THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Большинство людей понимают, насколько важно здоровье тела. Однако многие не учитывают важность психического здоровья. Хорошее психическое здоровье делает жизнь более приятной. Также оно способствует более высокому уровню физического здоровья и выносливости. Чтобы быть действительно здоровым, вам нужно заботиться как о телеcном, так и об психическом здоровье.

Шаги

Как справиться со стрессом

    Занимайтесь физическими упражнениями. Когда вы испытываете стресс, ваш мозг вырабатывает гормоны, которые сообщают телу, что нужно подготовиться отвечать на угрозу. Сильный стресс может подвергнуть опасности ваше психическое здоровье, а также порой приводит к появлению симптомов физического нездоровья. Хороший способ справиться со стрессом – физические упражнения.

    Хорошо питайтесь. Правильная диета и правильные привычки в питании также помогут снизить стресс. В частности, старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

    Высыпайтесь. Сон – это время, когда ваш организм восстанавливается и обрабатывает стресс, которому подвергся в течение дня. Это время, когда ваш мозг отдыхает. Сон также позволяет телу и напряженным мышцам расслабиться после тяжелого дня.

    Практикуйте медитацию осознанности. Медитация осознанности – это такой вид медитации, который требует сосредоточения на настоящем моменте. Практика медитации осознанности фокусируется на том, чтобы просто быть и больше ничего не делать в данный момент.

    Как повысить свою самооценку

    1. Сомневайтесь в своем внутреннем критике. Быть довольным собой – очень важно для психического здоровья. Беспокойство и негативные мысли могут докучать вам и не позволять чувствовать себя хорошо. Неуверенность в себе может терзать больше всего. Следующие упражнения помогут вам унять внутреннего критика и успокоить ваше волнение:

      • Если поймаете себя на беспокойстве и/или негативной мысли о себе, задайте себе некоторые вопросы. Например, “Добра ли эта мысль по отношению ко мне?”, “Является ли эта мысль правдой?”, “Сказал бы я такое другому человеку?”. Ответы на эти вопросы часто помогают снизить уровень неуверенности в себе.
      • Измените негативную мысль, чтобы сделать ее более верной или доброй. Например, вы можете поймать себя на мысли: “Я никогда ничего не могу сделать правильно”. Постарайтесь сделать ее более правдивой: “Иногда я могу сделать что-то неправильно, но в иных случаях я очень хорошо справляюсь с заданием. Я не умею делать все на свете и это нормально, я горжусь тем, что я умею делать”.
    2. Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах. В трудные времена фокусируйте внимание на тех своих качествах, которые могут помочь вам справиться с жизненными вызовами.

      Практикуйте самоутверждение. Самоутверждение – это упражнение, в котором вы напоминаете себе о своей ценности, высказывая или записывая то, что вы в себе любите. Регулярное признание тех свойств, которые вы в себе любите, может значительно повысить вашу самооценку.

    Как справиться с негативными эмоциями

      Посвящайте время себе. Справиться с сильными эмоциями может быть трудно, но они являются неотъемлемой частью жизни. Способность контролировать свои эмоции и смягчать собственную боль – это неотъемлемая часть хорошего психического здоровья. Частью этого является посвящение времени себе и занятиям, которые приносят вам удовольствие.

      • Такое занятие будет для каждого человека разным. Возможно, у вас уже есть какие-то занятия, которые помогают вам справиться с эмоциями.
      • Хорошими примерами являются разговор с другом, прогулка, музыка, или другая успокаивающая деятельность, например, принятие пенной ванны.
    1. Практикуйте самосознание. Осознавайте собственные эмоциональные реакции на внешние события. Уделяйте время размышлениям над своими реакциями на сложные ситуации.

      • Вместо того чтобы немедленно реагировать на негативные события, постарайтесь мысленно отдалиться, чтобы отметить свою эмоциональную реакцию. Многие люди находят полезным, например, сделать несколько глубоких вдохов или посчитать до десяти, прежде чем реагировать.
      • Подумайте над тем, что вы чувствуете, без суждений. Это даст вам возможность реагировать не импульсивным, а более обдуманным образом.
      • Осознание своих эмоций особенно полезно в общении и отношениях.
    2. Ведите дневник. Дневник может помочь вам организовать свои мысли и чувства. Это может повысить вашу осведомленность о собственных эмоциональных реакциях. Это полезно как для ментального, так и для физического здоровья, например, это повышает иммунную систему и снимает стресс. Вот некоторые полезные подсказки для дневника:

      • Как мои чувства связаны с этим событием? Как они не связаны?
      • Что эти чувства говорят мне обо мне и моих потребностях?
      • Могу ли я объективно оценить свою эмоциональную реакцию? Какие предположения могу я сделать, исходя из своих суждений?
      • Старайтесь каждый день делать записи в своем дневнике в течение хотя бы 20 минут.

    Как поддерживать здоровые отношения

    1. Распознайте признаки здоровых отношений. Социальная поддержка очень важна в трудные времена. Друзья, члены семьи и коллеги могут предложить социальную поддержку и помощь при стрессовых жизненных событиях. Социальная поддержка также поможет почувствовать принятие и безопасность. Ищите в своих отношениях такие составляющие:

      Распознайте признаки нездоровых отношений. К сожалению, некоторые отношения могут быть нездоровыми или содержать в себе элементы насилия. Насилие в отношениях – это часто желание контролировать другого человека физически или эмоционально. Вот некоторые манеры поведения, которые могут говорить о том, что человек склонен проявлять насилие в отношениях:

      • Он целенаправленно пытается ввести вас в неловкое положение, пристыдить
      • Он чрезмерно критичен
      • Он игнорирует вас
      • Часто бывает капризным и непредсказуемым
      • Контролирует то, куда вы ходите, и ограничивает ваш круг общения
      • Использует фразы, вроде “Если ты…, то я…”
      • Использует деньги, чтобы контролировать вас
      • Проверяет ваш телефон или почту без вашего разрешения
      • Ведет себя как собственник
      • Проявляет свой нрав или чрезмерную ревность
      • Использует давление, чувство вины или принуждает вас к сексу
    2. Оцените свои отношения. Когда вы поймете, что характеризует здоровые или нездоровые отношения, уделите время тому, чтобы рассмотреть свой круг общения. Подумайте о том, какие отношения являются наиболее благоприятными, а какие вредными для вашей психики.

    3. Вкладывайте в свои здоровые отношения. Поддержание позитивных отношений зависит не только от других людей. Оно также зависит и от вашего поведения. Вот несколько советов о том, как поддерживать здоровые отношения:

      • Не забывайте, что каждый из вас – отдельная личность, и подумайте, что каждый из вас хочет от отношений.
      • Выражайте свои потребности и будьте восприимчивы к потребностям других.
      • Признайте, что вы не найдете полного счастья в одних отношениях.
      • Будьте готовы идти на компромисс и учитесь договариваться о результатах, которые будут приемлемы для вас обоих..
      • Проявляйте сочувствие, старайтесь понять представление и точку зрения другого человека.
      • Когда возникают серьезные проблемы, старайтесь обговаривать их честно и с сочувствием.

Понятие о психическом здоровье

Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

1. Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.

2. Нормальным возрастным развитием психики.

3. Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение – та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы – достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья – сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень – один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т. д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т. д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Понятие о неврозах

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) – это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние – показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Невроз, по И.П. Павлову, – это срыв высшей нервной деятельности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную структурными изменениями. То есть при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами. Следовательно, невроз при соответствующей терапии (преимущественно через нормализацию образа жизни) может быть устранен.

Выделяют три базовых формы невроза. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. Психастения, или невроз навязчивых состояний, чаще развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного типа возникают неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.

Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся астенический и истерический неврозы, неврозы страха, навязчивых состояний и др. Изсистемных чаще всего встречаются невротическое недержание мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К ним же нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, – это так называемые недифференцированные неврозы.

Каждый вид невроза имеет свои характерные особенности: симптоматику, частоту встречаемости, преимущественное развитие у лиц с определенными психофизиологическими особенностями и т. п. Например, астенический невроз – это сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, быстрой утомляемостью и пониженным фоном настроения; истерический невроз – неосознаваемое стремление к сохранению болезненного состояния и пр.

В отношении неврозов следует выделить два важнейших обстоятельства:

1. Проявления невроза преимущественно определяются индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, т. е. обусловлены наследственными предпосылками.

2. В конечном итоге непосредственной причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности. Дело в том, что в процессе напряженной работы мозг как бы использует имеющиеся у него резервы, работает «в долг», и если в восстановительном периоде этот долг полностью возмещен, то проблем нет. Но если мозг работает в условиях постоянного напряжения, а адекватных условий восстановления резервов не происходит, то в этом случае и наступает невроз. Например, так бывает у студентов в период экзаменационной сессии, когда вместо ритмичного чередования нагрузки на мозг и отдыха студент ограничивает время сна, лишает себя свежего воздуха, движения и положительных эмоций.

Таким образом, вероятность срыва высшей нервной деятельности преимущественно определяется образом жизни человека и особенностями его психофизиологической организации. Поэтому неврозом заболевают не только люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе, но и не умеющие правильно организовать свой образ жизни, живущие «вразнос»: как правило, о необходимости отдыха при таком напряженном режиме работы они знают, но вот именно сейчас, как им кажется, не время отдыхать.

Неврозы – широко распространенное нарушение. Так, среди школьников не более трети свободны от каких-либо психических нарушений; не менее 33 % призывников в ряды Вооруженных Сил ежегодно освобождаются от призыва в связи с нервно-психическими расстройствами, до 80 % учителей страдают его различными формами.

Длительно сохраняющиеся неврозы часто провоцируют различные хронические заболевания. Обусловлено это тем, что при функциональных нарушениях в мозгу возникают разнообразные нарушения в системе органов, связанных с соответствующей частью мозга. Проявляются эти нарушения у разных людей по-разному и прежде всего в наиболее слабой системе (в силу генетической предрасположенности, или нарушения здорового образа жизни, или того и другого вместе). Чаще всего невротические состояния проявляются в резком снижении работоспособности, ухудшении сна, памяти, снижении аппетита; может нарушиться стабильность кровотока и давление крови, появляются боли в разных органах и головные боли. И если поначалу жалобы человека не подтверждаются данными объективных исследований, то при недостаточной или неквалифицированной медицинской помощи могут развиться органические заболевания. Поэтому не удивительно, что каждый второй пациент с вегетативными симптомами нуждается в первую и главную очередь в помощи психотерапевта, и после получения квалифицированной помощи часто необходимость посещения другого врача-специалиста часто вообще отпадает.

«Психическое здоровье »

Выполнил: Иванов И.И.

Воронеж, 2010


Введение

Глава 2. Особенности и характер функционирования психики человека

Глава 3. Соотношение психики с позиции окружающего мира и физиологии человека

Заключение

Библиографический список

Введение

На современном этапе развития общества, в период процесса постепенной всемирной глобализации и повышающего уровня научно-технического прогрессе в мире все более актуальным становится исследования в гуманитарных областях научного знания. В науке происходит возврат от наукоемких технологий к гуманитарной сфере. Психология является типичным пример данного явления. Так как психология хотя и выступает одной из целого ряда гуманитарных дисциплин, на сегодняшний день она занимает твердые позиции среди всех гуманитарных дисциплин. Причины этого находятся в научном «кругозоре» и «дальновидности» психологии, которая позволяет подвергнуть человека всестороннему психологическому анализу, а также исследовать его поведению, жизни, и кроме этого все общество в целом. Заметим тот факт, что человек все же является социальным существом, поэтому психология направляет свой научный взгляд также и на общество. Важность данной науки в том, что она позволяет выявлять и вскрывать проблемы психологического характера в человеке и обществе, а кроме этого и решать их и прогнозировать.

На сегодняшний день проблема психического здоровья в современном обществе предстает актуальной. Актуальность обусловлена множеством факторов. Так, перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в России продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет, широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантного поведения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровень психически больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормой становится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др. Поэтому на основании всего вышеприведенного, исследование вопросов психического здоровья позволит, с нашей точки зрения, не только более корректно подойти к решению насущных проблем в психической области человека, но и возможно решить проблемы в социальной сфере целого общества.

Общая цель исследования является – проведение структурного анализа феномена «психическое здоровье»;

Задачи исследования: 1) изучить возможность объективного использования применения понятия «психическое здоровье»; 2) проанализировать особенности и характер функционирования психики человека; 3) провести структурный анализ психического здоровья сквозь призму соотношения психики и окружающего мира, а также физиологии человека.

Методология исследования основана на таких общенаучных методах как: анализ, синтез, будет использоваться сравнение и теоретическое обобщение.

Общая структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Психическое здоровье как норма

Психическое здоровье это собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих: психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект для изучения.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов. Так физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы.

Психическое здоровье - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Из данного определения следует одна важная мысль о том, что если физическое состояние здоровье это здоровье чего-либо вещественного, то психическое здоровье это нормальное функционирование фактически психических процессов в человеке.

Таким образом, психическое здоровье - суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Определение психического здоровья в современной науке тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.

В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует ; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальную болезнь - препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.

Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность. Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.

Вернувшись к психоанализу, отметим тот факт, что психоанализ первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. Для более полного понимания психического здоровья рассмотрим кратко изучение психики основоположником психоанализа З. Фрейда. Так в ходе своих исследований Фрейд установил, что психика изначально является регрессивной . Регрессия – одно из самых употребительных в психоанализе понятий и смысл его – не однозначный. Это, во-первых, переход от «вторичных», сознательных форм психической активности к первичным, бессознательным, инстинктивным. Во-вторых, от сложных – к упрощенным, детским способам рассуждения или возращения к изжитым, пройденным стадиям развития. В-третьих, это оживленное, заинтересованное стремление выразить с помощью слов, образов, жестов скрытое не артикулированное содержание психики. В-четвертых, возврат либидо, сексуального инстинкта к первичным, самым ранним его объектам. Подобно этому также Фрейд выделил такие особенности функционирования психики как: сопротивление, вытеснение, трансфер и др.

Помимо Фрейда, к деятельности которого в научной среде имеются и отрицательные мнения, следует отметить исследования К. Юнга и Э. Фромм. Выступая в роли продолжателей дела своего учителя и являясь представителями психоаналитической школы они также установили, что фактически понятие нормы, эталона в области психологии не приемлемо. Так, например, согласно К. Юнгу бессознательное, а в особенности коллективное бессознательное представляет собой общее для всех представителей человеческой расы основание психики, при этом занимающую наибольшую область в процессе функционирования человека. Психические расстройства, по мнению Юнга и Фромма могут выступать как следствие внутреннего противоречия между внутренними («наиболее человеческими») посылами и внешними этическими нормами и устоями. В данном ключе попытка определения эталона психического здоровья немыслима. Наше бессознательное, как примитивное, архаическое мышление, представляющее собой первоначальный стадий мироотношений человека, находится в непримиримом противоречии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которые делают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека. Действительность показывает, что мышление душевнобольных и невротиков, в большей или меньшей степени отличается как раз такими чертами, которые сближают их с людьми «архаическими», то есть фактически с людьми, которые не смогли на каком-то этапе своего развития решить этих внутренних противоречий. Поэтому, даже если мы попытаемся условно оформить психическое здоровье, то проблема будет насущной и актуально либо постоянно и сопутствующей всему человечеству, либо будет разрешена при новом витке развития психологии как научной дисциплины. Но исследования в области философии науки (например, работа «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета) скорее подтверждают первое.

Коснувшись вопросов эталона психического здоровья, интересным будет сравнение границ между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями . Так акцентуация характера понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификации характеров. Приводить в работе мы их не будем по причине минимума объема работы. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Здоровье — это особый дар, который дается человеку от рождения, причем далеко не всем. О необходимости беречь свое здоровье знают все, но мало кто знает о том, что здоровье, как состояние, выходит за рамки физического состояния.

Сущность психического здоровья

Психическое здоровье — важная составляющая общего здоровья человека. Это обусловлено тем фактом, что все элементы организма взаимосвязаны друг с другом и находятся под постоянным контролем нервной системы. Именно по этой причине состояние психики человека оказывает влияние на деятельность всех систем организма, а их состояние сказывается на психике человека.

О психическом здоровье человека можно вести речь при наличии трех компонентов:

  • отсутствие психических болезней;
  • развитие психики, соответствующее норме;
  • нормальное (благоприятное) общее состояние.

Для психики характерна связь между генетической (врожденной) программой и средой обитания. Норму психического здоровья определить очень сложно. Показатель нормы психического здоровья сугубо индивидуален, а границы его достаточно размыты. На самом деле очень трудно определить те факты, которые свидетельствуют о нарушении психического здоровья, так как большинство из них могут характеризовать эмоциональное восприятие окружающей действительности в здоровом состоянии.

Действительно, человек плачет по причине нормальной эмоциональной реакции на чужую или собственную боль; смеется по причине хорошего настроения. Но в отдельных случаях смех и плач могут характеризовать отклонения от нормы. Границы нормы и отклонений настолько нечеткие, что сама нервная система может иметь «пограничное состояние», когда нельзя говорить о здоровье, но и патологией назвать состояние также невозможно.

Особенно важно уметь наблюдать за состоянием психики. Причем необходимо контролировать состояние собственной психики и уметь анализировать психику близких людей, особенно детей. Одной из психических составляющих является состояние напряжения — усилия психики для выполнения того или иного вида деятельности.

У разных людей при выполнении одной и той же деятельности может происходить разный уровень напряжения, особенно заметно это у детей. Например, учебный процесс может вызвать у одного ребенка очень высокое напряжение, а другой практически не прилагает усилий. Соответственно, одному ребенку будет требоваться восстановительный период, а другому — нет.

Бесспорным фактом является то, что психическое здоровье — индивидуальное явление.


Важным вопросом для определения психического здоровья является выявление его критериев. По большому счету, один специалист не может определить состояние психического здоровья, для этого требуется группа экспертов в области психиатрии, неврологии, психологии и других смежных медицинских направлений.

Происходит это только после длительного детального обследования. Однако для текущей оценки собственного состояния или состояния психики родных и близких можно использовать простые приемы, доступные любому человеку.

Критерий 1: состояние сна

Человеческий организм устроен так, что нуждается в отдыхе, который обеспечивает нам полноценный сон. Именно во сне происходит полное восстановление сил организма, включая психические возможности. Если по каким-то причинам сон не обеспечивает полноценный отдых, то нужно ответить на вопрос, почему это происходит.

Неполноценный сон бывает по ряду причин:

  1. Неправильный режим дня, при котором продолжительность сна не соответствует потребностям организма. Считается, что человеку для восстановления сил требуется 8 часов сна, но при этом нужно делать поправку на индивидуальные особенности. Некоторым людям достаточно 6-7 часов в сутки (наука знает случаи, когда для полноценного отдыха требовалось 3 — 4 часа сна), а у других людей восстановление сил процесс более длительный и требует 9-10 часов. Особенно часто данное явление встречается у детей. Для поддержания психического здоровья нужно обеспечить свой организм полноценным ночным отдыхом.
  2. Мозг человека теряет возможность для полноценного отдыха. Другими словами, человек не может заснуть, или спит очень плохо. Данная проблема диагностируется как нарушение сна. В этом случае нужно провести обследование по выявлению причин нарушения сна. Важно при проблемах нарушения сна не заниматься самолечением, а обратиться к специалисту.

Помните, что отсутствие полноценного сна приводит к перенапряжению психики, что, в свою очередь, может перейти в психические расстройства.

Критерий 2: работоспособность

Умственная работоспособность характеризуется активным уровнем психических процессов: восприятие, память, мышление и др. Высокий уровень активности, и соответственно, работоспособности, характеризует высокий уровень психического здоровья. Снижение работоспособности приводит к неполноценному функционированию психических процессов, приводящему к ряду последствий: увеличение количества ошибок, вялость, апатия, снижение интереса к деятельности, отставание от темпа деятельности.

В свою очередь, психические отклонения от нормы приводят к вегетативным изменениям и соматическим расстройствам: учащение пульса, повышение давления, головные боли, некомфортные ощущения в области желудка или сердца и др. Снижение работоспособности является признаком многих психических расстройств и заболеваний, включая различные виды депрессивных состояний.

Снижение работоспособности может быть вызвано утомлением (однократной психической усталостью) или переутомлением (постоянное (хроническое) утомление). Низкую работоспособность лучше предотвратить, чем скорректировать.

Для создания условий нормальной работоспособности нужно:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха;
  2. Распределение нагрузки, посильной человеку.

Работоспособность человека зависит от индивидуальных особенностей. Склонность к усталости имеет свой уровень у каждого человека. Однако работоспособность можно и нужно развивать. Время физического и умственного труда нужно увеличивать постепенно, давая организму привыкнуть к нагрузке. Особенно важно это для детей. Неслучайно, ребенок, посещающий дошкольные образовательные учреждения, легче адаптируется к условиям обучения в школе.

На протяжении дошкольного периода его уровень работоспособности повышался средствами грамотной организации занятий от 10-15 минут в младшем возрасте, до 35 минут в подготовительной группе. Количество занятий также увеличивается из года в год, что позволяет встретить период школьного обучения полностью подготовленным.


  • Обеспечьте условия для полноценного сна. При признаках нарушения сна немедленно обратитесь за помощью к специалисту.
  1. Никогда не занимайтесь самолечением. Помните, что отдельные медицинские препараты и гомеопатические средства могут оказывать влияние на психику человека.
  2. Развивайте собственную работоспособность. Не делайте резких усилий, приводящих к переутомлению.
  3. Позаботьтесь об организации рабочего места. Нужно, чтобы оно было достаточно удобным и не вызывало раздражения.

Психическое и физическое здоровье — явления взаимосвязанные. Сохраняя свою психику, мы заботимся об организме в целом. Нужно внимательно относиться к своему состоянию и при малейших подозрениях на психический дискомфорт обратится к специалисту для помощи и консультации.

Комплексная оценка психического здоровья и его критерии.
Состояние психического здоровья - объект многочисленных наблюдений ученых. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует, что нарушения психического здоровья среди детей с каждым годом - чаще. В связи с этим на сегодня наиболее перспективным является комплексный подход к оценке психического здоровья.
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражаются общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.
По мнению директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ - психическому здоровью можно дать следующее определение: во-первых - это отсутствие явных психических нарушений , во-вторых - определенный резерв сил человека, благодаря которым она может преодолеть неожиданные стрессы , в-третьих состояние равновесия между человеком и окружающей средой, гармонии между ним и обществом .

По определению ученых "Психическое здоровье - это такое относительно устойчивое состояние организма и личности, что позволяет человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные нужды на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических и соматопсихических отношений в организме ". Особого внимания среди этих признаков психического здоровья заслуги ус критерий психического равновесия. От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В. Н. Мясищев).
Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешнее воздействие имеют большое значение для разграничения нормы и патологии, ведь только у психически здорового человека, т.е. уравновешенного, мы наблюдаем проявления:
- Относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям;
- Высокую индивидуальную приспособляемость организма к привычным колебаний внешней среды;
- Способность поддерживать привычное комфортное самочувствие, морфофункциональное сохранения органов и систем. Психическое здоровье человека тесно связано с наличием и сохранностью психологической устойчивости. Проблемы психологической устойчивости личности имеют большое практическое значение, поскольку устойчивость предохраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, обеспечивает реализацию физических и духовных потенций человека.

Состаляющие психологической устойчивости :
- Способность к личностному росту с адекватным решением внутренне личностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых)
- Относительную (не абсолютно) стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения;
- Развитое волевое регулирование.

Устойчивость к преодолению трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психического саморегулирования, постоянный достаточно высокий уровень настроения - это неотъемлемые составляющие психического здоровья.
Аномалии в психике личности наиболее четко выражаются в проявлениях дисгармонии, потере равновесия с социальным окружением (т.е. с социумом), в нарушении процессов социальной адаптации. Этот критерий органически связан с двумя другими: органичностью организации психики и ее адаптивными возможностями.
Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренные учебной программой, соблюдение норм поведения при взаимоотношениях с педагогами и сверстниками.

С медицинской точки зрения до психического здоровья относятся следующие признаки:
- Отсутствие психических болезней;
- Нормальное психическое развитие;
- Благоприятныое функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы.

В общеобразовательных школах клинически выраженные формы психических отклонений, как правило, не встречаются. Категория детей с психическими отклонениями посещает специализированные учебные заведения для умственно отсталых детей. В общеобразовательных школах как правило встречаются так называемые донозологические состояния, неврозы и невротические реакции.
Под нормальным развитием понимают психическое развитие, соответствующее возрасту и является гармоничным. Гармоничность развития заключается в примерно одинаковом уровне всех показателей интеллекта. Для каждого возрастного периода характерны те или иные показатели, способствующие развитию. По мнению психологов, "гармоничное развитие предполагает прежде определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой субъект, и имеющимися у него внутренними ресурсами для их достижения".
Под функциональным состоянием в физиологии понимают интегральный комплекс характеристик тех функций, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение определенного вида деятельности. Одним из основных показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, интегрирующей основные свойства психики - восприятие, внимание, память и т.д..
Показателем благоприятного функционального состояния нервной системы с высокая умственная работоспособность.
Умственная работоспособность школьников - это возможность овладеть различными учебными дисциплинами. В связи с этим уровень умственной работоспособности является одним из основных показателей психического здоровья детей и подростков. Обеспечение высокого уровня психического здоровья является одной из главных задач психогигиены.
Совокупность критериев основных проявлений здоровой психики, которые часто используют в научной литературе можно распределить в соответствии с видами проявления психического здоровья следующим образом: психические состояния, психические процессы, свойства личности, степень интегрированности, самореализация, социальное благополучие и т.д..

К критериям благоприятного состояния психики относится положительное эмоциональное состояние, наличие настроение, которое включает : эмоциональную устойчивость (самообладание) зрелость чувств, соответственно возрасту, управление негативными эмоциями (страхом, гневом, трауром, завистью и др..) Свободный естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранение привычного оптимального самочувствия.

Психические процессы включают : максимальное приближение субъективных образов к объектам действительности, отражающих адекватность психического отражения; адекватное восприятие самого себя, способность к логической обработке информации критичность мышления, креативность (способность к творчеству, умение использовать интеллект), знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).

Особое значение придается степени интегрированности, его гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (познание, стремление к истине), приоритет гуманистических ценностей (добра, справедливости, любви, красоты и др.)., Ориентация на саморазвитие, обогащения своей личности.

Критерием психического здоровья и самореализации является здоровая личность , которая характеризуется выраженной целенаправленностью (получением смысла жизни), энергичностью, активностью, самоконтролем, волей, адекватной самооценкой .
Психическое здоровье тесно связано с социальным благополучием личности, что отражается в таких характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к окружающему и социальное благополучие;
направленность на общественное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими и т.п..

Медицинские критерии выделяют пять групп психического здоровья .
1 группа - психически здоровы и оптимально адаптированные дети. им свойственны следующие черты: активность, коллективизм, уверенность в себе, высокая коммуникабельность, решительность, уравновешенность. Эти дети упорны в достижении цели.
2 группа - дети с функциональными нарушениями, преимущественно астено-невротическими реакциями. От своих здоровых сверстников они отличаются низкими показателями коммуникативности, стрессоустойчивости с ростом факторов ответственности.
3 группа - дети с донозологическими отклонениями, преимущественно с наличием астено-невротического синдрома. Дети этой группы характеризуются следующими чертами: уменьшением активности, ростом эмоциональной возбудимости, повышением тревожности, ограничением коммуникативности.
4 группа - дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии субкомпенсации (неврозы, Патохарактерологическое развитие личности). Для этих детей характерна высокая подверженность стрессу, нарастание эмоциональной возбудимости, апатия с высоким уровнем тревожности.
5 группа - дети с клиническими формами нервно-психических нарушений в стадии декомпенсации, требующие госпитализации. Для них характерны эмоциональные и поведенческие нарушения, возможно развитие депрессий на фоне вегетативных нарушений (тахикардия, нестабильность артериального давления, повышение потливости и т.д.).

Следует отметить, что изменения в состоянии психического здоровья детей и подростков находят свое отражение не только в соответствующих сдвигах показателей основных свойств нервных процессов, но и в динамике личных свойств и интеллектуальной деятельности.
Связь между нервно-психическими заболеваниями, особенностями личности, факторами среды является несомненным. С одной стороны, клиницисты утверждают, что такие заболевания резко меняют личность больного ребенка, с другой - общеизвестна наличие безусловного воздействия неблагоприятного социальной среды на формирование дисгармоничной, часто асоциальной личности.
Относительно учеников общеобразовательной школы, то педагога должны интересовать не явные клинические заболевания, а легкие, в основном функциональные отклонения, влияющие на формирование личности и учебную деятельность школьника, но подлежат коррекции через психолого-педагогические мероприятия.

Выявление связи между состоянием психического здоровья, особенностями личности ребенка и условиями, в которых проходит его развитие, является насущной потребностью сегодняшнего, важным научным задачам, объединяющим интересы психогигиены, психологии, педагогики.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама