THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Образ «Деисус» считается покровительствующим всем людям, чья профессии связана с дизайном или художественным искусством, а также артистам и актерам. Перед этим образом также принято произносить молитвы во время таинства Причастия (Евхаристии). В молитвословиях Евхаристии и литии звучат слова надежды «О добром ответе» на грядущем Страшном Суде. Именно о нем и спасении души принято главным образом молится перед «Деисусом».

История и значение икон типа «Деисус»
Деисус является очень древним и очень распространенным мотивом в православной иконописи. Его история неразрывно связана с развитием православного иконостаса. Зародился этот иконографический тип еще в древней Византии, где его использовали для украшения алтаря.
Первоначально Деисус представлял собой исключительно трехчастное изображение, на котором были изображены Иисус Христос со склонившимися к нему в молитве Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей.
Изначально Деисус был призван изобразить молитвенное прошение к Иисусу Христу за весь человеческий род об отпущении грехов. В этом смысле его иконография сильно пересекается с иконографией «Страшного суда».
Появившись на Руси в 12-ом веке, изображение Деисуса претерпело существенные изменения - к классическим трем фигурам стали добавляться новые, образовав деисусный чин. Именно так стали называть третий ряд иконостаса в православных храмах. Деисусный чин стал включать в себя 5, 7, 9, 13, а иногда и более фигур. Среди них появились иконы архангелов, мучеников, апостолов, пророков и т.д.
Например, Андрей Рублев и Даниил Черный при росписи Владимирского Успенского собора в 1408 году создали деисусный чин, на котором были изображены 13 фигур. Каждая из этих икон получилась высотой более 2-х метров.
С развитием традиций оформления иконостаса, росло и число икон, составляющих деисусный чин. А в 15-17 веках стал очень распространен, так называемый, «апостольский Деисус», на котором изображались все 12 апостолов. Примером его является Деисус в Успенском соборе Московского Кремля, созданный в 15 веке.
Малый Деисус не всегда включает в себя изображения Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, хотя эта композиция является наиболее распространенной. Ее принято называть триптихом. Триптих может быть оглавным (на нем изображены только лица), оплечным (образ включает лица и плечи) или ростовым (фигуры изображены в полный рост).
Образ Иисус Христа в Деисусе соответствует образам «Пантократор », «Великий Архиерей » или «Спас в силах ». При ростовом изображении Спаситель, как правило, восседает на троне. Пресвятая Богородица изображается в иконографическом образе «Заступница», на котором она представлена без Богомладенца на руках. И Богоматерь, и Иоанн Предтеча изображаются стоящими повернутыми к Иисусу Христу с руками, сложенными в молитве.
На Руси большое распространение также получил малый Деисус, созданный по типу «Предста Царица одесную Тебе». Он считается самостоятельной композицией, на которой Христос изображен по типу «Царя Царей », восседающим на троне и держащим в руках Евангелие, а Пресвятая Богородица стоит справа от Него, облаченная в царские одежды. Иоанн Предтеча изображен слева от Спасителя держащим в руках свиток.
Иногда в малом Деисусе вместо фигур Богородицы и Иоанна Предтечи изображаются архангелы Михаил и Гавриил, стоящие по обе стороны от Спаса Эммануила. Такой Деисус называется «Ангельским».
В России же очень распространен малый Деисус, где вместо Иоанна Предтечи изображается очень любимый русскими христианами святой Николай Угодник.
С развитием в России высокого иконостаса более распространенным стал многофигурный Деисус. Например, на пятифигурном иконостасе к малому Деисусу, как правило, добавлялись фигуры архангелов Михаила и Гавриила. На семифигурном - за архангелами изображались апостолы Петр и Павел. На девятифигурном - за Петром и Павлом следовали святители Василий и Иоанн Златоуст или великомученики Георгий и Димитрий. Существует также тринадцатифигурный, так называемый, «Апостольский Деисус», на котором Иисус изображен в окружении своих 12 учеников.

Благодарственная молитва по Святому Причащению перед иконой Деисус
Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение; да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития исшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость, зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН — ярус иконостаса с иконами Иисуса Христа (благословляющего правой рукой и с Евангелием в левой руке.) и святых, обращающихся к нему в молитве. Его ядром является трехфигурный деисус, уже в 11 в. помещавшийся наряду с изображениями важнейших событий Нового завета на узких иконах горизонтального формата, устанавливавшихся на архитравах византийских алтарных преград. В дальнейшем созрела идея убранства алтарной преграды по преимуществу как образа моления святых о "Божьем милосердии". Известны принадлежавшие к Д. ч. иконы 12 в., написанные на отдельных досках. В 14 в. основной композицией алтарной преграды становится Д. ч. крупных икон с полуфигурами святых, где следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей изображаются архангелы Михаил и Гавриил и апостолы из числа двенадцати, из которых ближайшими к Христу были Петр и Павел. Такой состав Д. ч. стал каноническим для искусства всех стран византийского мира, кроме Руси, где в кон. 14 в. был создан грандиозный Д. ч. с композицией "Спас в силах" в центре и предстоящими ему изображаемыми в полный рост представителями различных чинов святости. Первым таким Д. ч. из сохранившихся (а, возможно, и самым ранним) был созданный Феофаном Греком (ок. 1399 — 1405), находящийся в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля: вслед за Петром и Павлом Христу там предстоят творцы литургии Василий Великий и Иоанн Златоуст. Тогда же в Д. ч. стали включать изображения великомучеников Георгия и Димитрия, на что указывают их иконы, находящиеся в том же иконостасе, хотя, вероятно, не принадлежавшие изначально феофановскому чину.Д. ч. стал обязательным ярусом возникшего на рубеже 14 — 15 вв. русского высокого иконостаса, а его тип, представленный кремлевским памятником, стал ведущим. В Д. ч. иконостасов Успенского собора во Владимире ("Васильевский чин", ок. 1408) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.) при той же иерархии предстоящих фигур, как в кремлевском Д. ч., возросло их число. Апостольский "лик" пополнился иконами Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, святительский — иконами Григория Богослова и Николы Чудотворца. К кон. 15 в. в Д. ч. вошли представители еще одной категории святости — преподобные: обычно это столпники Симеон и Даниил. За святителями вселенской церкви стали следовать русские иерархи: московские митрополиты Петр и Алексий, ростовский архиепископ Леонтий. В 16 в. преподобные часто представлены исключительно русскими святыми: Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и др. В соответствии с установившейся иерархией в Д. ч. включались иконы других русских святых, напр. князей Бориса и Глеба как мучеников. В сер. 17 в. реформаторская деятельность патриарха Никона коснулась и состава Д. ч. В новом иконостасе Успенского собора Московского Кремля, созданном по его заказу в 1653 г., он был приведен к норме, свойственной искусству остального православного мира: по сторонам от икон архангелов здесь стоят иконы двенадцати апостолов. Такая иконография Д. ч., в 15 — 16 вв. на Руси исключительно редкая, сразу стала ведущей; Д. ч. с усложненным составом предстоящих фигур остался популярным в русской провинции, в глухих местах — до 19 в. В кон. 17 в. Христос в среднике Д. ч. стал изображаться в облике Царя царей и Великого архиерея. Образ Христа судии сменился образом его как главы небесной и земной церкви. В средниках всех чинов иконостаса, соединившихся в сплошную вертикаль, отчетливее, чем прежде, зазвучала тема единства Земной и Небесной церкви, покровительства Небесного царства царству Земному. В таком виде Д. ч. существовал до 19 в., когда с развитием ретроспективных тенденций в церковном искусстве стали повторяться формы, свойственные ему до сер. 17 в.

), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя , представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов , святых отцов, мучеников и прочих. Основной догматический смысл деисусной композиции - посредническая молитва , заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма , а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса .

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе » или более коротко «Предста Царица ». В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей , справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны - Иоанн Предтеча. С XII-XIV вв. на Балканах образ Христа - Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом - Архиерей Великий .

В домашнем иконостасе - наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения - повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

«Ангельский деисус » - название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов - Михаила и Гавриила . Существует достаточно спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы .

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Деисусный чин" в других словарях:

    См. в ст. иконостас. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) … Художественная энциклопедия

    Деисусный чин - см. Иконостас … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    ДЕИСУСНЫЙ ЧИН - см. в ст. Деисус … Православная энциклопедия

    А; мн. чины; м. 1. В России до 1917 г.: разряд, класс военных и гражданских служащих, получаемый по установленному порядку; лицо этого разряда, класса. Полковничий ч. В чине поручика. Получить ч. Гражданский ч. Младший, старший ч. Ч. офицера,… … Энциклопедический словарь

    чин - а; мн. чины/; м. см. тж. чин чином, чин по чину, чин чинарём 1) а) В России до 1917 г.: разряд, класс военных и гражданских служащих, получаемый по установленному порядку; лицо этого разряда, класса. Полковничий чин … Словарь многих выражений

    Чин деисусный - композиция из множества икон, центром которой являются три иконы: Образ Спасителя, Образ Божьей Матери и Образ Иоанна Предтечи. По обе стороны от деисуса располагают образы апостолов, архангелов и святых мучеников. Деисусный чин является… … Православная энциклопедия

    Деисус. Иконостас придела Гурия и Самсона, церковь Илии Пророка, Ярославль. Начало XVIII в. Деисус (греч. δεησις прошение, моление; деисис) икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а… … Википедия

    АПОСТОЛЬСКИЙ ЧИН - см. Деисусный чин … Православная энциклопедия

    ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН - иконостас, созданный в 20 х гг. XV в., для собора в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире, из числа наиболее известных произведений круга прп. Андрея Рублёва. иконостас состоял из 21 иконы деисусного (размер средника 314´ 220 см), 25 икон… … Православная энциклопедия

    Спасо Преображенского собора в … Википедия

Книги

  • , Яковлева Нонна Александровна. Деисусный чин – священный центр высокого русского иконостаса, ибо в нем помещено сердце мира – образ Спасителя. Деисусный, или апостольский, ряд иконостаса в полной мере заслуживает название…
  • Деисусный чин русского иконостаса , Яковлева Нонна Александровна. Деисусный чин - священный центр высокого русского иконостаса, ибо в нем помещено сердце мира - образ Спасителя. Деисусный, или апостольский, ряд иконостаса в полноймере заслуживает название…

Из повести Владимира Солоухина "Черные доски"



Теперь – деисусный чин. Можно услышать из уст коллекционера: «есть чиновая икона», «купил икону из чина», «видел архангела из деисусного чина», «он достал себе деисусный чин». Что же это такое?

Прежде всего, это целый ряд икон, из которых каждая может быть самостоятельной, но все же они объединены в одно целое, в ряд икон, который и называется в иконографии чином. Вероятно, если вдуматься в происхождение слова «чин», мы придем в конце концов к тому, что оно и означает именно ряд, порядок. Каков же этот ряд в деисусном чине?

В середине – «Спас в силах», или «Спас на престоле». По правую руку его, а для нас это будет слева, Богородица. По левую руку – Иоанн Креститель. Дальше располагаются два архангела: Михаил и Гавриил. Все, кто располагаются по обе стороны Христа, обращены к нему лицом и даже корпусом, вообще обращены к нему. Поэтому чиновой архангел Михаил всегда смотрит, как бы идет слева направо. Архангел же Гавриил справа налево. За архангелами следуют апостолы Петр и Павел: Петр на богородничной стороне, Павел на стороне Иоанна Крестителя.

Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Само греческое слово «деисус» означает в переводе на русский язык «моление» или «прошение».

Самый простой, так сказать, исходный деисусный чин состоит из трех икон, образуя триптих: Богородица, Спас, Иоанн. Расширяться же в обе стороны ему ничто не мешает: архангелы, апостолы, святители, митрополиты, пророки, великомученики – все могут быть изображены справа и слева от Спаса.

Деисусный чин может быть ростовой, огрудный, оглавный. Он может быть исполнен на многих досках и на одной доске, но порядок расположения святых остается единым: Спас в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола…

В Третьяковской галерее выставлены некоторые иконы из деисусного чина, написанного Андреем Рублевым и Даниилом Черным для Успенского собора во Владимире. Эти иконы огромны. Можно представить, как «звучал» этот чин, собранный в одно целое и вставленный в грандиозный иконостас грандиозного Успенского собора.

Как же включается деисусный чин в церковный иконостас и есть ли вообще у иконостаса какая-нибудь композиция? Есть, и довольно строгая. В центре, как известно, располагаются Царские врата, которые в старину бывали писаными. Это были те же самые иконы, но несколько измененной формы. Царские врата – это отдельное произведение искусства, в котором кроме живописи присутствуют резьба по дереву и скульптура. Вот как описаны В. И. Антоновой Царские врата начала XVI века вологодской школы, находящиеся в собрании покойного Павла Дмитриевича Корина:

«Удлиненные клейма обеих створок завершены шестилопастной коруной со спиральными завитками. Вверху помещено Благовещение, где ангел устремился к обернувшейся к нему прядущей Марии. Обе фигуры с их выразительными движениями, одетые в неяркие зеленые и коричневые одежды, выступают на фоне розовых, алых, серебристо-зеленых и золотисто-желтых зданий, изысканной по формам и рисунку причудливой архитектуры. Справа от Марии изображены две темно-зеленые капители в виде львиных масок. Возносящиеся за Гавриилом легкие башнеобразные строения будто запрокинуты назад, а более массивные сооружения за Марией, увенчанные круглой и шатровой вышками, как бы теснят ее; они ориентированы вперед и вправо. У сидящих на низких скамейках евангелистов длинные торсы. Движения их величественны и неторопливы. Грузный Иоанн, оборотясь назад, диктует сидящему перед ним Прохору, кудрявый Лука открывает книгу, длиннобородый Матфей развертывает свиток, согнувшийся Марк пишет. Лука отмечен лежащим на столе золотым клювом. Архитектура более спокойных очертаний, чем вверху, своими, обращенными к середине, черными проемами сосредоточивает внимание на неспешных жестах евангелистов.

Дробные белые лещадки светлой, желтовато-оливковой горы придают значительность всей сцене на Патмосе: за Иоанном двурогая гора будто залита светом, к которому обернулся охваченный вдохновением евангелист. Краски чистые и плотные, сочетающие алые, розовые, желтые, бирюзово-голубые, травянисто-зеленые, зеленовато-синие цвета и кораллово-красные оттенки».

Итак, в середине иконостаса, вернее сказать, в середине его нижнего ряда располагаются Царские врата, Остальной нижний ряд занимают большие, разные по сюжетам иконы, среди которых обязательно должна помещаться так называемая храмовая икона. Известно, что каждая из церквей освящена в честь какого-нибудь святого или праздника: собор Парижской Богоматери, собор, Павла в Лондоне, церковь Покрова на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь Николы в Хамовниках, Исаакиевский собор. Казанский собор, Илья в Обыденском переулке… Значит, в нижнем ряду иконостаса преимущественно рядом с Царскими вратами находится большая храмовая икона, то есть икона, изображающая того святого или тот праздник, которому посвящена церковь.

Над нижним рядом икон располагается небольшой невысокий рядок праздничного чина. Эти иконы всегда нарядны и мажорны. Мы теперь знаем, что в этом ряду могут быть сюжеты: «Успенье», «Рождество», «Сретенье», «Сошествие во ад»…

Над узким поясом праздничного чина возвышается деисусный чин, так, чтобы Спас находился точно над Царскими вратами, а предстоящие справа и слева занимали весь ярус иконостаса. Конечно, практически в церквах встречаются отступления от столь строгого построения иконостаса, но его точная форма именно такова…

И Иоанна Крестителя , представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трехфигурный деисус ). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов , святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус ). Основной догматический смысл деисусной композиции - посредническая молитва , заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. На формирование данной иконографии оказала влияние литургия . В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма , а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса .

Одним из ранних сохранившихся примеров деисуса является фреска в римской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (VII век) - на ней Иисус Христос изображен в полный рост, а Иоанн Креститель имеет не молитвенный, а указующий жест.

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе » или более коротко «Предста Царица ». В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей , справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны - Иоанн Предтеча. С XII-XIV вв. на Балканах образ Христа - Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом - Архиерей Великий .

«Ангельский деисус » - название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов - Михаила и Гавриила . Существует достаточно спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы .

В домашнем иконостасе - наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения - повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

Галерея

Литература

  • Квливидзе Н.В. Деисус // Православная энциклопедия . Том XIV. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - С. 316-319. - 752 с. - 39000 экз. - ISBN 978-5-89572-024-0

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Деисус" в других словарях:

    ДЕИСУС - со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Деисус со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае)Деисус [греч. δέησις моление], образ, в к ром разные святые предстательствуют перед Христом за род… … Православная энциклопедия

    - (греч., от deesis просьба, молитва). Икона, изображающая посредине Иис. Христа, а по сторонам Деву Марию и Иоанна Крестителя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕИСУС греч. Икона, изображающая по… … Словарь иностранных слов русского языка

    Икона, композиция, деисис Словарь русских синонимов. деисус сущ., кол во синонимов: 3 деисис (1) икона … Словарь синонимов

    - (от греч. deesis моление) в средневековом, преимущественно восточно европейском искусстве композиция, включающая изображения Христа (посредине) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя … Большой Энциклопедический словарь

    Муж. три иконы: Спасителя, Богоматери и Предтечи, ставимые, по обычаю, вместе. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Д ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава: Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в.; она помещалась … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от греч. déēsis моление), в средневековом, преимущественно восточноевропейском искусстве композиция, включающая изображения Христа (посредине) и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя. * * * ДЕИСУС ДЕИСУС (от греч … Энциклопедический словарь

    Икона в алтаре, изображающая Христа с богородицей и Иоанном Крестителем по сторонам (Мельников), др. русск. деисусъ (Ипатьевск. летоп., Новгор. 2 летоп. и др.; см. Срезн. I, 651). Из греч. δέησις моление. Окончание испытало влияние слова Иисус;… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Деисис (от греч. déеsis моление), древнерусское название композиции, изображающей Христа посредине и обращённых к нему в молитвенных позах богоматерь и Иоанна Предтечу. В иконописи (См. Иконопись) первоначально выполнялся на одной доске.… … Большая советская энциклопедия

    М. 1. Иконописная композиция с изображением Христа в центре и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Предтечи по сторонам. 2. Икона с таким изображением. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама