ср, 06/15/2016 - 14:15 | МБДОУ БГО Центр...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
БГО Центр развития ребёнка - детский сад № 18
ПРОЕКТ
«Птицы наши друзья»!
учитель-логопед
Ластовыря И.А.
Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский.
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература».
Продолжительность: март-апрель.
Участники: воспитатели, дети, родители, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования.
Актуальность
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Основной задачей для родителей и воспитателей в обществе является воспитание детей активными, думающими личностями, способными на творческие подходы к любому делу. Это осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс передачи им знаний, но и от обратной связи - от позиции самого ребенка, его активности. Так работа по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности в нашем учреждении проходило через реализацию проекта «Птицы наши друзья». Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж. Руссо, Я.А. Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Реализация данного проекта дало возможность помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать у них умение рассказывать. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста или иметь наглядность. В этом нам помогает бесконечно разнообразный мир природы, который пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Проблема: Как мы можем помочь птицам весной?
Цель: формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
- Расширить представления дошкольников о птицах; умение оценивать их значимость в природе.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения за повадками птиц.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
- Вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников.
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Гипотеза: Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй будет способствовать формированию у дошкольников экологической культуры и прочных знаний о перелётных птицах, особенностях их поведения и питания.
Материально-техническое оснащение : аудиозаписи голосов птиц, набор открыток с изображением птиц, перья птиц, иллюстрации с изображением скворечников.
Планируемые результаты:
- Расширение кругозора детей о перелётных птицах.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие воспитанников и родителей в проектной деятельности по оказанию помощи птицам.
- Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Этапы осуществления деятельности по проекту
I этап: Подготовительный:
- разработка плана проекта;
- подбор художественной литературы по теме проекта;
- подбор наглядного и дидактического материала;
- изготовление совместно с детьми творческих работ;
- беседа с родителями с целью вовлечения их в проектную деятельность.
II этап: Основной (практический):
Реализация проекта осуществлялась через различные виды деятельности: игровую, познавательную, продуктивную.
- Игровая деятельность
Дидактические игры: «Каждую птицу на свое место», «Четвертый лишний», «Птицы, звери, насекомые», «Птицы, звери, рыбы», «Летает - не летает», «Найди маме птенца».
Дидактическое упражнение: «Птички и камешки», «Сложи птичку из частей».
Словесные игры: «Кто как кричит?», «Кто обедал в птичьей столовой?», «Кто больше назовёт примет?»
Игры-перевоплощения : «Все когда-то мечтают стать птицами», «Путешествие вмести с птицами».
Логоритмические упражнения : «Птички песенки поют», «Лебеди летят».
Пальчиковая гимнастика: «Десять цыплят», «Птичка».
Подвижные игры : «Скворечники», «Грачи и автомобили», «Гуси-лебеди», «Воробьи и вороны», «Стайка».
Познавательная деятельность
- Беседы о птицах: об их отличии от других животных, о видах птиц, о повадках, например, «Птицы – часть обитателей планеты Земля, как и мы», «Как человек может помочь птицам?».
- Рассматривание картинок, иллюстраций, презентаций о птицах.
- Знакомство с русским народным фольклором по теме проекта.
- Проведение НОД на тему: «Перелётные птицы» и дидактических игр.
Продуктивная деятельность
- Рисование рисунков на тему: «Птица». Выставка рисунков «Скворцы прилетели», «Грачи».
- Лепка из солёного теста «Жаворонки».
- Аппликация «Скворечник».
- Оригами «Грачи».
- Мастер-класс «Птица из фетра в подарок».
Работа с родителями
- Сбор материала и оформление альбома о птицах для детей. Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой информации о птицах.
- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).
- Выполнение домашних заданий (поделки, рисунки).
III этап – Заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей в смотре-конкурсе «Лучший скворечник».
- Оформление детьми и родителями альбома «Птицы наши друзья».
- Развлечение «Грачевник».
- Обобщение знаний в игре «Что? Где? Когда?»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому
Направлению развития детей № 57 «Веснянка» город Набережные Челны
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»
Сыртланова Л.Л. - старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 57» Веснянка» ,
Мурзаханова Ч.Ф. - воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 57 «Веснянка
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект « Птицы-наши друзья » подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 57 «Веснянка» |
Назначение проекта | Проект подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 57 «Веснянка» (далее Проект) разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. |
Сроки реализации проекта | 2 недели. |
Разработчик проекта | Старший воспитатель Сыртланова Лилия Линовна, Воспитатель Мурзаханова Чулпан Филгатовна |
Направление проекта | Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической культуры, |
Вид проекта: | Краткосрочный, групповой, творческий |
Продолжительность проекта : | 2 недели |
Участники проекта: | дети подготовительной к школе группе, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, |
Возраст детей | 6-7 лет. |
Образовательная область: | «Познание» экологическое воспитание . |
Характеристика проекта: |
|
По продолжительности: | краткосрочный. |
экологический; |
|
По доминиру-ющей деятельности: | смешанный, практико – ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески-игрового, познавательного проектов); |
По характеру содержания: | ребенок + семья + природа; |
По количеству участников: | коллективный, групповой (участвуют дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников , воспитатели ДОУ, узкие специалисты). |
По характеру участию ребенка в проекте: | участник от зарождения идеи до получения результата; |
По характеру контактов: | внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей; |
Данный проект разработан в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании
- Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу, 1989 г. для СССР 15.09.1990).
- Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23 -16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
- СанПиН 2.4.1.3049 -13 « «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 29.05.2013 № 28564 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26
- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы », Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Устав МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития № 57«Веснянка» Постановление Исполнительного комитета от 09.04. 2012г. №1875 .
Актуальность проекта:
*
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
*
Приоритетное направление в работе нашего детского сада:
познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
Тема проекта «Птицы-наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазии.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Целеполагание: Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании общей экологической культуры у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира –птицам.
Задачи:
Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать )
уточнить,
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
Развивать и стимулировать познавательную активность детей.
Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.
Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей
Принципы реализации проекта:
- Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
- Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
- Воспитательная ценность знаний и умений.
- Поиск согласия в решении главных вопросов.
- Осознанная деятельность всех участников педагогического проекта.
Методическая работа по проекту : формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс в условиях освоения умений реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Условия реализации проекта:
Заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.
Регулярность, системность организации работы
Создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.
Критерии эффективности проекта
Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов.
Предполагаемые результаты:
- Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и
многообразия мира птиц).
- Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой
деятельности).
- Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую
общественную деятельность)
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и на
зывать птиц, обитающих в Республике Татарстан
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному
поведению по отношению к живым объектам природы.
- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся
с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они
научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.
Смогут объяснить причины смены времен года.
- Ребята узнают значение птиц в жизни человека.
- Ребята узнают значение птиц в жизни природы.
- Ребята узнают много интересного из жизни птиц (домашние, лесные, птицы разных
континентов), научатся правильно ухаживать за комнатными птицами –канарейкой, волнистыми попугайчиками.
- Дети закрепят представления о птицах: условия жизни домашних и лесных
птиц и их детенышей-птенчиков, птиц полярных районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- У детей будут сформированы навыки ухода за птицами в уголке природы.
- Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы-птицами,
объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблю
дать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое
просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Возможные риски:
Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое
- мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
- информация в СМИ
- уголки природы в групповых помещениях;
- игротека;
- видеотека;
- методические и дидактические пособия, картотека.
- зеленая зона на участке детского сада (общий цветник, уголок сада, уголок леса со скворечниками, жасминовая аллея с гнёздышками соловьёв, и др).
Учебно-методическое.
- Пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,
коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.
- Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.
«Юный эколог»,
- методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ,
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М.В.Трофимова. И учёба и игра…Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир. , О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года,
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края,
В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Система работы по проекту включает:
- создание предметной среды - художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, самодельные альбомы родителей и детей.
- совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, дидактические
игры, игры – занятия, вечера досуга, тренинги, конкурсы, рисунков
- работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов-презентаций, само-
дельных альбомов, организация совместных досугов;
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
II этап – основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных мето
дов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах-
перспективно -тематический план
III этап – заключительный.
- Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
- Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
I. Игровая деятельность:
- Дидактические игры.
- Настольно-печатные игры.
- Театрализация.
- Подвижные игры.
- Упражнения на дыхание.
- Моделирование игровых ситуаций;
II. Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира.
III. Беседы.
IV. Решение проблемной ситуации.
V. Наблюдение за птицами.
1.Экскурсии
VI. Труд.
VII. Коммуникация.
VIII.Творческое рассказывание.
IX. Художественное творчество:
- Рисование.
- Лепка из пластилина.
- Аппликация.
X. Музыка.
XI. Работа с родителями.
- выставки рисунков и поделок;
- беседы, консультации, родительские собрания
- привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
- открытые просмотры для родителей НОД с детьми по данной тематике;
- участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
- участие в экскурсиях;
- размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек
- участие в создании детской книжки-малышки.
- участие в изготовлении кормушек для птиц.
- участие в акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Составление паспорта проекта
- Подбор детской художественной литературы для чтения
- Подбор презентации для просмотра
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
II этап – Выполнение проекта- основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах-перспективно-тематический план
Проведение с детьми бесед, игр
Чтение художественной литературы детям
Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций
III этап – Результаты заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке рисунков «Птицы-наши друзья»
- Проведение итоговое мероприятия конкурс «Лучшая кормушка для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
- Совместно с ребенком сделать кормушку.
- Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Перспективно-тематический план по проекту
Дни Недели | Формы, темы | Программное содержание | Словарная работа | Работа с родителями |
Понедельник | Познание / Коммуникация. Беседа "Птицы РТ" Совместная деятельность с педагогом. Художественное творчество - рисование. "Птицы - наши друзья" Чтение худ. Литературы | Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам. Учить передавать характерные особенности птиц, самостоятельно придумывать композицию рисунка. Воспитывать художественно - эстетический вкус. В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова | Класс птицы | Привлечь родителей к изготовлению скворечников. |
Вторник | Социализация / Коммуникация. Дидактическая игра "Расскажи о птице" Презентация "Перелетные птицы". Самостоятельная Художественная деятельность рисование- «Снегири на ветке рябины» | Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем. Закрепить названия перелетных птиц. учить передавать внешний вид снегирей. | Перелетные. | "Перелетные птицы", "Зимующие птицы". |
Среда | Чтение художественной литературы. Чтение сказки "Сорока" Художественное творчество - рисование. | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев. Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно - эстетический вкус. | Сорока - белобока, синичка, Сорочата, | Привлечь к подборке иллюстраций и материала о птиц. Изготовление книжки - малышки с поговорками, пословицами и потешками про птиц. |
Четверг | Социализация / Коммуникация. Подвижная игра "Птичьи стайки" Презентация книжки - малышки с пословицами, поговорками и потешками про птиц. | Закреплять знания о внешнем виде птиц, развивать наблюдательность. Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам. Знакомить с народным творчеством. Развивать память, внимание, слуховое восприятие. | Стая птиц | Изготовление мини альбомов про птиц. "Птицы Красной книги РТ", |
Заучивание стихотворений | «Воробей» Н. Рубцов. | |||
Пятница | Социализация/ Коммуникация. Сюжетно - дидактическая игра "Птицы прилетели на кормушку". Презентация "Птицы Красной книги РТ" | Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой. Развивать воображение детей в игре, мышление при решение проблемных вопросов. Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу РТ. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. | Гагара чернозобая, цапля, Беркут, Дятел | |
Оформление уголка книги | Подбор книг о птицах, | |||
Понедельник | Социализация / Коммуникация. Дидактическая игра "Знай и назови". Самостоятельная деятельность детей. Художественное творчество - лепка. | Закреплять знания детей названий птиц по описанию. развивать внимание, память, речь. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных птиц, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки. | Подборка стихов и загадок про птиц. |
|
Чтение худ. литературы: | Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин. | |||
Вторник | Чтение художественной литературы. чтение стихов и загадок про птиц. Социализация / Коммуникация. Настольно - печатная игра "Знаешь ли ты зимующих птиц" | Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок. Совершенствовать знания названий птиц. Развивать память, речь, внимание. | Совместные рисунки детей с родителями "Птицы - наши друзья" |
|
Оформление альбома: | Зимующие птицы, | |||
Подвижные игры | «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова». | |||
Среда | Непосредственная образовательная деятельность. Художественное творчество - аппликация. "Сказочные птицы." Презентация рисунков детей нарисованные совместно с родителями. | Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Воспитывать любовь к художественному творчеству. Продолжать формировать навыки творческого рассказывания. Развивать память, речь, воображение. | Жар - птица | |
Музыка | ||||
Четверг | Познание / Коммуникация. Беседа "Зимующие птицы нашего края" Презентация "Зимующие птицы" | Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам. Закрепить названия зимующих птиц, отмечать их характерные особенности. | Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм. | Изготовление кормушек для птиц акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой » |
Пятница | Выставка совместных рисунков детей и родителей | Птицы –наши друзья | Участие родителей в развлечении |
|
Лучшая кормушка для птиц. | Участие родителей в исзготовлении кормушек для птиц. |
Итоговое мероприятие- Конкурс на лучшую кормушку для птиц среди родителей.
Презентация проекта «Птицы – наши друзья» на педагогическом часе в ДОУ.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта позволит раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научатся:
Видеть проблемы;
Задавать вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать определения понятиям;
Классифицировать;
Наблюдать;
Проводить эксперимент;
Делать выводы и умозаключения;
Доказывать и защищать свои идеи.
Сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Проблему дети решают путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Список литературы :
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
- Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.
Приложение Правила поведения в природе
КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ
- Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
- Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
- Сметайте с кормушки снег.
- Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.
КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.
- Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
- Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
- Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
- Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
- Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
- Подкармливайте птиц зимой.
- В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
- Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.
Птицы – наши друзья
руководитель проекта:
Макарова Татьяна Борисовна
выполнили ученики 1 класса
Актуальность:
«Птицы и люди живут рядом друг с другом, но часто не обращают внимания друг на друга, иногда ссорятся, иногда радуются друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» Нужны ли птицы человеку?
Жизнь каждого вида птиц различна и своеобразна. Нет двух видов с одинаковым образом жизни. Изучение и понимание жизни птиц,наблюдение за пернатыми во время прогулок являются одной из важных ступенек к такому пониманию.
- Если мы будем больше знать об особенностях жизни птиц, то у нас будет больше шансов им помочь и сохранить редких и исчезающих птиц
Цель и задачи:
Цель: изучить особенности жизни некоторых видов птиц нашего края.
- Расширить и пополнить знания о птицах
- узнать какие бывают птицы, составить классификацию птиц
- Научиться различать диких и домашних птиц
- научиться узнавать изученных птиц
- сделать кормушку для птиц
- Сходить на экскурсию и понаблюдать за птицами
- Прочитать книги о жизни птиц
- Сделать птичек и кормушку
- Подготовительный (беседа, сбор информации, подготовка материалов)
- Этап реализации (проведение экскурсии, чтение литературы, изготовление кормушки)
- Обобщающий (подведение итогов, результаты проекта, вывод)
Дикие птицы
Птиц, которые прилетают к нам весной, а осенью улетают зимовать, а осенью улетают зимовать в тёплые края называют – перелётными.
Это скворцы, грачи, ласточки.
Грач являлся постоянным спутником пахаря.
Как только плуг начинал взрыхлять почву после долгой зимней спячки, грач тут же приступал к своей работе. Он ловко выхватывал из земли личинок, жучков, паучков, червяков и прочих козявочек и букашек.
- Многие виды скворцов - неплохие певцы, обладающие громким, немного скрипучим голосом; некоторые из них - превосходные пересмешники.
- Белая трясогузка тоже очень распространённая птица.
Дикие птицы
Птиц, которые остаются у нас зимовать и не улетают называют зимующими
- Эта птица известна всем. Воробья мы можем встретить круглый год в любом месте и не только у нас.
- Все дятлы - лесные жители, и в искусстве обращения с деревом им нет равных. Эти птицы превосходно лазают по вертикальным стволам деревьев, часто долбят их. Все дятлы, строители.
Результаты проекта
- Мы распределили птиц по группам:
Домашние и дикие
Перелётные и зимующие (осёдлые)
- Мы узнали, что изучением птиц занимается наука – орнитология (орнитологи)
- Мы узнали какую пользу приносят птицы людям
Люди и птицы друзья, они живут в тесной взаимосвязи и не могут друг без друга, поэтому люди должны помогать зимой птицам выжить, чтобы сохранить птиц, а птицы помогут людям сохранить зелёные леса и избавится от вредных насекомых.
Продолжительность: три недели (краткосрочный)
Тип: творческо - познавательный
Образовательная область: «Познавательное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .
Участники: воспитатели, родители, дети младшей группы.
Актуальность: во время прогулки на участке детского сада, при наблюдении за птицами, дети обнаружили, что птицы зимой не могут добывать корм с земли, из- под коры деревьев (семена, червячки и т.п.) . Они стали задавать вопросы – как им помочь? Чем же они будут питаться зимой?
Кроме этих вопросов у них возникали новые: Как появилась птица? Какие птицы живут у нас в городе?
В связи с этим нами было решено создать в группе проект «Птицы – наши друзья!!!» , чтобы показать и рассказать детям многое о птицах, в том числе, как помочь птицам в зимнее время года.
Цель проекта:
Углублять знания детей о птицах, обитающих в нашем городе; жизни птиц зимой.
Задачи проекта:
- расширять представление о птицах
- закреплять знания о птичьих повадках
- учить различать их по внешнему виду
- повышать двигательную активность на прогулке
- развивать наблюдательность, фантазию, творческие способности
- воспитывать любовь и бережное к окружающей природе
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
- создавать партнёрскую, эмоционально благоприятную атмосферу
- вовлекать родителей воспитанников в педагогический процесс.
Продукты проекта:
- изготовление кормушек совместно с родителями и детьми, воспитателями
- выставка книжек – малышек «Птицы» , «Птицы – наши друзья!!!»
- выставка «Каждой птичке по кормушке» - оформление участка совместно с родителями
- изготовление плаката «Птицы, окружающие нас!» .
Ожидаемый результат:
- формирование знаний о птицах, их повадках, отличительных особенностях
- формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать
- формирование знаний о том, какие птицы обитают в нашем городе
- реализация партнерских отношений в соответствии с ФГОС
- создание выставки мини- книжек «Птицы» , «Птицы - наши друзья!»
- вызывать радость от прогулок и наблюдений за птицами, участия в уходе за ними.
Этапы проекта:
- Подготовительный - чтение, рассматривание сюжетных картинок, наблюдение, разукрашивание картинок птиц нашего города, подвижные игры.
- Практический - изготовление кормушек, подготовка корма для птиц; изготовление книжек – малышек «Птицы» , «Птицы- наши друзья!» , создание плаката «Птицы, окружающие нас!»
- Итоговый - оформление выставки книжек – малышек и участка (развешивание кормушек, вместе с родителями)
Результаты проекты:
- Расширили представления о птицах
- Изготовили кормушки для птиц
- Создали интересную выставку книжек – малышек «Птицы» , «Птицы – наши друзья!»
- Создали плакат «Птицы, окружающие нас!»
- Совместно с родителями потрудились над оформлением участка.
Реализация проекта.
1 ЭТАП (5. 02. – 9.02.) - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Беседа с детьми о птицах.
- Рассматривание сюжетных картинок на тему «Птицы» .
- Разукрашивание картинок – птиц нашего города.
- Чтение произведения Л.Толстого «Птица свила гнездо…» , стихотворения А.Майкова «Ласточка примчалась…» , С.Маршака «Где обедал воробей…»
- Наблюдение за птицами на прогулке. Беседа о характерных признаках внешнего вида птиц.
- Подвижная игра «Голуби- воробьи» , «Воробушки и кот» , «Воробушки и автомобиль»
2 ЭТАП (12. 02. - 20. 02.) - ПРАКТИЧЕСКИЙ
- Изготовление кормушек с родителями и детьми, подготовка корма для птиц
- Изготовление книжек – малышек «Птицы» , «Птицы- наши друзья!» с помощью родителей
- Создание плаката «Птицы, окружающие нас!» совместно воспитатели, родители, дети.
3 ЭТАП (21. 02. - 22. 02.) – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Оформление выставки книжек – малышек
- Оформление участка (развешивание кормушек, вместе с родителями и детьми)
- Выставка плаката «Птицы, окружающие нас!»