THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Родиной блаженной Филофеи был город Моливот в Памфилийской области. Ее отец и мать, Иоанн Патриций и Ирина, были чадами благородных родителей. Они жили в страхе Божием, дни и ночи проводили в Божиих храмах, кормили голодных и давали веобходимое просившим. Всегда мечтали они иметь ребенка. Прилежно молясь и проливая много слез, не обманулись они в своих надеждах. Родилась на свет будущая святая, и нарекли ee Филофеей. Сердца родителей ее полны были несказанной радостью и пели они Богу благодарственные песнопения. По прошествии трех лет блаженная Ирина оставила супруга и дитя, переселясь в нетленную обитель Господа.

Иоанн Патриций пребывал в большом недоумении, почему дитя с самого своего рождения не принимало молока от матери, ни от какой-либо другой женщины. Филофея же росла, питаемая Божественным Промыслом. Когда отроковица была отдана учиться, она настолько преуспела в учении, что знала наизусть все Священное Писание. Все дивились этому, и слава о ней разносилась далеко.

Она вела воздержанную жизнь и целую неделю проводила без еды, только в субботний и воскресные дни после причастия Божественных Тайн вкушала немного хлеба и какого-нибудь размоченного в воде гороха или чечевицы, после чего вновь держалась соего правила, днем и ночью внимая Божественному закону и насыщая свою душу Священным Писнием.

Когда исполнилось Филофее четырнадцать лет, сочетали ее, вопреки ее желанию, плотским браком с Константином, восемнадцатилетним юношей благородного происхождения, который во всем походил на Филофею. Боголюбивая (Филофея в переводе с греческого означает «боголюбивая») видя, что против своего желания сочетается браком, пребывала в недоумении, каким образом сохранить себя в девстве и от всей души, и от всего сердца возносила ко Господу прилежные молитвы: «Господи Боже, призри на мое смирение, укрепи меня сохранить свое девство, пока Ты не заберешь меня к Себе!» Так молилась она каждый час, пребывая в невыразимой печали.

Когда пришло время, ее обвенчали с мужем и закрыли в брачном чертоге; там она сразу упала на колени и стала безутешно плакать, орошая слезами землю, ударяя руками по лицу со словами: «Увы, увы, как я пострадала! Земля отверзи свою бездну и поглоти меня живой, окаянную!» Константин, глядя на нее, еле поднял святую с колен и стал спрашивать о причине ее безутешных слез. А она, перестав плакать и отбросив смущение, сказала ему:

– Господин мой, вот я вся в твоих руках. Но если ты подождешь и выслушаешь совет, который я тебе дам, то мы и души свои спасем, и принесем пользу тем, кто вокруг нас.

Он отвечал:

– Оставь всякое сомнение и страх, говори, что хочешь!

Тогда боголюбивая сказала:

– Когда я читала божественные книги, то нашла в них одну древнюю повесть, говорившую о следующем. Некая благочестивая девушка была выдана за мужа благородного происхождения, которого звали Аммон. Когда пришел ему час сочетаться со своей невестой, он сказал ей тихо и с умилением: «Любезная моя супруга, известен ли тебе мужской соблазн?» «Нет, мой господин, совсем не известен» – отвечала она. Тогда он сказал ей: «Выслушай же меня внимательно, и я тебе подробно расскажу все, что с нами случится, если мы сочетаемся один с другим! Ты причинишь мне много забот, а себе – безмерную печаль и вечную муку. Кроме того, когда зачнешь, тебя охватят нестерпимые боли, так что и еду не сможешь есть со сладостью, а снами тебе будут боль и стенания. Когда же будешь рожать, такие немощи настанут, такие стоны, такие боли при родах! Одним словом, тебя постигнет нечто подобное смерти, твой взор будет устремляться направо и налево, и не найдешь того, кто бы тебе помог. Но если и родишь благополучно, тебя охватят безмерные труды и заботы: накормить, выкупать, запеленать – дела без конца! Да и заботы о муже, об управлении домом, о церкви, об одежде. Если же дитя родится нездоровым, у тебя будет двойная печаль. А надо всем – забота о приданом! Если же нас постигнет бедность, мы пожелаем предпочесть смерть такой жизни.

Поэтому послушай меня, желающего тебе добра, давай пребудем в девстве в этой краткой жизни, дабы наследовать будущее, где нет ни печали, ни скорби, ни воздыхания (см. Ис. 35:10, 51:11). Там нет ни темноты, ни звезд, ни лета, ни весны, ни зимы, ни жары, а все – свет, все – радость. Там Христос – Древо Жизни (см. Быт. 2:9), Которым все святые наслаждаются по своему достоинству, кто насколько себя очистил. Давай и мы будем подражать этому и постараемся это постичь!»

Услышав все это, Константин ответил:

– Если бы я верил, что все, что ты говоришь – истина, то я бы с радостью это исполнил. Но я опасаюсь, как бы не получилась какого-нибудь лукавства и мы не заслужили бы упреков.

На это Филофея сказала:

– Клянусь праведным Судией, Который будет судить живых и мертвых, что я сказала тебе истину: до конца своей жизни я сохраню свое тело девственным, даже если претерплю и тысячи смертей!

Когда Константин поверил, что все сказанное Филофеей, правда, то сразу покорился ее совету и подтвердил это клятвой, и пребывали они далее в девстве и целомудрии.

Некоторое время спустя Константин был выбран церковным клириком. Затем отошел ко Господу отец блаженной Филофеи. А супруги продолжали жить, соблюдая все Божии заповеди: кормили бедных, одевали нагих, не отступали от церкви ни днем, ни ночью. Люди вокруг подражали их добродетельной жизни и получали ог этого большую пользу.

Прошло таким образом около шести лет и Константин умер. Блаженная, как было принято, устроила ему погребение и воспела Богу благодарственное пение. Выбрав удобное время, она отпустила всех слуг, а все имущество свое и богатство раздала бедным и немощным, потому что сказано: «Он расточил, раздал нищим; род правых благословится» (Пс. 111:9,2). Многое из своего богатства потратила она и на церкви, и монастыри, щедро украшая их, а затем взяла с собою одну из своих служанок и ушла из дома.

Возле города Моливот было озеро, а на нем – остров. Там и поселилась преподобная, построив себе небольшую келью, и пребывала вдалеке от какого-либо мятежа, обуздывая свое тело постом, молитвенными бдениями, сном на голой земле. Так подвизалась она, борясь со страстями, что кожа ее срослась с костьми. Но дьявол, ненавидящий добро, не оставлял ее долго без искушений, пытался сломить ее различными борениями: то страхами, то всевозможными видениями, дабы смутить ее сердце; то преображался он в змей и зверей, чтобы напугать ее. А Филофея постоянно имела на устах своих псаломские слова: «Отступите от меня все, совершающие беззакония!» (Пс. 6:9).

Однажды ночью она по своему обычаю встала на молитву, воздела к небу руки, ум и сердце. Тогда место, где она находилась, внезапно стало раскачиваться, а снаружи послышался сильный шум и крики, будто пришел некий царь. Кто-то пытался выбить дверь, кто-то начал разрушать дом, и голоса кричали друг другу: «Схватиге, живо схватите ее и бросьте в озеро!»

Блаженная поняла, что это была бесовская работа, и к молитве прибавила еще одну: «Иисусе, Христе, Единородное Слово Отца! Ты, Который благоволил воплотиться от Девы, дабы искупить женское преступление (имеется в виду грехопадение Евы), воплотился от Пречистой Богородицы, призри на меня, смиренную Твою рабу, которая пришла сюда ради тебя! Вот враг, начальник зла, подобно рыкающему льву ходит, ища, как меня поглотить (см. 1 Пет. 5:8), потому что имеет он обычай нападать больше на женский пол и охватывать его стыдом, навлекая на нас обвинения и делая из нас посмешище. Но Ты, Который неизреченно воссиял от Девы Марии и через это благословил женское естество и снял него до конца вину и обвинение, подай мне, бедной, Свою помощь, чтобы пал стыд на его голову и вся его враждебная сила была посрамлена! Ибо благословен Ты во веки веков! Аминь!»

И только положила она на себя крестное знамение, как все привидения сразу исчезли. Филофея же до утра, не переставая, воспевала Богу славословия, прибавляя подвиги к подвигам и восхождение к восхождениям в сердце своем (св. Пс. 83:6). Как описать потоки пролитых ею слез, непрестанные воздыхания и молитвы, безмолвие, частые коленопреклонения, крайнее бесстрастие, любовь к Богу, ангельское житие и многое другое, что совершала святая ради любви ее ко Господу?

В то время, когда жила она так, во плоти подражая житию Бесплотных Сил, Господь недолго скрывал ее жительство и весть о ней разнеслась окрест, и слава шла повсюду, и люди прославляли за нее Бога. Многие благочестивые сгекались к ней, и она утверждала их в вере божественными словами.

Тогда языческие заблуждения все еще владели людьми, и демонские капища всегда были полны идоложертвенным смрадом и дымом, многие тыячи мучеников бывали избиваемы, а верные колебались, пребывая среди мятежа и больших бурь. (Отсюда делается заключение, что святая Филофея жила после прп. Антония Великого (356), но в ее время все еще существовало много язычников). И так проходил почти каждый день. Филофея слушала, страдала от тяжелой печали, научала всех, кто посещал ее, Божественному Писанию и изобличала до конца языческие заблуждения.

Стяжала святая и дар исцеления, многие недужные и прокаженные получали через нее избавление от своих болезней. Поскольку Божественное Писание было изучено ею до конца, а беседа ее была богобоязненной, то подобно тому, как железо притягивается к магниту, все тянулись к Филофее, дабы познать Бога.

Одна тяжело больная женщина пришла к ней: грудь ее разъедала некая болезнь, и много средств раздала она лекарям, но никакой пользы не получила. При виде таких страданий сердце блаженной заболело о недужной, и она оказала ей свою милость.

Святая сразу же обратилась к молитве, говоря со многими слезами: «Боже Вседержитель, пощади Свое создание и не оставь долго мучитья!» Взяв немного масла из лампады Божией Матери, помазала Филофея грудь больной и рукой начертала на ней крестное знамение. И так, по прошествии недолгого времени, отпустила ее домой в здравии.

Спустя некоторое время, когда весть об этом чуде разнеслась повсюду, человек по имени Евфимий, у которого болела нога, пришел на остров, дабы получить исцеление. Блаженная, увидев его, спросила о причине его недуга. Но он лишь показывал на свою раненую ногу и проливал горькие слезы. Тогда добрая жена, святая Филофея, спросила его, как некогда Христос стросил расслабленного:

– Хочешь ли быть здоров?

Тот быстро отвечал:

– Хочу, госпожа моя, и даже очень хочу! Смилостивься надо мною, несчастным! Я верю, что все, о чем ни попросишь, Бог тебе даст!

Она же сказала:

– Вот, ты страдаешь из-за своего языка, он дарован тебе Богом, чтобы славословить Его и восхвалять, а ты использовал свой язык для празднословия, острословия и сквернословия. Пообещай, что больше не дерзнешь на такое! Да и от языческих безумств, служб и понятий откажешься, как и от тех хульных слов и мудрований, которые вредят уму. И Господь мой скоро тебя исцелит.

Больной быстро и с радостью обещал исполнить ее повление и дал слово, что больше никогда не позволит себе ничего подобного. Тогда святая наступила на его больную ногу, призвав пресвятое имя Христа, и через несколько дней отправила человека домой доровым. Принявший исцеление больной пошел, радуясь, славя и благодаря Господа. О чуде этом услышали повсюду, и люди славили Бога и возносили Ему благодарственные хвалы.

Блаженная же не превозносилась от совершавшихся чудес, но всегда держала в уме своем слова Давида, или вернее Святого Духа: «Не нам, не нам, но имени Твоему дарую славу!»

(Пс. 113:9).Непрестанно орошала святая слезами свое ложе (см. Пс. 6:7), представляя себе страшный и ужасный Суд неподкупного Судии и немилостивых ангелов, и места мытарских мучений, и посрамление грешников, и окончательный горький приговор: «Идите от меня, проклятые!» (Мф. 25:41). И от непрестанных стенаний забывала она вкушать свой хлеб. (см. Пс. 101:6).

Прожив такою жизнью много лет, Филофея предувидела свою кончину. Она всегда заботилась о соблюдении догматов Православной церкви. Наставляемая Святым Духом, решила она не оставлять Церковь по своей смерти без своего промышления, а пока жива, утверждать ее в Православии. И вот созвала она весь церковный причт и сказала блаженные и священные слова:

– Настало время моего ухода из жизни, потому-то сочла я правильным напомнить вам о преданиях и решениях православной веры святых апостолов и божественных отцов Церкви, поскольку, как невозможно ходить прямо тем, кто не имеет глаз, так невозможно жить по Божией воле тому, кто не соблюдает благочестия.

Вы знаете, что православная вера – глава нашей жизни. В своем стремлении сохранить ее чистой и непорочной святые апостолы претерпели различные страдания. Поэтому и вы должны со страхом и трепетом соблюдать веру чистой и непорочной, держась непоколебимо церковных преданий, не уклоняясь в стороны под влиянием различных веяний. Пусть и рассеял враг нашей жизни, дьявол, семена скверного и нечистого язычества, стремясь истребить нашу православную веру. Но Господь Иисус Христос пролил Свою кровь за нее. Он не оставил Свою церковь, чтобы не могла она быть уничтожена до конца.

Я, бедная, была еще с детства воспитана моими родителями в благочестии и получила его от них, как многоценное сокровище. Поэтому я умоляю вас, как священный верх церковный, не забывайте предания святых пророков и апостолов. Как апостол Павел писал Тимофею: «Чадо мое, Тимофей, что слышал ты от меня, то передай верным людям, которые были бы способны научить и других!» (2 Тим. 2:2). Вам подобает держаться правой веры и не слушать языческих басен.

Нас могут тысячи раз укорять, тысячи раз хулить, но никакая ложь не победит истины, а злоба не одолее мудрости. Язычники свели имя Божества в творение, людей в бесчестье – в деревья, камни, собак, кошек и не стыдятся думать, что сотворение всего произошло само по себе. Не понимают они, неразумные, в своем недобром бесчестии и мудровании, что все привел в бытие из небытия Один Истинный Бог, Который сотворил небо и землю со всем видимым и невидимым. А «боги, которые не сотворили небо и землю, погибнут!» (Иер. 10:11). Подобны «идолам» «да будут делающие их и все надеющиеся на них!» (Пс. 113:16), 134:18). Язычники вошли в заблуждение, и неразумные сердца их помрачились. «Славу нетленного Бога они изменили в образ, подобный тленному человеку, птицам и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1:21-23). Почитая себя умудренными, оказались они в безумии.

Пусть увидят, окаянные, откуда произошли небесные тела и существа земные в воздухе и в водах, а прежде всего, откуда произошло то, что первично – небо и земля, воздух и водное естество! Кто смешал их и разделил? В чем сообщение их одного с другим – отделение и соединение? Кто движет и водит их? Как противоположные стихии существуют друг с другом в полноте единого мира, не претерпевая вреда? Как пребывает все в согласии, не советуясь и не сговариваясь? Все это дело Божественного Промысла.

Язычники же «заменили истину Божию ложью и поклоняются и служат твари вместо Творца» (Рим. 1:25). Напрасно заблуждаются они и беснуются против нашей благочестивой веры и против держащихся благочестия христиан, которых подвергают беспощадным мучениям и принуждают отречься от сладкого имени Христа.

Вы не обращайте внимания на их угрозы, пусть и ведут они нас на муки к колесам, кипящим котлам, мечу и огню, не бойтесь того, чего они сами страшатся (ср. Ис. 8:2). Ждет нас жизнь другая и другой нестареющий век, где ликуют пророки, радуются апостолы вместе с ликами преподобных постников, с ангелами и архангелами, с мучениками и со всеми святыми. Думайте об этом всегда, напишите это в ваших сердцах! Внимайте себе и тому стаду, в котором Бог вас поставил пастырями и учителями, дабы сохранили вы самих себя и других чистыми и непорочными! Все красивое и обыденное в мире развеется, как прах, и забудется, только добродетель пребывает во веки веков.

Сказав так церковному причту и укрепив их сердца, Филофея отпустила всех и велела прийти вновь через четыре дня. Затем преподобная закрылась в своей келье и, не вкушая пищи, провела эти дни в бдениях, слезах и многих коленопреклонениях. На четвертый день к ней пришли все церковнослужители и внимали ее обычному поучению. Она своими наставлениями, как прежде, вселила в сердца их Божий страх. Когда наступил вечер и поняла святая, что близится час ее смерти, то подняла всех на молитву, сказав:

– Время моего отшествия настало, и вы должны немного потрудиться со мной! Твердо я надеюсь, что по вашим молитвам получу милость в страшный день праведного Судии, в тот страшный час!

И много еще подобных слов было сказано святой перед священным причтом. Те, слушая ее, почувствовали боль в сердцах своих и начали плакать, взывая к небу. Но преподобная остановила безутешный плач и стенания, протянув руку и говоря:

– Не смущайте мою душу, владыки и господа, потому что я все еще с вами и проведу с вами столько времени, сколько пожелает Господь! Потому побудьте в бдении со мной еще немного и вознесите со мною Богу благодарственные молитвы!

Внимавшие святой Филофее попытались унять слезы и обратились к молитве, единодушно совершая за нее песнопения. В то время, как они воспевали молитвы, преподобная предала свой дух в руки Господа. Когда последняя надежда угасла, плач прервал пение, воздух наполнился рыданиями. Все окрестные жители, узнав о происшедшем, пришли, чтобы вместе оплакать общую потерю.

Благоговейно приготовили тело почившей к погребению, достойно почтили его надгробным пением и положили в храме Пречистой Божией Матери, именуемом также святой Софией, где преподобная стала совершать дивные, преславные и бесчисленные чудеса, для рассказа о которых нам не хватило бы и года. Поэтому, дабы не растягивать сильно наше повествование, мы расскажем только о немногих из них, что будет достаточно для разумных, чтобы принять за истину и все остальное.

Некий высокопоставленный и славный муж по имени Навкратий из города Амории был назначен воеводой Эллады. Случилось ему однажды биться с безбожными агарянами, и после столкновения двух сторон по Божиему усмотрению все войско его было разбито: одни воины убиты, другие взяты в плен и уведены в Сицилию. Среди прочих был пленен и один стратилат (высший военный чин) по имени Артаван из города Филомелии.

Пленников заключили в мрачную темницу, где за ними был строгий надзор. Сидя в заточении, они не знали, что им предпринять. В печали призывали они на помощь Бога и Его угодников. Тогда Артаван вспомнил о святой Филофее и поведал пребывавшим с ним о совершаемых ею чудесах и даре исцелять недуги и болезни.

Когда Навкратий услышал его рассказ, то сердце его зажглось, и он стал всей своей душой призывать на помощь святую Филофею. Вера его была столь горяча, что он не смог долго таиться, а вскоре подвиг всех на усердную молитву со слезами. Все узники единодушно призывали помощь боголюбивой Филофеи со словами: «Родственная Христу раба, нескверная невеста, чистая голубица, жилище Святого Духа, если милостиво призришь на нас, смиренных и отчаянных, и освободишь нас из этой ужасной темницы, мы будем воспевать твои бесчисленные чудеса, во всеуслышание станем проповедовать их, а оставшееся время жизни нашей проживем целомудренно и чисто. О, преподобная мати, не презирай нас, ибо горько страждем мы в этой темнице!»

Всю ночь провели пленники в сердечных и слезных молениях и, завершив свое ночное бдение, легли отдохнуть и дать себе краткое утешение во сне. Когда они заснули, ко всем явилась преподобная и обратилась, успокаивая: «Молитва ваша услышана, и Бог не презрел ваших воздыханий. Идите себе с миром и возвратитесь в свои дома, воздав благодарение Господу, Который освобождает узников от оков!» (см. Пс. 67:7).

В радости пленники проснулись – железные цепи лежали в стороне от них, двери темницы были широко распахнуты. Они поверили, что видение их истинно и сразу поспешили покинуть свой плен. Стража лежала безжизненно, и они могли свободно бежать. Но прежде чем разойтись по домам, отправились воины на остров, чтобы отблагодарить преподобную. Исполнив это, каждый из них вернулся к себе домой, рассказывая всем о чудесах святой Филофеи.

После того, как весть о чудесной помощи разнеслась повсюду, один прокаженный, исполнившись веры и горячего усердия, пришел в церковь преподобной, призывая ее милость прилежными молитвами и частыми поклонами. Проводя бессонные ночи и наложив на себя пост, неотступно пребывал он в храме святой Филофеи. Блаженная, видя его усердие и телесную болезнь, не медля склонилась к милости и явилась во сне человеку, служившему в церкви, повелев помазать все тело больного маслом от святой лампады Пресвятой Богородицы. Встав ото сна, служащий быстро исполнил наказ. Спустя несколько дней исцеленный муж был отправлен домой, дабы прославлять Бога и благодарить Его и Его святую угодницу.

Шло время, и совершалось множество других чудес. Тем временем греческое царство крайне изнемогло, и держащие его скипетр оказались в тяжелых обстоятельствах. Выбрав подходящее время, римляне внезапно напали на греков и причинили им множество бедствий. (Первый поход крестоносцев состоялся в 1096- 1099 гг. Участниками четвертого крестового похода была основана на Балканском полуострове Латинская империя. Это произошло после взятия Царьграда, когда им владели латиняне в период с 1204 по 1261 гг.).Тогда же болгарское царство набрало крепость и силу и овладело окрестными областями. Управлял им славно благочестивый царь Калоян (1197-1207 гг.). Видя, как изнемогает греческая страна под владычеством римлян, он пришел на помощь грекам. Все лучшее, что нашел он там, перенес он в свой город Тырново, переселил и завоеванный народ, и домашний скот в свое государство.

– Сердце царя – в руке Господа! (Притч. 21:1). Царь, соверши скорее, что задумал! Мы верим, что если поступишь ты по своему решению, то не только принесешь великую пользу нашим душам, но и страна наша, и город обретут большую помощь.

Спустя несколько дней царь повелел перенести тело преподобной в город Тырново со многими почестями и благоговением. Для этой цели были избраны 300 воинов под начальством Феодора, человека благоговейного и честного, верного и храброго воина, имевшего приятную наружность. Только левый его глаз был долгие годы поражен катарактой. Все средства, которые он тратил, и усилия, которые он прилагал для исцеления, не приносили никакой пользы.

Получив распоряжение от царя, он сразу собрал своих воинов и не медля отправился с усердием к преподобной. Дав от всей души целование святым мощам и проливая слезы, он просил милости для своего больного глаза. С горячей верой он положил левую руку святой себе на глаз. И чудо произошло – глаз сразу исцелел, недуг прошел, и воин ясным взглядом увидел солнечный свет и возрадовался своему прозрению.

Чудо это стало известно повсеместно, люди славили Бога и святую Филофею. Феодор же с воинством оправился в путь, радуясь и ликуя, как некогда богоотец Давид перед ковчегом Господа (см. 2 Цар. 6:14). Во время перенесения мощей совершалось множество исцелений, о которых долго было бы рассказывать подробно, весть о них принимается с верой и упованием на Бога и Его святых.

По приближении мощей к городу Тырново Патриарх созвал весь церковный причт и народ и вышел навстречу святой со свечами, кадилами и благовониями. Он приложился к мощам блаженной Филофеи с благоговением и от сердца со слезами сказал такие слова:

– Искренняя раба Христова, дом добродетели и жилище Святого Духа, пустынножительница, как перенеслась ты с востока и достигла нас, смиренных! Добро пожаловать к нам, и не только для посещения, но для пребывания с нами вовеки, для научения ненаученных следовать твоими божественными стезями и ревновать твоей богодарованной чистоте! Тело свое ты полагаешь здесь как залог, а духом своим наслаждаешься небесной красотой, не как сквозь тусклое стекло, не гадательно (1 Кор. 13:12). зришь пресладкого Иисуса, а лицом к лицу беседуешь с Ним не через посредников, но сама и приносишь в чистоте Ему за нас свои молитвы! Молись всегда за нас, за твое стадо, чтобы нам мирно завершить свою жизнь в благочестии и праведности (ср. 1 Тим. 2:2). Не переставай посещать нас, надзирать, заступаться, помогать и наставлять, уберегая от нападений вражеских, потому что у нас есть вера: что бы ты ни попросила у Бога, Он тебе это пошлет. Мы в радости и веселии от того, что ты дарована нам, горячая за нас заступница!

Тело преподобной было немедленно внесено в город Тырново и положено в церкви Пречистой Богородицы, именуемой Темнишской, где оно и пребывает до сих пор. (Это свидетельство автора жития, святого патриарха Евфимия Тырновского). У мощей совершаются дивные бесчисленные чудеса со всеми, кто приходит к святой Филофее с верою и любовью. (После завоевания Болгарии турками мощи преподобной Филофеи были перенесены через Видин в Румынию, где почивают до сих пор в городе Арджеше).

Значение ФИЛОФЕЯ РУМЫНСКАЯ в Православной энциклопедии Древо

ФИЛОФЕЯ РУМЫНСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Филофея Румынская (+ ок. 1060 или ок. 1206 -ок. 1218 ), Тырновская, Арджешская, мученица.

Родилась в Тырново, возможно около 1206 года . Её отцом был болгарин-земледелец, а мать - валашка. Мать взрастила дочь в истинно-христианском духе, но вскоре скончалась. Тогда отец Филофеи вступил во второй брак. Благочестивая отроковица много претерпела от мачехи, которая винила её в неповиновении, излишне частом посещении церкви и расточении домашнего добра на милостыню сиротам и бедным детям. Отец тоже упрекал дочь, но Филофея твердо держалась богоугодного жития которому научилась у матери. Она хранила свою непорочность, продолжала ходить в церковь, раздавала одежду и еду нуждающимся детям, проводить время дома в посте и молитве.

Господь призвал её к себе когда Филофее было всего двенадцать лет. Стояла осень и отец работал в поле, а мачеха ежедневно посылала Филофею относить отцу еду из дома. Но Филофея имела обыкновение отдавать часть пищи бедным детям, которые просили у неё на улице. Отец, заметив недостаток пищи, укорил в этом жену, но та ответила что посылает достаточно. "Спроси дочь твою, что она делает с едой," сказала мачеха. Отец разозлился на дочь и решил тайно проследить за ней. Однажды в полдень, прячась в кустах, он увидел как Филофея раздаёт еду бедным детям. Бешеный гнев охватил его, он поддался дьявольскому наущению и бросил свой топорик в Филофею. Смертельно раненная, мученица предала дух в руки сладчайшего Жениха Христа, приняв смерть за веру.

Почтание

Тут же после совершения злодеяния страх и раскаяние охватили отца. Он попытался поднять тело дочери, но не смог - оно сделалось тяжелым как камень. Тогда он побежал к архиепископу Тырновскому и исповедал свой грех. Архиепископ с духовенством и толпой народа вышли из города с каждением и свечами в руках, намереваясь перенести тело святой мученицы в городской собор. Но и им не удалось поднять тело с земли.

Разумея, что святая Филофея не желает оставаться в своем городе, архиепископ и духовенство стали молиться Богу и мученице, называя один за другим многие монастыри, церкви и соборы по обе стороны Дуная. Но лишь когда был назван монастырь Куртя-де-Арджеш тело мученицы сделалось легким и было положено в раку для почитания. Архиепископ написал о воле святой мученицы воеводе Раду Черному (Раду Негру), прося его принять мощи святой для защиты и утешения румынского народа. Тырновское духовенство препроводило тело святой до Дуная где их встретили румыны - духовенство и миряне во главе с митрополитом и веоводой. С царскими почестями мощи были доставлены в Куртя-де-Арджешский монастырь, где почивают и ныне.

Верующие всей Румынской Православной Церкви чтят святую Филофею, но особенно велико её почитание в Арджешских, Дымбовицких и Праховских землях. К ней обращают особые молитвы об излечении больных, устраивают паломничества, особенно в день её памяти 7 декабря. Во времена засухи раку с мощами святой проносили торжественным ходом по окрестным селам и по её молитвам Бог посылал дожди.

Использованные материалы

Ioanichie (Bălan), archim., Romanian Patericon. Saints of the Romanian Orthodox Church , vol. 1, Platina, Ca., St. Herman of Alaska Brotherhood, 1996, 108-114.

Days.pravoslavie.ru и Германовский календарь указывают 1060 год. Однако, возможно более достоверной является вторая датировка, по Румынскому Патерику архимандрита Иоанникия (Бэлана), т.к. в житии святой упоминается Черный Воевода (Раду Негру), обычно относимый историками к XIII веку.

По датировке архим. Иоанникия (Бэлана). См. Ioanichie (Bălan), archim., Romanian Patericon. Saints of the Romanian Orthodox Church , vol. 1, Platina, Ca., St. Herman of Alaska Brotherhood, 1996, 108.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИЛОФЕЯ РУМЫНСКАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РУМЫНСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУМ́ЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, осн. в 1948, Бухарест. Предшественницей её была Рум. академия, осн. в 1866. В 1998 ок. 170 чл., св. …
  • ФИЛОФЕЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • в Кратком религиозном словаре:
    Входит в состав Церквей Вселенского православия. Первые епархии на этой территории известны с IV в. Долгое время они находились в …
  • ФИЛОФЕЯ АФИНСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофея Афинская (1522 - 1589), преподобномученица. Память 19 февраля. Родилась в Афинах …
  • РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румынская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Румынский Патриархат. Официальный …
  • РУМЫНСКАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румынская греко-католическая церковь (РГКЦ) Была запрещена во времена диктатуры коммунистического режима, в 1948 , и ее …
  • РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
  • РУМЫНСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
    рабочая партия (Partidul Muncitoresc Român), с февраля 1948 по июль 1965 название компартии Румынии; см. в ст. Румынская коммунистическая партия …
  • РУМЫНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Коммунистическая партия (РКП; Partidul Comunist Român; до конца 1922 - Социалистическо-коммунистическая партия Румынии; до февраля 1948 - Коммунистическая партия Румынии, …
  • РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Академия, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste România), высшее научное учреждение СРР, объединяющее деятелей науки и культуры. Находится в …
  • РУМЫНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
    (точнее — "дако-румынская", потому что только она одна и заслуживает этого названия и стоит изучения). — Начало ее не идет …
  • ЕЛИЗАВЕТА, КОРОЛЕВА РУМЫНСКАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Полина-Огтилия-Луиза) — королева румынская (род. в 1843 г.), принцесса Нейвидская, племянница русской великой княгини Елены Павловны, при дворе которой она …
  • РУМЫНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
    (точнее? "дако-румынская", потому что только она одна и заслуживает этого названия и стоит изучения). ? Начало ее не идет …
  • ЕЛИЗАВЕТА, КОРОЛЕВА РУМЫНСКАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Полина-Огтилия-Луиза) ? королева румынская (род. в 1843 г.), принцесса Нейвидская, племянница русской великой княгини Елены Павловны, при дворе которой она …
  • РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Академия СРР, основана в 1948, Бухарест. Предшественницей ее была Румынская академия, основана в 1866. В 1989 ок. 100 членов, ок. …
  • РЕКОРДНАЯ КОМАНДНАЯ СКОРОСТЬ;"КОМАНДА РУМЫНИИ"
    Рекордное время у женщин -5 мин 58,50 с - показала 18 мая 1996 г.румынская команда на соревнованиях в Дуйсбурге, …
  • МУЗЫКАНТЫВЕТЕРАНЫ;"ЧЕЛЛА ДЕЛАВРАНЧЕЯ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Румынская пианистка Челла Делавранчея в последний развыступила перед публикой в возрасте 103 лет, причем ее 6 раз вызывали …
  • МАНЛИХЕР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    1893 г. — 1. Румынская пятизарядная магазинная винтовка калибра 6, 5 мм. Длина 1220 мм. Вес 3900 г. 2. Румынская …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    преподобный (1321-1391 гг.) русский святой, подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества, выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей …
  • БУХАРЕСТ в Справочнике Городов и столиц мира:
    РУМЫНИЯ Бухарест - столица Румынии (с 1861 года) и ее главный экономический центр - был построен на реке Дымбовица, в …
  • РУМЫНИЯ в Справочнике Стран мира:
    Государство на юго-востоке Европы. На севере граничит с Украиной, на востоке - с Молдовой, на юге - с Болгарией, на …
  • ФИЛОФЕЙ АФОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофей Афонский (+ кон. X -нач. XI вв.), преподобный. Память 21 октября. Был родом …
  • ФЕОКТИСТ (АРЭПАШУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феоктист (Арэпашу) (Teoctist (Arăpaşu)) (1915 - 2007), патриарх Румынский. В миру Арэпашу Феодор …
  • ТРЕТИЙ РИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Представление о Москве как о Третьем Риме сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических …
  • СОБОР СИБИРСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Сибирских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Сибирской земли. Празднуется 10 июня …
  • СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Верхотурский (+ 1642), праведный. Память 12 мая в день второго обретение мощей в …
  • НЕКТАРИЙ БИТОЛИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нектарий Битолийский (+ 1500), преподобный. Память 5 декабря, 15 декабря. Родился в …
  • МИРО в Православной энциклопедии Древо.
  • МАРК (АРНДТ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марк (Арндт) (род. 1941), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский, первый заместитель председателя Архиерейского Синода Русской …
  • ЛЮБЛИНСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Люблине (недейств.). Кафедральный собор города Люблина, Польша. …
  • КАРАКАЛЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Каракалловский монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла на Афоне. Тел.: (30-23770) 23225 …
  • ИННОКЕНТИЙ (КУЛЬЧИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Кульчицкий) (ок. 1680 - 1731), епископ Иркутский, святитель. Память 9 февраля на …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик Память 26 октября. …
  • ГРИГОРИЙ ПАЛАМА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорий Палама (Παλαμα̃ζ) (1296 - 1359), митрополит Солунский, святитель. Память 14 ноября …
  • ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Мангазейский (+ 1600 / 1602), мученик. Память 22 марта, 23 марта, …
  • ВАСИЛИЙ КАЛИКА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Калика (+ 1352), архиепископ Новгородский, святитель. Память 3 июля в день кончины …
  • АФОНСКИЙ ФИЛОФЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофеевский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на Афоне. Тел.: (30-23770) 23256 (канцелярия отвечает на …
  • АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЕПИСКОПОВ ФРАНЦИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ассамблея православных епископов Франции (АПЕФ), епископский координационный орган, представляющий Православную Церковь во Франции. Учреждена в …
  • АРСЕНИЙ (СТАДНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Арсений (Стадницкий) (1862 - 1936), митрополит Ташкентский. В миру Стадницкий Авксентий Георгиевич, родился …
  • АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий (Бяконт) (ок. 1304 - 1378), митрополит Киевский и всея России, Московский, святитель, …
  • АЛБАЗИНЦЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Албазинцы, казаки, проживавшие со второй половины XVII в. в Китае. В 1650 или 1651 …
  • АКАФИСТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к …
  • 5 ДЕКАБРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 18 декабря по новому стилю Декабрь (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …

Филофея Афинская (1522 - 1589), преподобномученица.

Родилась в Афинах в 1522 году. Ее родители, Сирига и Ангел Бенизелос, славились не только знатностью и богатством, но и глубоким христианским благочестием. Часто милосердная Сирига обращалась с молитвенным прошением к Пресвятой Богородице о даровании ей ребенка. Ее теплые молитвы были услышаны, и у супругов родилась девочка, которой дали имя Ригула. Родители воспитали дочь в глубоком благочестии и правоверии, а по исполнении совершеннолетия выдали замуж. Муж ее оказался человеком нечестивым и грубым, часто избивал и мучил жену. Ригула терпеливо переносила издевательства и молилась Богу, чтобы Он вразумил ее супруга.

Через три года муж Ригулы скончался, и преподобная, получив свободу, стала подвизаться в постничестве, бдении и молитвах. Святая подвижница основала женский монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Когда благоустройство обители было завершено, преподобная первой из насельниц приняла постриг с именем Филофея.

В то время Греция страдала под турецким игом. Многие афинянки были обращены турецкими завоевателями в рабынь. Преподобная Филофея все средства полагала для освобождения своих соплеменниц, многих она спасла, выкупив из неволи. Однажды четыре женщины бежали в обитель преподобной Филофеи от своих владельцев, требовавших от них отречения от христианства. Турки, узнав местонахождение гречанок, ворвались в келлию преподобной и, избив ее, отвели к правителю города, который бросил святую подвижнику в темницу. Утром, когда собралось множество турок, преподобную Филофею вывели из темницы. Правитель города сказал, что если она не отречется от Христа, то будет изрублена. Когда преподобная Филофея была готова принять мученический венец, Божиим Промыслом собралось множество христиан, которые освободили святую подвижницу.

Возвратившись в монастырь, преподобная Филофея продолжила подвиги воздержания, молитв и бдения, за которые удостоилась благодатного дара чудотворений. В предместье Афин, Патисии, она основала новый монастырь, где стала подвизаться с сестрами.

Во время праздника святого Дионисия Ареопагита турки схватили преподобную Филофею, долго истязали ее, а затем, полуживую, бросили на земле. Сестры с плачем перенесли истекавшую кровью святую преподобномученицу в местечко Калогреза, где она преставилась 19 февраля 1589 года. В скором времени святые мощи преподобномученицы Филофеи были перенесены в афинский соборный храм.

(http://drevo-info.ru/articles/9186.html)

Преподобномученица Филофея Афинская Св. Филофея, покровительница Афин, родилась в семье Венизелос в 1522 году, спустя шестьдесят лет после захвата города турками. Ее мать, имя которой было Сирига, долгие годы не имела детей и усердно молилась Богородице о даровании ей чада. Однажды, стоя на коленях в храме, она увидела, как от иконы Божией Матери мощным потоком излился в ее чрево сияющий луч света. Она восприняла это как знак того, что просимое в молитве наконец будет ей даровано. Вскоре она зачала и родила дочь, которую они с мужем назвали Ревула.
Семья Венизелос была состоятельной, и когда Ревуле было двенадцать лет, один из местных молодых людей благородного происхождения попросил ее руки, зная, что ей достанется все отцовское состояние. Ревула не хотела выходить замуж, но жених нравился ее родителям из-за его социального положения, поэтому в семье добивались от нее согласия. Ей пришлось покориться. Три года девочка прожила несчастливо с мужем-тираном. Его жестокость угнетала ее. Все усилия смягчить его нрав были напрасны, и она горячо молилась Богу об избавлении от страданий. И вот молодой человек неожиданно умер, после чего Ревула смогла вернуться в родной дом. Родители пытались принудить ее ко второму браку, но на этот раз она держалась твердо и категорически отказалась вступить во второй нежеланный союз.

Избежав недальновидности, свойственной ее матери в вопросах устройства ненужных браков, Ревула, однако, унаследовала от нее склонность к благочестию. Она лишь просила дать ей возможность служить Богу так, как она хотела. После десяти лет вдовства Ревула похоронила родителей и стала вести подвижническую жизнь, особенно прилежа воздержанию, бодрствованию и молитве. Через какое-то время ей явился в чудесном видении св. апостол Андрей с повелением построить в честь его имени женский монастырь. Обитель была возведена рядом с тем местом, где сейчас находится митрополичий собор (освященный в честь св. Филофеи). В ней было множество часовен, келий и мастерских. Ревула содержала обитель за счет дохода от владений своей семьи, включая окрестные фермы и пастбища. До наших дней сохранилась лишь монастырская церковь, которую много раз реставрировали.

Когда эта обитель, на строительство которой было потрачено много средств, была готова к приему насельниц, Ревула постриглась в монашество с именем Филофея и стала ее первой настоятельницей. Поначалу в обители поселились, постригшись в монахини, только многочисленные служанки и работницы из родительского дома Филофеи, которых она подготовила к служению Богу. Постепенно приходили и другие женщины, и обитель стала процветать под началом своей щедрой и доброй основательницы. Заботясь о больных и нуждающихся жителях Афин, молодая настоятельница строила множество больниц и домов для бедных, постоянно сама ухаживала за больными и врачевала их сердца бальзамом собственной глубочайшей веры.

Щедрость святой Филофеи была безгранична, но монастырская казна была ограничена. В какой-то момент сестры стали жаловаться на то, что из-за всех этих обширных трат они сами испытывают нужду в самом необходимом. Филофея призвала их отвергнуть малодушные помыслы и уповать на Бога, а через несколько дней двое богатейших жителей Афин пришли в монастырь помолиться и оставили сестрам щедрое пожертвование.

В то время в Афинах были рабы из числа христиан, похищенных и увезенных насильно из отдаленных уголков Греции пиратами-сарацинами, которые продавали людей в рабство. Эти мужчины и женщины иногда под давлением обстоятельств, уговоров своих товарищей по несчастью и по настоянию хозяев-мусульман принимали ислам. Во времена турецкого ига образование в Греции пришло в упадок, и молодые рабы, оторванные от культуры своего народа, имели лишь самое поверхностное представление о Христианстве. Они видели, какие социальные привилегии имеют мусульмане, и зачастую становились вероотступниками.

Когда эти люди, недавно ставшие рабами, попадали в Афины, Филофея шла к ним со словами сочувствия и ободрения. Как-то раз св. Филофея дала приют четверым беглым христианским рабыням. Она с радостью приняла их и, пока могла, укрывала их у себя, чтобы при первой возможности отправить на родину. Вскоре хозяин этих рабынь узнал о случившемся. Поскольку, согласно турецким законам, он имел полное право владеть рабами, святую арестовали и привели к правителю. Всю ночь она провела в тесной камере, а наутро правитель, услышав из ее собственных уст отказ выдать рабынь, вынес ей обычный в таких случаях приговор: либо казнь через усечение мечом, либо обращение в ислам. Филофея спокойно ответила, что не откажется от Христианской веры, и что палач только порадует ее, дав возможность предстать пред ее Господом раньше, чем позволил бы естественный ход ее жизни.

Судья уже должен был огласить приговор, но в этот момент пришли несколько человек из числа христиан, пользовавшихся в городе влиянием. Им удалось умилостивить правителя при помощи весьма убедительных доводов (и, несомненно, хорошей взятки). Филофею освободили, разрешили ей вернуться в обитель. После освобождения она отправилась на остров Кея, где было подворье ее монастыря, и оставалась там какое-то время, после чего вернулась в Афины.

Еще при жизни святой по ее молитвам совершались чудеса. Одно из наиболее известных произошло с молодым пастухом, впавшим в различные пороки, в том числе в воровство. В конце концов он стал одержимым, бродил обнаженным по деревням, полям и холмам, а когда впадал в неистовство, его приходилось заковывать в кандалы. Оправившись от приступа, он ходил по окрестным монастырям в надежде на исцеление. Как-то он пришел и к святой Филофее. Она много молилась и постилась, умоляя Господа освободить его от уз диавола. По ее молитвам больной получил исцеление, а впоследствии св. Филофея постригла его в монашество.

Помощь бедным, недужным и скорбящим нелегким бременем ложилась на плечи сестер обители, что вынудило святую Филофею построить второй монастырь, куда сестры могли бы приходить ради уединения. Новый монастырь с церковью св. Андрея располагался в афинском округе Патиссия на улице, носящей в наши дни название Лефкосия (там до сих пор стоит часовня св. Андрея). Святая сама часто искала уединения в пещерке неподалеку. Пещера сохранилась до наших дней в виде красивой усыпальницы на лесистом холме афинского округа под названием Филофея. В храме, расположенном на вершине этого холма, находится самая первая из всех икон с изображением святой Филофеи, а также частица ее мощей.

Принимая во внимание тот факт, что святая настоятельница бесстрашно и во множестве творила добрые дела, не следует удивляться вражде по отношению к ней, воздвигнутой по наущению духа злобы. С тех пор прошло четыреста лет, и мы не можем узнать все подробности ее жизни: мы уже не услышим рассказы болящих и бездомных, за которыми она ухаживала, слабых духом, которым помогла укрепиться ее молитва, рабов, получивших с ее помощью свободу - возможно, она делала это посредством собственных "подпольных рельсов". Однако с большой степенью вероятности можно предположить, кому это могло не нравиться. И об этом стоит говорить, поскольку анонимный биограф св. Филофеи, составивший ее житие вскоре после ее кончины, странным образом оставил без объяснений мотивы и подробности той вражды, которая значительно сократила земную жизнь святой, тем более что все остальные эпизоды этой жизни описаны им со свойственным греческой агиографии вниманием ко всем деталям.

Интересно, однако, что в рассказе о подворье на острове Кея биограф говорит о нем как о месте, куда приезжали монахини, которые не могли жить в Афинах. К тому же сама святая Филофея отправилась туда сразу после освобождения из-под стражи, где ей угрожала мученическая смерть. Вполне возможно, что некоторые из этих сестер на острове Кеа были беглыми рабынями или даже обращенными из турецких мусульманских семей (подобное преступление каралось смертью), и что св. Филофея сама вдохновила их на побег и умело направляла их. Если так, то все эти сведения (за исключением ее ареста, и без того ставшего достоянием общественности) нельзя было приводить в хрониках сразу после ее кончины, так как это могло повлечь за собой гонения в отношении насельниц основанных ею монастырей и благотворительных заведений. Этим можно объяснить и тот факт, что, при отсутствии прямых доказательств ее вины, местные турки учинили над ней самосуд.
Так считают и местные жители. Молодой священник храма св. Филофеи, который является и историком, предполагает, что в передаваемых с тех времен из уст в уста рассказах есть свидетельства о том, что она не только помогала бежать христианским рабам, но и приводила обратно в Церковь отступивших от веры христиан, а также обращала в Христианство молодых мусульман.

Так или иначе, вечером 2 октября 1588 года (вероятнее всего), когда св. Филофея находилась в храме на всенощной службе в честь праздника сщмч. Дионисия Ареопагита, в монастырь в Патиссии вошла толпа турок и, привязав ее к столбу, жестоко избила святую; биограф не объясняет, почему они это сделали. На следующий день сестры перевезли ее в пещеру, где также было подворье их монастыря, считая это место более для нее безопасным. Там она немного подлечила нанесенные ей раны, но до самой своей смерти, последовавшей 19 февраля 1589 года, когда ей было 67 лет, была прикована к постели. Двадцать дней спустя после кончины святой ее могилка начала издавать чудесное благоухание, а когда через год вскрыли ее мощи, они оказались нетленными и источали миро в знак того, что своей жизнью она угодила Богу.

Святая Филофея была канонизирована вскоре после смерти, между 1598 и 1602 годом. Ее мощи в настоящее время покоятся в митрополичьем соборе в Афинах, а также в небольшой церковке в округе Филофея, посвященной ее имени. Эта церковка расположена на холме над пещерой, где она любила молиться. Часовня св. апостола Андрея и столб, у которого ее избивали (все, что осталось от ее второго монастыря), до сих пор находятся на улице Лефкосия.

О СВЯЗИ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЯ. КАЖДЫЙ ЛИ РАЗ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ? Петр (Прутяну), игум. Отец Петр, в последнее время в православной русской блогосфере все активнее обсуждается вопрос о связи между исповедью и причастием. Как исторически сложилось, что исповедь и причастие в обиходе стали связанными таинствами? Почему, на Ваш взгляд, этот вопрос так активно сейчас обсуждается? Дискуссии на эту тему в русской церковной среде ведутся, по меньшей мере, с 2006 года, и это радует. Я внимательно следил за тем, что писали на эту тему. На мой взгляд, большинство богословов, которые высказывались по данному вопросу, очень правильно ставят вопрос и выступают с предложениями, которые весьма близки духу Предания Церкви и соответствуют сегодняшним реалиям церковной жизни. Как мы увидим ниже, у греков такой проблемы нет. Однако у нас, где практика систематического причащения только начинает восстанавливаться в некоторых местах, этому препятствует «правило» исповеди мирян перед каждым причастием. Чаще всего исповедь совершается в спешке или формально, в лучшем случае сводясь к простому благословению на причастие. Искренние и сознательные священники справедливо поднимают этот вопрос, тем более что они сами не исповедуются перед каждым причастием, а «лицемерие двойных стандартов» не может продолжаться бесконечно. Как говорят святитель Иоанн Златоуст и преподобный Никодим Святогорец, правила подготовки к причастию (пост, молитва, исповедь - в случае необходимости) должны быть одинаковыми как для духовенства, так и для мирян. У клириков нет и не может быть никаких привилегий для причастия; есть только дополнительные обязательства, связанные с научением и служением. Надеюсь, это станет понятнее в рамках историко-литургического и духовного подхода, о котором речь пойдет далее. ОБ АПОСТОЛЬСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИЛЮДНОЙ ИСПОВЕДИ С исторической точки зрения можно утверждать, что практика исповеди и отпущения грехов преемником апостолов (епископом или делегированным священником) имеет апостольское происхождение (I век), и она всегда существовала в Церкви. Однако с течением времени эта практика обретала различные формы и значения. Исторические свидетельства первых трех-четырех веков отрывочны и запутаны. Однако уже в IV-V вв. мы видим существование двух совершенно разных типов исповеди, между которыми позднее произошло «слияние». Так сложилась нынешняя практика исповеди. Здесь необходимо сделать ряд уточнений. Существовала такая исповедь, которая совершалась только в случае тяжких грехов - идолопоклонства, отступничества, блуда, убийства, воровства и других грехов, которые считаются «смертными» (I Ин 5:16). Такая исповедь принималась единственный раз после крещения (ср. «Пастырь Ерма», Тертуллиан и др.) или не более двух-трех раз в жизни, а христиане, которые со всей серьезностью относились к своей жизни после крещения, практически никогда не исповедовались, хотя и причащались на каждой воскресной или даже ежедневной литургии. До конца IV века, в случае тех грехов, о которых знали все, такая исповедь совершалась прилюдно, а в тех случаях, когда община не знала о грехах, в них тайно исповедовались епископу или делегированному им священнику. После исповеди епископ или даже поместные соборы (см. 5 правило Первого Вселенского собора) принимали решение об отлучении от причастия кающегося на определенный срок (от нескольких месяцев до 15-20 лет). В зависимости от покаяния кающегося срок отлучения от причастия мог быть сокращен или продлен. По истечении установленного срока епитимьи человека допускали к причащению автоматически, без особых молитв или разрешительных формул, а в некоторых местных традициях - через возложение рук епископом или помазание освященным елеем. Существовала и монашеская исповедь, которую принимал духовный отец («старец/геронда»), чаще всего нерукоположенный (игуменья, если речь идет о женских монастырях). В данном случае шла речь об исповеди помыслов и получении личных советов в отношении духовной брани. Такая исповедь не касалась серьезных грехов, которые предполагали бы отлучение от причастия и обращение к местному епископу. Согласно историко-литургическим источникам, ни одна из этих двух практик исповеди не имела своего литургического чина вплоть до XI века. Более того, лишь в XII веке, сначала на Западе, затем на Востоке, распространилось представление о том, что исповедание своих грехов в присутствии епископа или священника является единственной формой покаяния, а те грехи, которые не отпустил епископ или священник, не прощаются. Оба представления неверны и опасны. Именно они стали основной причиной «слияния» двух типов исповеди, которые практиковались не только монастырской среде, но и в миру. Наложение этих двух типов исповеди исказило смысл каждого из них, и эффект не всегда была положительным. ИСПОВЕДЬ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ В первые три века христианской эры ко крещению допускали только после продолжительной катехизации, а кандидатам требовалось еще до крещения принести свидетельство чистой жизни. Было недопустимо, чтобы крещеный христианин по-прежнему совершал тяжелые грехи (I Ин 3:09, 5:18; Евр 6:4-6). Если же так случалось, что кто-либо из христиан совершал тяжкий грех, его отлучали от евхаристической общины (I Кор 5:1-5). Спустя некоторое время, если человек приносил свидетельство своего покаяния, его принимали вновь (2 Кор 2:3-11). Конечно, ранние христиане имели сознания своей греховности (I Ин 1:8-10), но покаяние за грехи рассматривалось как непрерывный процесс, радикальный этап которого имеет место перед крещением, а затем становится постоянным духовным деланием до конца жизни. Особый акцент ставился на «исследование совести» (I Кор. 11:28). В малых грехах, которые совершал каждый, люди «исповедовались друг другу» и «молились друг за друга» (Иак 5:16, 1 Ин, 5:16-17). Разумеется, наибольшее внимание уделялось ежедневному покаянию перед Богом, особенно перед причастием Святых Таин (ср. Дидахи 4:14), а прощение за эти грехи даровалось через само приобщение Телу и Крови Христовым, которое совершается «во оставление грехов и в жизнь вечную». Если вы обратили внимание, в этом кратком описании использованы глаголы в прошедшем времени - не потому, что все изложенное перестало быть действительным, но потому, что прежний смысл был в значительной степени утрачен и с трудом может быть восстановлен. После Миланского эдикта (313 год), в лоно Церкви стали принимать всех желающих, хотя жизнь многих не соответствовала Евангелию. И если готовить людей ко крещению продолжали с большой тщательностью, число христиан, которые совершали грехи, отлучавшие от причастия, все возрастало. Так, Церковь была вынуждена налагать на людей разные епитимьи для соблюдения покаянной дисциплины. Но даже в этой ситуации исповедь в присутствии епископа или священника не была обязательным условием для причастия, но каждый шел на исповедь по зову своей совести. Святитель Иоанн Златоуст, называемый также «учителем покаяния», часто упоминает об исследовании совести и искреннем покаянии за грехи, но редко когда под этим он подразумевает исповедь грехов у священника. Вполне вероятно, что ни сам святитель Иоанн Златоуста, ни святитель Василий Великий никогда не исповедовались (в понимании того времени). Это могло бы означать, что у них были препятствия в их священническом служении, однако их жизни свидетельствуют об обратном. Тем более, что все великие иерархи тех времен принимали крещение в зрелом возрасте и с полным осознанием того христианского призвания, которому они были верны. УГАСАНИЕ ТРАДИЦИИ КАТЕХИЗАЦИИ. ПОЯВЛЕНИЕ РУКОВОДСТВ К ИСПОВЕДИ К сожалению, в течение VI века, но в особенности после периода иконоборчества, условия для крещения практически исчезли, и это привело к введению ряда условий (изначально отсутствовавших) для причастия. Одновременно с этим резко сократилась частота причащения. Если в первые века было недопустимо, чтобы кто-либо принимал участие в Божественной литургии, не причащаясь (!), то после VI века литургию все чаще рассматривают как изображение символов и мистических образов, которые могут духовно возвысить человека и без евхаристического причащения. Одновременно с введением поименного поминовения на Проскомидии (XI-XII вв.) и развитием ошибочных представлений об «омытии грехов» поминающихся, суть литургии стала еще более размываться. Ведь для того чтобы тебя помянули на литургии, не было необходимости ни поститься, ни исповедоваться, в то время как для причастия требовалось и то, и другое, и много чего еще. В этот же период монастырские чины богослужений и постов получают все большее распространение в миру. В XIII веке устав монастыря св. Саввы стал нормой для всей Церкви, а монашеское влияние на всю ее жизнь достигло своего апогея в период исихастских споров. Этот внутренний исторический контекст Церкви, наложившийся на вторжение мусульман с Востока и схоластическое влияние с Запада, привел к тому, что люди стали причащаться еще реже. Если же они хотели причаститься, им надлежало следовать монашеской практике подготовки к Евхаристии, исповедуя все грехи, в том числе помыслы. Монахи даже начали писать различные руководства к исповеди, уча мирян, как «правильно» исповедоваться. Только в XIX веке, да и то лишь в греческом пространстве, в отношении формы и частоты исповеди была предпринята попытка вернуться к древней практике Церкви. Так, в наши дни греки причащаются относительно часто, но идут на исповедь только тогда, когда ощущают в этом потребность, не будучи обязанными исповедоваться перед каждым причастием. Никто не отрицает существование некоторых злоупотреблений в нынешней греческой практике, но она лучше всего соответствует древней практике Церкви. САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ИСПОВЕДЬ На Афоне, к примеру, существует несколько монастырей, в которых «сакраментальная исповедь» совершается только два или четыре раза в год, а монахи причащаются от двух до семи раз в неделю. Если братьям нужны какие-либо советы от настоятеля или если они хотят исповедовать свои помыслы, то они могут это делать и каждый день. Однако это уже не сакраментальная исповедь, а лишь духовная или подчас чисто человеческая беседа. Ни сакраментальная исповедь, ни духовные беседы не ведутся во время богослужения и даже не в храме. Настоятель и его духовный сын беседуют сидя, а в случае сакраментальной исповеди, в самом конце, настоятель берет епитрахиль и читает соответствующие молитвы. Все очень просто и личностно, а в женских монастырях (многие из которых являются подворьями афонских монастырей) исповедание помыслов совершается перед игуменьей, и только в случае более серьезных грехов игуменья может направить сестру к священнику-духовнику для чтения над ней необходимых молитв. Некоторые могут задаться вопросом: а что же такое Таинство исповеди? Обязательно следует помнить, что в первом тысячелетии христианства понятие «сакраментального таинства» относилось только ко Крещению и Евхаристии (а все остальные священнодействия были связаны с Евхаристией; ср. Дионисий Ареопагит). Только западная схоластика, а затем и православное богословие (лишь в XIII-XIV вв.) включают в число «таинств» и покаяние/исповедь. Под «таинством исповеди» нам не следует понимать «тайну/секрет исповеди», что, по смыслу, совсем иное. Следовательно, исповедь может быть названа «таинством» только в самом широком смысле этого слова (так же, как, например, освящение воды), но фактически она предшествует всем «таинствам», и именно поэтому ее чин не начинается со слов «Благословенно Царство…». А некоторые чины предписывают совершение исповеди в притворе или в особых помещениях, а не в церкви, и, уж конечно, не во время литургии. Если у кающегося нет больших грехов, исповедь может быть простой духовной беседой, во «внелитургической» обстановке, а в сакраментальной исповеди (с молитвами и разрешением от грехов) нуждаются только те, кто из-за тяжелых грехов отпал от Церкви и ищет примирения с ней и со Христом. БИЛЕТ НА ПРИЧАСТИЕ Священное Писание и святоотеческое предание нашей Церкви уделяют большое внимание духовному росту, который возможен только через созревание духовного сознания. Разумеется, более частая исповедь помогает в этом, но только тем, кто из «среднего класса». Те, кто приходит в церковь от случая к случаю, не понимают, почему им следовало бы чаще исповедоваться. Это может их даже пугать. А тех, кто обладает каким-то духовным опытом, это утомляет или замедляет их естественный духовный подъем. Исповедь не следует рассматривать как возможность получить прощение за грехи, которые человек не понимает или с которыми никак не борется. Такая исповедь вскоре становится формализмом, вводящим в заблуждение! Духовная практика показывает, что человек, который причащается несколько недель подряд, исповедовавшись при этом всего один раз, более внимателен к своей духовной жизни, нежели тот, кого призывают исповедоваться перед каждым причастием. Люди из первой категории будет духовно возрастать, правильно понимая смысл причастия и исповеди, в то время как люди из второй категории будут воспринимать исповедь как своего рода «окошко», в котором выдаются (или даже продаются!) «билеты» на причастие. Так происходит чаще всего, хотя может быть и целый ряд исключений. Нашим христианам следует понимать, что покаяние не ограничивается исповеданием грехов и получением разрешительной молитвы. Любая молитва и духовное усилие являются покаянием. Это не исключает исповедания грехов в присутствии епископа или священника, но дополняет и завершает его. Можно сказать, что покаяние - это «постоянное терапевтическое упражнение», а исповедь - «хирургическая операция». Однако мы дошли до того, что оперируем людей на каждом шагу, все время держа их под анестезией, но при этом не учим их вести здоровый образ жизни. Апостол Павел пишет о том, что перед причастием Святых Таин «да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор 11:28). Здесь речь идет об исследовании собственной совести, которую следует воспитывать таким образом, чтобы человек видел свои грехи и каялся в них. Если же его грехи становятся каноническими препятствиями к причастию Святых Таин, то он должен исповедаться и понести наложенную на него епитимью до тех пор, пока снова не войдет в евхаристическую общину Церкви, от которой он был отлучен через свой грех. ОБНОВЛЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ, А НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕАНС На мой взгляд, в течение жизни у человека могут быть всего лишь несколько исповедей, которые были бы подлинным обращением от греха или «обновлением Крещения». Некоторые люди никогда и не переживают подобное возвращение, даже если исповедуются относительно часто. Что бы ни говорилось, исповедь, совершаемая каждую неделю или даже каждый месяц, не может быть столь интенсивным переживанием, как подлинное покаяние с «реками слез», о которых говорят святые отцы в связи с этим. Таким образом, мы вынуждены признать, что не все исповеди являются исповедями в полном смысле этого слова, а исповедь и покаяние являются пересекающимися понятиями, которые, тем не менее, не тождественны друг другу. Для причащения Святым Тайнам нам надо постоянно пребывать в состоянии покаяния и сокрушения сердца, без которых мы не можем приступать к евхаристической Чаше. Но это не означает, что каждый раз мы должны идти на исповедь, если наша совесть нас к этому не побуждает. Если же мы чувствуем потребность в исповеди, и есть такая возможность, тогда это непременно надо сделать: без спешки, без стереотипов, не превращая исповедь в «психологический сеанс», без обсуждения тех вопросов, о которых можно поговорить и вне исповеди, и, разумеется, без того, чтобы чрезмерно утомлять священника. Есть люди (особенно женщины), которые, если бы это было возможно, исповедовались бы каждый день по целому часу, впадая в опасные заблуждения. Но такой подход является не духовным, но сентиментальным, а порой даже бесовским. По всей видимости, лукавому интереснее создавать у тебя впечатление, будто ты делаешь что-то хорошее, нежели тогда, когда он ничего не дает тебе сделать. Поэтому священники, особенно молодые, должны быть внимательны к длительным и подробным исповедям, в то же время не впадая в формализм исповедей «на конвейере», которые, по сути, исповедями и не являются. НЕДЕЙСТВЕННАЯ ИСПОВЕДЬ Такое явление, как формальные исповеди, наблюдается особенно в городах и в некоторых монастырях, где практику исповеди, особенно в дни постов, следует безотлагательно и радикально пересмотреть. Осмелюсь утверждать, что многие из таких исповедей попросту недейственны. И их недейственность проявляется в том, что большинство (не)верующих, которые приходят раз в год исповедоваться и причаститься, сразу же после этого продолжают вести образ греховный образ жизни, чуждый Евангелию. Священники считают, что, будучи более снисходительным к этим людям, они их обретают для Церкви, но на самом деле они обманывают сами себя, потому что те люди по-прежнему остаются вне Церкви и даже после разрешительной молитвы причащаются недостойно. Бог может простить и убийцу, и блудника, которые приносят искреннее покаяние и меняют свою жизнь. Но дать отпущение грехов и причастить Телу и Крови Христа всех пьяниц и блудников, которые приходя в храм один раз в год, а затем сразу возвращаются к своей жизни, полной страстей, - это опасная вещь, которая к добру не ведет. Здесь мы не говорим об исключениях… ПРАКТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ. ЧТО СЧИТАЕТСЯ НОРМОЙ? В заключение хотелось бы отметить ряд практических соображений, которые я не навязываю, а лишь предлагаю для обсуждения: Из-за отсутствия катехизации в Церкви люди часто живут в крайне тяжелых грехах, которые они считают нормой. В частности, я имею в виду сожительство и другие плотские грехи, вошедшие в моду. Поэтому, для тех, кто приходит причаститься один или три-четыре раза в год, исповедь перед каждым причащением обязательна, особенно если священник не знает жизни этого человека. Фактически, исповедь перед каждым причащением появилась именно тогда, когда люди стали причащаться только несколько раз в год. Возникает вопрос, следует ли причащать тех, кто уже на протяжении многих лет подряд причащается раз в год, «по традиции», не имея при этом искреннего желания быть живыми членами Церкви. Зачем нам обманывать этих людей и себя самих? Евхаристический минимум, установленный Церковью, предполагает причастие раз в три воскресенья (80-е правило Трулльского собора), а не раз в год. Тем, кто причащался один раз в год, я разрешил причащаться только при условии (на мой взгляд, оправданном), что они придут, по меньшей мере, два-три воскресенья подряд на причастие. Так, некоторые впервые в своей жизни причащались несколько воскресений подряд и даже держали весь Великий пост. Некоторые из тех людей продолжают причащаться и сейчас, а других я больше не видел. Несмотря на это, по крайней мере, я попытался вывести их из ложного понимания о том, что если ты причащаешься раз в год, то все в порядке, и тот, кто делает это, является православным по всем правилам. Те люди, которые начинают чаще ходить в церковь и осознают необходимость и пользу более частого причащения, на мой взгляд, на первом этапе (продолжительность которого зависит от каждого человека в отдельности) должны исповедоваться перед каждым причастием. Затем они могут причащаться дважды после одной исповеди, затем трижды - до тех пор, пока они не достигнут духовной зрелости. Тогда они уже перешагнут через эту «математику» и будут приходить на исповедь каждый раз, когда почувствуют в этом необходимость, а их духовная жизнь обретет равновесие. Возникает вопрос, надо ли в подобных ситуациях верующим подходить каждый раз и просить благословения на причастие. Думаю, в отношении одних - да, а в отношении других - такой необходимости нет. Те христиане, которые являются живыми членами Церкви, читают Священное Писание и другие духовные книги, совершают утреннее и вечернее правило, соблюдают четыре многодневных поста, а также среды и пятницы, находятся в мире со всеми и исповедуются раз в три-четыре недели, могут, на мой взгляд, причащаться на каждой литургии без особых дополнительных условий. В целом, однако, лучше следовать совету духовника, который должен воспитывать в человеке послушание не себе, но показывать верный путь ко Христу и воспитывать его совесть трезвенной и здоровой. Хороший духовник никогда не будет навязывать своим духовным чадам условия для причастия, которые он сам не выполняет, хотя, быть может, имеет в них большую нужду. Да поможет нам Бог избавиться от болезненных стереотипов, в которых мы застряли, а епископам и священникам да подаст мудрости и силы, чтобы приблизить людей ко Христу. Перевод с румынского: Алина ПАТРАКОВА



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама