THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

й РПНОЙФ НЙТ УРБУЕООЩК...

ч ТБЪОПЕ ЧТЕНС бМЕЛУБОДТХ йЧБОПЧЙЮХ ОЕПДОПЛТБФОП ДПЧПДЙМПУШ ВЩЧБФШ РП УМХЦВЕ Ч ЪБЗТБОЙЮОЩИ ЛПНБОДЙТПЧЛБИ. оП, ЛБЛ ХЦЕ ОЕ ТБЪ ПФНЕЮБМПУШ, НХЦ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕ РПУЧСЭБМ НЕОС Ч УЧПЙ УМХЦЕВОЩЕ ДЕМБ. йЪМЙЫОЕЗП МАВПРЩФУФЧБ С ОЕ РТПСЧМСМБ Й НБМП ЮФП ЪОБМБ ПВ ЬФЙИ РПЕЪДЛБИ. ъБРПНОЙМЙУШ ПОЙ, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, РП ЙЪХНЙФЕМШОЩН ГЧЕФБН, ЛПФПТЩЕ НХЦ ПВСЪБФЕМШОП РТЙЧПЪЙМ ЙЪ ЛБЦДПК ЛПНБОДЙТПЧЛЙ. фБЛ С РПНОА ЧЕМЙЛПМЕРОЩЕ ВХЛЕФЩ ЙЪ юЕИПУМПЧБЛЙЙ, жТБОГЙЙ, лХВЩ, уЙТЙЙ...

п РПЕЪДЛЕ бМЕЛУБОДТБ йЧБОПЧЙЮБ ОБ пУФТПЧ уЧПВПДХ ОБРПНЙОБЕФ ЛОЙЗБ «1-К УЯЕЪД лПНРБТФЙЙ лХВЩ» У ДБТУФЧЕООПК ОБДРЙУША: «нПЕНХ ХЧБЦБЕНПНХ Й МАВЙНПНХ ДТХЗХ НБТЫБМХ БЧЙБГЙЙ бМЕЛУБОДТХ рПЛТЩЫЛЙОХ, ФТЙЦДЩ зЕТПА уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ, ОБЫЙ УБНЩЕ ЗМХВПЛЙЕ ЮХЧУФЧБ МАВЧЙ Й УЙНРБФЙЙ. жЙДЕМШ лБУФТП».

уБЫБ ЗПЧПТЙМ, ЮФП Ч ЪБЛМАЮЕОЙЕ РПЮФЙ ФТЕИЮБУПЧПК ВЕУЕДЩ У ОЙН ТХЛПЧПДЙФЕМШ тЕУРХВМЙЛЙ лХВБ РТЙЗМБУЙМ ЕЗП РТЙЕИБФШ Л ОЙН ОБ ПФДЩИ ЧУЕК УЕНШЕК. пДОБЛП ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ЬФЙН МАВЕЪОЩН РТЙЗМБЫЕОЙЕН НЩ ОЕ УНПЗМЙ ЙЪ-ЪБ ХИХДЫЕЗПУС ЪДПТПЧШС НХЦБ.

еЭЕ Ч РЕТЙПД УМХЦВЩ Ч лЙЕЧЕ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ Ч УПУФБЧЕ РТБЧЙФЕМШУФЧЕООПК ДЕМЕЗБГЙЙ РПВЩЧБМ ЧП жТБОГЙЙ. оБ ЕЗП ДПМА ЧЩРБМП ХУФБОПЧМЕОЙЕ ЛПОФБЛФПЧ У ОПТНБОДГБНЙ. й ИПФС МЕФЮЙЛЙ ЪОБНЕОЙФПЗП РПМЛБ «оПТНБОДЙС — оЕНБО» Й рПЛТЩЫЛЙО ЧПЕЧБМЙ ОБ ТБЪОЩИ ХЮБУФЛБИ УПЧЕФУЛП-ЗЕТНБОУЛПЗП ЖТПОФБ, ПОЙ НОПЗПЕ ЪОБМЙ ДТХЗ П ДТХЗЕ Й ВЩМЙ ПЮЕОШ ТБДЩ МЙЮОПК ЧУФТЕЮЕ.

х ОБУ УПИТБОЙМБУШ РБНСФОБС ЪБРЙУШ, УДЕМБООБС ОБ ЧЙЪЙФОПК ЛБТФПЮЛЕ ПДОПЗП ЙЪ ЖТБОГХЪУЛЙИ МЕФЮЙЛПЧ-ЖТПОФПЧЙЛПЧ йЗПТС ьКИЕОВБХНБ: «нОПЗПХЧБЦБЕНЩК, ДПТПЗПК Й ЪОБНЕОЙФЩК бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ! мЕФЮЙЛЙ РПМЛБ «оПТНБОДЙС — оЕНБО» ОЕ ТБЪ ЧДПИОПЧМСМЙУШ чБЫЙНЙ ВЕУРТЙНЕТОЩНЙ РПДЧЙЗБНЙ Й ЕЭЕ УНЕМЕЕ ВЙМЙ ЖБЫЙУФУЛЙИ ЖТЙГЕЧ. мЙЮОП ЧУЕЗДБ У ЦБДОПУФША ЮЙФБМ чБЫЙ УФБФШЙ ПВП ЧУЕН: ФБЛФЙЛЕ ВПЕЧ, УПЪОБОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ. фЕРЕТШ ЧУЕ ОБ НЙТ, ОБ ДТХЦВХ, УЧСФП ИТБОС РБНСФШ П ЧУЕИ ФЕИ, ЛФП ПФДБМЙ ЧЮЕТБ ЦЙЪОЙ ДМС РПВЕДЩ Й ДМС ЧЕЮОПЗП УПМОГБ, ДМС УЮБУФШС РПДМЙООЩИ МАДЕК.

пФ МЕФЮЙЛПЧ-ЧЕФЕТБОПЧ, УЕНЕКУФЧ РПЗЙВЫЙИ, ДЕФЕК Й ПФ УЕВС: ВПМШЫПЕ УРБУЙВП чБН МЙЮОП Й ЧБЫЕНХ ОБТПДХ. й. ьКИЕОВБХН. рБТЙЦ».

уПУФПСМБУШ ЧУФТЕЮБ НХЦБ У мХЙ дЕМШЖЙОП, ЛПФПТЩК РПУМЕ мХЙ фАМСОБ ЛПНБОДПЧБМ РПМЛПН «оПТНБОДЙС — оЕНБО» Й ЧПЕЧБМ ЧНЕУФЕ У ОЩОЕ ХЦЕ РПЛПКОЩН ВМЙЪЛЙН ОБЫЙН ДТХЗПН ДЧБЦДЩ зЕТПЕН уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ чМБДЙНЙТПН дНЙФТЙЕЧЙЮЕН мБЧТЙОЕОЛПЧЩН. мХЙ дЕМШЖЙОП УТБЪХ ЦЕ РПЙОФЕТЕУПЧБМУС, ЦЙЧ МЙ Й ЪДПТПЧ чМБДЙНЙТ дНЙФТЙЕЧЙЮ. лПЗДБ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ ПФЧЕФЙМ ХФЧЕТДЙФЕМШОП Й ДПВБЧЙМ, ЮФП чПМПДС УМХЦЙФ ЧНЕУФЕ У ОЙН, ТБДПУФЙ мХЙ ОЕ ВЩМП РТЕДЕМБ. пО ФПТПРМЙЧП ПВЫБТЙМ УЧПЙ ЛБТНБОЩ Ч РПЙУЛБИ РПДИПДСЭЕЗП УХЧЕОЙТБ. оЙЮЕЗП ОЕ ОБКДС, УДЕТОХМ У ЫЕЙ ЫБТЖ Й РПРТПУЙМ РЕТЕДБФШ ЕЗП мБЧТЙОЕОЛПЧХ.

чУЛПТЕ РПУМЕ ЧЙЪЙФБ ОБЫЕК ДЕМЕЗБГЙЙ ЧП жТБОГЙА Ч ТБКПОЕ ЗПТПДБ пТМБ ВЩМ ПВОБТХЦЕО УВЙФЩК ЧП ЧТЕНС ЧПКОЩ УПЧЕФУЛЙК УБНПМЕФ-ЙУФТЕВЙФЕМШ У ПУФБОЛБНЙ РПЗЙВЫЕЗП ЖТБОГХЪУЛПЗП МЕФЮЙЛБ. хУФБОПЧМЕОП ЬФП ВЩМП ФПЮОП, ФБЛ ЛБЛ Ч ГЕМПК ОЕРПЧТЕЦДЕООПК ЛБВЙОЕ УПИТБОЙМЙУШ МЙЮОЩЕ ДПЛХНЕОФЩ РЙМПФБ.

оБ ГЕТЕНПОЙА РЕТЕЪБИПТПОЕОЙС РПЗЙВЫЕЗП МЕФЮЙЛБ ДПМЦОЩ ВЩМЙ РТЙЕИБФШ НЙОЙУФТ ПВПТПОЩ жТБОГЙЙ рШЕТ нЕУНЕТ Й мХЙ дЕМШЖЙОП. оБЛБОХОЕ ПОЙ ОБРТБЧЙМЙ Ч нПУЛЧХ ЪБРТПУ У РТПУШВПК ЧЛМАЮЙФШ Ч УПУФБЧ ХЮБУФОЙЛПЧ ГЕТЕНПОЙЙ У УПЧЕФУЛПК УФПТПОЩ б. й. рПЛТЩЫЛЙОБ Й ч. д. мБЧТЙОЕОЛПЧБ. лБОДЙДБФХТБ НХЦБ Х ОБЮБМШУФЧБ УПНОЕОЙК ОЕ ЧЩЪЧБМБ, Б ЧПФ РП РПЧПДХ мБЧТЙОЕОЛПЧБ ОБЮБМЙУШ ФЕМЕЖПООЩЕ ЪЧПОЛЙ: РПЮЕНХ ЙНЕООП ПО РПОБДПВЙМУС ЖТБОГХЪБН? рТЙЫМПУШ бМЕЛУБОДТХ йЧБОПЧЙЮХ ПВЯСУОЙФШ ЛПЕ-ЛПНХ, ЮФП ЖТПОФПЧБС ДТХЦВБ — ОЕ ЬЖЕНЕТОПЕ РПОСФЙЕ Й ЪБВЩЧБФШ ПВ ЬФПН МАДСН, ФЕН ВПМЕЕ ЧПЕООЩН, ОЕ Л МЙГХ.

пВЯСУОЕОЙЕ, ЧЙДЙНП, РПУЮЙФБМЙ ХВЕДЙФЕМШОЩН, ФБЛ ЛБЛ НЩ У дХУЕК, ЦЕОПК чМБДЙНЙТБ дНЙФТЙЕЧЙЮБ, РПМХЮЙМЙ ПФ НХЦЕК ЪБДБОЙЕ РПДПВТБФШ ЛБЛПК-ОЙВХДШ РБНСФОЩК УХЧЕОЙТ ДМС дЕМШЖЙОП. оЕРТПУФПЕ ЬФП ДЕМП — РПДВЙТБФШ РПДБТПЛ ОЕЪОБЛПНПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, ДБ ЕЭЕ ЙОПУФТБОГХ. рПУМЕ ДПМЗЙИ УПНОЕОЙК ПУФБОПЧЙМЙУШ ОБ ЙЪДЕМЙЙ ЪБЛБТРБФУЛЙИ ТЕЪЮЙЛПЧ РП ДЕТЕЧХ «дЙЛЙЕ ЛБВБОЩ Ч ЛБНЩЫБИ». й ХЗПДЙМЙ, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС, Ч УБНПЕ «СВМПЮЛП»!

лПЗДБ ОБЫЙ НХЦЮЙОЩ ЧТХЮЙМЙ мХЙ дЕМШЖЙОП ЬФПФ УХЧЕОЙТ, ПО Ч ВХЛЧБМШОПН УНЩУМЕ РПДРТЩЗОХМ ПФ ТБДПУФЙ. пЛБЪБМПУШ, ПО УБН ХЧМЕЛБМУС ТЕЪШВПК РП ДЕТЕЧХ Й ОБЫ РПДБТПЛ СЧЙМУС ДМС ОЕЗП УЧЕТИРТЙСФОЩН УАТРТЙЪПН.

уАТРТЙЪ РПДЦЙДБМ Й бМЕЛУБОДТБ йЧБОПЧЙЮБ — рШЕТ нЕУНЕТ ФПТЦЕУФЧЕООП, РП РПТХЮЕОЙА УЧПЕЗП РТБЧЙФЕМШУФЧБ, ЧТХЮЙМ ЕНХ ХДПУФПЧЕТЕОЙЕ Й ЪОБЛ «ъБУМХЦЕООЩК ЧПЕООЩК МЕФЮЙЛ жТБОГЙЙ». оБДП УЛБЪБФШ, ЮФП БОБМПЗЙЮОЩЕ ЪЧБОЙС Й ЪОБЛ — «ПТЕМ У ТБУРТПУФЕТФЩНЙ ЛТЩМШСНЙ ОЕУЕФ Ч ЛМАЧЕ ЪПМПФПК МБЧТПЧЩК ЧЕОПЛ» — РПМХЮЙМ НХЦ Й ПФ РПМСЛПЧ.

оЕ ЪОБА, ЮЕН ПВЯСУОЙФШ, ЮФП Х УЕВС ОБ ТПДЙОЕ ОЙ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ, ОЙ йЧБО оЙЛЙФПЧЙЮ лПЦЕДХВ ФБЛПЗП ЪЧБОЙС ХДПУФПЕОЩ ОЕ ВЩМЙ. иПФС УХДС РП ЛПМЙЮЕУФЧХ ЧЩДБООЩИ ЪОБЛПЧ «ъБУМХЦЕООЩК ЧПЕООЩК МЕФЮЙЛ ууут», ВПМЕЕ ДПУФПКОЩИ, ОЕЦЕМЙ ПВБ ФТЙЦДЩ зЕТПС уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ, ОБЫМПУШ ОЕНБМП.

чДЧПЕН У НХЦЕН ОБН ЫЕУФШ ТБЪ ДПЧПДЙМПУШ ВЩЧБФШ Ч ВТБФУЛЙИ УПГЙБМЙУФЙЮЕУЛЙИ УФТБОБИ, Ч ФПН ЮЙУМЕ — Ч вПМЗБТЙЙ Й чЕОЗТЙЙ. рТПЧЕУФЙ ПФРХУЛ Ч вПМЗБТЙЙ ОБУ РТЙЗМБУЙМ дПВТЙ нБТЙОПЧЙЮ дЦХТПЧ, Ч ФХ РПТХ НЙОЙУФТ ПВПТПОЩ ЬФПК УФТБОЩ. у ОЙН бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ ХЮЙМУС Ч ДЧХИ БЛБДЕНЙСИ. нЩ ИПТПЫП ЪОБМЙ ЕЗП УЕНША: ЦЕОХ еМЕОХ Й ДЧХИ ДЕФЕК. дПЮШ ЪБЛПОЮЙМБ нзх, Б УЩО ВЩМ МЕФЮЙЛПН.

оБН ХДБМПУШ ПУНПФТЕФШ ЮХФШ МЙ ОЕ ЧУА вПМЗБТЙА, ОБЮЙОБС У тПДПР Й ЛПОЮБС тЙМУЛЙН НБУУЙЧПН, ЛХДБ Ч УПРТПЧПЦДЕОЙЙ ЪОБЛПНПЗП ОБН ЗЕОЕТБМБ иБОЩНПЧБ РПЕИБМЙ УРЕГЙБМШОП ДМС ПУНПФТБ ДТЕЧОЕЗП НПОБУФЩТС, РТЕЧТБЭЕООПЗП Ч НХЪЕК.

дЕОШ ДМС РПЕЪДЛЙ Ч тЙМУЛЙК НПОБУФЩТШ НЩ ЧЩВТБМЙ ОЕХДБЮОП: НХЪЕК ВЩМ ЪБЛТЩФ. пЗПТЮЕООЩЕ, ПУФБОПЧЙМЙУШ ОБ РПДЧПТШЕ НПОБУФЩТС, ТБЪЗМСДЩЧБС ЧЕМЙЛПМЕРОЩЕ ЖТЕУЛЙ XIII ЧЕЛБ. зЕОЕТБМ иБОЩНПЧ ЛХДБ-ФП ПФМХЮЙМУС. хЧМЕЮЕООЩЕ ПУНПФТПН ГЕТЛЧЙ, НЩ ОЕ УТБЪХ ЪБНЕФЙМЙ ЕЗП ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ. рТЙЫЕДЫЙК ЧНЕУФЕ У ОЙН ЮЕМПЧЕЛ Ч ФЕНОП-УЙОЕН ЛПУФАНЕ, ЧЕУШ УЙСС ПФ ТБДПУФЙ, РТСНП-ФБЛЙ ВЕЗПН ХУФТЕНЙМУС Л бМЕЛУБОДТХ йЧБОПЧЙЮХ:

— дТХЗБТА ЗЕОЕТБМ, ЧПФ ХЦ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДХНБМ, ЮФП НОЕ ЧЩРБДЕФ УЮБУФШЕ ХЧЙДЕФШ ЧБУ! с ФПЦЕ ВЩЧЫЙК МЕФЮЙЛ, уФПСО уФПСОПЧ.

йНС ЬФП ПЛБЪБМПУШ ИПТПЫП ЙЪЧЕУФОЩН НПЕНХ НХЦХ. рПУМЕ УЧЕТЦЕОЙС НПОБТИП-ЖБЫЙУФУЛПК ДЙЛФБФХТЩ Й РТЙИПДБ Л ЧМБУФЙ РТБЧЙФЕМШУФЧБ пФЕЮЕУФЧЕООПЗП ЖТПОФБ (1944 ЗПД) вПМЗБТЙС ПВЯСЧЙМБ ЧПКОХ ЗЙФМЕТПЧУЛПК зЕТНБОЙЙ. й уФПСО уФПСОПЧ УВЙМ ОБЙВПМШЫЕЕ ЙЪ ЧУЕИ ВПМЗБТУЛЙИ МЕФЮЙЛПЧ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧТБЦЕУЛЙИ УБНПМЕФПЧ — ДЧЕОБДГБФШ.

— оП ЧЩ ЕЭЕ ОЕ ЧУЕ ЪОБЕФЕ! — ЧПУЛМЙЛОХМ ОБЫ ОПЧЩК ЪОБЛПНЩК. — чЕДШ С ДТБМУС У ЖБЫЙУФБНЙ ОБ ЧБЫЕН УБНПМЕФЕ!

— рПЮЕНХ ЦЕ ОЕ ЪОБА, — ЧПЪТБЪЙМ НХЦ. — нОЕ ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ЮБУФШ ВПЕЧПК ФЕИОЙЛЙ НЩ РЕТЕДБМЙ ВПМЗБТУЛПК БТНЙЙ.

— дБ ОЕФ, С МЕФБМ ОБ сЛ-3, РПДБТЕООПН ЦЙФЕМСНЙ оПЧПУЙВЙТУЛБ МЙЮОП ЧБН. оБ ОЕН ДБЦЕ ОБДРЙУШ ВЩМБ.

— чУЕ РТБЧЙМШОП, ВЩМ ФБЛПК РПДБТПЛ. оП С РТЙЧЩЛ Л «ЛПВТЕ», ОЕ НПЗ ПФ ОЕЕ ПФЛБЪБФШУС.

— рПДБТПЛ ЧБЫЙИ ЪЕНМСЛПЧ С УВЕТЕЗ, — УППВЭЙМ уФПСО уФПСОПЧ. — ьФПФ УБНПМЕФ УФПЙФ УЕКЮБУ Ч чБТОЕОУЛПН НХЪЕЕ ЛБЛ УЧЙДЕФЕМШУФЧП ВТБФУЛПК ДТХЦВЩ ОБЫЙИ ОБТПДПЧ. б УБН С РПУМЕ ДЕНПВЙМЙЪБГЙЙ УФБМ ДЙТЕЛФПТПН НХЪЕС ЪДЕУШ, Ч тЙМБИ. рПКДЕНФЕ, ДПТПЗЙЕ ЗПУФЙ!

пФЛТЩЧ НХЪЕК, уФПСО РПЧЕМ ОБУ, РПЛБЪЩЧБС УПВТБООЩЕ ЪДЕУШ ЬЛУРПОБФЩ. уТЕДЙ ОЙИ НЩ ХЧЙДЕМЙ Й ФТЙ МЙЮОЩЕ ЗТБНПФЩ ГБТС йЧБОБ зТПЪОПЗП ВПМЗБТУЛПНХ ЗПУХДБТА.

лБЛ ОБН ТБУУЛБЪБМЙ ДТХЪШС-ВПМЗБТЩ, ЧП ЧТЕНС ЫЕУФЙУПФМЕФОЕЗП ФХТЕГЛПЗП ЙЗБ тЙМУЛЙК НПОБУФЩТШ СЧМСМУС УТЕДПФПЮЙЕН Й ИТБОЙФЕМЕН ВПМЗБТУЛПК ОБГЙПОБМШОПК ЛХМШФХТЩ. пРБУБСУШ ОБТПДОПЗП ЗОЕЧБ, ФХТЛЙ ОЕ ТЕЫБМЙУШ ЧФПТЗБФШУС Ч ЕЗП ЧМБДЕОЙС. й ВПМЗБТЩ ВЕТЕЗМЙ РПД ЕЗП ЪБЭЙФПК УБНЩЕ ДТБЗПГЕООЩЕ УЧПЙ УЧСФЩОЙ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ЗТБНПФЩ ТХУУЛПЗП ГБТС.

оБЧУЕЗДБ ПУФБМЙУШ Ч ОБЫЕК РБНСФЙ РПЕЪДЛЙ Ч рМПЧДЙЧ, рМЕЧЕО, зБВТПЧП, фПМВХИЙО, РБНСФОЙЛ ЗЕТПСН ыЙРЛЙ, ИТБН бМЕЛУБОДТБ оЕЧУЛПЗП... б ФБЛЦЕ ЙУЛТЕООЕЕ ТБДХЫЙЕ, У ЛПФПТЩН ОБУ ЧУАДХ ЧУФТЕЮБМЙ.

ъБВЩМБ ХРПНСОХФШ, ЮФП ЫЕЖУФЧП ОБД ОБНЙ ЧП ЧТЕНС ЬФПК ОЕЪБВЩЧБЕНПК РПЕЪДЛЙ ЧЪСМЙ ДЧБ ЪБНЕЮБФЕМШОЩИ ЮЕМПЧЕЛБ — ОБГЙПОБМШОЩК ЗЕТПК вПМЗБТЙЙ уМБЧЮП фТЙОУЛЙ Й рЕЫП ыЙОПЧУЛЙ, ПВБ — ЗЕОЕТБМЩ.

чП ЧТЕНС ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ ПОЙ ЧПЪЗМБЧМСМЙ ЛТХРОЩЕ РБТФЙЪБОУЛЙЕ ПФТСДЩ Й ОБЧПДЙМЙ ХЦБУ ОБ ЖБЫЙУФПЧ. ъБ ЙИ РПЙНЛХ ВЩМЙ ОБЪОБЮЕОЩ ПЗТПНОЩЕ УХННЩ ДЕОЕЗ, ОП РБФТЙПФЩ, ПРЙТБСУШ ОБ РПНПЭШ ОБУЕМЕОЙС, ПУФБЧБМЙУШ ОЕХМПЧЙНЩНЙ. жБЫЙУФЩ ИЧБФБМЙ ЛБЦДПЗП, ОБ ЛПЗП РБДБМП ИПФС ВЩ НБМЕКЫЕЕ РПДПЪТЕОЙЕ Ч УЧСЪСИ У РБТФЙЪБОБНЙ.

ч ЛПОГМБЗЕТШ РПРБМБ ЦЕОБ рЕЫП нБТБ, ЛПФПТБС ДПМЦОБ ВЩМБ ЧПФ-ЧПФ ТПДЙФШ ТЕВЕОЛБ. нБМШЮЙЛ рЕЫП ФБН Й ТПДЙМУС. й ЬФП ПВУФПСФЕМШУФЧП ДБМП ЖБЫЙУФБН ЧПЪНПЦОПУФШ ЕЭЕ ВПМЕЕ ХУХЗХВЙФШ ЕЕ ВЕУЛПОЕЮОЩЕ РЩФЛЙ. л НХЮЕОЙСН НБФЕТЙ ДПВБЧЙМЙУШ ХЗТПЪЩ ХВЙФШ НМБДЕОГБ. оП нБТБ ФБЛ Й ОЕ ЧЩДБМБ ОЙ НХЦБ, ОЙ ЕЗП ДТХЪЕК. пДОБЛП ЕЦЕДОЕЧОЩЕ РЩФЛЙ ОБД ОЕК УБНПК Й ЙЪДЕЧБФЕМШУФЧБ ОБД ОПЧПТПЦДЕООЩН РТЙЧЕМЙ Л РУЙИЙЮЕУЛПНХ УТЩЧХ.

ч лЙЕЧЕ С РП РТПУШВЕ рЕЫП РПЛБЪБМБ нБТХ ОБЫЙН МХЮЫЙН ЧТБЮБН-УРЕГЙБМЙУФБН. л УПЦБМЕОЙА, РПФТСУЕОЙЕ ПЛБЪБМПУШ УМЙЫЛПН УЙМШОЩН, Й нБТБ ТБОП ХЫМБ ЙЪ ЦЙЪОЙ, ПУФБЧЙЧ УЧПЙИ ДПТПЗЙИ ДЧХИ рЕЫП Й НБМЕОШЛПЗП сОЮП, ЛПФПТПНХ ОЕ ВЩМП Й 10 МЕФ.

пДОБЛП ЧЕТОХУШ Л ОБЫЕК РПЕЪДЛЕ РП вПМЗБТЙЙ. фБН НЩ ЧУФТЕФЙМЙУШ ФПЗДБ У ПФДЩИБЧЫЙНЙ ОБ «ъМБФОЙИ рСУГБИ» У УХРТХЗБНЙ оБДЕЦДПК чБУЙМШЕЧОПК рПРПЧПК Й уЕНЕОПН йМШЙЮПН иБТМБНПЧЩН, У ЛПФПТЩН НХЦХ РПЪДОЕЕ ДПЧЕМПУШ ТБВПФБФШ Ч гл дпуббж. пВБ ПОЙ — ЖТПОФПЧЙЛЙ, зЕТПЙ уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ. уЕНЕО йМШЙЮ УВЙМ ВПМЕЕ ДЧБДГБФЙ ЧТБЦЕУЛЙИ УБНПМЕФПЧ. оБДЕЦДБ чБУЙМШЕЧОБ УПЧЕТЫЙМБ 850 ВПЕЧЩИ ЧЩМЕФПЧ ОБ рП-2.

рТПЫХ ЙЪЧЙОЙФШ ЪБ ЕЭЕ ПДОП ПФУФХРМЕОЙЕ, ОП ОЕ НПЗХ ОЕ УЛБЪБФШ ИПФС ВЩ ОЕУЛПМШЛП УМПЧ ПВ ЬФПК ЪБНЕЮБФЕМШОПК ЦЕОЭЙОЕ. с РПЪОБЛПНЙМБУШ У ОЕК ЕЭЕ ОБ ЖТПОФЕ. ч ТБКПОЕ нПЪДПЛБ МЕФЮЙГЩ ЙЪ РПМЛБ еЧДПЛЙЙ вЕТЫБОУЛПК, Ч ЛПФПТПН ЧПЕЧБМБ оБДС, ОЕТЕДЛП РТЙМЕФБМЙ ОБ ОБЫ БЬТПДТПН РПДУЛПЛБ (ФБЛ ОБЪЩЧБМЙУШ БЬТПДТПНЩ, ТБУРПМБЗБЧЫЙЕУС Ч ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК ВМЙЪПУФЙ ПФ МЙОЙЙ ЖТПОФБ).

дЕЧПЮЛЙ РТЙМЕФБМЙ Л ЧЕЮЕТХ, УБДЙМЙУШ Х ОБУ, ДПЪБРТБЧМСМЙ УЧПЙ УБНПМЕФЩ ЗПТАЮЙН, РПРПМОСМЙ ВПЕРТЙРБУЩ Й ХМЕФБМЙ ОБ РЕТЕДПЧХА. рТЕДУФБЧМСА, ЛБЛ ЙН ВЩМП УФТБЫОП. уФПЙМП рП-2 РПСЧЙФШУС ОБД МЙОЙЕК ЖТПОФБ (Б ЬФП, ЛБЛ РТБЧЙМП, РТПЙУИПДЙМП У ОБУФХРМЕОЙЕН ФЕНОПФЩ), ЛБЛ ЗЙФМЕТПЧГЩ ФХФ ЦЕ УФТЕНЙМЙУШ РПКНБФШ ЙИ Ч МХЮЙ РТПЦЕЛФПТПЧ Й ПФЛТЩЧБМЙ СТПУФОЩК РТЙГЕМШОЩК ПЗПОШ ЙЪ ЪЕОЙФПЛ. оЕТЕДЛП НЩ УП УЧПЕЗП БЬТПДТПНБ ЧЙДЕМЙ, ЛБЛ ФПМШЛП ЮФП ЧЪМЕФЕЧЫЙЕ ПФ ОБУ рП-2 ПЗОЕООЩНЙ ЖБЛЕМБНЙ ЛТХФП РТПЮЕТЮЙЧБМЙ ОПЮОПЕ ОЕВП.

й ЧПФ ПДОБЦДЩ (ЬФП ВЩМП ХЦЕ Ч ЛПОГЕ ОБЫЕЗП ПФРХУЛБ) уМБЧЮП фТЙОУЛЙ ЪБВТБМ ОБЫЙИ НХЦЮЙО Ч рМПЧДЙЧ ОБ ЧУФТЕЮХ У ВПМЗБТУЛЙНЙ МЕФЮЙЛБНЙ. оБН У оБДЕК ВЩМП РТЕДМПЦЕОП РПУЕФЙФШ НЕУФОЩК ЛТБЕЧЕДЮЕУЛЙК НХЪЕК. рПУМЕ ЕЗП ПУНПФТБ ОБУ РПЧЕЪМЙ Ч ДТХЗПК НХЪЕК, ТБУРПМПЦЕООЩК ОБ НЕУФЕ УТБЦЕОЙС ТХУУЛП-УЕТВУЛПК БТНЙЙ Й ВПМЗБТУЛПЗП ПРПМЮЕОЙС У ФХТЕГЛПК БТНЙЕК Ч ОБЮБМЕ 1878 ЗПДБ. ьФП НЕУФП СЧМСЕФУС УЧСЭЕООЩН ДМС ЛБЦДПЗП ВПМЗБТЙОБ. ъДБОЙЕ НХЪЕС ПЛТХЦЕОП ЧЕМЙЛПМЕРОЩН ХИПЦЕООЩН РБТЛПН, ПЗТБДБ ЛПФПТПЗП УДЕМБОБ ЙЪ ФХТЕГЛЙИ ТХЦЕК. ч ГЕТЛЧЙ, Ч УБТЛПЖБЗБИ, РПЛПСФУС ПУФБОЛЙ ОБЫЙИ ЗЕТПЙЮЕУЛЙИ РТЕДЛПЧ.

дБ, ЪБВЩМБ ХРПНСОХФШ, ЮФП ФПФ ДЕОШ ФПЦЕ ВЩМ РПОЕДЕМШОЙЛПН Й НХЪЕК ПЛБЪБМУС ЪБЛТЩФЩН. оП УФПЙМП УПРТПЧПЦДБЧЫЕНХ ОБУ ВПМЗБТУЛПНХ ПЖЙГЕТХ УЛБЪБФШ, ЮФП «ДТХЗБТЛЙ» РТЙЕИБМЙ ЙЪ уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ Й Х ОЙИ ПЮЕОШ ПЗТБОЙЮЕООПЕ ЧТЕНС, ДЙТЕЛФПТ ФХФ ЦЕ УБН ЧЪСМ ЛМАЮЙ, ПФЛТЩМ НХЪЕК Й РПЧЕМ РПЛБЪЩЧБФШ ЬЛУРПЪЙГЙА. ъБНЕЮХ, ЮФП РТЕДУФБЧЙМЙУШ НЩ ЕНХ ФПМШЛП РПУМЕ ПУНПФТБ.

хЦЕ Ч РБТЛЕ, ЪБЛБОЮЙЧБС ПУНПФТ, С УРТПУЙМБ:

— дТХЗБТА ДЙТЕЛФПТ, С УМЩЫБМБ, ЮФП ЪДЕУШ Х ЧБУ РПИПТПОЕОЩ ПФЕГ Й УЩО ъБЙНПЧЩ.

— б ПФЛХДБ ДТХЗБТЛБ ЪОБЕФ, ЛФП ФБЛЙЕ ъБЙНПЧЩ?

— ч ОБЫЕК УФТБОЕ ЙИ ЙНЕОБ ЙЪЧЕУФОЩ НОПЗЙН.

лПОЕЮОП, НЩ ОЕ НПЗМЙ ФПЗДБ РТЕДХЗБДБФШ, ЮФП УРХУФС ОЕУЛПМШЛП МЕФ Ч 1972 ЗПДХ РМБНЕООПНХ БОФЙЖБЫЙУФХ ЗЕОЕТБМ-РПМЛПЧОЙЛХ ВПМЗБТУЛПК БТНЙЙ ъБЙНПЧХ чМБДЙНЙТХ уФПСОПЧХ ВХДЕФ РПУНЕТФОП РТЙУЧПЕОП ЪЧБОЙЕ зЕТПС уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ.

— чМБДЙНЙТ ъБКНПЧ ВЩМ ВПМШЫЙН ДТХЗПН УПЧЕФУЛПЗП ОБТПДБ Й ОЕ УЛМПОЙМУС РЕТЕД ЖБЫЙУФБНЙ, — УЛБЪБМ ДЙТЕЛФПТ НХЪЕС. — пО ДП ЛПОГБ ВПТПМУС РТПФЙЧ ОЙИ, Й Ч 1942 ЗПДХ ЕЗП ЧНЕУФЕ У УЩОПН ТБУУФТЕМСМЙ. пЮЕОШ ТБД, ЮФП УПЧЕФУЛЙЕ ДТХЗБТЙ ЪОБАФ П ъБКНПЧЩИ. пОЙ РПИПТПОЕОЩ Ч ЬФПН ЦЕ РБТЛЕ ЧНЕУФЕ У ЧБЫЙНЙ ЧПЙОБНЙ, ОБ УЧСЭЕООПН ДМС ВПМЗБТ НЕУФЕ. с РПЛБЦХ ЧБН ЕЗП.

нЩ У оБДЕЦДПК чБУЙМШЕЧОПК РПДПЫМЙ Л РБНСФОЙЛХ ъБКНПЧЩН Й УЛМПОЙМЙ ЗПМПЧЩ Ч ЪОБЛ ЗМХВПЛПЗП ХЧБЦЕОЙС РЕТЕД ЙИ ОЕУЗЙВБЕНЩН НХЦЕУФЧПН. ъБФЕН ПФ ЧУЕЗП УЕТДГБ РПВМБЗПДБТЙМЙ ДЙТЕЛФПТБ НХЪЕС ЪБ РБНСФШ Й ЧОЙНБОЙЕ Л УМБЧЕ ТХУУЛПК. пО ЦЕ, ФТПОХФЩК ОБЫЙН ЧОЙНБОЙЕН Л ВПМЗБТУЛПК ЙУФПТЙЙ, ЗПТСЮП РПВМБЗПДБТЙМ ОБУ.

дХНБА, ЮФП ФПМШЛП ФБЛ, ЧП ЧЪБЙНОПН ХЧБЦЕОЙЙ ДТХЗ Л ДТХЗХ Й ЦЙЧЕФ ОЕТБУФПТЦЙНБС ДТХЦВБ ОБЫЙИ ОБТПДПЧ.

рЕТЕРПМОЕООЩЕ ЧРЕЮБФМЕОЙСНЙ Й ЧЪЧПМОПЧБООЩЕ ДП УМЕЪ, НЩ У оБДЕК РТЙЕИБМЙ Ч БЧЙБЫЛПМХ Л ОБЫЙН НХЦЮЙОБН. ъДЕУШ УПУФПСМУС ФПТЦЕУФЧЕООЩК ПВЕД, ОБ ЛПФПТПН ЧЩУФХРЙМЙ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ, уЕНЕО йМШЙЮ Й оБДЕЦДБ чБУЙМШЕЧОБ. нПМПДЩЕ ВПМЗБТУЛЙЕ МЕФЮЙЛЙ ОЙЛБЛ ОЕ ИПФЕМЙ У ОБНЙ ТБУУФБЧБФШУС Й ЛЙМПНЕФТБ ФТЙ, ЕУМЙ ОЕ ВПМЕЕ, РТПЧПЦБМЙ РЕЫЛПН ДП БЬТПДТПНБ, ЗДЕ ОБУ ПЦЙДБМ УБНПМЕФ.

оЕУЛПМШЛП РПЪЦЕ, ЛПЗДБ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ ХЦЕ ТБВПФБМ Ч гл дпуббж, НЩ ВЩМЙ РТЙЗМБЫЕОЩ Ч чЕОЗТЙА, ЮФПВЩ РТПЧЕУФЙ ПФРХУЛ ОБ вБМБФПОЕ. оЕФ ОХЦДЩ ПРЙУЩЧБФШ РТЙТПДОЩЕ ЛТБУПФЩ Й ДПУФПРТЙНЕЮБФЕМШОПУФЙ ЬФПК ХИПЦЕООПК ДПВТЩНЙ Й ФТХДПМАВЙЧЩНЙ ТХЛБНЙ УФТБОЩ. пОБ ПЮЕОШ ЛТБУЙЧБ Й УЧПЕПВТБЪОБ.

ч РЕТЧЩЕ ДОЙ РП РТЙЕЪДЕ НЩ ПФРТБЧЙМЙУШ У ДТХЪШСНЙ Ч ЗПТПД уЕЛЕЫЖЕИЕТЧБТ. ъДЕУШ, ЛБЛ ОБН ТБУУЛБЪБМЙ, ЦЙМ ХДЙЧЙФЕМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ — вПТЙ еОПЙ. пО ВЩМ ПДОПЧТЕНЕООП Й ИХДПЦОЙЛПН, Й УЛХМШРФПТПН, Й РПЬФПН. оП ВПМШЫЕ ЧУЕЗП ПО РТПУМБЧЙМУС ФЕН, ЮФП ОБ РТПФСЦЕОЙЙ УПТПЛБ МЕФ УФТПЙМ ДМС УЧПЕК МАВЙНПК ЦЕОЩ ЪБНПЛ МАВЧЙ, Ч ЛПФПТПН ФЕРЕТШ ПФЛТЩФ НХЪЕК.

уПЧУЕН ОЕЪБДПМЗП ДП ОБЫЕЗП РТЙЕЪДБ, ОЕОБНОПЗП РЕТЕЦЙЧ УЧПЕЗП НХЦБ, ХЫМБ ЙЪ ЦЙЪОЙ Й ФБ, ДМС ЛПФПТПК ЬФПФ ЪБНПЛ ВЩМ РПУФТПЕО. пДОБ ЙЪ ЙИ ДПЮЕТЕК ФЕРЕТШ УПДЕТЦЙФ ЕЗП ОБ ДЕОШЗЙ, РПМХЮБЕНЩЕ ПФ ЬЛУЛХТУЙК.

иПЪСКЛБ Й УНПФТЙФЕМШОЙГБ ЪБНЛБ ТБУУЛБЪБМБ ОБН, ЮФП ОЙЛБЛПЗП УПУФПСОЙС ЕЕ ПФЕГ ОЕ ЙНЕМ Й ВЕЪ ХУФБМЙ ТБВПФБМ ЪЙНПК, ЮФПВЩ ЙНЕФШ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПДПМЦБФШ УФТПЙФЕМШУФЧП МЕФПН. ъДЕУШ ЧУЕ ЧЩРПМОЕОП ЕЗП ТХЛБНЙ: ВБМАУФТБДЩ Й РПТФЙЛЙ, ЧЕМЙЛПМЕРОЩЕ РПТФТЕФЩ ЕЗП ЛТБУБЧЙГЩ-ЦЕОЩ, ЗБМЕТЕС УЛХМШРФХТ ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ МЙЮОПУФЕК чЕОЗТЙЙ.

вПТЙ еОПЙ ПЮЕОШ ДПТПЦЙМ УЧПЙН ДЕФЙЭЕН, ОП ЛПЗДБ Ч уЕЛЕЫЖЕИЕТЧБТ РТЙЫМЙ УПЧЕФУЛЙЕ ЧПКУЛБ Й ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ ЪБНЛБ ТБЪЗПТЕМУС ВПК, РТЕУФБТЕМЩК ИПЪСЙО ДПУФБМ ЙЪ ФБКОЙЛБ ЧЙОФПЧЛХ Й ЧНЕУФЕ У ОБЫЙНЙ УПМДБФБНЙ РПЫЕМ Ч БФБЛХ ОБ ЖБЫЙУФПЧ. дЧПЕ УПЧЕФУЛЙИ УПМДБФ Ч ЬФПН ВПА РБМЙ УНЕТФША ИТБВТЩИ. иПЪСЙО, ЧЩВТБЧ УБНПЕ ЧЙДОПЕ НЕУФП РПУТЕДЙ ЗБЪПОБ, РПИПТПОЙМ ЙИ Й УЧПЙНЙ ТХЛБНЙ УППТХДЙМЙ ЧЕМЙЛПМЕРОПЕ ОБДЗТПВЙЕ.

пФДЩИБС ОБ вБМБФПОЕ, ПДОБЦДЩ ЧЕЮЕТПН НЩ У НХЦЕН УЕМЙ Ч МПДЛХ Й ХРМЩМЙ ЛБФБФШУС РП ПЪЕТХ. рМБЧБМЙ ДПЧПМШОП ДПМЗП, Б ЛПЗДБ ЧЕТОХМЙУШ, ХЧЙДЕМЙ ОБ ВЕТЕЗХ ТСДПН У ОБЫЙН РЕТЕЧПДЮЙЛПН кПЦЕЖПН НХЦЮЙОХ У ЦЕОЭЙОПК Й ДЧПЙИ ДЕФЕК. пОЙ ЦДБМЙ бМЕЛУБОДТБ йЧБОПЧЙЮБ. оЕЪОБЛПНГЩ ПВЯСУОЙМЙ, ЮФП, ХЪОБЧ ЙЪ ЗБЪЕФ П РТЕВЩЧБОЙЙ ОБ вБМБФПОЕ. рПЛТЩЫЛЙОБ, ОЕ ТБЪДХНЩЧБС, ЧУЕК УЕНШЕК, РТЙИЧБФЙМЙ ЙНЕЧЫХАУС Х ОЙИ ЛОЙЗХ бМЕЛУБОДТБ йЧБОПЧЙЮБ Й РТЙЕИБМЙ ЙЪ ЗПТПДБ дХОБКЧБТПЫБ ФПМШЛП ТБДЙ ФПЗП, ЮФПВЩ ХЧЙДЕФШ РТПУМБЧМЕООПЗП МЕФЮЙЛБ Й РПМХЮЙФШ ОБ РБНСФШ ЕЗП БЧФПЗТБЖ. нЕОС ХДЙЧЙМП, ЮФП НХЦ, ПВЩЮОП ОЕ МАВЙЧЫЙК, ЛБЛ ПО ЗПЧПТЙМ, «ХРПДПВМСФШУС ЛЙОПЪЧЕЪДЕ», ОБ ЬФПФ ТБЪ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН УДЕМБМ РБНСФОХА ОБДРЙУШ ОБ ЛОЙЗЕ. пУФБЧЫЙУШ У ОЙН ОБЕДЙОЕ, УРТПУЙМБ П РТЙЮЙОЕ ФБЛПК РЕТЕНЕОЩ ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС.

— зБЛ ЧЕДШ ЪДЕУШ Х НЕОС РТПУСФ БЧФПЗТБЖ ОЕ ЛБЛ Х ЛБЛПК-ФП ЪОБНЕОЙФПУФЙ, ЙИ ФХФ УЧПЙИ ИЧБФБЕФ. лП НОЕ ПВТБЭБАФУС ЛБЛ Л РТЕДУФБЧЙФЕМА ЧЕМЙЛПК БТНЙЙ ЧЕМЙЛПЗП ОБТПДБ, ЛПФПТЩК УРБУ НЙТ ПФ ЖБЫЙЪНБ. ъДЕУШ С ЗПФПЧ У ХФТБ ДП ЧЕЮЕТБ ДБЧБФШ БЧФПЗТБЖЩ.

Помнит мир спасенный.

Переворачивая страницы истории отечества, мы часто имеем дело с военными событиями. Куликовская битва, Северная война, сражения с армией Наполеона, первая мировая война... Но, думается, ни одна из войн так не сплотила народы нашей страны, как Великая Отечественная.
Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас самих, вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее человек не может быть полноценной, духовно развитой личностью. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.

Остается Память о доблестных защитниках. Память о Великой Победе. Ведь наш народ совершил подвиг, равного которому не знало человечество. Он не только отстоял собственную свободу- он спас мир от фашизма.

Но, вспоминая о победе над врагом, говорить только о фронтовиках неправильно. Ведь за победой стоит титанический труд тыла- крестьян, рабочих, инженеров и ученых. Даже детей!

История моей малой родины неразрывно связана с историей страны и не осталось в стороне от тех трагических событий. Неоценимый вклад в дело победы внесли труженики села Мустафино. В предвоенный период каждая деревня представляла один колхоз.

Жизнь в деревне шла своим чередом, никто и не догадывался о надвигавшейся беде. Но она пришла. 22 июня 1941 года по всей стране разнеслась страшная весть: война!

Уже с первых дней начался массовый призыв военнообязанных на фронт. Призывали молодежь с 18 лет и старше, а так же семейных мужчин. Это был период страха и горького предчувствия за жизнь уходящих, может быть навсегда, любимых мужей- кормильцев и сыновей – еще вчерашних, почти босоногих мальчишек.

Из деревень нашего сельсовета на фронт ушли почти все мужчины, остались женщины, старики, подростки и дети. На их плечи легла вся тяжесть деревенской жизни. Надо было обрабатывать землю, выращивать хлеб, готовить корм для скота - коров, лошадей, быков- основной тягловой силы в деревне, чтобы снабжать Красную Армию хлебом, мясом, маслом и другими сельхозпродуктами.

Женщина- это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашего села-школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

С каждым днем все труднее было справиться с хозяйством. Хлеб отвозили на Туймазинский элеватор женщины, подростки. Несмотря на трудности, земельные площади в колхозах засевали полностью. Работали с утра до ночи, во время сбора на поле выходили и учащиеся. Урожай убирали весь, выполняя и перевыполняя необходимый минимум по отправке продовольствия Красной Армии. Сами жили впроголодь, особенно весной, ели хлеб с лебедой и картошку, которая осталась неубранной с осени. Питательную ценность представлял крахмал, который отмывали, отстаивали и сушили, а потом употребляли.

Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело. Вот, что они сами о себе рассказывают:

«Где только не пришлось работать в лихую годину: на тракторе, на ферме, на лошадях возить зерно на Туймазинский элеватор. Случалось, на обратном пути сами впрягались в телегу и везли обессиливших от голода лошадей». Так вспоминает тяжелые военные годы Хосембану Аллаярова.

Из воспоминаний Шамсебану Басыйровой: «Днем работали, а по ночам вязали носки и отправляли посылки бойцам. Сушили картофель и лук для отправки солдатам». Она потеряла 4-х своих братьев на войне.

Жизнь продолжалась. Как снежный ком, нарастали проблемы в семьях, в колхозе, в стране. На фронт уходили подросшие по возрасту парни, на их место к лошади или быку закреплялись новые мальчишки-подростки. Своей самоотверженной работой, продуктами сельского хозяйства труженики деревни стремились помочь крепить оборонную мощь своей Родины. А в это время, между фронтом и тылом ходили заветные «треугольники» и радовались те, которые получали эти весточки, потому что они понимали – там, на фронте, дорогие родные- отцы, сыновья и братья живы. Живы и здоровы.

Неизмеримые тяготы выпали на долю моих земляков. Не было почти ни одного дома, где бы не получили известие о гибели мужа, сына, отца, брата. Всего на фронт было призвано и мобилизовано из нашего сельского совета 308 человек. Не вернулось с полей сражений 152.

Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, память о тех, кто, честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба. Кто познал высшую правду и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, помогает нам не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.

Нет, пожалуй, ни одной семьи в нашей огромной стране, кого бы не коснулась Великая Отечественная война. Приближается 65- я годовщина Великой Победы. Время идет, а скорбь по погибшим, дань уважения к солдатам Второй мировой и глубокая благодарность за то, что отстояли Родину, крепнет. Живы отвага и честь, самоотверженность и мужество, пока живы наши ветераны, те, кто ковал Победу на фронте и в тылу. Все должны помнить, что мы в неоплатном долгу перед ними. Пусть же эта память и опыт участников войны учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье.

«И помнит мир спасенный…»

Вед. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идёт война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома. Наш разговор сегодня – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всём пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время всё быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат (потерь) и радость надежд в ожидании победы.

(уходит за кулисы)

ЗА КУЛИСАМИ ПОД ПЕЧАЛЬНУЮ МУЗЫКУ

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война!

Ведь эта память – наша совесть

Она как сила нам нужна!

Под звуки вальса за кулисами

1941 год. Начала лета. Мальчишки и девчонки радовались наступившим каникулам, а выпускники прощались со школой.

(Звучит вальс, танцуют пары (3) на сцене)

(Звучат звуки низко летающего боевого самолета)

Д.1 –что это?

М1. – самолёт…

(Слышатся дальние разрывы бомб)

Д.2 – Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

М2 – Разве солнце все так же светит

Или вянут травы в садах?

Д3 – Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

М3 – Что случилась, скажи нам ветер?

: Неужели – это война

ВСЕ … ВОЙНА…

ЗАПИСЬ ЛЕВИТАНА О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ (ребята стоят на сцене и смотрят в одну точку… наверх)

(Девушка в чёрном балахоне идет по залу… останавливается… уходит за кулисы)

ЗА КУЛИСАМИ ПОД ТЯЖЕЛУЮ МУЗЫКУ

Она идёт тяжелым чугунным шагом, вся земля дрожит от ее шагов. Горит земля, и горит небо. Стой, война! (девушка останавливается) Не ходи дальше! Но война шагает и шагает… (девушка уходит)

(Выходят переодетые девочки и мальчики в военную форму)

Д1. Ах, война, что ж ты сделала, подлая

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Д2 – На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

Д3 – Нет не прячьтесь вы, будьте высокими.

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите вы… и всё-таки,

Постарайтесь вернуться назад.

М1. Ах, война, что ты подлая сделала?

Вместо свадеб разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

М2. Сапоги, ну куда от них денешься,

Да зеленые крылья погон…

Вы не слушайте сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

М3 – Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад…

До свидания, девочки, девочки…

Постарайтесь вернуться назад.

ПОД МЕДЛЕННУЮ МУЗЫКУ

М1 – Разве погибнуть

Ты нам завещала, Родина?

М2 – Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина.

М3 – Разве для смерти

Рождаются дети, Родина?

М4 – Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

М1 – Пламя ударило в небо!-

Ты помнишь, Родина?

М2 – Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

М3 – Славы у тебя никто не выпрашивал, Родина

М4 – Просто был выбор у каждого: я или Родина.

М1 – Клянусь: назад ни шагу!

Скорей я мёртвый сам

На эту землю лягу,

Чем эту землю сдам.

М2 – Клянусь, мы будем квиты

С врагом. Даю обед,

Что кровью будут смыты

Следы его побед!...

М3 – А если я нарушу

Ту клятву, что даю,

А если вдруг я струшу

Перед врагом в бою,

М4 – Суровой мерой мерьте

Позор моей вины:

Пусть покарает смертью

Меня закон войны!

(выходят девочки строевым шагом)

Д1 – Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Д2 – Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

Д3. – Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Д4 – Нет, это не заслуга, а удача –

Стать девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в день Победы стыдно б было мне!

(выходят раненные мальчики)

М1 – Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества – недалёкого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня,

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родную землю,

И выбрать нельзя.

М2 – В песке лицо. Лопатка. Я.

И никого живого кроме.

Но вижу, как на муравья

С виска упала капля крови

Солдаты мстят. А я – солдат.

И если я до мести дожил,

Мне нужно двигаться. Я должен.

За мной убитые следят.

М3. – Встречали смерть в горящем танке,

Встречали с флагом на штыке,

И в обороне, и в атаке,

И на берлинском пятачке.

Я ощущал ее всей кожей,

Всей шкурой… И поверьте мне:

Случайной смерти быть не может,

Когда живешь ты на войне.

(Выходит мальчик и девочка, держатся за руки)

М4 – Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожидаем своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой…

(за кулисами)

Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

(за кулисами)

Знали люди, что война – это пропасть, это гибель… Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, не смотря ни на что. Ждали, надеялись и писали письма.

(стоят все спиной к зрителям около занавеса, тот, кто читает письма, выходит на середину сцены)

Д1 - Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу;

Чтоб в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час

Ветер песню мою унесёт,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждёт

И любовь, и победу твою!

М1 - … Ты прости, что письмо,

Торопясь, отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка, - дневник

И как штурман – журнал…

Вот опять начинается….

Пятый раз в этот день начинают они наступление,

Пятый раз в этот день поднимаю бойцов я в штыки,

Пятый раз в этот день лишь порывом одним вдохновенья

Мы бросаем врага на исходный рубеж у реки!

Так я пишу. Пусть неточны слова

И слог тяжел, и выраженья грубы!

Но, жив я еще пока

А, значит, я с тобою…

Д2 (изображает старую матушку бойца)

На страницах застыли года.
Двадцать два ему будет всегда.
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро сын ушел в последний бой.

М2 - Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

(на сцене лежат девочки, накрытые курткой)

Д3 – Мы легли у разбитой ели.

Ждём, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Д4 – Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Д3. – Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ:

Д4 – «Выступать вперёд»

(девочки кричат ура и убегают за сцену)

За сценой…

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи…

Выходит девочка 4 с поникшей головой…(читает сквозь слёзы)

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав…

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живё1т.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветном платье

У иконы свечу зажгла.

… Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она… не ждала?!

ВЫХОДЯТ ВСЕ:

М1 – Помните! Через века, через года,- помните!

Д1 – О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

М2 – Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Д2 – Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

М3 – Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Д3 – Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

М4 – Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Д4 – Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

М1 – Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Д1 – Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаем, -

ВСЕ: ПОМНИТЕ!

(ребята стоят на сцене, опустив голову, за кулисами:

Вновь скупал слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Объявляется минута молчания. Просим всех встать.

Просим садиться)

Левитан о победе… (все начинают обниматься, радоваться, целоваться, подкидывать шапки вверх…кричать ура)

М2 – Задохнулись канонады.

В мире тишина

На большой земле однажды

Кончилась война.

Д2 – Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

ВСЕ: Лишь бы не забыть,

М3 – Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла,

А в реке – меж берегами –

Кровушка текла.

Д3 – Эта память – верьте, люди –

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придёт война.

(Этот день победы)

Форма: Литературно – музыкальная композиция.

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Чтецы, он, она, почтальон, боец Балагуров, солдат.

Оборудование: магнитофон, DVD-проигрыватель.

Оформление: По середине баннер “С праздником Победы”, под баннером Орден победы, с правой стороны памятник воину – герою, с левой стороны экран.

“И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…”

Литературно-музыкальная композиция/

Звучит в исполнении духового оркестра песня “Пусть всегда будет солнце”.

Ведущий 1:

Каждую весну 9 мая, начиная с 1945 года, наш народ, все человечество отмечает светлый праздник День победы.

День Победы стал, пожалуй, самым великим праздником страны. На протяжении уже … лет мы отмечаем эту дату.

На немецкой земле родился фашистский зверь, который принес неисчислимые страдания народам. Если бы не героический подвиг советского народа, если бы не 22 миллиона наших воинов, погибших в кровавой битве за свободу человечества, мир был бы превращен в громадную душегубку, в адскую печь. 22 июня 1941 года на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. На защиту своего Отечества встал весь народ нашей страны.

Вспомним всех поименно.
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым, –
Это нужно живым.

Звучит “Реквием” и под музыку читают слова.

Ведущий 2:

Вам, рисковавшим жизнью на полях сражения;
Вам, ныне живущим, –
Вам, погибшим в битвах, умершим от ран в мирное время и чьими земляками нам выпала честь быть, –
Труженикам тыла, женщинам, вынесшим на своих плечах эту победу, –
Детям войны, тем, у кого она украла детство, –
Посвящается!

Звучит тихая спокойная мелодия, на фоне которой, читается стихотворение.

Стоя утренняя тишь,
Был смешан с медом воздух сочный;
Стекала капельками с крыш
Роса по трубам водосточным;
И рог пастуший в этот час,
И первый ранний запах снега…
Все, все на памяти у нас,
Все до подробности бесценных…

На сцену, взявшись за руки, выходят юноша и девушка, веселые, нарядные, у девушки букет сирени; звучит “Школьный вальс” (сл. М. Матусовского, муз, И. Дунаевского).

Пришел июнь-румянец года,
Обилье света и тепла,
И зацвела вокруг природа,
Палитрой красок ожила.

И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.

Разыгрывается инсценировка “Выпускники 41-го года”.

– Ну, вот и кончилась школьная жизнь, прошел выпускной бал.
– Интересно, что с нами будет лет через 20?
– Смотрите, самолет летит! Как красиво…
– Ой, да наш славка скоро так же летать будет, в летное поступает.
– А заболеете, ко мне приходите.
– Даша, ты так и мечтаешь врачом стать?
– А ты, Василий, куда думаешь?
– Я еще не решил.
– Пошли встречать рассвет.

Учащиеся:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала страна
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Утром у нас на пороге
Заполыхала война.

Звучит песня “Священная война” в исполнении духового оркестра. Юноша уходит, оборачивается, девушка ему машет косынкой. Уходят. Звучит песня в исполнении духового оркестра “Прощание Славянки”, выходят юноша и девушка, переодетые в солдатскую форму.

В далекий год, постясь с учителями,
Длину дорог, измерив фронтовых,
Мы держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и штыковых.

Отзвенела юность школьными звонками
Загремела взрывами гранат.
Провожала мама с мокрыми глазами,
До победы, спрятав аттестат.

Началась жестокая, страшная, героическая война против фашистских захватчиков.

Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие.

Ведущий 1:

Первыми на себя приняли удар пограничники Брестской крепости. Выиграть время дать стране опомниться от вероломного нападения – с этой мыслью сражались герои – пограничники. Сутки, вторые – казалось против танковых таранов горстке бойцов не удержаться. А Брестская крепость стояла. она держалась более месяца. На стене неизвестным солдатом высечена “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!”

Ведущий 2:

Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: “смерть немецким оккупантам!”, “Все для фронта, все для победы!” страна превратилась в грозный единый военный лагерь. В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.

Ведущий 1:

В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.

Здесь каждый дом стоит, как дот
И тянуться во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях.
Такой же крест поставишь ты,
Москва на всех врагах!

Ведущий 2:

Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

Показ кадров Парада.

Ведущий 1:

Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

Держась, как за личное счастье,
За каждую прядь земли, –
Мы под Москвой встали насмерть,
В грунт в промерзший вросли.

Ведущий 2:

Знаменитыми стали слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”.

Ведущий 1:

Сильнейшее, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Ведущий 2:

Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй Мировой войне, началом ее перелома.

Звучит песня “Брянский лес”, на экране слайды “Партизанское движение”.

Ведущий 1:

С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев были подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага. Партизаны наносили колоссальный ущерб врагу.

Чтец выходит в образе партизана и читает стихотворение.

Партизаны, партизаны,
Белорусские сыны!
Бейте врагов поганых,
Режьте свору окаянных,
Свору черных псов войны…
Вам опора и подмога
Белорусский наш народ.
Не страшит вас пусть тревога –
Партизанская дорога
Вас к победе приведет.

Слайд “Блокада Ленинграда”.

Ведущий 2:

В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. Фашистская армия отправляла в германию тысячи эшелонов с награбленным грузом. Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов… Это была фашистская стратегия голода.

Ведущий 1:

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Каждый, из которых отмечен подвигом, каждый из которых урок – мужества. В кольцо блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. Наступила зима 1941 года.

Видео кадры блокадного Ленинграда.

Ведущий 1:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады.

Я не хочу, чтоб голос Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб дзоты обнажались,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь собою унесли.

Ведущий 2:

Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелища и от хатынской боли
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Пусть мир взорвется криком
Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!

Слайд “Сталинградская битва”.

Ведущий 1:

В середине лета 1942 года началась Сталинградская битва. К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб.

Ведущий 2:

Гитлеровцы планировали пробиться к Волге, захватить стратегически важные объекты, поработить и истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов.

Ведущий 1:

В августе 1942 года Сталинград еще был мирным городом: девушки в летних платьях, парни загорелые, переполненные людьми трамваи… Как будто и не было минувших месяцев войны.

Ведущий 2:

Но война сразу напомнила о себе в день первой разрушительной бомбежки. Сталинград из глубокого тыла стал передовой. Да еще какой!

Открыты степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России
И всю ее закрыл собой.

Ведущий 1:

История человечества не знает больше такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители Сталинграда. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом.

Ведущий 2:

А кто защищал Сталинград? Кто стоял в нем железной стеной? Русские люди рядом с украинцами, белорусами, узбеками, грузинами, армянами… (Слайд).

“За Родину! Ни шагу назад!” – с этими словами шли в бой славные защитники Сталинграда.

С рассветом “тигры” шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами.
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.

И все же удержали рубежи
В июльской битве, оправдав надежды…
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.

Выключается свет на сцене, звучит песня в исполнении духового оркестра “Эх, дороги”, выходят солдаты на сцену и садятся вокруг костра. Включается свет.

Ведущий 2:

Шли солдаты на запад
По дорогам войны.
Выпадал среди залпов,
Может, час тишины.
И тогда на привале
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далек.

Что, ребята, носы повесили? Смотрите, почта идет!

Выходит почтальон.

Почтальон:

Здравствуйте, товарищи артиллеристы! Это я на третью батарею попал? Да? В таком случае для вас здесь ворох писем и груда телеграмм. От сестер, братьев, невест и мам. Сколько их! Из самых разных мест. (Раздает почту.)

Вам от друга телеграмма,
Вам письмо прислала мама,
Вам от брата,
Вам от деда,
Вам открытка от соседа.
Это вам. А это вам.
А вот Балагуров. Есть у вас такой?

Боец Балагуров:

А как же! Как ему не быть, вот он я! Давай, давай! О, аж два письма!

Ну и пишут тебе! Мне бы хоть весточку подали. Как они там? Под немцами были, может, теперь и не увижу их.

Слушай, Сергей, что ты так баян держишь? Ничего, друг, придут и тебе письма. Сыграй лучше что ни будь, а мы станцуем.

Эх, пляс – перепляс, перепляс почтовый!
Не забыли люди нас в этот день суровый.

Бойцы пляшут. Пляску прерывают звуки трубы – “сбор”. На сцене построение, раздаются звуки боя, пулеметная очередь.

Мы врагу любому скажем:
“Запугать не думай нас!”
Если Родина прикажет,
Будет выполнен приказ!

После слов бойца построились в одну шеренгу и читают стихи.

Ведущий 1:

Вот и закончилась короткая передышка. Снова зовет труба…

Четвертый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый год соленый пот и кровь рекой.
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,
А мне б до Родины дотронуться рукой.

Последний раз сойдемся завтра в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить.
А за нее и умереть совсем не страшно,
Хоть каждый все – таки надеется дожить.
Бойцы уходят со сцены.

Ведущий 2:

Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах.

Минута молчания. Звучит метроном. Выносится лента Георгиевская и венок с цветами и ставится у памятника “Неизвестному солдату”. После минуты молчания звучит песня “Журавли” в исполнении хора.

Ведущий 1:

Май 1945 года. Разве можно его забыть? он памятен каждому человеку кто был причастен к тому времени. Особенно тем, кто встречал великий День Победы далеко от родной земли в Берлине.

Видеокадры Победы.

Конец войне! Могучею лавиною
И опрокинут и раздавлен враг.
Конец войне! Над городом Берлином
Победно реет боевой наш флаг.

Ведущий 1:

Летят быстротечные годы, мелькают десятилетия. Прошло много лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но никогда народ не забудет своих героев. 65 лет нашей славной Победе. Снова майские дни. Тишина! 65 лет как убита война!

Чтецы под фонограмму песни “Победа остается молодой” читают стихи.

По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла победа
Великого девятого числа.

И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые –
Победа! Победа остается молодой.

Как быстро бы года не пробегали,
От нас не отдаляется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.

С тех пор салютов много отзвучало,
Но каждый день, прошедший без войны,
И каждая весна берет начало,
Свое тепло берет от той весны.

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в карай.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Ведущий 2:

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Звучит песня в исполнении духового оркестра “День Победы”, участники мероприятия все выходят на сцену и поют песню.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама