходили на все службы, участвовали в беседах, в общих трапезах.

Вот, наконец, крещение совершено (а мы стараемся совершить таинство до литургии, чтобы вновь крещёные могли причаститься), супруги приняли Причастие и… женщина сказала: «Что это такое? Это вот то самое, о чём вы нам рассказывали?! Мне совсем это не по нраву!»

Больше они не переступили порог храма. Маленький посёлок, мы постоянно встречаемся, и только спустя несколько лет они стали отвечать на мои приветствия. Вот такая история пока без позитивного финала.

Но часто большинство прихожан и в Центральной России не вполне понимает смысл Таинства Тела и Крови Христовых, важность общего соучастия в Евхаристии. Хорошо, что сейчас такое обилие православных сайтов, газет, телепередач, рассказывающих об этом. Однако, в целом, это большая проблема, которая требует времени на разрешение.

Оксана Головко



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама