THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Че-ло-ве-ка и его пер-вого при-час-тия, конфирмация вы-де-ли-лась на хри-сти-ан-ском За-па-де в конце I - начала II тысячилетия.

В трак-тов-ке конфирмации как от-дель-но-го от кре-ще-ния та-ин-ст-ва ка-то-лическая док-три-на ис-хо-дит из свя-щен-но-ис-то-рических со-бы-тий Пя-ти-де-сят-ни-цы и ос-но-вы-ва-ет-ся на но-во-за-вет-ных сви-де-тель-ст-вах о воз-ло-же-нии апо-сто-ла-ми рук на но-во-кре-щё-ных с це-лью пре-по-да-ния им осо-бых да-ров Св. Ду-ха, а так-же на свя-зан-ном с эти-ми сви-де-тель-ст-ва-ми су-ще-ст-во-вав-шем в древ-ней Церк-ви об-ря-де по-слек-ре-щаль-но-го ми-ро-по-ма-за-ния и воз-ло-же-ния рук на но-во-кре-щё-но-го епи-ско-пом.

В сред-ние ве-ка и Но-вое вре-мя гос-под-ство-ва-ло по-ни-ма-ние конфирмации пре-имущественно как под-твер-жде-ния зре-ло-сти ре-лигиозной ве-ры кре-щё-но-го в мла-ден-че-ст-ве че-ло-ве-ка, а так-же как его ос-вя-ще-ния и ду-хов-но-го ук-ре-п-ле-ния. Бо-го-сло-вие и прак-ти-ка конфирмации бы-ли за-кре-п-ле-ны ве-ро-учи-тель-ны-ми до-ку-мен-та-ми Рим-ско-ка-то-лической церк-ви на Фер-ра-ро-Фло-рен-тий-ском со-бо-ре и Три-дент-ском со-бо-ре.

В ка-то-ли-циз-ме та-ин-ст-во конфирмации счи-та-ет-ся не-об-хо-ди-мым для спа-се-ния. Его со-вер-ша-ет епи-скоп над под-ро-ст-ка-ми, дос-тиг-ши-ми 12-16-лет-не-го воз-рас-та. В осо-бых слу-ча-ях (напр., при кре-ще-нии взрос-лых с по-сле-дую-щей не-по-сред-ст-вен-но за этим конфирмации или в об-стоя-тель-ст-вах смер-тель-ной опас-но-сти) до-пус-ка-ет-ся де-ле-ги-ро-ва-ние епи-скоп-ских пол-но-мо-чий свя-щен-ни-ку и со-вер-ше-ние конфирмации в лю-бом воз-рас-те.

Как и при кре-ще-нии, при-ни-маю-ще-му та-ин-ст-во конфирмации тре-бу-ют-ся вос-при-ем-ни-ки (pa-trini). Ма-те-ри-ей та-ин-ст-ва слу-жит ос-вя-щае-мое епар-хи-аль-ным епи-ско-пом в чет-верг Стра-ст-ной сед-ми-цы ми-ро (chrisma), ко-то-рое по-сле воз-ло-же-ния рук и мо-лит-вен-но-го при-зы-ва-ния Св. Ду-ха на-но-сит-ся в фор-ме кре-ста на лоб кон-фир-ми-руе-мо-го. Фор-мой та-ин-ст-ва яв-ля-ют-ся про-из-но-си-мые епи-ско-пом при по-ма-за-нии сло-ва: «Зна-ме-ную те-бя зна-ком Кре-ста и ук-ре-п-ляю (confirmo) ми-ром спа-се-ния во имя От-ца и Сы-на и Свя-то-го Ду-ха. Аминь». Пра-виль-но со-вер-шён-ная конфирмация за-пе-чат-ле-ва-ет ду-шу (как и в та-ин-ст-вах кре-ще-ния и свя-щен-ст-ва) осо-бым «не-из-гла-ди-мым зна-ком» (character indelebilis), вслед-ст-вие че-го это та-ин-ст-во не мо-жет быть по-вто-ре-но.

Пред-при-ня-тая Ва-ти-кан-ским II со-бо-ром ли-тур-гическая ре-фор-ма при-ве-ла к не-кото-рым из-ме-не-ни-ям в прак-ти-ке конфирмации, что долж-но бы-ло от-ра-зить экк-ле-зио-ло-гическое зна-че-ние та-ин-ст-ва как усо-вер-шен-ст-во-ва-ние для кре-щё-но-го свя-зи с Цер-ко-вью и во-зоб-но-вить идею трёх-сту-пен-ча-то-го един-ст-ва хри-сти-ан-ской ини-циа-ции (кре-ще-ние, конфирмация, Ев-ха-ри-стия).

В совремеом об-ря-де та-ин-ст-ва конфирмация, ко-то-рое ре-ко-мен-ду-ет-ся со-вер-шать во вре-мя мес-сы, кон-фир-ми-руе-мый в знак са-кра-мен-таль-ной свя-зи со сво-им кре-ще-ни-ем дол-жен ис-по-ве-до-вать Сим-вол ве-ры, про-из-не-сён-ный за не-го при кре-ще-нии вос-при-ем-ни-ка-ми. Конфирмация ста-ла пред-ше-ст-во-вать обя-за-тель-ная, как пра-ви-ло по-лу-го-до-вая, ка-те-хе-ти-че-ская под-го-тов-ка (см. Ка-те-хи-за-ция). Ино-гда пе-ред конфирмацией ре-ко-мен-ду-ет-ся со-вер-ше-ние ис-по-ве-ди.

Апо-столь-ской кон-сти-ту-ци-ей па-пы Рим-ско-го Пав-ла VI «Divinae consortium naturae» (1971 год) бы-ла ут-вер-жде-на но-вая, близ-кая ви-зант. чи-ну тай-но-со-вер-ши-тель-ная фор-му-ла: «При-ими пе-чать (signacu-lum) да-ра Ду-ха Свя-то-го» (ср.: Еф. 1:13, 4:30). За ка-то-ли-ка-ми восточных об-ря-дов (см. Уни-ат-ст-во) ка-но-ни-че-ски за-кре-п-ле-но со-вер-ше-ние конфирмации свя-щен-ни-ком сра-зу по-сле кре-ще-ния вне за-ви-си-мо-сти от воз-рас-та кон-фир-ми-руе-мо-го. Современое ка-то-лическое бо-го-сло-вие под-чёр-ки-ва-ет так-же лич-но-ст-ный ас-пект конфирмации, го-во-ря о пол-но-те об-ще-ния ве-рую-ще-го со Св. Ду-хом как Лич-но-стью и об об-ра-щён-ном к ве-рую-ще-му мис-сио-нер-ском при-зы-ве лич-но-го сви-де-тель-ст-ва о Хри-сте в ми-ре.

В сред-ние ве-ка ка-то-лическое уче-ние о конформации под-вер-га-лось кри-ти-ке со сто-ро-ны валь-ден-сов, ка-та-ров, по-сле-до-ва-те-лей Дж. Уик-ли-фа, гу-си-тов (см. Гу-сит-ское дви-же-ние). М. Лю-тер в по-ле-мическом сочинении «О ва-ви-лон-ском пле-не-нии Церк-ви» (1520 год) ка-те-го-ри-че-ски от-верг са-кра-мен-таль-ный ста-тус конфирмации на ос-но-ва-нии то-го, что она не бы-ла за-по-ве-да-на Хри-стом. Таким образом, он при-зна-вал конфирмацию не та-ин-ст-вом, а лишь цер-ков-ным обы-ча-ем или «це-ре-мо-ни-ей». Ж. Каль-вин так-же не ви-дел в воз-ло-же-нии апо-сто-ла-ми рук со-об-ще-ния ве-рую-ще-му бла-го-да-ти, а ми-ро-ос-вя-ще-ние и ми-ро-по-ма-за-ние счи-тал суе-ве-рия-ми. В по-ле-ми-ке с ана-бап-ти-ста-ми немецким ре-фор-ма-тор М. Бу-цер при-дал конфирмации смысл и об-раз ли-тур-гического за-вер-ше-ния пе-рио-да ка-те-хи-за-ции под-ро-ст-ков пе-ред их до-пус-ком к при-час-тию. Его идеи бы-ли ши-ро-ко вос-при-ня-ты в ре-фор-ма-тор-ских кру-гах. Позд-нее под влия-ни-ем пие-тиз-ма в тех про-тес-тант-ских де-но-ми-на-ци-ях, где со-хра-нил-ся об-ряд конфирмации, боль-шую роль в нём стал иг-рать мо-тив лич-но-го ис-по-ве-да-ния ве-ры. Конфирмация ста-ла по-ни-мать-ся как сво-его ро-да эк-за-мен на ре-лигиозную зре-лость юно-шей и де-ву-шек в воз-рас-те при-мер-но 14 лет по-сле ка-те-хе-ти-че-ской под-го-тов-ки (про-дол-жи-тель-но-стью до 2 лет) и как их ли-тур-гическое по-свя-ще-ние в пол-но-прав-ные чле-ны цер-ков-ной об-щи-ны.

Кон-фир-ми-руе-мые ис-по-ве-ду-ют Сим-вол ве-ры в знак соз-на-тель-но-го под-твер-жде-ния сво-его кре-ще-ния и при-над-леж-но-сти к Церк-ви, про-воз-гла-ша-ют обе-ты хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-лу-ча-ют от пас-то-ра бла-го-сло-ве-ние че-рез воз-ло-же-ние рук. По-сле это-го они впер-вые при-сту-па-ют к при-час-тию. Толь-ко про-шед-шие конфирмацию по-лу-ча-ют пра-во го-ло-са в цер-ков-ной об-щи-не и мо-гут быть из-бран-ны-ми в цер-ков-ный со-вет или ис-пол-нять цер-ков-ные слу-же-ния.

Миропомазание - дополнение, завершение крещения, духовное обогащение силой Духа Святого. Оттого на Западе миропомазание ещё называют конфирмацией, т.е. укреплением. Это, своего рода, таинство христианской зрелости - крестить могли неразумного младенца, а миропомазание принимают в сознательном возрасте. Принимающий миропомазание обязуется быть солью земли и светом миру, верным Христу и свидетельствовать о Боге своими поступками и словами.

В читаем : "Миропомазание (Конфирмация) совершенствует благодать Крещения; это таинство, которое дает нам Святого Духа для того, чтобы мы укоренились глубже в божественном сыновстве, крепче соединились со Христом, чтобы наша связь с Церковью стала более прочной, чтобы мы больше участвовали в ее миссии, а также для помощи нам, чтобы мы свидетельствовали о христианской вере словом, сопровождаемым делами. Миропомазание, как и Крещение, налагает на душу христианина духовную печать, или неизгладимый «характер»; вот почему это таинство можно принимать только один раз в жизни . На Востоке это таинство совершается сразу после Крещения; за ним следует участие в Евхаристии, и эта традиция подчеркивает единство трех таинств христианского посвящения. В Латинской Церкви таинство Конфирмации дается по достижении сознательного возраста, и его служение сохраняется обычно за епископом, что знаменует укрепление связи с Церковью".

: " Как следует из самого обряда, результатом Миропомазания является особенное излияние Святого Духа, как прежде оно было даровано апостолам в день Пятидесятницы. Благодаря этому, Миропомазание дает возрастание и углубление благодати Крещения: оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15); оно крепче связывает нас со Христом; оно глубже укореняет нас в сыновней связи с Богом, дающей нам возможность восклицать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15); оно крепче связывает нас со Христом; оно умножает в нас дары Духа Святого; оно делает более совершенной нашу связь с Церковью; оно дает нам особую силу Духа Святого, чтобы словом и делом распространять и защищать веру, как подлинные свидетели Христовы, смело исповедовать имя Христово и никогда не стыдится Креста".

Теперь про совершение таинства: "Один обычай Римской Церкви облегчил развитие западной практики. Там существовало двукратное помазание святым миром после Крещения: первое совершал священник над крещаемым по выходе из крещальной купели, а завершал его епископ вторым помазанием на лбу каждого новокрещеного. Первое помазание миром - то, что совершает священник, - осталось связанным с обрядом Крещения; оно означает участие крещеного в священнической, пророческой и царской функциях Христа. Если Крещение принимает взрослый человек, то есть только одно помазание после Крещения: помазание Конфирмации". То есть помазания два? : "В латинском обряде обычным (ординарным) служителем Конфирмации является епископ. Хотя епископ может в случае необходимости передать священникам право служить таинство Конфирмации, подобает, учитывая суть этого таинства, чтобы сам епископ преподавал его, памятуя о том, что именно по этой причине совершение Конфирмации было отделено по времени от Крещения. Епископы - преемники апостолов, они получили всю полноту таинства священства. Совершение ими обряда таинства Конфирмации подчеркивает, что одним из последствий этого таинства является более тесное единение принимающих его с Церковью, с ее апостольским происхождением и с ее миссией свидетельства о Христе". И : "Помазание святым миром - благовонным маслом, освященным епископом, означает дар Святого Духа новокрещенному. Он стал христианином, то есть «помазанником» Духа Святого, воплощенным во Христа, помазанного как Священник, Пророк и Царь. В литургии Восточных Церквей помазание миром после Крещения является таинством Миропомазания (Конфирмации). В римской литургии оно предвещает второе помазание святым миром, которое будет совершено епископом: таинство Миропомазания, или Конфирмации, которое в своем роде «утверждает» и завершает помазание Крещения".

Конфирмация - это многозначный термин, к которому относятся несколько определений. Чаще слово употребляется применимо к сфере религии и учению церкви. Его значение несколько меняется в зависимости от конкретной ветви или направления: в католицизме, иудаизме, протестантизме конфирмация имеет свои характерные черты. Термин также применяют в судебной и юридической практике.

Таинства в христианстве

В христианской религии (а конкретно - в католичестве) под конфирмацией чаще всего понимают одно из семи таинств, иначе именуемое как миропомазание. Сами таинства подразумевают некоторые действия, в результате которых человек получает благодать от Бога. Первым из них является крещение. В православии одновременно с ним осуществляется и миропомазание. Потому отдельно термин «конфирмация» в этой ветви религии не применяется.

К остальным таинствам христианской церкви относятся причащение, покаяние, священство (или возведение в чин священнослужителя), брак и соборование. Все они представляют собой некие обряды или действия, тесно взаимосвязанные и имеющие большое значение для верующего. Их смысл заключается в спасении души человека еще при жизни, получении божественной помощи, приобщении к церкви.

В католичестве конфирмации уделяется особое место. Этот обряд совершается не в младенчестве, а в уже осознанном возрасте человека, как правило, с 7 до 12 лет. Суть его в приобщении к церкви и утверждении в вере. Таинство совершает епископ, являющийся посредником между мирянином и Богом.

В католической религии конфирмация - это укрепление в вере уже крещеного человека. Внешнее ее проявление в помазании особым благовонным маслом - миром. В его составе оливковое масло и белое вино, а также ароматные смолы и душистые травы. Миро используется еще со времен Ветхого Завета. Его применяют не только в конфирмации, но и для освящения храмов.

Миропомазание появилось в результате умножения числа последователей христианства. Изначально обрядами приобщения к Богу и церкви были личная встреча мирянина с епископом, возложение рук и благословение. Вследствие роста количества христиан это стало невозможным, и стали использовать специальное освященное масло миро.

Как совершается обряд

Обряд конфирмации совершается единожды в жизни человека. Епископ предварительно долгими молитвами освящает миро. Это происходит в отдельный день недели - Великий четверг. В разных западных странах допускают к обряду детей определенного возраста. В Польше это только в 14 лет, в Испании же - в 9. Допустим обряд и в более позднем возрасте, в 18 и 20 лет. У каждого человека зрелость наступает в разное время.

Получив разрешение от епископа, обряд может совершать священник. В процессе конфирмации священнослужитель возлагает руки на голову подростка. Далее осуществляется помазание миром лобной зоны. Священнослужитель при этом говорит определенные молитвенные слова. Завершаться обряд может напутственным шлепком по щеке. Такой жест именуется алапой. Он не обязателен, иногда может представлять собой простое прикосновение к плечу.

Конфирмация это таинство Святого Духа, придающее сил человеку, очищающее его мысли, делающее веру еще крепче.

У протестантов

В протестантской церкви конфирмация - это не таинство, а некая церемония приобщения подростков к церкви. Для нее используют определенные одежды. Процесс подготовки к церемонии занимает довольно длительное время.

В Германии дети по несколько лет готовятся к конфирмации, чтобы осознать всю важность действия. Они изучают Библию, посещают лекции отцов церкви. Обряд совершается в подростковом возрасте, и в результате у молодых людей появляются новые права. Теперь они могут становиться крестными и голосовать на выборах в общине. К проведению обряда готовится и пастор, в обязанность которого входит дать напутствие юным последователям.

Процесс помазания миром отсутствует. Пройдя обряд конфирмации, человек может быть допущен к причащению. Одежду для церемонии выбирают либо праздничную (белую, но обязательно чистую и опрятную), либо более простую - черных и синих цветов. В одном из ответвлений протестантизма, баптизме, конфирмация осуществляется перед крещением, которое происходит в зрелом возрасте.

Обряд имеет большое значение для протестантов, потому на него приглашают родственников и друзей. Прошедшему обряд дарят подарки, а после устраивают праздничный обед или ужин в семейном кругу.

В иудаизме

В иудаизме также существует свой обряд конфирмации. Это связано с достижением подростком гражданского (а не религиозного) совершеннолетия. Обряд был введен только в XIX веке и не повсеместно. Совершается действие в праздник дарования Торы - Шавуот. К церемонии допускают как юноши, так и девушек.

В юридической практике

В юридической практике конфирмация - это согласие сторон принять все условия соглашения. Понятие применяется и в международном праве. Конфирмация договора фактически означает его утверждение, одобрение. Существует отдельный документ об утверждении, который подписывает уполномоченное лицо. В международном праве эта обязанность возлагается на министра иностранных дел.

В судебной практике конфирмацией называют утверждение приговора заключенному одной из высших инстанций. Обычно термин в данном значении применяют в буржуазных странах.

Пришедшим из латинского языка словом «конфирмация» называют понятия из разных областей знаний. Значение слова существенно меняется, но основная суть остается в утверждении, принятии каких-либо основ или законов.

Основу церковного культа составляют таинства - видимые знаки невидимой благодати Божией. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Их символика помогает верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.

Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств : крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.

Согласно вере Церкви, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя - епископа или священника.

Крещение. Согласно учению Церкви, при крещении человек приобщается к освящающей благодати Божией, от которой весь человеческий род отпал в грехопадении, и очищается от первородного греха, а если крещение принимается в сознательном возрасте, то от всех своих прежних грехов. Крещение возрождает человека и вводит его в Церковь - в семью детей Божиих. Существуют некоторые отличия между крещением в Православной и Католической Церквах. Если в православии практикуется троекратное погружение крещаемого в воду (в особых случаях оно заменяется возлиянием воды), то у католиков латинского обряда крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову крещаемого.

Католическая Церковь, как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка. Поэтому в тех случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, католический священник может отложить крещение, если жизни младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию.

Её сроки неодинаковы в разных поместных Церквах (в России - один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехумвном, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуалы испытаний - скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий.

Миропомазание, или конфирмация. Слово конфирмация в переводе с латинского языка означает «утверждение», «укрепление», так как, согласно учению Церкви, через это таинство христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные дары и тем самым ещё теснее соединяясь с Церковью. Внешним знаком конфирмации является помазание святым миром, знаменующим печать дара Святого Духа. В отличие от Православной и восточных католических Церквей, в которых миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), в Латинской Церкви конфирмацию обычно откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно (в России - не раньше 15 лет). Конфирмация, как и крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.

Евхаристия. Таинство евхаристии (греч. «благодарность»), или причащения, было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере и заповеданное Им Церкви. Суть его заключается в воспоминании крестной жертвы Иисуса, в приобщении верующих всей полноте Его Божества и Человечества через вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение - месса - совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением.

В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.

В Православной Церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а в латинском обряде ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже). Но это лишь проявление разнообразия традиций, а не принципиальное противоречие. В восточных обрядах Католической Церкви практикуется и причащение младенцев.

В латинском обряде первое причастие - настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор. Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.

Причащение мирян Телом и Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах.Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему. В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост - воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением. Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.

Покаяние. Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божию получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь - не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его.

Таинство покаяния, согласно католическому учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания - епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же - только свидетель исповеди.

Традиционное устройство исповедальни, когда кающийся отделён от священника перегородкой, помогает ему ощутить, что обращается он не к человеку, а к Богу. Однако исповедь перед священником даёт верующему возможность получить у него духовный совет, помогающий будущему совершенствованию христианина. Поэтому в последнее время во многих храмах оборудуют специальные комнаты для исповеди, и кающийся сам выбирает, как ему исповедоваться: стоя на коленях за перегородкой или сидя напротив священника. В наглухо закрытом от внешнего мира и надёжно отгороженном от священника средневековом конфессионале грешник вполне мог рассчитывать остаться неузнанным.

Но в любом случае важнейшей обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых - специфическая особенность католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и хотя бы поэтому нуждается в пояснении. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).

Однако само по себе отпущение грехов не снимает временной кары за них: наказание грешник может понести как при жизни, например, в виде болезней, лишений, других страданий, так и после смерти, т. е. в чистилище. В Средние века католическими богословами было сформулировано учение о том, что подобная кара может предотвращаться благодаря заслугам святых и Самого Христа. Считается, что Церковь накапливает и хранит эти заслуги, поэтому может снять и временное наказание. Именно это действие стало называться индульгенцией (лат. «прощение»). Индульгенции предоставлялись на исповеди, причащении, а также если раскаявшийся исполнял некоторые конкретные требования (молился, совершал паломничество, благотворительность и т. п.).

Хотя католические богословы неоднократно подчёркивали, что действие индульгенции не механистично, а полностью зависит от внутреннего расположения того, кто её получает, в средневековой Европе постепенно сложилось «магическое» отношение к индульгенциям. Со временем их стали заверять специальными сертификатами, которые часто выдавались корыстолюбивыми священнослужителями за плату. Это способствовало развитию антицерковных настроений в XV- XVI вв. и явилось одним из побудительных мотивов Реформации.

Очевидное извращение учения об индульгенциях и злоупотребления, связанные с их предоставлением, вынудили и саму Католическую Церковь пересмотреть существующую практику: в 1 547 г. папа Павел III категорически запретил продажу индульгенций как противоречащую нормам церковного права.

В наши дни практика предоставления индульгенций сильно отличается от средневековой. Индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают тех или иных послушаний, а объявляются папой в особые дни, приуроченные к церковным праздникам. Эти послушания может получить каждый католик, выполнивший указанные условия (как правило, к исповеди и причащению добавляются определённые молитвы). Сегодня верующим предоставлено больше возможностей самим решать, какие добрые дела следует избрать, чтобы получить индульгенцию.

Елеосвящение. Через елеосвящение (или елеопомазание) Церковь препоручает Господу больных для облегчения их страданий, исцеления тела и спасения души. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь. Внешним знаком этого таинства является, как и в православии, помазание больного освящённым елеем (оливковым маслом). Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение - таинство повторяющееся, хотя рекомендуется осуществлять его не более одного раза за время болезни (или одной стадии болезни).

Священство. В таинстве священства христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, благодатью Божией возводится в соответствующую степень священства и поставляется для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов.

Вопреки распространённому мнению, католики не рассматривают папство как особую благодать священства, ибо по благодати папа равен всем другим епископам Церкви.

Брак. Кодекс канонического права в Католической Церкви гласит: «Супружеский союз, посредством которого мужчина и женщина утверждают между собой сообщество всей жизни, предназначенный по своему естественному характеру для блага супругов, а также для рождения и воспитания детей, между крещёными возведён Христом Господом в достоинство таинства». Через таинство брака освящается супружеская жизнь и даруется благодать, способствующая подлинной любви между супругами, а также их плодотворному семейному служению. В Латинской Церкви таинство брака отличается от всех других таинств тем, что его совершителями являются сами жених и невеста: перед лицом свидетелей будущие супруги заключают супружеское соглашение, принося брачные обеты. Священник (его в исключительных случаях может заменить диакон или даже мирянин) присутствует при заключении брака как главный свидетель и властью Церкви подтверждает и благословляет супружеский союз.

В прежние века Католическая Церковь старалась не допускать браков между католиками и некатоликами. В наши дни, по-прежнему считая единомыслие супругов важным условием семейного благополучия, она тем не менее не препятствует заключению смешанных браков (хотя и не рекомендует их). Допускаются браки между католиками и другими крещёными; они совершаются как таинство в Католической Церкви или признаются ею, если были заключены в любой другой христианской конфессии (вместе с тем католическая сторона обязуется воспитывать детей по мере возможности в католической вере).

Браки между христианами и неверующими также возможны, ибо, как сказал апостол Павел, «...неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7.14). В таком случае брачные обеты приносят только верующие. Таинство брака считается действительным, если оно осуществилось сакраментально (т. е. по установленным Церковью правилам и подтверждено ею) и физически (т. е. супруги вступили в интимную близость). Таинство брака не считается действительным, если брак заключён вопреки каноническому праву. Например, в брак не может вступить человек, уже находящийся в действительном браке или принявший монашество; брак не может быть совершён по принуждению и т. д. При выявлении нарушения этих или других предусмотренных церковным правом обстоятельств заключённый брак признаётся Церковью недействительным.

Брак, действительный как таинство, согласно католическому учению, нерасторжим. Он прекращается только со смертью одного из супругов. Следуя заповеди Христа, «...что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19.6), Католическая Церковь не допускает возможности расторжения действительных браков. Вопреки широко бытующему мнению, даже папа не вправе расторгнуть действительный брак. Специальные церковные трибуналы рассматривают только прошения о признании брака недействительным. Нерасторжимость брака исключает повторное вступление в брак; вместе с тем допускается разлучение (сепарация) супругов в тех случаях, когда совместная жизнь становится невозможной. Однако Католическая Церковь призывает избегать этого.

Освящение жизни христианина не ограничивается таинствами. Помимо них существуют многочисленные тайнодейственные обряды, или сакра-менталии (от лат. sacramentalis - «священный»). Это освящение храмов, жилищ, различных предметов и т. п. Важнейшее место среди таких обрядов занимают христианское погребение и иные заупокойные ритуалы.

Католическая Церковь охотно вводит в свою обрядность обычаи многих народов, отдавая дань уважения заложенной в них человеческой мудрости. Вместе с тем для Церкви неприемлемы народные обычаи, которые противоречат почитанию единого Бога, евангельской вере и христианской нравственности.

У католиков этим именем называется таинство миропомазания (см.), совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества (см. Католическая церковь). У протестантов, которые не признают таинства миропомазания, К. состоит из исповедания веры конфирмуемым, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нем, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в И. Христа, как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы К. была совершаема каждый раз суперинтендентом; в англиканской церкви многие требуют, чтобы она была совершаема самими епископами. Большинство восстает против таких требований, видя в них шаг к католицизму.

  • - - так называемое таинство миропомазания в католицизме, совешающееся над детьми 7-12 лет; у протестантов - обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет. Имеет огромное воспитательное значение...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Утверждение проекта верховной властью...

    Архитектурный словарь

  • - утверждение высшей властью судебного приговора...

    Большой юридический словарь

  • - согласие принять все условия полученного предложения без каких-либо изменений. В торговле К. действительна только в письменном виде, включая сообщения по телеграфу и телетайпу...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - У католиков этим именем называется таинство миропомазания, совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - миропомазание, 1) христианское таинство. См. в ст. Таинства...

    Большая Советская энциклопедия

  • Современная энциклопедия

  • - у католиков и протестантов обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р., Д., Пр....

    Орфографический словарь русского языка

  • - КОНФИРМА́ЦИЯ, -и, жен. 1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви. 2...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОНФИРМА́ЦИЯ, конфирмации, жен. . 1. Утверждение высшей властью постановления. Конфирмация приговора. 2...

    Толковый словарь Ушакова

  • - конфирма́ция I ж. Утверждение постановления, судебного приговора и т.п. высшей государственной властью. II ж. Обряд приёма в церковную общину подростков, достигших определённого возраста...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - конфирм"...

    Русский орфографический словарь

  • - конфирма́ция "миропомазание, обряд приобщения к церкви юношей и девушек", начиная с 1705 г.; см. Христиани 21. Через польск. konfirmacja от лат. confirmātiō; конфирмова́ть, начиная с Петра I , из польск...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - КОНФИРМАЦИЯ и, ж. confirmation f., нем. Konfirmation, пол. konfirmacya <, лат. confirmatio. 1. Подтверждение известия, сообщения. Сл. 18...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - 1) у протестантов обряд первого причащения. 2) утверждение судебного приговора. 3) у католиков таинство миропомазания...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Конфирмация" в книгах

Из книги Посмертно подсудимый автора Наумов Анатолий Валентинович

Приговор и его царская конфирмация

КОНФИРМАЦИЯ

Из книги Сын башмачника. Андерсен автора Трофимов Александр

КОНФИРМАЦИЯ А между тем подступало время конфирмации. Они жили в приходе церкви Святого Кнуда. - К кому записываться на конфирмацию: к пробсту или капеллану? - спросил Андерсен у матери. - Конечно, к капеллану. Ты же знаешь, что бедные

4. КОНФИРМАЦИЯ ДЬЯВОЛА

Из книги Тайна беззакония автора Мацейна Антанас

4. КОНФИРМАЦИЯ ДЬЯВОЛА Возможно, самым удивительным из всех свойств антихриста является его своеобразное призвание. Еще св. Иоанн обратил наше внимание на двойственный характер антихристова духа, сказав: «Теперь появилось много антихристов... Они вышли от нас, но не

Конфирмация

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Конфирмация Конфирмация. – У католиков этим именем назыв. таинство миропомазания, совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества. У протестантов, которые не признают таинства

Конфирмация

БСЭ

Конфирмация приговора

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

КОНФИРМАЦИЯ

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

КОНФИРМАЦИЯ У католиков обряд конфирмации происходит, когда дети достигают II или 12 лет, у протестантов когда они на год-два старше. Однако если в подростковом возрасте человек не прошел обряд конфирмации, она может быть проведена в любом возрасте, а для тех, кто решил

§93. Конфирмация

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§93. Конфирмация См. литературу о крещении, особенно H?fling, и Zezschwitz: Der Katechumenat (первый том его System der Katechetik). Leipzig, 1863.В первые века существования церкви конфирмация была тесно связана с крещением как завершение этого акта, особенно по отношению к взрослым. Когда крещение

§72. Обучение новообращенных и конфирмация

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

§72. Обучение новообращенных и конфирмация I. Кирилл (????????) Иерусалимский (315 - 386): 18 Catechetical Lectures, адресованных к новообращенным (?????????? ???????????) и 5 Mystagogical Lectures, адресованных только что крещеным. Лучшее издание: Toutt?e, Par. 1720, репринт: Migne, Patrol. Gr. vol. 33.Августин (умер в 430): De Catechizandis



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама