THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Читайте также:
  1. Административно-правовой статус законодательных и судебных органов
  2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ.
  3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
  4. Акты органов государственной власти субъектов РФ и акты органов МСУ как источники земельного права (на примере нормативно-правовых актов Тверской области и г. Твери).
  5. Акты органов ТОС
  6. Акты Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
  7. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
  8. Аналогия закона, аналогия права. Обычаи делового оборота. Значение актов высших судебных органов и судебной практики.
  9. Боевые повреждения органов брюшной полости. Классификация. Помощь и лечение на этапах медицинской эвакуации.
  10. Боевые повреждения органов грудной клетки. Классификация. Объем помощи на …
    этапах медицинской эвакуации.

В повседневной жизни под уходом за больными (сравните – ухаживать, заботиться) обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. К ним относится еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря. Уход подразумевает также создание больному оптимальных условий пребывания в стационаре или дома – тишины и покоя, удобный и чистой постели, свежего нательного и постельного белья и т.д. Значение ухода за больными трудно переоценить. Нередко успех лечения и прогноз заболевания всецело определяются качеством ухода. Так, можно, безукоризненно выполнить сложную операцию, но затем потерять больного из-за прогрессирования застойных воспалительных явлений в легких, возникших в результате его длительного вынужденного неподвижного положения в постели. Можно добиться значительного восстановления поврежденных двигательных функций конечностей после перенесенного нарушения мозгового кровообращения или полного сращения костных отломков после тяжелого перелома, но больной умрет из-за пролежней, образовавшихся за это время вследствие плохого ухода.

Таким образом, уход за больными является обязательной составной частью всего процесса лечения, влияющей в немалой степени на его эффективность.

Повсеместно, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост заболеваний дыхательной системы, которые вышли уже на 3-4-е место среди причин смертности населения. Что же касается, например, рака легких, то это патология по ее распространенности опережает у мужчин все остальные злокачественные новообразования. Такой подъем заболеваемости связан в первую очередь с постоянно увеличивающийся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продукции бытовой химии). Все это в настоящее время обуславливает актуальность своевременной диагностики, эффективного лечения и профилактики болезней органов дыхания. Решением этой задачи занимается пульмонология (от лат. Pulmois – легкое, греч. – logos – учение), являющаяся одним из разделов внутренней медицины.

В своей повседневной практике врачу приходится сталкиваться с различными заболеваниями дыхательной системы. В амбулаторно-поликлинических условиях, особенно в весенне-осенний период, часто встречается такие заболевания, как острый ларингит, острый трахеит, острый и хронический бронхит. В отделениях стационара терапевтического профиля нередко находятся на лечении больные с острой и хронической пневмонией, бронхиальной астмой, сухим и экссудативным плевритом, эмфиземой легких и легочно-сердечной недостаточностью. В хирургические отделения поступают для обследования и лечения больные с бронхоэктатической болезнью, абсцессами и опухолями легких.

Современный арсенал диагностических и лечебных средств, применяемых при обследовании и лечении больных с заболеваниями органов дыхания, является весьма обширным. Сюда относятся различные лабораторные методы исследования (биохимические, иммунологические, бактериологические и др.), функциональные способы диагностики – спирография и спирометрия (определение и графическая регистрация тех или иных параметров, характеризующих функцию внешнего дыхания), вневмотахография и пневмотахометрия (исследование максимальной объемной скорости форсированного вдоха и выдоха), исследование содержания (парциального давления) кислорода и углекислого газа в крови и др.

Весьма информативными являются различные рентгенологические методы исследования дыхательной системы: рентгеноскопия и рентгенография органов грудной клетки, флюорография (рентгенологические исследование с помощью специального аппарата, позволяющего делать снимки размером 70X70 мм, применяющееся при массовых профилактических обследованиях населения), томография (метод прослойного рентгенологического исследования легких, точнее оценивающий характер опухолевидных образований), бронгография, дающая возможность с помощью введения в бронхи через катетер контрастных веществ получить четкое изображение бронхиального дерева.

Важное место в диагностике заболеваний органов дыхания занимают эндоскопические методы исследования, представляющий собой визуальный осмотр слизистой оболочки трахеи и бронхов и помощью введения в них специального оптического инструмента – бронхоскопа. Бронхоскопия позволяет установить характер поражения слизистой оболочки бронхов (например, при бронхитах и бронхоэктатической болезни), выявить опухоль бронха и взять с помощью щипцов кусочек ее ткани (провести биопсию) с последующим морфологическим исследованием, получить промывание воды бронхов для бактериологического или цитологического исследования. Во многих случаях бронхоскопию проводят и с лечебной целью. Например, при бронхоэктатической болезни, тяжелым течении бронхиальной астмы можно осуществить санацию бронхиального дерева с последующим отсасыванием вязкой или гнойной мокроты и введением лекарственных средств.

Уход за больными с заболеваниями органов дыхания обычно включает в себе и ряд общих мероприятий, проводимых при многих заболеваниях других органов и систем организма. Так, при крупозной пневмонии необходимо строго придерживаться всех правил и требований ухода за лихорадящими больными (регулярное измерение температуры тела и ведение температурного листа, наблюдение за состоянием сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, уход за полостью рта, подача судна и мочеприемника, своевременная смена нательного белья и т.д.) При длительном пребывании больного и в постели уделяют особое внимание тщательному уходу за кожными покровами и профилактике пролежней. Вместе с тем уход за больными с заболеваниями органов дыхания предполагает и выполнение целого ряда дополнительных мероприятий, связанных с наличием кашля, кровохарканье, одышки и других симптомов.

Кашель представляет собой сложнорефлекторный акт, в котором участвует ряд механизмов (повышение внутригрудного давления за счет напряжения дыхательной мускулатуры, изменения просвета голосовой щели т.д.) и который при заболеваниях органов дыхания обусловлен обычно раздражением рецепторов дыхательных путей и плевры. Кашель встречается при различных заболеваниях дыхательной системы – ларингитах, трахеитах, острых и хронических бронхитах, пневмониях и др. Он может быть связан также с застоем крови в малом кругу кровообращения (при пороках сердца), а иногда имеет центральное происхождение.

Кашель бывает сухим или влажным и выполняет часто защитную роль, способствуя удалению содержимого из бронхов (например, мокроты). Однако сухой, особенной мучительный кашель, утомляет больных и требует применения отхаркивающих (препараты термопсиса, и пекакуаны) и противокашлевых средств (либексин, глауцин и др.). В таких случаях больным целесообразно рекомендовать теплое щелочное тепло (горячее молоко с боржомом или с добавлением ½ чайной ложки соды), банки, горчичники).

Нередко кашель сопровождается выделением мокроты: слизистой, бесцветной, вязкой (например, при бронхиальной астме), слизисто-гнойной (при бронхопневмонии), гнойной (при прорыве абсцесса легкого в просвет бронха).

При наличии мокроты необходимо определять ее суточное количество, которое может колебаться от 10-15 мл (при хроническом бронхите) до 1 л и более (при бронхоэктатической болезни). Больной должен сплевывать мокроту в индивидуальную плевательницу, на дно которое наливают небольшое количество 0,5% р-ра хлорамина. Плевательницы ежедневно опорожняют, тщательно промывают, дезинфицируют. Суточное количество каждый день отмечают в температурном листе.

Очень важно добиться свободного отхождения мокроты, поскольку ее задержка (например, при бронхоэктатичской болезни, абсцессе легкого) усиливает интоксикацию организма. Поэтому больному помогают найти положение (так называемое дренажное, на том или ином боку, на спине), при котором мокрота отходит наиболее полно, т.е. осуществляется эффективный дренаж бронхиального дерева. Указанное положение больной должен принимать раз в день в течении 20-30 минут.

При наличии у больного мокроты возникает у необходимость ее повторных исследований – микроскопических, бактериологических и т.д. Наиболее достоверные результаты получаются в тех случаях, когда мокроту получают при бронхоскопии. При этом в нее не попадает слюна, микроорганизмы полости рта. Однако часто больной сам сдает мокроту, сплевывая ее в чистую стеклянную баночку. Поэтому перед сбором мокроты, таким образом, больной должен обязательно почистить зубы и прополоскать рот. Мокроты в количестве 4-5 мл собирают утром, когда она наиболее богата микрофлорой.

Дыхательная система новорожденного ребенка очень сильно отличается от той, которая есть у взрослого человека, а поэтому уход за ней должен быть очень тщательным. В первые недели своей жизни ребенок дышит благодаря тому, что мышцы диафрагмы могут нормально сокращаться. Взрослый же человек дышит за счет мышц брюшного пресса. Это и есть самым большим и главным отличием. Стоит отметить, что если у ребенка будут проблемы с пищеварением, то это сразу же отразится на состоянии дыхания. Это значит, что нужно следить, чтобы у ребенка не возникало запоров, газообразования и так далее. Все это влияет на дыхание и крохе становится дышать труднее из-за сильной нагрузки на диафрагму.

Что делать, чтобы ребенок не болел

Из-за того, что органы дыхательной системы очень нежные, то в первые месяцы жизни малыша нужно сильно беспокоиться о профилактике заболеваний дыхательной системы. Стоит отметить, что они находятся на первом месте в списке болезней новорожденных детей. Что же надо сделать, чтобы ребенок не подхватил бронхит, ларингит, простуду или же вирусный ринит?

В первую очередь нужно побеспокоиться о здоровом микроклимате в помещении, где ребенок больше всего проводит времени. Температура должна быть в среднем 22-24 градуса. Также не забывайте о влажности воздуха, особенно зимой, когда отопление делает воздух очень сухим. Если в комнате будет высокая температура и сухой воздух, то это крайне отрицательно скажется на состоянии слизистой оболочки носоглотки. Из-за того, что она будет выделять мало секрета, туда могут легко попасть вирусы и спровоцировать то или иное заболевание. Контролируйте температуру в помещении и влажность: тогда риск заболевания дыхательной системы у малыша значительно снизится.

Также многие мамы делают одну и ту же ошибку, когда закутывают ребенку лицо во время прогулки на свежем воздухе. Не стоит этого делать, ведь тогда ребенок привыкает к «тепличным условиям» и когда попадает на свежий воздух без укутывания, то очень быстро начинает болеть. Даже небольшое количество холодного воздуха в дыхательных путях может вызвать серьезное простудное заболевание с осложнениями.

Как уже повторялось неоднократно, что носовые ходы у малыша очень узкие. В первые несколько месяцев жизни нужно обязательно проверять их на наличие корочек и если они есть, то удалять их. Не стоит использовать для этой цели ватные палочки, ведь вы можете повредить слизистую оболочку носа. Лучше сделайте небольшой жгутик из ваты или марли и очистите носик им, предварительно увлажнив носовые ходы.

Если у ребенка наблюдается насморк, то не забывайте убирать слизь, ведь малыш не умеет дышать ртом и может просто задыхаться от того, что его носик будет забитым. Для того, чтобы убрать слизь можно использовать специальное приспособление или же, если есть необходимость, то по назначению врача используйте сосудосуживающие капли. Они также способны решить данную проблему.

Когда наступает период повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ, то не стоит забывать о профилактике данных заболеваний, но не только у ребенка, а и у всех членов семьи. Для этого нужно посоветоваться с врачом и он подскажет, какое именно средство подойдет в данном случае. Также отличной профилактикой есть грудное вскармливание ребенка и тщательный уход за ним.

Желательно также постепенно закаливать ребенка. В дальнейшем это поможет избежать ему многих заболеваний и осложнений со стороны дыхательной системы. Также будет положительное влияние на развитие мышц и в целом на весь организм. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе, которые также могут стать частью закаливания крохи.

Система органов дыхания выполняет жизненно важную функцию- насыщение крови, протекающей через легкие, кислородом и удаление из неё избытка углекислого газа. Этот процесс складывается из лёгочной (альвеолярной) вентиляции, т.е. непрерывного обновления воздуха в альвеолах, и диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану. При заболеваниях органов дыхания могут поражаться бронхи, лёгочная альвеолярная ткань, кровеносные сосуды, плевра, что сопровождается появлением различных симптомов и нередко приводит к нарушению функции лёгких.

Заболевания дыхательной системы являются одними из наиболее частых, нередко протекают тяжело и являются причиной инвалидизации и смерти больных. Эффективность лечения таких больных во многом зависит от тщательного ухода за ними. Особенности ухода за больными с заболеваниями органов дыхания в основном обусловлены их главными симптомами.

Кашель является одним из наиболее частых симптомов при заболеваниях органов дыхания. Это защитный рефлекс, направленный на эвакуацию патологического содержимого бронхов - мокроты, а также инородных тел. Реже кашель возникает при воспалении плевры или раздражении рецепторов бронхов при сдавлении опухолью или увеличенными лимфоузлами. В таких случаях кашель по характеру сухой и защитно-приспособительного значения не имеет.

При отделении мокроты необходимо учитывать её количество и характер (серозная, слизистая, слизисто-гнойная, кровянистая, гнилостная). Сплёвывать мокроту больной должен в специальную плевательницу из тёмного стекла с завинчивающейся крышкой или чистую баночку. После осмотра мокроты плевательница для обеззараживания заливается на 1 час раствором антисептика (3% хлорамин), а затем содержимое сливается в канализацию, плевательница тщательно промывается и подвергается кипячению в 2% растворе гидрокарбоната натрия в течение 15 минут.

Для исследования в лабораторию направляют утреннюю мокроту, а при скудном её отделении – всё суточное количество. Перед сбором мокроты больной должен почистить зубы и прополоскать рот, чтобы исключить загрязнения мокроты содержимым полости рта.

Недопустимо сплёвывание мокроты на пол, в платок, полотенце, так как это может привести к заражению окружающих предметов и воздуха патогенной микрофлорой, а также появлению неприятного запаха в палате. Лишь в некоторых случаях, когда тяжелобольной не может сплёвывать мокроту в плевательницу, медсестра может дать ему чистую салфетку или марлю, которую своевременно должна заменять, протирая загрязнённую кожу лица. При отделении мокроты со зловонным запахом в плевательницу рекомендуется добавить небольшое количество раствора перманганата калия.

Для обеспечения чистоты воздуха в палате ежедневно должны проводиться: влажная уборка (3 раза в день), облучение палаты 30-40 минут кварцевой лампой. Палата должна своевременно проветриваться.

С целью разжижения мокроты и облегчения её отделения больным, если нет противопоказаний, назначается обильное тёплое питьё. При некоторых заболеваниях (бронхоэктатическая болезнь, абсцесс лёгкого) мокрота лучше отходит в определённом положении больного, оттекая в крупные бронхи под действием силы тяжести. Медсестра должна помочь больному 2-3 раза в день на короткое время принять такое положение. Обычно это положение на здоровом боку, если же имеется двусторонний процесс, то положение больного меняется с одной стороны на другую и затем голова опускается ниже уровня ног, при этом она свисает с кровати на 10-15 и более минут в зависимости от состояния больного. Это носит название дренаж положением (постуральный дренаж).

При сухом непродуктивном кашле по назначению врача могут назначаться обезболивающие или противокашлевые средства, а также отвлекающие процедуры- горчичники, банки.

Одышка – частый симптом болезней органов дыхания, она может быть лишь субъективным ощущением недостатка воздуха, затруднённого дыхания или регистрироваться объективно по учащению дыхания. По характеру различают одышку инспираторную, экспираторную (соответственно ощущению затруднения вдоха и выдоха) и смешанную. Причинами одышки могут быть нарушение движения воздуха по бронхам, выключение из дыхания части легочной ткани (воспалительный процесс, развитие соединительной ткани).

Глубокому дыханию препятствуют боли в грудной клетке, возникающие при сухом плеврите. Крайнюю степень одышки представляет удушье при бронхиальной астме, возникающее обычно приступообразно. Появление одышки, как правило, указывает на наличие дыхательной недостаточности, поэтому медсестра, заметив появление или усиление у больного одышки, должна сообщить об этом врачу.

Тяжесть одышки можно оценить по частоте дыхания. У взрослого частота дыхания в покое не превышает 20 в одну минуту. Подсчитывать частоту дыхания следует так, чтобы больной не заметил этого, например, при исследовании пульса или положив руку на грудную клетку больного. Кроме частоты дыхания, медсестра должна следить за ритмичностью дыхательных движений, так как при расстройствах дыхания может нарушаться его ритмичность.

При выраженной одышке или удушье тяжёлому больному необходимо помочь принять в постели полусидячее или сидячее положение, освободить его от тяжёлого одеяла, стесняющей одежды. При возможности следует открыть форточку или окно, но надо следить за тем, чтобы больной при этом не охладился и не простудился.

Действенной мерой борьбы с дыхательной недостаточностью является оксигенотерапия (лечение кислородом). Наиболее распространённым является способ подачи кислорода через носовой резиновый или пластиковый (№10) катетер, укреплённый лейкопластырем у носового отверстия больного. Кислород подводится по централизованной системе или из индивидуального баллона со скоростью 2-3 л в минуту. Предварительно для увлажнения его пропускают через аппарат Боброва с водой или, лучше, - через ультразвуковой распылитель. При тяжёлой дыхательной недостаточности для повышения концентрации кислорода во вдыхаемой смеси до 40-50% используют подачу кислорода через кислородные маски. Во время транспортировки больных при отсутствии портативных дыхательных аппаратов могут использоваться кислородные подушки.

Длительное вдыхание обогащённой кислородом смеси в ряде случаев приводит к нежелательному урежению и уменьшению глубины дыхания вследствие угнетения дыхательного центра. При этом в крови накапливается избыток углекислого газа. Для профилактики этого явления по назначению врача делаются перерывы между ингаляциями кислородно-воздушной смеси.

Кровохарканье - выделение с кашлем чистой крови (до 50 мл в сутки) или мокроты с примесью крови. Этот симптом требует серьёзного внимания, так как кровохарканье может перейти в угрожающее жизни лёгочное кровотечение. Источником кровотечения являются бронхиальные артерии (бронхоэктатическая болезнь) или лёгочные артерии (туберкулёз, абсцесс, рак лёгкого, инфаркт, пневмония). При значительной кровопотере наблюдаются бледность кожи, холодный пот, частый пульс, снижение артериального давления. При обнаружении кровохарканья медсестра должна немедленно сообщить об этом врачу. Назначается строгий постельный режим или ограничение двигательного режима. При лёгочном кровотечении больному запрещается разговаривать. Рекомендуется положение в постели с приподнятым головным концом. Отменяются отхаркивающие средства, банки, горчичники. При сильном кашле назначаются противокашлевые средства. Еда и питьё должны быть холодными, пища - полужидкой. Медсестра должна проводить тщательное наблюдение за общим состоянием больного, контролировать пульс и артериальное давление. Все врачебные назначения должны выполняться пунктуально. Необходимо иметь наготове стерильные шприцы и иглы, системы для инфузионной терапии, переливания крови.

Боли в грудной клетке. Лёгочная ткань и бронхи лишены болевых рецепторов, поэтому боли при заболеваниях органов дыхания появляются при поражении плевры. Они имеют колющий характер, усиливаются при дыхании, кашле. Медсестра должна помочь больному найти положение, в котором дыхательные экскурсии грудной клетки на больной стороне минимальны, например, лёжа на больном боку, хорошо укрыть его. При сильных болях назначаются обезболивающие средства.

Повышение температуры тела. При воспалительных заболеваниях органов дыхания часто наблюдаются лихорадка. Повышение температуры сопровождается ознобом. Медсестра должна следить за тем, чтобы больной был тепло укрыт. Можно обложить его тёплыми грелками, дать горячее питьё. В помещении должно быть тепло. Это следует учитывать при проветривании в холодное время года. На фоне снижения температуры нередко наблюдается сильное потоотделение. Такие больные нуждаются в частой смене белья. Потеря жидкости с потом должна компенсироваться обильным питьём (чай, клюквенный морс, соки).

У некоторых больных острой пневмонией, особенно злоупотребляющих алкоголем, на фоне выраженной интоксикации, лихорадки могут развиваться острые психозы. У них наблюдается неадекватное поведение, зрительные и слуховые галлюцинации, выраженное двигательное возбуждение. Такие больные нуждаются в тщательном наблюдении. Иногда организуется индивидуальный сестринский пост. При двигательном возбуждении, агрессивных действиях, суицидных попытках больных следует фиксировать в кровати специальными ремнями. Медсестра должна следить, чтобы, фиксирующие ремни не вызывали расстройства кровообращения в конечностях.

4.3 Бронхиты.

Воспалительные заболевания бронхов


Стандарты сестринской деятельности при бронхитах

I. Возможные нарушения потребностей:

1) Физиологические:

Дышать (боли по ходу трахеи, одышка)

Спать (кашель, одышка, удушье).

Двигаться (одышка, удушье).

Поддерживать температуру (лихорадка).

Есть (отсутствие аппетита).

Пить (необходимость обильного приёма жидкости: соки, морсы).

2) Психо-социальные:

Общаться (усиление кашля, одышки при разговоре).

Нарушение самореализации (ограничение трудоспособности).

Работать (ограничение трудоспособности в связи с наличием факторов риска: переохлаждение, задымлённость, запыленность на работе).

Материальные трудности.

II. Проблемы пациента:

1) Физиологические:

Лихорадка.

Дискомфорт носоглотки.

Кашель сухой.

Кашель с мокротой.

Тяжесть за грудиной.

Затруднённое дыхание.

Интоксикация.

2) Психологические:

Отсутствие знаний о болезни.

Неадекватное отношение к болезни.

Страх перед развитием осложнений.

3) Социальные:

Снижение трудоспособности.

Материальные трудности.

Инвалидизация.

Социальная изоляция.

4) Потенциальные проблемы:

Риск развития осложнений.

Риск развития лёгочно-сердечной недостаточности.

Проблема пациента: Сухой кашель.

Цель: Кашель исчезнет в течение недели.

1. Успокоить пациента.

3. По назначению врача дать противокашлевые средства.

4. Обучать пациента правильному дыханию.

5. Осуществлять отвлекающие процедуры (горчичники на грудную клетку) при отсутствии лихорадки.

6. Обеспечить проведение ингаляции с использованием раствора натрия гидрокарбоната, горячего пара.

Проблема: Дефицит знаний о болезни.

Цели: Краткосрочная: Пациент будет знать о причинах развития и течении своего заболевания.

Долгосрочная: Пациент будет настроен на положительном исходе заболевания.

План сестринского вмешательства:

1. Рассказать пациенту о причинах развития и течении болезни.

2. Ознакомить пациента с возможными осложнениями данного заболевания.

3. Успокоить пациента, акцентировать его внимание на положительной динамике в течении болезни.

4. Привести пример пациента, у которого был положительный исход данного заболевания.

5. Привлечь к беседе пациента, у которого при поступлении в стационар или при обращении к врачу была такая же проблема.

6. Постараться убедить пациента выполнять все назначения врача.

Проблема: Риск развития бронхиальной обструкции.

Цель: У пациента не разовьётся бронхиальная обструкция.

План сестринского вмешательства:

2. Убедить отказаться от курения или резко уменьшить количество сигарет, выкуриваемых за сутки.

3. Контролировать соблюдение режима питания, рекомендовать обильное питьё (морсы, соки).

4. Обучить пациента методике дыхательной гимнастики для стимуляции кашля и улучшения очищения бронхов, контролировать выполнение дыхательной гимнастики.

5. Проводить пациенту массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели.

6. Наблюдать за состоянием дыхания, подсчитывать ЧДД за 1 минуту периодически (на амбулаторном приеме, на дому).

7. Контролировать приём лекарственных препаратов, назначенных врачом.

8. Постараться убедить пациента выполнять все назначения врача.

Проблема: Одышка в покое.

Цели: Краткосрочная: У пациента уменьшится одышка.

Долгосрочная: Пациент не будет испытывать затруднения дыхания.

План сестринского вмешательства:

1. Обеспечить пребывание пациента в удобном положении в кресле, в кровати (приподнят головной конец до 40° - 60°).

2. Кормить в соответствии с диетой №10, ограничить жидкость до 1 л в сутки.

3. Проветривать палату в течение дня и перед сном (температура воздуха в палате +18°C).

4. По назначению врача подавать увлажнённый кислород.

5. По назначению врача медикаментозная терапия под контролем ЧД и пульса.

6. Научить родственников правилам ухода за больным и навыкам контроля за его состоянием.

Проблема: Одышка при физической нагрузке и при движении.

Цель: Пациент не будет испытывать одышки при физической нагрузке и при движении.

План сестринского вмешательства:

1. Объяснить пациенту необходимость ограничения физической нагрузки (смена профессии, места работы, ограничение физической нагрузки дома).

2. Обучить подъёму по лестнице (правильное дыхание, скорость, остановки).

3. Обучить лечебной физкультуре (по назначению врача).

4. Обучить приёмам дыхательной гимнастики.

5. Разработать диету с ограничениями соли и жидкости.

6. По назначению врача научить правильно применять лекарства и контролировать их приём пациентом.

7. Объяснить пациенту необходимость отказа от курения.


4.4 Бронхиальная астма.

Клиника Жалобы: - повторяющиеся приступы экспираторного удушья I – период предвестников: м.б. – раздражительность, приступообразный кашель, сухость во рту, носу, чихание, першение в горле, зуд кожи, одышка, учащенное мочеиспускание, ощущение особой «легкости», тошнота. II. - период разгара: - экспираторное удушье, дистанционные хрипы, непродуктивный кашель, головная боль Объективно: 1. Ортопноэ с фиксированным плечевым поясом. 2. Возбуждение. 3. Диффузный цианоз. 4. Холодный пот. 5.Бочкообразная гр.кл. (о. эмфизема легких). 6. ЧД>20 в мин 7.ЧСС>80 в мин. 8. АД повышено, м.б. ногти - «часовые» стекла, пальцы - «барабанные пал.» Пальпация: - голосовое дрожание ослаблено Перкуссия: - коробочный ПЗ, топографическая: опущена нижняя гр. лег., высота стояния верхушек, широкие п.Кренига, ↓экскурсия нижнего края легких. Аускультация: - ОВД, сухие свистящие и жужжащие хрипы, м.б. ВД с удлин. выдохом III. – период обратного развития: - отхождение «бронхиальной» пробки, внезапное прекращение удушья

Стандарты сестринской деятельности при бронхиальной астме.

I. Возможные нарушения потребностей пациента.

1) Физиологические:

Есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов).

Дышать (удушье, одышка).

Спать (приступы удушья по ночам, утром).

Двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке).

2) Психо-социальные:

Общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами - запахи духов).

Нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни, страх инвалидизации).

Работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами).

II. Возможные проблемы пациента.

1) Физиологические:

Экспираторная одышка.

Кашель с трудноотделяемой мокротой.

Неэффективность очищения дыхательных путей.

Сердцебиение

Головная боль.

Дискомфорт в носоглотке.

Бледность.

Слабость

Снижение физической активности.

Дыхательная недостаточность.

Сердечная недостаточность.

2) Психологические:

Депрессия из-за приобретенного заболевания.

Страх неустойчивости жизнедеятельности.

Недооценка тяжести состояния.

Дефицит знаний о болезни.

Страх из-за возможности возникновения повторных приступов.

Дефицит самообслуживания.

Уход в болезнь.

Дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами, изменение образа жизни.

Конфликтная ситуация в семье из-за необходимости расстаться с любимым животным.

3) Социальные:

Утрата трудоспособности, ивалидизация.

Материальные трудности в связи со снижением трудоспособности.

Социальная изоляция.

Отсутствие специалиста - аллерголога в той местности, где проживает пациент.

Невозможность смены жительства.

Проблема: Удушье.

Цели: Краткосрочная: Облегчить состояние пациента, купировать приступ;

Долгосрочная: Научить пациента справляться с начальными признаками удушья, предотвращая его развитие.

Сестринские вмешательства:

1. Исключить контакт с аллергеном.

2. Успокоить пациента.

3. Придать удобное положение (сидя с упором на руки).

4. Расстегнуть стесняющую одежду.

5. Научить пациента правильному дыханию (удлинённый и глубокий выдох).

6. Обеспечить доступ свежего воздуха (проветривание помещения 2-3 раза в день, оксигенотерапия) по 15-20 минут.

7. Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима.

8. Использовать отвлекающие средства (горчичники на грудную клетку, перцовый пластырь, ножные горчичные ванны)! При отсутствии аллергии на горчицу.

9. Дать горячий чай.

10. Использовать карманные ингаляторы (сальбутамол, беротек) по назначению врача, научить больных пользоваться ими:

Снять колпачок;

Встряхнуть;

Выдохнуть, не форсируя дыхание;

Мундштук плотно захватить губами, дно ингалятора вверху;

Синхронно с нажатием, вдохнуть;

Задержать дыхание на несколько секунд;

Выдохнуть через нос;

При использовании спейсера лекарственное вещество впрыскивается в него, а затем делается глубокий вдох, задержка дыхания, выдох через нос.

11. При отсутствии эффекта по назначению врача ввести медикаменты парентерально (эуфиллин, адреналин, преднизолон - под контролем АД.)

12. Контролировать цвет кожи, частоту дыхания, пульс, АД.

Проблема: Кашель с трудноотделяемой (вязкой) мокротой.

Цель: Проведение мероприятий, способствующих разжижению и отхождению мокроты.

План сестринского вмешательства:

1. Успокоить пациента.

2. Объяснить причину данного состояния и его преходящий характер.

3. По назначению врача дать отхаркивающие, бронхолитические, муколитические средства.

4. Обеспечить проведение ингаляции с использованием лекарственных сборов (мать-и-мачеха, морошка, подорожник, эвкалипт, хвоя) и прием их настоев.

При отсутствии аллергии на них.

5. Обучать пациента правильному дыханию, провести массаж грудной клетки, отвлекающие процедуры (горчичники).

6. При отхождении мокроты: обучить гигиене кашля, обеспечив индивидуальной плевательницей.

7. Проводить осмотр мокроты и её дезинфекцию 3% раствором хлорамина.

8. Разъяснить пациенту правила сбора мокроты на исследования (общий анализ, бактериологическое исследование, БК) для исключения сопутствующей патологии.

Проблема: Страх из-за возможности возникновения повторных приступов.

Цель: Краткосрочная: Успокоить пациента, научить правильному поведению при первых признаках удушья.

Долгосрочная: Пациент научится контролировать дыхание и предотвращать возможные приступы удушья.

План сестринского вмешательства:

1. Убедить пациента в необходимости обучения в «Астма – школе».

2. Ежедневно по 15 - 20 мин. проводить беседы о важности выполнения всех рекомендаций врача.

3. Разъяснить необходимость отказа от курения, важность занятия физ. культурой (плавание, лыжи, теннис), прогулки на свежем воздухе.

4. Рассказать пациенту о необходимости исключения контакта с аллергенами:

Гипоаллергенная диета (исключить яйца, мёд, рыбу, шоколад, спиртные напитки, цитрусовые, орехи и т.д.).

Влажная уборка в помещении, где живёт больной в его отсутствии ежедневно.

Замена постельных принадлежностей, содержащих перо и пух. Смена белья 1 раз в неделю.

Отказ от домашних животных.

5. Рассказать пациенту о вреде самолечения.

6. Разъяснить необходимость санации очагов инфекции (стоматолог, лор - врач - 1 раз в год)

7. Обучить пациента контролировать функцию дыхания, используя пикфлоуметр:

Вставьте конец («соску») в прибор, если он еще не вставлен. Убедитесь, что указатель установлен на нуле (позиция «L/ min»);

Держите PFM так, чтобы ваши пальцы не перекрывали отверстия и шкалу. Не перекрывайте отверстие на конце PFM;

Встаньте, если можете. Сделайте глубокий вдох, поместите PFM в рот и держите горизонтально, обхватив конец губами, затем дуньте со всей силой;

Отметьте число на шкале, указываемое указателем;

Верните указатель на «ноль» (позиция «L/min») и повторите процедуру еще два раза, чтобы получить три результата. Отметьте высший в таблице.

8. Объяснить необходимость проведения базисной терапии (кромоглин, интал) с целью профилактики обострений.

9. Обучить пользованию карманным ингалятором, объяснив необходимость его применения перед возможной физической и эмоциональной нагрузкой.

10. Познакомить пациента с человеком, страдающим бронхиальной астмой, соблюдающим все рекомендации и сохраняющим высокую работоспособность и эмоциональный статус.

Проблема: Риск утраты жизнедеятельности в результате удушья.

План сестринского вмешательства:

1. Срочный вызов врача

2. Купировать приступ удушья:

а) придать вынужденное положение;

б) расстегнуть стесняющую одежду, проветрить помещение, ингаляции увлажненного О 2 ;

в) отвлекающие мероприятия (горчичники, ножные ванны, горячий чай);

г) применение карманного ингалятора;

д) по назначению врача медикаментозная терапия.

3. Постоянное наблюдение за пациентом: состояние, сознание, цвет кожи и слизистых Ps ,АД, ЧД – каждые 15 мин.

4. Подготовить растворы, систему для в/в вливания и по назначению врача провести его.

5. При отсутствии эффекта перевод в ИТАР.

6. Подготовить все необходимое для интубации и катетеризации подключичной вены.

7. Помощь врачу при проведении реанимационных мероприятий.


Крупозная пневмония

(плевропневмония).

Пневмония – острое экссудативное воспаление паренхимы легкого крупозная очаговая сливная пневмония пневмония пневмония

Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания

К органам дыхания относятся легкие и дыхательные пути: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие (левое и правое), которые делятся на доли и сегменты. В правом легком различают 3 доли и 10 сегментов (3 в верхней доле, 2 в средней, 5 в нижней доле). В левом легком имеется 2 доли и 8 сегментов (4 в верхней доле и 4 в нижней). Дыхательные пути разделяются на верхние (нос, носоглотка, верхняя часть гортани) и нижние (нижняя часть гортани, трахея, бронхи).

Основной функцией органов дыхания является обеспечение организма кислородом, который необходим для нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. В легких постоянно происходит газообмен, в результате чего кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Дыхание регулируется дыхательным центром и корой головного мозга. Раздражение дыхательного центра и усиление интенсивности дыхания возможны при повышении в крови концентрации углекислого газа и уменьшении концентрации в крови кислорода. Это наблюдается при физической нагрузке, эмоциональном напряжении, при различных заболеваниях органов дыхания.

Наблюдая за дыханием, следует определить частоту дыхания. ритм дыхания, глубину и тип дыхания. В норме дыхательные движения ритмичные. Частота дыхательных движений у взрослого в покое составляет 16... 20 в 1 мин. У спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться до 6...8 в 1 мин.

Поверхностное дыхание чаще наблюдается в покое, а при физической нагрузке дыхание становится более глубоким.

Типы дыхания различаются в зависимости от преимущественного участия в дыхательных движениях грудной клетки или живота. Соответственно различают грудной тип дыхания (чаще у женщин), брюшной (чаще у мужчин) и смешанный.

Чтобы определить частоту дыхательных движений, нужно взять больного за руку как при исследовании пульса (чтобы отвлечь внимание больного, так как больной может произвольно изменить частоту, ритм и глубину дыхания), а другую руку положить на грудь или верхнюю часть живота (в зависимости от типа дыхания больного) и подсчитать число вдохов за 1 мин.

При заболеваниях органов дыхания больные могут жаловаться на кашель (сухой или с мокротой), кровохарканье, одышку, удушье, боль в грудной клетке (как правило, усиливающуюся при кашле и глубоком дыхании).

Кашель - сложный рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов мокроты или инородных тел. Мокрота образуется в результате воспалительных процессов в бронхах или легких. По своему характеру мокрота может быть слизистой, гнойной, с кровью. Выделение крови или мокроты с кровью во время кашля называется кровохарканьем. Кровь в мокроте может быть в виде прожилок, сгустков или равномерно окрашивать мокроту. Иногда может выделяться алая пенистая кровь, что свидетельствует о легочном кровотечении. Кровохарканье и легочное кровотечение сопутствуют таким серьезным заболеваниям, как туберкулез легких, рак легких, абсцесс легких и т. д. Легочное кровотечение является состоянием, угрожающим жизни, и требует неотложной помощи. Больного необходимо усадить, немедленно вызвать врача (скорую помощь), положить на грудь пузырь со льдом, дать выпить стакан холодной соленой воды.

Одышка - увеличение частоты дыхания и изменение продолжительности вдоха и выдоха (при заболеваниях органов дыхания чаще всего затруднен именно выдох). Затрудненный вдох чаще наблюдается при наличии инородных тел в дыхательных путях.

Удушье - затрудненное дыхание, чувство нехватки воздуха. Внезапно развившийся приступ удушья называется астмой. Различают астму бронхиальную и сердечную. Приступ астмы любого происхождения требует оказания неотложной помощи. Во время приступа бронхиальной астмы больной отмечает затруднение выдоха. Обычно в процессе приступа бронхиальной астмы больной принимает вынужденное положение: сидит на кровати, наклонившись вперед и опираясь руками о край кровати. Дыхание больного свистящее, слышное на расстоянии, глубокое, редкое.

При приступе бронхиальной астмы необходимо вызвать врача (скорую помощь). Если больной пользуется ингалятором для купирования приступа удушья, то следует помочь ему воспользоваться ингалятором:

снять с баллончика защитный колпачок и повернуть баллончик вверх дном;

встряхнуть баллончик с аэрозолем;

на вдохе больного нажать на дно баллончика (больной должен охватить губами мундштук баллончика);

после вдыхания содержимого баллончика больной должен задержать дыхание на несколько секунд.

Количество доз аэрозоля определяется врачом.

При заболеваниях органов дыхания часто назначается общий анализ мокроты. Мокроту собирают утром, натощак. Предварительно больному необходимо прополоскать рот водой. Мокроту для общего анализа собирают в чистую посуду (лучше всего в стеклянную, с достаточно широким горлом).

При назначении бактериологического анализа мокроты больному выдается стерильная плевательница. Мокроту для этого исследования собирают также чаще натощак, причем при сборе мокроты больной не должен касаться краев плевательницы руками и ртом, а после откашливания следует сразу же закрыть плевательницу крышкой.

При заболеваниях органов дыхания часто больному назначается вдыхание кислородно-воздушной смеси, чтобы уменьшить кислородное голодание. Лечение кислородом называется оксигенотерапией. В стационаре для оксигенотерапии используется сжатый кислород, хранящийся в металлических баллонах. В крупных лечебных учреждениях используется централизованная подача кислорода, когда кислородные баллоны находятся в специальном изолированном помещении, откуда кислород поступает к дозиметрам, где он увлажняется и подается больному через узкую резиновую трубку (катетер). Если в лечебном учреждении нет централизованной подачи кислорода, то оксигенотерапия проводится непосредственно из баштана через катетер, а увлажняется кислород при этом в аппарате Боброва. В домашних условиях кислород подается больному из кислородной подушки, также обязательно увлажненным. Для увлажнения кислорода из подушки необходимо обернуть мундштук 2... 3 слоями влажной марлевой салфетки. Затем мундштук прижимают ко рту больного и открывают кран подушки. Вдох больной делает ртом, а выдох носом.

Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания

Цель: Изучить основные симптомы при заболеваниях органов дыхания. Усвоить наблюдение за дыханием, подсчет числа дыхательных движений. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Ознакомить с инструментальными методами исследования и сбора мокроты для общего анализа, для анализа на микобактерии туберкулеза и атипичные клетки.


Рассматриваемые вопросы

2.Определение частоты, глубины, типа и ритма дыхания.

3.Уход за больными с заболеваниями органов дыхания.

4.Понятие об инструментальных методах исследования.

5.Сбор мокроты для общего анализа, для анализа на ми- кобактерии туберкулеза и на атипичные клетки.

6.Оксигенотерапия.


Контрольные вопросы по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки

1.Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания.

2.Патогенез клинической симптоматики при заболеваниях органов дыхания.

3.Определение частоты, глубины, типа и ритма дыхания.

4.Нарушение ритма дыхания с изменением глубины и частоты.

5.Уход за больными с заболеваниями органов дыхания.

6.Неотложная доврачебная помощь при кровохарканье, легочном кровотечении, кашле, приступах бронхиальной астмы.

7.Понятие об инструментальных методах исследования (спи-рографии, бронхоскопии, пневмотахометрии, бронхографии).

8.Пользование карманным ингалятором.

9.Сбор мокроты для общего анализа, для анализа на мико- бактерии туберкулеза и на атипичные клетки.

10.Выявление микобактерий туберкулеза с помощью методов флотации, люминесцентной микроскопии.

11.Дезинфекция плевательниц.

12.Метод оксигенотерапии.

13.Показания к проведению оксигенотерапии.

14.Техника безопасности при работе с кислородными при-борами.


Основные функции органов дыхания – обеспечение организма кислородом и выведение углекислого газа и воды.

Дыхание – основной жизненный процесс, задачей которого является поддержание постоянного газообмена, обмена кислорода и углекислоты:

1)между организмом и внешней средой или, точнее, между легочным (альвеолярным) воздухом и воздухом атмосферным – внешнее дыхание;

2)между легочным воздухом и кровью – легочное дыхание;

3)между кровью и тканями нашего тела – внутреннее или тканевое дыхание.


Непосредственной функцией органов дыхания являются только два первых вида дыхания. Здоровый взрослый человек производит от 16 до 20 дыхательных движений в минуту. За одно дыхательное движение следует считать вдох и выдох. Частоту дыхательных движений определяют по экскурсии грудной клетки. При физической нагрузке дыхание учащается, во время сна – урежается. Однако учащение и урежение числа дыханий может возникать и при наличии заболеваний у пациента. Увеличение числа дыхательных движений (более 20) называется тахипноэ, снижение числа дыханий (менее 16) – брадипноэ. У спортсменов, тренированных людей может быть физиологическое уменьшение числа дыханий за счет увеличения ЖЕЛ (жизненная емкость легких). Временная остановка дыхания называется апноэ. Между числом дыхательных движений и числом сердечных сокращений существует довольно стойкое соотношение, приблизительно 1:4.

Подсчет дыхания следует производить незаметно для больного. С этой целью берут руку больного, как бы для оп-ределения пульса, а вторую руку кладут на грудную клетку, подсчитывая число ее движений за 1 минуту.

Во время осмотра пациента обращают внимание на характер дыхания, его ритм, частоту, глубину, которые регулируются дыхательным центром и корой головного мозга. Дыхание в норме должно быть ритмичным и умеренной глубины.

Раздражение дыхательного центра ведет к усилению интенсивности дыхания. Это возникает при повышении содержания углекислого газа в крови и уменьшении концентрации кислорода. Избыточная концентрация кислорода в крови наблюдается при гипервентиляции или вдыхании чистого кислорода и может привести к угнетению дыхательного центра, уменьшению частоты и глубины дыхания и даже к его остановке.

У здорового человека дыхательные движения осуществляются за счет сокращения дыхательных мышц: межреберных, диафрагмальных и частично мышц брюшной стенки. Различают грудной, брюшной и смешанный типы дыхания.

Патологические изменения дыхания могут быть при: 1) нарушении проходимости воздухоносных путей; 2) нарушении свойств легочной ткани; 3) изменении в плевре и плевральных полостях; 4) изменении со стороны грудной клетки.


Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания


Специфическим признаком заболеваний органов дыхания является кашель. Кашель является защитно-рефлекторным актом, направленным на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей инородных тел, слизи, мокроты. Кашлевой рефлекс способствует отхаркиванию. Кашель с выделением мокроты называют влажным, а без выделения мокроты – сухим. Необходимо помнить, что удаление мокроты из дыхательных путей – полезный для организма акт и с таким кашлем не следует бороться, надо только применять меры к тому, чтобы мокрота не была очень вязкой и легче выделялась. Сухой кашель, наоборот, никакой пользы не приносит. Он еще больше раздражает дыхательные пути и утомляет больного, поэтому необходимо принимать меры к его ликвидации.

Уход за больными с кашлем прежде всего определяется тем заболеванием, в результате которого возникает кашель. Так, при острых респираторных заболеваниях (острый ларингит, трахеит) сухой и болезненный кашель подавляют противокашлевыми лекарственными веществами, которые назначают внутрь, паровыми ингаляциями. Полезно давать больному теплый сладкий чай, теплое молоко с питьевой содой или, лучше с минеральной водой «Боржоми». Как отвлекающие средства широко применяют горчичники, ручные горячие ванны, согревающие компрессы на грудную клетку. При влажном кашле с выделением большого количества мокроты больному нужно придать такое положение, при котором лучше выделяется мокрота. Например, при абсцессе легкого больной должен лежать на здоровой стороне грудной клетки с приопущенной головой.

Одним из симптомов заболевания органов дыхания являются боли в грудной клетке. Они обычно связаны с вовлечением в воспалительный процесс плевры и возникают при воспалении легких и плевры. Для плевральных болей характерно появление их во время глубокого вдоха, кашле. Чтобы уменьшить боль в грудной клетке, больной старается дышать поверхностно и задерживает кашлевые движения. Он принимает вынужденное положение на больном боку, вследствие чего ограничивается движение плевры и уменьшаются боли. Для облегчения состояния этих больных нужно выбрать наиболее удобное положение, хорошо укрыть, поставить горчичники или смазать грудную клетку йодной настойкой. Если боли не уменьшаются от отвлекающей терапии, то больным по назначению врача дают обезболивающие препараты.

Грозным признаком легочных заболеваний является кровохарканье, т.е. появление крови в мокроте. Кровохарканье, даже незначительное, опасно, так как нельзя быть уверенным в том, что оно не перейдет в угрожающее жизни больного легочное кровотечение, требующее неотложных мероприятий. Больного с любым кровотечением надо успокоить, создать ему полный психический и физический покой, запретить разговаривать и курить. В постели следует придать больному возвышенное положение, со всех сторон обложить его подушками. Пищу надо давать в холодном виде, полужидкую, легкоусвояемую. Питье только холодное. Если известно, из какого легкого кровотечение, на эту сторону грудной клетки положить пузырь со льдом. При появлении кровохарканья во время кашля необходимо приостановить его всеми доступными средствами, так как кашель усиливает кровохарканье и ухудшает состояние больного. Необходимо помнить, что при кровохарканьи и легочном кровотечении банки, горчичники, грелки на грудную клетку строго противопоказаны. Если больной не в состоянии самостоятельно ополоснуть рот, медицинская сестра берет стерильную салфетку, наматывает на шпатель и осторожно протирает полость рта, удаляя остатки кровянистой мокроты. Дежурный медперсонал должен неотлучно находиться у постели больного до полного прекращения кровотечения. Необходимо следить за состоянием сердечно-сосудистой системы, так как возможны явления коллапса. Поэтому необходимо следить за пульсом, артериальным давлением и иметь наготове стерильный шприц с иглами для введения необходимых лекарственных средств.

Одышка – диспноэ (греч. dis – расстроенный, плохой; рпоё – дышать) – затрудненное, нарушенное дыхание. Оно сопровождается тягостным ощущением нехватки воздуха, в связи с чем больной дышит глубже и чаще. Одышка является защитно-физиологическим приспособлением, при помощи которого восполняется недостаток кислорода и выделяется накопившийся избыток углекислоты. Одышка возникает при целом ряде заболеваний, и как клинический симптом имеет большое диагностическое значение. Различают следующие виды одышки:

1.Инспираторная – характеризуется затяжным, удлиненным вдохом и возникает при рефлекторном спазме голосовой щели и нарушении проходимости крупных бронхов. При этом появляется шумный вдох.

2.Экспираторная – возникает при сужении просвета мелких бронхов и бронхиол вследствие спазма бронхиальной мускулатуры и уменьшении эластичности альвеол (при эмфиземе легких). Она характеризуется затрудненным выдохом и чаще всего наблюдается при бронхиальной астме, обструктивном бронхите. Во время приступа бронхиальной астмы больной, как правило, принимает вынужденное сидячее положение, опирается руками о кровать, что способствует вовлечению в дыхательный акт вспомогательных мышц.

3. Смешанная одышка, при которой одновременно затруднены вдох и выдох. Такая одышка развивается при значительном уменьшении дыхательной поверхности легких. Она бывает временной (при острой пневмонии, пневмотораксе) и постоянной (при эмфиземе легких).


Резко выраженная одышка, возникающая внезапно, называется удушьем. Удушье, возникающее приступами, носит название астмы. Астма может быть бронхиальной и сердечной.

Во время приступа бронхиальной астмы необходимо: придать больному возвышенное положение, подложить подголовник или несколько подушек под спину или приподнять верхнюю часть функциональной кровати, освободить больного от тяжелого одеяла и стесняющей одежды, открыть форточку или окно. Необходимо попытаться снять приступ карманным ингалятором (беротек, сальбутамол и др.), успокоить больного. С лечебной целью широко применяют кислород – оксигенотерапию. Одновременно необходимо вызвать врача.


Понятие об инструментальных методах исследования


Спирография – это метод, предназначенный для иссле-дования функции внешнего дыхания. При помощи этого метода можно определить основные параметры дыхания: дыхательный объем (ДО), резервные объемы вдоха и выдоха (РОвд., РОвыд.), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), минутный объем дыхания (МОД), форсированную жизненную емкость (ФЖЕЛ), максимальную вентиляцию легких (МВЛ), резервное дыхание (РД). На основании анализа полученных параметров можно в конечном итоге судить о наличии или отсутствии у пациента признаков дыхательной недостаточности и ее разновидностей (обструктивной или рестриктивной). Исследование проводится при помощи специального прибора – спирографа. Больного усаживают на стул перед аппаратом. В рот пациент берет специально обработанный стерильный резиновый загубник, а на нос накладывается специальная клемма, создается замкнутая система, весь выдыхаемый воздух поступает в аппарат. Включается лентопротяжный механизм и на движущейся ленте бумаги при помощи писчика записывается кривая спирограммы в виде осцилляций. После записи производится анализ спирограммы и высчитываются основные дыхательные объемы, которые сравниваются с должными величинами.

Подготовка спирографа к работе: резиновые загубники после использования замачиваются в 0,5% растворе хлорамина на 2 часа, затем стерилизуются кипячением в течение 45 минут.

В настоящее время современные спирографы снабжены компьютерным программным обеспечением и после записи спирограмм их анализ осуществляется автоматически.

Пневмотахометрия – метод исследования механики дыхания, основанный на измерении скорости движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Графическая запись скорости и объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха осуществляется при помощи прибора пневмотахографа, а сама запись называется пневмотахограммой. Пневмотахометрия – простой метод, позволяющий ориентировочно определить наличие у больного признаков обструктивной и рестриктивной дыхательной недостаточности по скоростным характеристикам вдоха и выдоха.

Конструктивно пневмотахометр представляет собой металлическую трубку, на которую надеваются съемные обработанные стерильные пластмассовые наконечники и пациент попеременно делает максимально энергичные вдох и выдох. Проходящий через металлическую трубку воздух поступает в регистрирующий блок прибора, где определяется скорость воздушного потока вдоха и выдоха.

Подготовка пневмотахометра: съемные пластмассовые наконечники (загубники) замачиваются в 0,5% растворе хлоромина на 2 часа, прополаскиваются дистиллированной водой и протираются спиртом.

Бронхоскопия – современный метод, позволяющий при помощи гибкого фибробронхоскопа осмотреть слизистую оболочку трахеи и разветвлений бронхов, а при необходимости взять для исследования промывные воды бронхов и кусочки тканей для биопсии. Рабочая часть фибробронхоскопа состоит из гибкой стекловолоконной ткани, по которой изображение внутренних структур дыхательных путей проводится по световодам к окуляру врача-эндоскописта. Благодаря гибкости рабочей части современные фибробронхоскопы позволяют осмотреть просвет бронхов до 4-5 уровня. Через специальный биопсийный канал в бронхоскоп вводятся специальные щетки и биопсийные щипцы, которыми производится забор биопсийного материала.

Бронхография – рентгенологический метод с применением контрастного вещества, позволяющий выявить деформации, сужения или, наоборот, расширения (бронхоэктазы) бронхов.

После анестезии верхних дыхательных путей в трахею, а затем и центральный бронх справа или слева вводится стерильный резиновый катетер и через него – контрастное вещество (йодолипол), которое заполняет бронхи. После этого производится рентгенография легких.


Сбор мокроты для анализов


Взятие мокроты для общего анализа производится путем сбора либо утренней мокроты, полученной после сна, либо суточного количества мокроты. Утром мокроту лучше собирать до приема пищи. Больной должен хорошо почистить зубы и прополоскать рот. Выделению мокроты способствуют глубокое дыхание и покашливание. Если мокрота не выделяется, а исследование ее крайне необходимо для уточнения диагноза, тогда рекомендуется с целью провокации сделать больному ингаляцию 15% раствором хлорида натрия, приготовленном на 2% растворе бикарбоната натрия. Мокроту собирают в чистую сухую плевательницу с завинчивающейся крышкой, на которую наклеивают этикетку с указанием фамилии и инициалов больного, отделения, где лежит больной, даты и цели исследования.

Обработка плевательниц: Для обеззараживания мокроты плевательницу на 1/3 заполняют 2% раствором хлорамина, а для туберкулезных пациентов – 5% раствором хлорамина. Мокроту после обеззараживания сливают в канализационную сеть, а мокроту, собранную у больных туберкулезом, смешивают с опилками и сжигают в специальных печах. После использования плевательницу дезинфицируют в 3% растворе хлорамина (60 минут), а при туберкулезе – в 5% растворе хлорамина (240 минут). После этого плевательницу промывают проточной водой, высушивают и ставят на полку для хранения чистых плевательниц.

Взятие мокроты для исследования на микобактерии туберкулеза. Это исследование входит в общий анализ мокроты. Сбор мокроты такой же, как и для общего анализа. Однако если в дальнейшем проводится посев на среды, то мокроту собирают в стерильную плевательницу.

Выявление микобактерий туберкулеза с помощью метода флотации. Общий анализ мокроты не всегда позволяет выявить микобактерии туберкулеза даже при явных клинических проявлениях туберкулеза. В таких случаях проводят специальное исследование мокроты с применением метода флотации (всплывания). Отметим основные особенности этого метода: 1. Объем мокроты для исследования должен быть не меньше 100 мл, ибо в большем объеме больше шансов выявить микобактерии. В связи с этим нужный объем мокроты приходится собирать в течение 2-3 суток. Чтобы она не испортилась, ее необходимо хранить в техническом холодильнике. В лаборатории собранную мокроту выливают в узкогорлую бутылку емкостью 200 мл, добавляют равное количество 0,5% раствора едкого натра, встряхивают, ставят на водяную баню при температуре 55-56°С. Делают это для растворения комочков слизи и особенно так называемых «чече- виц», в которых чаще всего и находятся бактерии. После гомогенизации мокроты добавляют 1-1,5 мл бензина или толуола и дистиллированной воды до 200 мл, встряхивают. При отстаивании бензин всплывает и собирается в горлышке бутылки, увлекая за собой туберкулезные палочки. Этот верхний слой снимают пипеткой каплю за каплей и наслаивают на подогретое предметное стекло. После окраски по Цилю- Нильсену препарат рассматривают под микроскопом. В последние годы для улучшения выявляемости туберкулезных палочек широко используется метод люминесцентной микроскопии. Новация этого метода состоит в том, что приготовленные мазки дополнительно покрывают люминисцентным составом, а затем рассматривают под микроскопом с ультрафиолетовой подсветкой. При такой технологии туберкулезные палочки ярко светятся на голубом фоне.

Взятие мокроты для исследования на опухолевые (атипичные) клетки. Свежевыделенную мокроту собирают в чистую плевательницу или баночку и сразу же направляют в лабораторию, так как атипичные клетки быстро разрушаются.

Взятие мокроты для исследования на чувствительность микрофлоры к антибиотикам. Накануне исследования из баклабаратории получают стерильную плевательницу или чашку Петри. Мокрота собирается утром натощак. Перед сбором пациент чистит зубы и прополаскивает рот. Первая порция мокроты не собирается в плевательницу, а сплевывается. Последующая мокрота собирается в стерильную плевательницу и закрывается крышкой.


Оксигенотерапия


Это метод применения кислорода с лечебной целью. Основными показаниями для назначения оксигенотерапии является высокая кислородная задолженность в организме больного гипоксемией, у больных с хронической и острой дыхательной, а также сердечной недостаточностью. Подобные состояния возникают как исход таких заболеваний как хронические обструктивные бронхиты, эмфизема легких, пневмосклероз, во время тяжелого приступа бронхиальной астмы, при тромбоэмболии легочной артерии и др. К тяжелой сердечной недостаточности приводят декомпенсированные врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, кардиомиопатии и др. Основным проявлением сердечной и дыхательной недостаточности является выраженная одышка в покое, цианоз, отеки.

Для кислородной терапии, независимо от ее методов, разрешается применять только медицинский кислород. По существующим государственным стандартам, медицинский кислород должен содержать 99% кислорода, 1% азота и не иметь каких-либо других газообразных примесей (углекислота, метан, сероводород). Органолептически – это бесцветный газ, без вкуса и запаха. Баллоны с медицинским кислородом имеют емкость 40 л и содержат газообразный кислород под давлением 150 атм.

В связи с тем что кислород находится в баллонах под большим давлением, все лица, имеющие отношение к ис-пользованию, хранению и транспортировке кислорода, и, прежде всего, врачи, должны знать основные требования и правила безопасности, связанные с этими процедурами.

Баллоны, которые наполняются медицинским кислородом, должны быть окрашены в голубой цвет и иметь надпись черной краской «кислород», а также букву «М». Ввиду того, что кислород может применяться под давлением не более 2-3 атм., к баллону присоединяют специальный прибор – редуктор – для понижения давления. Кислородные баллоны при соблюдении определенной предосторожности безопасны в обращении. В то же время неосторожное обращение с ними может привести к нежелательным последствиям (взрыв и т. д.).

При пользовании кислородным баллоном необходимо помнить, что сжатый газообразный кислород при соприкосновении с маслами, жирами, нефтью активно вступает с ними в соединение, вызывает воспламенение и взрыв. Курить в помещении, где хранятся баллоны, категорически запрещается. Баллон следует предохранять от толчков и ударов. Хранят его в вертикальном положении, прикрепив к стенке в прохладном месте. При открытии вентиля баллона не рекомендуется становиться лицом к нему, так как попадание сильной струи кислорода на слизистую оболочку глаз может вызвать ожог и повредить зрение. В противопожарных целях в каждом помещении, где имеются кислородные баллоны, должны быть огнетушители для избежания несчастных случаев.

С лечебной целью чаще всего используется ингаляционный метод введения кислорода. Для этого применяют кислородную маску или носовые катетеры. Для катетеризации используют катетеры, в которых должно быть несколько отверстий. Катетер вводят в носовой ход и далее в глотку на глубину около 15 см (для взрослого человека). Перед введением катетер вначале кипятят, а затем смазывают вазелином и, держа перпендикулярно поверх лица, вводят в нижний носовой ход. Во избежание ожогов следует кислород увлажнить, пропуская его через воду. Для этого между баллоном и катетером вставляют банку с водой в аппарате Боброва.

В крупных лечебных учреждениях имеются стационарные установки, которые состоят из ряда кислородных баллонов. Баллоны соединены друг с другом и редуктором, от которых кислород по системе медных трубок попадает в палаты, где у каждой койки имеется кран для соединения с катетером или маской (централизованная подача кислорода). В некоторых случаях при острой и хронической дыхательной недостаточности проводят лечение в кислородной палатке.

Необходимо помнить, что существуют и не ингаляционные методы кислородной терапии. К числу внелегочных методов кислородной терапии относят: подкожное введение кислорода, орошение кислородом раневых и язвенных поверхностей, введение кислорода в плевральную и брюшную полости, в желудок, кишечник, кислородные ванны по типу углекислых или сероводородных. Хотя ни один из перечисленных методов не может обеспечить ликвидацию общей кислородной недостаточности, подобно тому, как это имеет место при ингаляционной кислородной терапии, тем не менее, каждый из них обладает достоинствами, которых лишен ингаляционный метод кислородной терапии.


Практические навыки

1.Сбор мокроты на анализы.

2.Умение пользоваться карманным ингалятором.

3.Подготовка системы и проведение кислородной терапии.

4.Определение частоты, глубины, типа и ритма дыхания.

5.Определение окружности грудной клетки.

6.Уход за больными с заболеваниями органов дыхания (создание удобного положения в постели).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама