THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Проблемы пациента

Существующие Потенциальные

Первичные Вторичные Первичные Вторичные

Промежуточные Промежуточные

Сестринский диагноз

Необходимо отметить, что цель данного этапа сложна и многообразна. Она заключается:

· во-первых, в определении проблем, возникающих у пациента как своего рода ответные реак­ции организма на болезнь.

· во-вторых, в установлении факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.

· в-третьих, в выявлении сильных сторон пациента, которые способство­вали бы предупреждению или разрешению его проблем.

Проблемы пациента подразделяютсянасу­ществующие и потенциальные. Существующие проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

Например: под наблюдением находится пациент 50-ти лет, получивший травму позвоночника. Пострадав­ший находится на строгом постельном режиме. Проблемы пациента, беспокоящие его в настоящее время - боль, стрессовое состояние, ограничение подвижности, дефицит самоухода и общения.

Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течени­ем времени. У нашего пациента потенциальными пробле­мами являются - появление пролежней, пневмония, сниже­ние тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника (запоры, трещины, геморрой).

Поскольку у пациента в большинстве случаев несколь­ко проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного разрешения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов.

Приоритеты классифицируются какпервичные, промежуточные и вторичные. Проблемы пациента, которые если их не решить сейчас, то могут оказать пагубное влияние на больно­го, обладают первичным приоритетом. Они представляют опасность для жизни и здоровья. Проблемы пациен­та с промежуточным приоритетом включают не экстремальные и неопасные для жизни потребности больного. Проб­лемы вторичного приоритета - потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. При обследовании пациента можно пользоваться шаблонами Гордона, принятыми в США в 1987 году. Они включают в себя следующие аспекты:

1. Восприятие и управление здоровьем. Здесь медсестра задаёт вопросы: как человек описывает своё текущее здоровье, что делает для поддержания здоровья, что знает о связях между выбором образа жизни и здоровьем, знает ли какие лекарства принимает, если есть аллергия, то что делает для предупреждения проблемы, что известно о медицинских проблемах в семье, имеет ли серьёзные болезни или повреждения.

2. Оценка метаболизма и питания: хорошо ли питается, как сочетаются рекомендуемая и реально используемая диеты, есть ли болезни, связанные с нарушением метаболизма и/или пищеварения.



3. Оценка выделительной функции: в пределах ли нормы находятся ли выделительные функции, имеет ли болезни пищеварительной, мочевой системы или кожи.

4. Двигательная активность: как человек может охарактеризовать свою двигательную активность, досуг, упражнения, развлечения; есть ли заболевания сердечно-сосудистой, респираторной или опорной системы.

5. Восприимчивость и образованность: есть ли нарушения чувствительности, адекватны ли сенсорные ощущения, может ли этот человек объясняться понятно и логично, насколько он образован, есть ли болезни, нарушающие умственную и/или сенсорную функции, если человек испытывает боль, то может ли назвать её причины.

6. Сон и отдых : описать режим сна и пробуждения, насколько этот человек непринуждён и отдохнувший.

7. Самовосприятие и самопонимание: что человек чувствует, что необычно в его ощущениях, комфортно ли ему.

8. Ролевые отношения : как человек описывает свои роли в жизни (роль супруга, родителя, профессионала и т.д.), есть ли у него положительные модели этих ролей, что для человека наиболее важно для человека в настоящее время, есть ли сейчас какие-то изменения в ролях или отношениях.

9. Репродуктивная и сексуальная сфера: есть ли болезни, связанные с репродуктивной системой, как сочетаются планы и жизненный опыт в отношении планирования рождения детей, есть ли проблемы, связанные с сексуальностью.

10. Толерантность к стрессу: как человек обычно справляется с проблемами, его действия обычно помогают или ухудшают ситуацию, существуют ли какие-то личные приёмы при эмоциональном дистрессе.

11. Увлечения и жизненные приоритеты: какие принципы являются важными ещё с детства, можно ли отнести этого человека к какой-то культурной, этнической, религиозной или др. группировке, какова поддерживающая система жизненных ценностей.

Возвратимся к нашему примеру и рассмотрим его с учетом приоритетов. Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медицинская сестра, это болевой синдром, стресс - первичные проблемы, рас­положенные в порядке значимости. Вынужденное положе­ние, ограничение движений, дефицит самоухода и обще­ния - промежуточные проблемы.

Из потенциальных проблем первичными являются ве­роятность появления пролежней и нерегулярное опорож­нение кишечника. Промежуточными - риск пневмонии, сни­жение тонуса мышц. По каждой выявленной проблеме медицинская сестра намечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, так как они могут превратиться в явные.

Следующей задачей второго этапа являетсяформулиров­ка сестринского диагноза.

Из истории сестринской науки : в 1973 году в США состоялась первая научная конференция по проблеме классифи­кации сестринских диагнозов. Задачи ее заключались в том, чтобы определить функции медицинской сестры в диагностическом процессе и разработать систему классификации сестринских диагнозов. В этом же году сестринский диагноз был включен в Стандарты сестринской практики, изданные Американской ассоциацией медицинских сестер. В 1982 году была основана Северо-Американская Ассоциация Сестринского Диагноза (NANDA). Своей целью эта ассоциация пресле­довала «развитие, улучшение, терминологии сестринского диагноза для общего употребления профессиональными медицинскими сестрами» (Ким, Макфарленд, Маклейн, 1984). Впервые Классификация сестринских диагнозов была предложена в 1986 году (Маклейн), в 1991 году она дополнена. Всего перечень сестринских диагнозов NANDA включает 114 основных наименований, в числе которых: гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, дефицит гигиенических навыков и санитарных условий, беспокойство, пониженная физическая активность, сниженная индиви­дуальная способность адаптации и преодоления стрессовых реакций, излишнее питание, превышающее потребности организма, высокая сте­пень риска инфицирования и т. д..

В настоящее время можно встретить множество определений сестринского диагноза. Эти определения возникли в результате признания сестринского диагноза частью профессиональной деятельности медицинской сестры. В 1982 году в учебнике по сестринскому делу Карлсон, Крафт и Макгюре появилось новое определение: «Сестринский диагноз - состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмеша­тельства со стороны сестры».

На протяжении многих лет медсестры в разных странах стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы своей профессиональной деятельности, различия между врачебными и сестринскими обязанностями, создать терминологический и понятийный аппарат профессии и определить научный метод оказания сестринской помощи больным.

Самым серьезным недостатком в развитии сестринского дела как профессии и научной дисциплины оставалось отсутствие единого для всех медсестер терминологического и понятийного аппарата, иными словами, общего для всех медсестер профессионального языка. Терминологическая путаница создавала существенные препятствия для профессионального общения и взаимопонимания медсестер. Одному и тому же феномену давались разные названия - симптом, синдром, потребность, проблема пациента и т.д. Отсутствие классификации этих основополагающих для сестринской практики понятий, существенные расхождения в их определении приводили к тому, что представители других специальностей в здравоохранении и в первую очередь врачи все чаще стали высказывать свои сомнения относительно самостоятельного статуса профессии медсестры.

Врачи во всем мире используют общий информационный инструмент, который позволяет им понимать друг друга, описывать свою деятельность, сравнивать с другими и оценивать результаты. Периодически врачи его обсуждают, пересматривают, вносят изменения, коллегиально утверждают и вновь используют все без исключения, как обязательный международный профессиональный стандарт. Этим информационным инструментом или иными словами профессиональным языком является ни что иное, как Международный классификатор болезней (МКБ). Последний его пересмотр, десятый по счету, был одобрен представителями всех стран на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве. В России переход на МКБ-10 начат с 01.01.99 г. в соответствии с приказом Минздрава РФ №3 от 12.01.98.

Попытки унифицировать и стандартизировать профессиональный сестринский язык неоднократно предпринимали медсестры в разных странах. Наиболее успешных результатов добились американские коллеги - созданием классификации сестринских диагнозов NANDA, классификации сестринских вмешательств (NIC) и классификации сестринских результатов (NOC) исследовательского центра университета штата Айова США. К недостаткам этих документов медсестры относят несовершенство и сложность формулировок, неоднозначность некоторых понятий, несоответствие между классификациями сестринских диагнозов, вмешательств и результатов.

Следует признать, что в сестринском диагнозе пока имеет место многословность и неточность диагностического языка, и это, безусловно, ограничивает его применение медицин­скими сестрами. В то же время без единой классификации и номенклатуры сестринских диагнозов медицинские сест­ры не смогут использовать в практической деятельности сестринский диагноз и общаться друг с другом на понят­ном для всех профессиональном языке.

Таким образом, задача сестринской диагностики - установить все настоящие или возможные в будущем от­клонения от комфортного, гармоничного состояния, уста­новить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент, является для него главным, и попытаться в преде­лах своей компетенции скорректировать эти отклонения.

Тем не менее, далеко не все школы сестринского дела признают необходимость сестринских диагнозов как формализованной системы. В настоящее время можно выделить три основных подхода к классификации проблем пациента в сестринском деле:

v Отрицание классификации,

v Классификация путем перебора всех возможных вариантов,

v Мозаичная классификация.

Отрицание классификации

Подобный подход в рамках добавочно-дополняющей модели сестринского дела Вирджинии Хендерсон пропагандируется в нашей стране авторами учебников по теории сестринского дела С. А. Мухиной и И. И. Тарновской. Как известно, в этой теории источником проблем пациен­та является неспособность удовлетворить одну или несколько фундаментальных потребностей . Прежде всего, проблемы происходят от нарушения баланса приоритетов, лежащих в основании пирамиды Маслоу. Хотя в теории Хендерсон учитываются все уровни пирамиды, в основном сестре приходится иметь дело с физиологическими проблемами пациента, а потом уже с высшими потребностями. В адаптации С. А. Мухиной и И. И. Тарновской сестра оценивает степень удовлетворенности 10 основных потребностей пациента (у В. Хендерсон их было 14) и выводит из этого его проблемы. Проблемы формулируются простым медицинским языком без всякой формализации и заносятся в лист сестринской оценки. К примеру:

­ Пациент не умеет пользоваться карманным ингалятором,

­ Пациент не знает принципов лечебного питания при данной патологии,

­ Пациент страдает от необходимости бросить курить,

­ Пациент не может застегнуть одежду одной рукой,

­ Пациента беспокоит непривычная обстановка и т. д.

Цели сестринского вмешательства в этой модели фактически идентичны проблемам, только формулируются в повелительном наклонении, к примеру:

­ Пациент обучится принципам лечебного питания при данной патологии и станет их соблюдать и т. д.

Преимуществами такого подхода являются, прежде всего, близость к практической работе большинства российских сестер, а также хорошо понятная направленность на удовлетворение нужд пациента. Недостатками - огромный по нашим меркам объем сестринской документации с обязательной записью каждого сестринского действия, да еще с разбивкой по 10 – 14 потребностям пациента. В текущих условиях это нереально. Кроме того, от сестры требуется постоянное «словотворчество», т. к. формулировать проблемы пациента она может как угодно, в меру личной грамотности и медицинских знаний. Такой подход, во-первых, вносит неразбериху в процесс ухода и контроль его качества, во-вторых, дискредитирует саму идею сестринской науки.

Классификация путем перебора всех возможных вариантов

В 1973 году в США состоялась первая научная конференция по проблеме классифи­кации сестринских диагнозов. Задачи ее заключались в том, чтобы определить функции медицинской сестры в диагностическом процессе и разработать систему классификации сестринских диагнозов. В этом же году сестринский диагноз был включен в Стандарты Сестринской практики, изданные Американской ассоциацией медицинских сестер. В 1982 году была основана Северо-Американская Ассоциация Сестринского Диагноза (North American Nursing Diagnostic Association – NANDA ). Своей целью эта ассоциация пресле­довала «развитие, улучшение, терминологии сестринского диагноза для общего употребления профессиональными Медицинскими сестрами» (Ким, Макфарленд, Маклейн, 1984). Впервые Классификация сестринских диагнозов NANDA была предложена в 1986 году Маклейн, в 1991 году она дополнена. Всего перечень сестринских диагнозов включает 114 основных наименований.

Сестринский диагноз (проблема пациента) - это описание настоящего или потенциального дефицита самоухода, вызванного нарушением удовлетворения универсальных потребностей человека в связи с состоянием его здоровья. Таким образом, в модели В. Хендерсон сестринский диагноз всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его замещение и преодоление.

С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются тогда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, травма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения.

1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удовлетворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополнительной опоры).

2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

Как правильно сформулировать сестринский диагноз?

Для этого необходимо проанализировать данные, собранные сестрой на первом этапе сестринского процесса.

Схема анализа данных, полученных при проведении сестринского обследования:

1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено. Для этого необходимо сопоставить по каждой из 10-ти потребностей обычную способность самоухода и способность самоухода в данный момент, выявляя имеющийся или потенциальный дефицит самоухода.

2. Следует выяснить причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности, например, заболевание или травма, лечение, окружающая среда, в том числе обстановка стационара, личные обстоятельства (семейные или профессиональные).

3. Следующий шаг - необходимо выявить настоящие и потенциальные возможности пациента в удовлетворении тех или иных потребностей, что для него является посильным, а что непосильным сейчас, в ближайшем и отдаленном будущем. Это даёт направление для сестринского вмешательства. Сестра должна четко представлять себе, будут ли с течением времени возможности самоухода для ее пациента расширяться (к примеру, после несложной операции) или, наоборот, сужаться, становиться все более ограниченными (у стариков, инкурабельных пациентов).

Например:

Потребность Обычная способность самоухода Способность самоухода в данный момент Сестринский диагноз (дефицит самоухода)
СОН Привык спать на низкой подушке В положении лёжа усиливается одышка Не может спать в горизонтальном положении из-за усиления одышки
ПОДДЕРЖАНИЕ НОРМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА Т = 36,6° С Т=37,9° С, озноб. С собой нет тёплой одежды. У пациента озноб из-за лихорадки
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ Принимал душ ежедневно Неприятный запах от тела и изо рта, врачом назначен постельный режим Не может осуществлять мероприятия личной гигиены из-за необходимости соблюдения постельного режима
ЕСТЬ, ПИТЬ Не испытывал затруднений Не удерживает и проливает пищу из-за тремора кистей рук Не может принимать пищу самостоятельно из-за тремора
ДЫШАТЬ Нет трудностей с дыханием, небольшая одышка при подъёме на третий этаж. Курит 8-10 папирос в день Без изменений. Курит тайком в постели, часто роняет папиросы. 1.Не знает, что курение ухудшает течение его заболевания. 2.Риск несчастного случая (ожоги, пожароопасная ситуация).

Для правильной формулировки сестринского диагноза могут помочь следующие вопросы:



1. Отражает ли эта проблема дефицит самоухода?

Например, желтуха, являясь проблемой здоровья пациента, не является сестринским диагнозом, так как не отражает дефицит самоухода у пациента.

2. Поддаётся ли эта проблема коррекции или устранению приёмами сестринской помощи?

Например, одышка у пациента, являясь проблемой здоровья и затрудняя самоуход, не является сестринским диагнозом, так как не поддаётся коррекции методами сестринского вмешательства.

3. Является ли выбранная Вами формулировка ясной и конкретной, понятной пациенту? Например, дискомфорт - не сестринский диагноз, так как непонятно, в чём именно состоит проблема пациента.

4. Может ли выбранная Вами формулировка сестринского диагноза служить базой для планирования сестринской помощи? Из формулировки сестринского диагноза должно вытекать направление сестринского вмешательства. Например, лихорадка - не сестринский диагноз, так как непонятно, имеет ли место дефицит самоухода и каким именно должен быть характер сестринского вмешательства. Правильнее: пациент не понимает необходимости пить больше жидкости при лихорадке, пациент не может самостоятельно сменить влажное бельё, пациент может получить травму из- за дезориентации.



Формулируя сестринский диагноз следует указать, что пациент не знает, не умеет, не желает, не может, не понимает в сложившейся ситуации с его здоровьем, что его беспокоит. При этом источниками проблем пациента могут являться не только заболевание или травма, но и лечение (боится операции или перевязки), окружающая среда, в том числе обстановка ЛПУ (не может спать из-за шума холодильника в палате или духоты, постельного дискомфорта), возраст (забывает принимать назначенные врачом препараты), семейные или профессиональные обстоятельства (волнуется из-за конфликта в семье).

Таким образом, проблема сформулирована верно, если она описывает дефицит самоухода и направлена на скорейшее обретение пациентом ощущения комфорта и независимости.

Примеры возможных проблем пациента:

Не может самостоятельно принимать пищу и жидкость (указать причины);

Не понимает необходимости пить больше жидкости;

Стыдится принимать помощь посторонних людей при интимных процедурах;

Не может самостоятельно дойти до туалета;

Трудно дышать в положении лёжа.

Как только медицинская сестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса - установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

Проблемы пациента - это проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания. На данном этапе формулируется клиническое суждение медицинской сестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь.

Целью сестринской диагностики является разработка индивидуального плана ухода за больным для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем. В начале данного этапа медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых у данного пациента нарушено. Нарушение потребностей приводит к возникновению у пациента проблем.

По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские диагнозы:

1) физиологические , например, недостаточное или избыточное питание, недержание мочи;

2) психологические , например, тревога о своём состоянии, дефицит общения, досуга или семейной поддержки;

3) духовные, проблемы связанные с представлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти;

4) социальные , социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства.

В зависимости от времени проблемы подразделяются на существующие и потенциальные . Существующие проблемы имеют место в данный момент, это проблемы «здесь и сейчас». Например, головная боль, отсутствие аппетита, головокружение, страх, беспокойство, дефицит самоухода и т.п. Потенциальные проблемы не существуют в настоящее время, но могут появиться в любой момент. Возникновение этих проблем необходимо предвидеть и предотвратить усилиями медицинского персонала. Например, риск аспирации рвотными массами, риск инфицирования, связанный с оперативным вмешательством и снижением иммунитета, риск развития пролежней и т.п.

Как правило, у пациента одновременно регистрируется несколько проблем, поэтому существующие и потенциальные проблемы могут быть подразделены на приоритетные - наиболее значимые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочерёдного решения, и второстепенные - решение которых может быть отсрочено.

Приоритетными являются:

1) неотложные состояния;

2) проблемы, наиболее тягостные для пациента;


3) проблемы, способные привести к ухудшению состояния пациента или развитию осложнений;

4) проблемы, решение которых приводит к одновременному решению других имеющихся проблем;

5) проблемы, ограничивающие способность пациента к самоуходу.

Приоритетных сестринских диагнозов должно быть немного (не более 2-3).

Диагностирование призвано установить проблемы, возникающие у пациента, факторы, способствующие или вызывающие эти проблемы.

Когда информация собрана, её следует проанализировать и определить явные и скрытые неудовлетворённые потребности пациента в уходе. Необходимо определить возможности пациента в плане оказания самопомощи, помощи на дому или необходимости сестринского вмешательства. Для этого медицинский сестре нужны определённый уровень профессиональных знаний, умение формулировать сестринский диагноз.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и своё состояние (проблемы) с указанием причин такой реакции, и которое медсестра может самостоятельно предупредить или разрешить.

Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:

1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;

2) постановки медсестринского диагноза;

3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);

4) реализации (осуществления) сестринского плана;

5) оценки качества и эффективности действий медсестры.

Преимущества сестринского процесса:

1) универсальность метода;

2) обеспечение системного и индивидуального подхода к проведению сестринского ухода;

3) широкое применение стандартов профессиональной деятельности;

4) обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;

5) в уходе за больным, кроме медицинских работников, принимают участие сам больной и члены его семьи.

Обследование пациента

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;

2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;

3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;

4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));

2) измерить рост и массу тела больного;

5) измерить АД на обеих руках;

6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;

7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:

а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);

б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);

в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);

г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);

8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);

9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость).

Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

1) клинический анализ крови;

2) анализ крови на сифилис;

3) анализ крови на глюкозу;

4) клинический анализ мочи;

5) анализ кала на яйца гельминтов;

7) флюорография.

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

Постановка сестринского диагноза

На этом этапе выявляются физиологические, психологические и социальные проблемы пациента, как актуальные, так и потенциальные, приоритетные проблемы и производится постановка сестринского диагноза.

План изучения проблем пациента:

1) определить актуальные (имеющиеся в наличии) и потенциальные проблемы пациента;

2) выявить факторы, вызвавшие возникновение актуальных проблем или способствовавшие появлению потенциальных проблем;

3) определить сильные стороны пациента, которые помогут решению актуальных и предотвращению потенциальных проблем.

Так как в подавляющем большинстве случаев у пациентов выявляется несколько актуальных проблем, связанных со здоровьем, то для их решения и успешной помощи пациенту необходимо выяснить приоритет той или иной проблемы. Приоритет проблемы может быть первичным, вторичным и промежуточным.

Первичный приоритет имеет проблема, требующая экстренного или первоочередного решения. Промежуточный приоритет связан с состоянием здоровья пациента, не угрожающим его жизни, и не является первоочередным. Вторичный приоритет имеют проблемы, не соотносящиеся с конкретным заболеванием и не влияющие на его прогноз.

Следующей задачей является формулирование сестринского диагноза.

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.). Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь. Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Планирование сестринского процесса

Составление плана медицинских мероприятий преследует определенные цели, а именно:

1) координирует работу сестринской бригады;

2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;

3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;

4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);

5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;

6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.

Цели сестринских мероприятий – предотвращение рецидивов, осложнений заболевания, профилактика заболеваний, реабилитация, социальная адаптация больного и т. д.

Этот этап сестринского процесса состоит из четырех стадий:

1) выявления приоритетов, определения порядка решения проблем пациента;

2) разработки ожидаемых результатов. Результат – это эффект, которого хотят достичь медсестра и пациент в совместной деятельности. Ожидаемые результаты являются следствием выполнения следующих задач сестринского ухода:

а) решения проблем пациента, связанных со здоровьем;

б) снижения остроты проблем, устранить которые невозможно;

в) предотвращения развития потенциально возможных проблем;

г) оптимизации возможности пациента в плане самопомощи или помощи со стороны родственников и близких людей;

3) разработки сестринских мероприятий. Конкретно определяется, каким образом медсестра поможет пациенту достичь ожидаемых результатов. Из всех возможных мероприятий выбираются те, которые помогут достигнуть поставленной цели. Если существуют несколько видов эффективных способов, пациенту предлагают самому сделать выбор. Для каждого из них должны быть определены место, время и способ выполнения;

4) внесения плана в документацию и обсуждения его с другими членами сестринской бригады. Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ.

Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного больного, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.

На основании ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские работники должны оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся в ней в медицинских учреждениях и на дому, на улице и в общественных местах.

Выполнение сестринского плана

В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:

1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам ухода за пациентом);

2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям). Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращать его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения;

3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.

Помощь, оказываемая пациенту, может быть:

1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например после операций, травм;

2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);

3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.

Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:

1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;

2) выполнение мероприятий – II стадия;

3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.

Оценка результатов

Цель этого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов. Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами). Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.

Сестринская история болезни

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

Сестринская история болезни включает следующее:

1. Данные о пациенте:

1) дата и время госпитализации;

2) отделение, палата;

4) возраст, дата рождения;

7) место работы;

8) профессия;

9) семейное положение;

10) кем направлен;

11) лечебный диагноз;

12) наличие аллергических реакций.

2. Сестринское обследование:

1) субъективнее обследование:

а) жалобы;

б) анамнез болезни;

в) анамнез жизни;

2) объективное обследование;

3) данные дополнительных методов исследования.

2 этап – оценка полученной информации, определение проблем пациента и формулировка сестринских диагнозов Целью анализа информации является определение сестринского диагноза, который затем после согласования с пациентом или его близкими поможет планировать и осуществлять уход. В основе сестринского диагноза лежат проблемы пациента (существующие или потенциальные), требующие участия медсестры для решения или проведения каких-либо изменений. Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. Поэтому она рассматривает их с учётом приоритетов.

Проблемы пациента

В зависимости от ситуации приоритетными проблемами пациента будут либо, повышенная тревожность по поводу состояния своего здоровья, страх перед вмешательством, либо реакция пациента на заболевание или неотложное состояние, требующее экстренной операции.

Постановка сестринского диагноза выполняется в несколько этапов:

  • Анализ информации: выявление проблемы.
  • Синтез данных: распределение их по определённым характеристикам (наблюдаемые признаки и симптомы).
  • Обоснование заключения: сопоставление результатов с причинными и сопутствующими факторами.
  • Собранная информация изучается на наличие взаимосвязи симптомов и произошедших событий.

Примеры сестринских диагнозов:

  • боли в животе, появившиеся внезапно на фоне общего удовлетворительного состояния, связанные с патологическим процессом в области гениталий;
  • чувство тошноты, вызванное интоксикацией;
  • однократная или многократная рвота в результате интоксикации;
  • однократный или многократный жидкий стул, обусловленный воспалительным процессом;
  • сухость во рту в результате обезвоживания или внутреннего кровотечения;
  • общая слабость, обусловленная интоксикацией или кровопотерей;
  • снижение артериального давления в результате внутреннего кровотечения;
  • беспокойство больного о своем состоянии в связи с отсутствием знаний о заболевании;
  • затруднение движения и изменения положения тела в связи с усилением боли в животе;
  • повышение температуры тела в результате воспалительного процесса;
  • страх, тревога, неуверенность, связанные с госпитализацией, травмой или болями, предстоящим хирургическим вмешательством;
  • нарушение сна, вызванное болями;
  • «острый живот» гинекологической этиологии.

Формулировка цели сестринского вмешательства

Краткосрочная цель

Пациентка отметит уменьшение ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ через 20-30 мин. (до 7 дней) в результате совместных действий врача, медсестры и пациентки.

Долгосрочная цель

У пациентки не будет ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ к концу 10-14 дня в результате совместных действий врача, медсестры и пациентки. После выявления проблем пациента и постановки сестринских диагнозов, формулировки цели сестринского вмешательства переходят к — составлению плана сестринского ухода на приоритетную проблему.

(Пока оценок нет)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама